Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Есионова Ольга Николаевна

Рабочая программа разработана для учащихся 5 классов на основе авторской программы В.В. Пасечника, предметная линия учебников "Линия жизни"  1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_5_19.docx33.16 КБ
Файл 5_rp.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Тип урока

Планируемые результаты

Виды и формы контроля

Д/з

По плану

По факту

Введение. Биология как наука.(5ч)

1

7.09

Биология – наука о живой природе

Урок изучения нового материала

Предметные: узнают об основных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, о роли организмов, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний.

Метапредметные: осваивают приемы работы с учебником

Личностные: осознают жизнь как универсальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества, мотивация учебной деятельности

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Тест, фронтальный опрос

с.3-4

п.1

2

14.09

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии.

 Входная диагностическая работа

 Тест. Урок изучения нового материала.

Предметные: понимают различия между практическими и теоретическими методами познания, умеют определять метод исследования, исходя из цели, объяснять значение практических и теоретических методов, оценивать роль количественных методов в научном эксперименте

Метапредметные: осваивают основные приемы работы с лабораторным оборудованием

Личностные: осознают необходимость соблюдения правил работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами

УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные

Работа с корточками, фронтальный опрос

п.2-3

3

21.09

Разнообразие живой природы

Комбинированный урок

Предметные: узнают об отличительных признаках живых организмов и тел неживой природы, о царствах живой природы

Метапредметные: учатся преобразовывать(структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение

Личностные: осознают жизнь как уникальную особенность, формируется бережное отношение к природе

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Фронтальный опрос

п.4

4

28.09

Среды обитания организмов

Комбинированный урок

Предметные: узнают о средах обитания, особенностях каждой среды обитания, основных приспособлениях организмов к каждой среде обитания

Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи, осваивают разные формы чтения (поисковое)

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с представлением о приспособлен-ности организмов к среде обитания

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Тестовый и фронтальный опрос

п. 4

5

5.10

Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в природе»

Урок обобщения и систематизации

Предметные: учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни; убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни определённой среде; знакомятся с правилами поведения в природе.

Метапредметные: учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их

результаты.

Личностные: у учащихся воспитываются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, формируются элементы экологи-

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Фронтальная беседа на основе демонстрационного материала;

Оформить отчет о проведенной экскурсии

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. (8 ч)

6

12.10

Устройство увеличительных приборов. 

Лабораторная работа №1: «Устройство увеличительных приборов. Правила работы с микроскопом»

Урок изучения нового материала

Предметные: учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни; убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни определённой среде; знакомятся с правилами поведения в природе.

Метапредметные: учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их

результаты.

Личностные: у учащихся воспитываются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, формируются элементы экологи-

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Фронтальный опрос.

п.6

7

19.10

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Урок изучения нового материала

Предметные: знакомятся и учатся работать с увеличительными приборами, узнают историю создания микроскопа, убеждаются, что организмы имеют клеточное строение

Метапредметные: учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты

Личностные: формируется мотивация к познанию нового

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Опрос. Карточки.

п.7 до раздела          « Органические вещества»

8

26.10

Химический состав клетки.

 Органические вещества.

Урок изучения нового материала

Предметные: знакомятся с органическими веществами и их ролью в клетке

Метапредметные: учатся доказывать единство живой природы на основании установления сходства химического состава клеток

Личностные: формируется научное мировоззрение

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Фронтальный опрос.

п.7 до конца

9

9.11

Строение клетки.

Лабораторная работа №2: «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Комбинированный урок

Предметные: формируются понятия о строении клетки, учатся готовить микропрепарат  кожицы чешуи лука, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради

Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты

Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Опрос. Карточки.

п.8 до раздела «Особенности строения клеток»

10

16.11

Пластиды.

Лабораторная работа №3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»

Урок изучения нового материала

Предметные: формируются понятия о пластидах и хлоропластах, учатся готовить микропрепараты, рассматривать их в микроскоп и схематически изображать их в тетради

Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты, выделять существенные признаки клетки

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового

УУД (универсальные учебные действия): 

Фронтальный опрос.

п.8 до конца

11

23.11

Процессы жизнедеятельности в клетке.

Тест.

Урок изучения нового материала.

