Мастер – класс на тему: «Структурно-логическая технология как один из элементов повышения качества биологического образования»
статья по биологии

Правдина Наталия Аликовна

Мастер – класс на тему:

«Структурно-логическая технология как один из элементов

повышения качества биологического образования»

Подготовила учитель биологии высшей категории

ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка Правдина Н. А.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

основная общеобразовательная школа села Нижняя  Быковка

муниципального района Кошкинский Самарской области

Северо – Западный округ

prav.1972mail.ru

Цель: мастер–класса: ознакомить учителей биологии с элементами  структурно-логической технологии и их применением на уроках естественно-научного цикла.

Задачи:

  1. Рассмотреть основные виды опорных систем, используемых на уроках биологии;
  2. Поделиться опытом использования схем на уроках биологии;
  3. Провести практическую работу с коллегами по использованию алгоритма для составления схем.

   Н. А.: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь на ваше сотрудничество.  Я приглашаю вас к совместной работе и, надеюсь, наше сотрудничество будет плодотворным.

  Сегодня я хочу рассказать о том, как я использую на своих уроках элементы структурно- логической технологии, а именно схемы.

   Использование современных структурно-логических технологий является одним из важнейших ресурсов повышения качества урока как базовой единицы деятельности учителя.  

Структурно-логическая технология – технология, направленная на формирование у обучающихся способности самостоятельно, творчески осваивать учебный материал и применять полученные знания на практике.

   А структурно-логические схемы – это инструментарий для активизации всех познавательных способностей учащихся. (слайд № 2)

   Основными видами опорных систем на уроках биологии являются: таблицы, опорные схемы уроков и схемы. (слайд № 3)

    В чём же преимущества опорных систем? Опорные системы позволяют активизировать память, развивать творчество, развивать логическое мышление, развивать коммуникативные компетенции, а кроме того они позволяют экономить время!  (слайд № 4)

 Н. А.: На своём мастер-классе я хочу подробнее остановиться на составлении схем.

   Схемы могут быть использованы на уроках биологии  как при изучении нового материала, так и при контроле знаний, а также в качестве домашнего задания.

   Что же такое схема? Схема – это образец некоторой операции, значение слова «схема» направляет понимание в область зрительного восприятия.

  Существуют алгоритмы составления схем для разных возрастных категорий учащихся. Например, для учащихся 5-6 классов можно предложить алгоритм составления схемы с помощью текста(слайд № 5)

   У вас на рабочих местах вы можете найти листочки с алгоритмом составления схемы с помощью текста для 5 - 6 классов. А сейчас давайте поработаем с текстом. С помощью данного алгоритма и текста, который у вас на столах, составьте схему: « Способы питания бактерий» (слайд № 6)         

 Н. А.:  В 7 - 9 классах алгоритм составления схемы с помощью текста уже немного усложняется и выглядит следующим образом. (слайд № 7)

А сейчас поработаем с алгоритмом составления схемы с помощью текста для 7 - 9 классов. У вас на столах текст: «Классификация организмов по способу питания и получения энергии». С помощью данного алгоритма и текста, который у вас на столах, составьте схему: «Классификация организмов по способу питания и получения энергии» (слайд № 8).

 Н. А.:   Эти схемы составляются при изучении нового материала.

   Для проверки знаний можно использовать схемы с недостающими элементами, которую необходимо заполнить. Данный вид заданий позволяет не только сэкономить время, но и выявить пробелы в знаниях. У вас на столах есть раздаточный материал, который можно использовать для проверки знаний. Заполните схему, вставьте недостающие по смыслу слова. (слайды № 9, 10)

   В качестве домашнего задания можно предложить составить схему к дополнительному материалу, пользуясь алгоритмом составления схем с помощью текста. У вас на столах текст «Эукариоты и прокариоты» и по нему нужно составить схему. (слайд № 11, 12).

Н. А.:  Можно выделить оптимальность и достоинства структурно-логических схем.

Она оптимальна, так как: (слайд № 13).

 - создаёт целостную картину изучаемого материала;

 - улучшает его долговременную память;

 - даёт комплексное представление об изучаемом материале;

 - обеспечивает осмысленное усвоение требуемого понятия.

 Достоинства: (слайд № 14).

 Компактность –на одном листе;

Логичность – понятия взаимосвязаны между собой;

Информационная насыщенность –содержит большое количество информации;

Доходчивость –представлена в удобном для восприятия виде;

 Убедительность – логика подачи не даёт двусмысленной трактовки понятий.

 Лаконичность –показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке.

 Универсальность – данные схемы можно использовать при изучении различных тем по предмету.

