Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа разработана для учащихся 5 классов на основе авторской программы В.В. Пасечника, предметная линия учебников "Линия жизни" 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5_19.docx | 33.16 КБ |
5_rp.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Тип урока | Планируемые результаты | Виды и формы контроля | Д/з | |||||
По плану | По факту | ||||||||||
Введение. Биология как наука.(5ч) | |||||||||||
1 | 7.09 | Биология – наука о живой природе | Урок изучения нового материала | Предметные: узнают об основных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, о роли организмов, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний. Метапредметные: осваивают приемы работы с учебником Личностные: осознают жизнь как универсальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества, мотивация учебной деятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Тест, фронтальный опрос | с.3-4 п.1 | |||||
2 | 14.09 | Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии. Входная диагностическая работа | Тест. Урок изучения нового материала. | Предметные: понимают различия между практическими и теоретическими методами познания, умеют определять метод исследования, исходя из цели, объяснять значение практических и теоретических методов, оценивать роль количественных методов в научном эксперименте Метапредметные: осваивают основные приемы работы с лабораторным оборудованием Личностные: осознают необходимость соблюдения правил работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Работа с корточками, фронтальный опрос | п.2-3 | |||||
3 | 21.09 | Разнообразие живой природы | Комбинированный урок | Предметные: узнают об отличительных признаках живых организмов и тел неживой природы, о царствах живой природы Метапредметные: учатся преобразовывать(структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение Личностные: осознают жизнь как уникальную особенность, формируется бережное отношение к природе УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Фронтальный опрос | п.4 | |||||
4 | 28.09 | Среды обитания организмов | Комбинированный урок | Предметные: узнают о средах обитания, особенностях каждой среды обитания, основных приспособлениях организмов к каждой среде обитания Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи, осваивают разные формы чтения (поисковое) Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с представлением о приспособлен-ности организмов к среде обитания УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Тестовый и фронтальный опрос | п. 4 | |||||
5 | 5.10 | Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в природе» | Урок обобщения и систематизации | Предметные: учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни; убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни определённой среде; знакомятся с правилами поведения в природе. Метапредметные: учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. Личностные: у учащихся воспитываются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, формируются элементы экологи- УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Фронтальная беседа на основе демонстрационного материала; | Оформить отчет о проведенной экскурсии | |||||
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. (8 ч) | |||||||||||
6 | 12.10 | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1: «Устройство увеличительных приборов. Правила работы с микроскопом» | Урок изучения нового материала | Предметные: учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни; убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни определённой среде; знакомятся с правилами поведения в природе. Метапредметные: учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. Личностные: у учащихся воспитываются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, формируются элементы экологи- УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Фронтальный опрос. | п.6 | |||||
7 | 19.10 | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | Урок изучения нового материала | Предметные: знакомятся и учатся работать с увеличительными приборами, узнают историю создания микроскопа, убеждаются, что организмы имеют клеточное строение Метапредметные: учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты Личностные: формируется мотивация к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Опрос. Карточки. | п.7 до раздела « Органические вещества» | |||||
8 | 26.10 | Химический состав клетки. Органические вещества. | Урок изучения нового материала | Предметные: знакомятся с органическими веществами и их ролью в клетке Метапредметные: учатся доказывать единство живой природы на основании установления сходства химического состава клеток Личностные: формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Фронтальный опрос. | п.7 до конца | |||||
9 | 9.11 | Строение клетки. Лабораторная работа №2: «Строение клеток кожицы чешуи лука» | Комбинированный урок | Предметные: формируются понятия о строении клетки, учатся готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Опрос. Карточки. | п.8 до раздела «Особенности строения клеток» | |||||
10 | 16.11 | Пластиды. Лабораторная работа №3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника» | Урок изучения нового материала | Предметные: формируются понятия о пластидах и хлоропластах, учатся готовить микропрепараты, рассматривать их в микроскоп и схематически изображать их в тетради Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты, выделять существенные признаки клетки Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): | Фронтальный опрос. | п.8 до конца | |||||