Предметные: формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки

Метапредметные: учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, фиксировать, анализировать и объяснять их результаты

Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Опрос. Карточки.

п.9 до раздела «Деление клетки»

12

30.11

Деление и рост клеток.

Комбинированный урок

Предметные: формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки

Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Фронтальный опрос.

п.9 до конца

13

7.12

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов.

Комбинированный урок

Предметные: формируются первоначальные представления о единстве живых организмов

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные знания

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живой природы

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Тестовый  опрос

проработать текст «Выводы к главе 1»,

14

14.12

Контрольная работа «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов».

Урок контроля и коррекции

Тестовый опрос

Доклад

Многообразие организмов (17 ч)

Урок обобщения и систематизации

15

21.12

Классификация живых организмов

Строение и многообразие бактерий

Урок изучения нового материала

Тест.

Урок изучения нового материала.

Предметные: получают представление о классификации живых организмов, знакомятся с отличительными признаками царств живой природы и понятием «вид»

Метапредметные: знакомятся с правилами классификации

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств живой природы

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Фронтальная беседа

п.11

16

11.01

Роль бактерий в природе и жизни человека

Комбинированный урок

Предметные: знакомятся с ролью бактерий в природе и жизни человека, с размножением бактерий

Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Опрос. Карточки.

п.12

17

18.01

Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые

Комбинированный урок

Предметные: знакомятся со строением и ролью грибов в природе и жизни человека

Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из видеофильма

Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Работа с карточками в малых группах

п. 12 до конца

18

25.01

Плесневые грибы и дрожжи.

Роль грибов в природе и жизни человека Лабораторная работа №4: «Особенности строения мукора и дрожжей»

Урок обобщения и систематизации

Предметные: знакомятся со строением и ролью плесневых грибов и дрожжей  в природе и жизни человека

Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Фронтальный опрос.

п.13

19

1.02

Характеристика царства Растения.

Комбинированный урок

Предметные: узнают о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения

Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растениям

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Фронтальный опрос.

п.14

20

8.02

Водоросли. Лабораторная работа №5: «Строение зеленых водорослей»

Урок изучения нового материала

Предметные: узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, развивают представление о систематике организмов

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки низших растений

Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Тест, фронтальный опрос

п.15

20

15.02

Лишайники.

Урок изучения нового материала

Предметные: узнают о лишайниках как симбиотических организмах

Метапредметные: учатся проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы

Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к окружающему миру

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Работа с корточками, фронтальный опрос

п.16

22

22.02

Высшие споровые растения. Лабораторные работы №6 «Строение мха»

Урок изучения нового материала

Предметные: узнают о мхах, папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки высших споровых растений, Личностные: формируются научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений, развиваются представления о единстве органического мира

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Фронтальный опрос

п.17 до раздела «Покрытосеменные растения»

23

29.02

Голосеменные растения. Лабораторная работа №7«Строение хвои и шишек хвойных»

Комбинированный урок

Предметные: узнают о  характерных признаках и многообразии голосеменных растений формируется понятие «семенные растения»

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями

Личностные: развиваются представления о единстве органического мира

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Тестовый и фронтальный опрос

п.17

24

7.03

Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №8: «Строение цветкового растения»

Урок изучения нового материала

Предметные: узнают о  характер-ных признаках и многообразии покрытосеменных растений формируются понятия «побег», «цветок», «жизненные формы»

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить л/р по инструктивным карточкам

Личностные: развиваются представления о единстве органического мира

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Фронтальная беседа на основе демонстрационного материала;

п.18

25

14.03

Общая характеристика царства Животные

Урок изучения нового материала.

Предметные: знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Фронтальный опрос.

п.18

26

21.03

Подцарство Одноклеточные.

Комбинированный урок

Предметные: знакомятся с общей характеристикой подцарства Одноклеточные; учатся выделять существенные признаки одноклеточных животных

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению одноклеточных животных

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Опрос. Карточки.

п.20

27

4.04

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные.

Комбинированный урок

Предметные: знакомятся с общей характеристикой подцарства Многоклеточные, беспозвоночными животными; учатся выделять существенные признаки многоклеточных животных, различать беспозвоночных животных

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Фронтальный опрос.

п.21 стр. 80-82

28

11.04

Холоднокровные позвоночные животные.