Уважаемые коллеги! Сегодня вы побывали на мём мастер-классе и я надеюсь, что то, что вы получили на нём, вы будете использовать в своей профессиональной деятельности в дальнейшем.

Спасибо за внимание!

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Региональная научно-практическая конференция “Реализация ФГОС ООО в Самарской области. Эффективные педагогические и управленческие практики” секция учителей биологии Мастер – класс на тему: «Структурно-логическая технология как один из элементов повышения качества биологического образования» Правдина Наталия Аликовна, ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка, Северо-Западный округ prav.1972@mail.ru 29 сентября 2017 г. Самара

Слайд 2

Структурно-логическая технология – технология, направленная на формирование у обучающихся способности самостоятельно, творчески осваивать учебный материал и применять полученные знания на практике . Структурно-логические схемы – это инструментарий, используемый для активизации всех познавательных способностей учащихся.

Слайд 3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА; КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ; ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Слайд 4

ОПОРНАЯ СИСТЕМА

Слайд 5

Алгоритм составления схемы с помощью текста (для 5-6 класса) Внимательно прочитайте текст. Возьмите карандаш и подчеркните одной чертой самые главные слова. Прочитайте еще раз текст, обращая внимание на значение уже выделенных слов. Среди выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы. Ответьте на вопрос: «О чем говорится в тексте?». Ответом и будет главное слово. Найдите несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут слова № 2. Оставшиеся слова ( слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять слово № 2. Помните, что каждое слово должно соединяться с другим линией. Прочтите схему.

Слайд 6

Разнообразие бактерий по способу питания

Слайд 7

Алгоритм составления схемы с помощью текста (для 7-9 класса) Прочитайте текст, выделите основную мысль текста. Выделите главное, о чем говорится в тексте. Сформулируйте заголовок схемы. Выделите главные и второстепенные факты и явления, выпишите их. Установите логические связи между явлениями. Прочтите схему.

Слайд 8

Классификация организмов по способу питания и получения энергии

Слайд 11

Составьте схему «Эукариоты и прокариоты» Все живые организмы могут быть распределены в одну из двух групп (прокариоты или эукариоты) в зависимости от основной структуры их клеток. Прокариоты - живые организмы, состоящие из клеток, которые не имеют клеточного ядра и мембранных органелл. Большинство прокариот состоят только из одной клетки (одноклеточные), но есть несколько и многоклеточных. Ученые разделяют прокариот на две группы: бактерии и археи. Эукариоты - живые организмы, клетки которых содержат ядро, а также мембранные органеллы. Эукариотические организмы могут быть одноклеточными и многоклеточными. Все животные являются эукариотами. Также эукариоты включают растения, грибы и простейших.

Слайд 13

Оптимальность схем: - создаёт целостную картину изучаемого материала; улучшает его долговременную память; - даёт комплексное представление об изучаемом материале; - обеспечивает осмысленное усвоение требуемого понятия.

Слайд 14

Достоинства схем: Компактность –на одном листе; Логичность – понятия взаимосвязаны между собой; Информационная насыщенность –содержит большое количество информации; Доходчивост ь –представлена в удобном для восприятия виде; Убедительность – логика подачи не даёт двусмысленной трактовки понятий. Лаконичность –показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке. Универсальность –данные схемы можно использовать при изучении различных тем по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя методическая система "IT - технологии в физике как средство повышения качества физического образования"

На современном этапе, информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования, я применяю IT - ...

Интеграция очного и дистанционного обучения как один из путей повышения качества математического образования

Дистанционная форма предусматривает: самостоятельную исследовательскую деятельность с использованием ресурсов Интернет; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению...

ТЬЮТОРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной заметке освещаются методика  работы  муниципального тьютора Тимашевского района   по подготовке учащихся  к сдаче ЕГЭ – по биологии...

Мастер-класс по теме "Формирование у детей школьного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

quot;Формирование у детей школьного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"...

Современные педагогические технологии как одно из средств повышения качества математического образования

Качество образования – это комплексный показатель уровня знаний и умений каждого обучающегося, а также уровня его интеллектуального, нравственного и физического развития, способствующий продукти...

Презентация ТЕМА : Развитие профессионально-значимых компетенций педагогов как фактор повышения качества дополнительного образования детей в соревновательной деятельности, через представление и обобщение собственного педагогического опыта.

Цель темы: повышение компетентности педагогов при подготовке воспитанников  к соревновательной деятельности, в легкой атлетикеЗадачи :Обобщить и распространить опыт работы среди педагогов....

Доклад по теме "Эффективные педагогические технологии повышения качества биологического образования".

Доклад по теме "Эффективные педагогические технологии повышения качества биологического образования"....