11 | 23.11 | Процессы жизнедеятельности в клетке. | Тест. Урок изучения нового материала. | Предметные: формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки Метапредметные: учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, фиксировать, анализировать и объяснять их результаты Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Опрос. Карточки. | п.9 до раздела «Деление клетки» | |||||
12 | 30.11 | Деление и рост клеток. | Комбинированный урок | Предметные: формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Фронтальный опрос. | п.9 до конца | |||||
13 | 7.12 | Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. | Комбинированный урок | Предметные: формируются первоначальные представления о единстве живых организмов Метапредметные: учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные знания Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живой природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Тестовый опрос | проработать текст «Выводы к главе 1», | |||||
14 | 14.12 | Контрольная работа «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов». | Урок контроля и коррекции | Тестовый опрос | Доклад | ||||||
Многообразие организмов (17 ч) | Урок обобщения и систематизации | ||||||||||
15 | 21.12 | Классификация живых организмов Строение и многообразие бактерий | Урок изучения нового материала Тест. Урок изучения нового материала. | Предметные: получают представление о классификации живых организмов, знакомятся с отличительными признаками царств живой природы и понятием «вид» Метапредметные: знакомятся с правилами классификации Личностные: формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств живой природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Фронтальная беседа | п.11 | |||||
16 | 11.01 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Комбинированный урок | Предметные: знакомятся с ролью бактерий в природе и жизни человека, с размножением бактерий Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Опрос. Карточки. | п.12 | |||||
17 | 18.01 | Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые | Комбинированный урок | Предметные: знакомятся со строением и ролью грибов в природе и жизни человека Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из видеофильма Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Работа с карточками в малых группах | п. 12 до конца | |||||
18 | 25.01 | Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека Лабораторная работа №4: «Особенности строения мукора и дрожжей» | Урок обобщения и систематизации | Предметные: знакомятся со строением и ролью плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Фронтальный опрос. | п.13 | |||||
19 | 1.02 | Характеристика царства Растения. | Комбинированный урок | Предметные: узнают о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях Метапредметные: учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растениям УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Фронтальный опрос. | п.14 | |||||
20 | 8.02 | Водоросли. Лабораторная работа №5: «Строение зеленых водорослей» | Урок изучения нового материала | Предметные: узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, развивают представление о систематике организмов Метапредметные: учатся выделять существенные признаки низших растений Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Тест, фронтальный опрос | п.15 | |||||
20 | 15.02 | Лишайники. | Урок изучения нового материала | Предметные: узнают о лишайниках как симбиотических организмах Метапредметные: учатся проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к окружающему миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Работа с корточками, фронтальный опрос | п.16 | |||||
22 | 22.02 | Высшие споровые растения. Лабораторные работы №6 «Строение мха» | Урок изучения нового материала | Предметные: узнают о мхах, папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках Метапредметные: учатся выделять существенные признаки высших споровых растений, Личностные: формируются научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений, развиваются представления о единстве органического мира УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Фронтальный опрос | п.17 до раздела «Покрытосеменные растения» | |||||
23 | 29.02 | Голосеменные растения. Лабораторная работа №7«Строение хвои и шишек хвойных» | Комбинированный урок | Предметные: узнают о характерных признаках и многообразии голосеменных растений формируется понятие «семенные растения» Метапредметные: учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями Личностные: развиваются представления о единстве органического мира УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Тестовый и фронтальный опрос | п.17 | |||||
24 | 7.03 | Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №8: «Строение цветкового растения» | Урок изучения нового материала | Предметные: узнают о характер-ных признаках и многообразии покрытосеменных растений формируются понятия «побег», «цветок», «жизненные формы» Метапредметные: учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить л/р по инструктивным карточкам Личностные: развиваются представления о единстве органического мира УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Фронтальная беседа на основе демонстрационного материала; | п.18 | |||||
25 | 14.03 | Общая характеристика царства Животные | Урок изучения нового материала. | Предметные: знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Фронтальный опрос. | п.18 | |||||