Урок изучения нового материала

Предметные: знакомятся с холоднокровными животными; учатся выделять существенные признаки рыб, земноводных, пресмыкающихся;  объяснять их роль в природе и жизни человека

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Опрос. Карточки.

п.21 до конца

29

18.04

Теплокровные позвоночные животные

Урок изучения нового материала.

Предметные: знакомятся с теплокровными позвоночными животными; учатся выделять существенные признаки птиц, млекопитающих;  объяснять их роль в природе и жизни человека

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Фронтальный опрос.

п.21 до конца

Повторение

30

25.04

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы»

Комбинированный урок

Предметные: формируется естественонаучна картина мира

Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Опрос. Карточки.

31

2.05

Обобщающий урок по теме «Многообразие организмов»

Комбинированный урок

Предметные: формируется естественонаучна картина мира

Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Фронтальный опрос.

32

16.05

Итоговая контрольная работа

Урок контроля и коррекции

Тестовый опрос

33

23.05

Обобщающий урок по теме «Охрана природы»

Предметные: формируется естественонаучна картина мира

Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Фронтальный опрос.

34

30.05

Обобщающий урок по курсу биологии 5 класс

Предметные: формируется естественонаучна картина мира

Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта

УУД (универсальные учебные действия): 

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Опрос. Карточки.



Предварительный просмотр:

1.Введение

Рабочая программа по биологи для взводов 5/1 и 5/2 основного общего образования в рамках реализации ФГОС  сформирована на основании следующих документов федерального и регионального уровня:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644); 

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования одобреной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).  

  • Авторской    программы  по  биологии  В.В. Пасечника «Биология  .Предметная  линия  учебников  «  Линия  жизни».  5-9  классы»  (В.В.  Пасечник,  С.В. Суматохин,  Г.С.  Калинова,  Г.Г.  Швецов,  З.Г.  Гапонюк  

  •  Основной образовательной программы УККК-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области.

  • Учебного плана основного общего образования на 2019-2020 учебный год.

  •  Учебно-календарного графика УККК-интерната (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Морозовске Ростовской области на 2019-2020 учебный год.

Рабочая  программа  ориентирована  на  использование  учебника (УМК  «Линия  жизни» В.В.Пасечника.  Биология  5 – 6  кл.  Линия жизни: учеб. Для общеобразовательных. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2019.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение предмета биологии в 5 классе в объёме 35 часов из расчета 1 час в неделю.

Согласно календарному учебному графику Университетского казачьего кадетского корпуса-интерната (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского (Первый казачий университет)» в г. Морозовске Ростовской области и в связи с праздничными днями данный курс реализуется в объеме 34 часа из расчета 1 час в неделю. За счет уроков уплотнения программа выполнена полностью

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

          Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

            Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Содержание программы

Биология как наука

Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.  Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности  организмов

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость,  развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Многообразие организмов  

Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения.  Места  обитания растений.

Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.

Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.

Семенные растения. Голосеменные, особенности строения.  Их многообразие, значение в природе и использование человеком.

Покрытосемянные  растения, особенности  строения и многообразие.  Значение в природе и жизни человека.

 Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.

Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.

Многообразие и охрана живой природы.

Резервное время — 3 часа -  используется для проведения уроков  обобщения и закрепления знаний, один из которых – экскурсия, что позволяет  не только закрепить полученные учащимися знания, но и  осуществить  итоговый контроль знаний.

Практические работы

Лабораторная работа №1: «Устройство увеличительных приборов. Правила работы с микроскопом»

Лабораторная работа №2: «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Лабораторная работа №3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»

Лабораторная работа №4: «Особенности строения мукора и дрожжей»

Лабораторная работа №5: «Строение зеленых водорослей»

Лабораторные работы №6 «Строение мха»

Лабораторная работа №7«Строение хвои и шишек хвойных»

Лабораторная работа №8: «Строение цветкового растения»

Учебно-тематическое планирование по биологии 5 класс

Наименование темы

Количество

часов

Из них количество часов на к/ р, П. Р, Л. Р.

1.

Биология как наука

5

2.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности  организмов

8

Л/р - 3

3.

Многообразие организмов  

17

Л/р -5

4.

Повторение

4

                                                                                     Итого

34

        8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...