26 | 21.03 | Подцарство Одноклеточные. | Комбинированный урок | Предметные: знакомятся с общей характеристикой подцарства Одноклеточные; учатся выделять существенные признаки одноклеточных животных Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению одноклеточных животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Опрос. Карточки. | п.20 | |||||
27 | 4.04 | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. | Комбинированный урок | Предметные: знакомятся с общей характеристикой подцарства Многоклеточные, беспозвоночными животными; учатся выделять существенные признаки многоклеточных животных, различать беспозвоночных животных Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Фронтальный опрос. | п.21 стр. 80-82 | |||||
28 | 11.04 | Холоднокровные позвоночные животные. | Урок изучения нового материала | Предметные: знакомятся с холоднокровными животными; учатся выделять существенные признаки рыб, земноводных, пресмыкающихся; объяснять их роль в природе и жизни человека Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Опрос. Карточки. | п.21 до конца | |||||
29 | 18.04 | Теплокровные позвоночные животные | Урок изучения нового материала. | Предметные: знакомятся с теплокровными позвоночными животными; учатся выделять существенные признаки птиц, млекопитающих; объяснять их роль в природе и жизни человека Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Фронтальный опрос. | п.21 до конца | |||||
Повторение | |||||||||||
30 | 25.04 | Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы» | Комбинированный урок | Предметные: формируется естественонаучна картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Опрос. Карточки. | ||||||
31 | 2.05 | Обобщающий урок по теме «Многообразие организмов» | Комбинированный урок | Предметные: формируется естественонаучна картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Фронтальный опрос. | ||||||
32 | 16.05 | Итоговая контрольная работа | Урок контроля и коррекции | Тестовый опрос | |||||||
33 | 23.05 | Обобщающий урок по теме «Охрана природы» | Предметные: формируется естественонаучна картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Фронтальный опрос. | |||||||
34 | 30.05 | Обобщающий урок по курсу биологии 5 класс | Предметные: формируется естественонаучна картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Опрос. Карточки. |
Предварительный просмотр:
1.Введение
Рабочая программа по биологи для взводов 5/1 и 5/2 основного общего образования в рамках реализации ФГОС сформирована на основании следующих документов федерального и регионального уровня:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования одобреной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
- Авторской программы по биологии В.В. Пасечника «Биология .Предметная линия учебников « Линия жизни». 5-9 классы» (В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк
- Основной образовательной программы УККК-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области.
- Учебного плана основного общего образования на 2019-2020 учебный год.
- Учебно-календарного графика УККК-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК «Линия жизни» В.В.Пасечника. Биология 5 – 6 кл. Линия жизни: учеб. Для общеобразовательных. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2019.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение предмета биологии в 5 классе в объёме 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Согласно календарному учебному графику Университетского казачьего кадетского корпуса-интерната (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского (Первый казачий университет)» в г. Морозовске Ростовской области и в связи с праздничными днями данный курс реализуется в объеме 34 часа из расчета 1 час в неделю. За счет уроков уплотнения программа выполнена полностью
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание программы
Биология как наука
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Многообразие организмов
Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.
Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.
Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.
Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком.
Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.
Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.
Многообразие и охрана живой природы.
Резервное время — 3 часа - используется для проведения уроков обобщения и закрепления знаний, один из которых – экскурсия, что позволяет не только закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить итоговый контроль знаний.
Практические работы
Лабораторная работа №1: «Устройство увеличительных приборов. Правила работы с микроскопом»
Лабораторная работа №2: «Строение клеток кожицы чешуи лука»
Лабораторная работа №3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»
Лабораторная работа №4: «Особенности строения мукора и дрожжей»
Лабораторная работа №5: «Строение зеленых водорослей»
Лабораторные работы №6 «Строение мха»
Лабораторная работа №7«Строение хвои и шишек хвойных»
Лабораторная работа №8: «Строение цветкового растения»
Учебно-тематическое планирование по биологии 5 класс
№ | Наименование темы | Количество часов | Из них количество часов на к/ р, П. Р, Л. Р. |
1. | Биология как наука | 5 | |
2. | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов | 8 | Л/р - 3 |
3. | Многообразие организмов | 17 | Л/р -5 |
4. | Повторение | 4 | |
Итого | 34 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...