Итоговая контрольная работа по биологии 11 класс
методическая разработка по биологии (11 класс)

Есионова Ольга Николаевна

Данная разработка содержит в себе пояснительную записку и критерии оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_itog_attest_11_klass_biologiya.docx55.59 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая аттестационная  работа по биологии 11 классе

Пояснительная записка

 

       Итоговая контрольная работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 11 класса предметного содержания курса биологии.

   

Структура итоговой контрольной работы.

Контрольная работа состоит из 3-х  частей:

 часть 1 (А)   содержит 16 заданий базового уровня сложности с выбором ответа;

 часть 2 (В) включает 3 задания    повышенного  уровня сложности:

                                          – с выбором нескольких верных ответов;

                                          – на соответствие между биологическими объектами;  

                                          – на определение последовательности;

 часть 3 (С) включает 2 задания со свободным развернутым ответом.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Части

Количество заданий

Максимальный балл

Тип заданий

Часть А

16

16

Задания с выбором  ответа

базовый  уровень сложности

Часть В

3

6

Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности

Часть С

2

6

Задания с развернутым ответом

Итого

21

28

Проверяемые умения и виды деятельности.

Задания части 1,2  проверяют существенные элементы содержания курса средней школы,  сформированность у обучающихся научного мировоззрения и биологической компетентности, овладение  разнообразными  видами учебной деятельности:

-        владение биологической терминологией и символикой;

-        знание основных методов изучения живой природы, наиболее важных признаков биологических объектов;

-        знание сущности биологических процессов, явлений, общебиологических закономерностей;

-        понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущности биологических процессов и явлений;

-        умение распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам, решать простейшие биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности;

-        умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;

-        умения устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; применять знания в измененной ситуации.

Задания части 3  предусматривают развернутый ответ и направлены на проверку умений:

       -    самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и  объяснять биологические  процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;

       -        применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно- следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания; обобщать и формулировать выводы;

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

      За верное выполнение каждого задания  1 части  работы обучающийся  получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные  задания первой части работы — 16  баллов.

     За верное выполнение каждого задания 2 части  работы обучающийся  получает 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные  задания второй части работы — 6  баллов.

     За верное выполнение каждого задания 3 части  работы обучающийся  получает  3 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные  задания третьей части работы — 6 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы — 28 баллов.

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка   по

пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

Менее 14

15-20

21-25

26-28

Время выполнения работы: 45 минут.

Итоговая аттестационная работа по биологии учени___   11  класса _______________________________    ___________

 Вариант 1.

Часть 1.  Выберите только один верный ответ из предложенных ( А1 – А15)

А1. Ископаемые останки организмов изучает: 

1) эмбриология             2) биогеография         3) палеонтология    4) сравнительная анатомия 

А2. Сходство зародышей рыб и земноводных животных на этапах зародышевого развития является доказательством: 

1) биохимическим                                        3) сравнительно-анатомическим

2) палеонтологическим                                4) эмбриологическим

А3. Избыточное количество углеводов в организме приводит к

1) отравлению организма                             3) их превращению в жиры

2) их превращению в белки                          4) расщеплению на более простые вещества

А4. В ходе полового размножения организмов у потомков наблюдается

1) полное воспроизведение родительских признаков и свойств

2) перекомбинация признаков и свойств родительских организмов

3) сохранение численности женских особей

4) преобладание численности мужских особей

А5. Генотип — это 

1) набор генов в половых хромосомах          3) совокупность генов данного организма

2) совокупность генов в одной хромосоме    4) набор генов в Х-хромосоме

А6. Какая изменчивость играет ведущую роль в эволюции живой природы? 

1) цитоплазматическая                                   3) фенотипическая

2) мутационная                                               4) модификационная

А7. Движущая сила эволюции, увеличивающая неоднородность особей в популяции

1) мутационная изменчивость                      3) борьба за существование

2) модификационная изменчивость             4) искусственный отбор

А8.  Появление какого признака у человека относят к атавизмам:

1) аппендикса                                                3) многососковости

         2) шестипалой конечности                              4) дифференциации зубов

 А9. Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека 

1) уплощенной грудной клетки                     3) членораздельной речи

2) прямохождения                                         4) S-образных изгибов позвоночника

А10.Определите верную последовательность этапов антропогенеза 

1) древние люди — > древнейшие люди — > современный человек

2) неандерталец — > питекантроп — > синантроп

3) древнейшие люди — > древние люди — > современный человек

4) древнейшие люди — > люди современного типа

А11. К абиотическим факторам, определяющим численность популяции, относят

1) межвидовую конкуренцию                        3) понижение плодовитости

2) паразитизм                                                 4) влажность

А12. Назовите тип взаимоотношений лисиц и полёвок в биогеоценозе 

1) конкуренция          2) хозяин-паразит            3) симбиоз          4) хищник-жертва

А13. Укажите пример антропогенного фактора 

1) вымерзание всходов при весенних заморозках

2) уплотнение почвы автомобильным транспортом

3) повреждение культурных растений насекомыми

4) уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами

А14. Сокращение численности хищных животных в лесных биоценозах приведёт к

1) распространению заболеваний среди травоядных животных

2) увеличению видового разнообразия растений

3) изменению видового состава продуцентов

4) расширению кормовой базы насекомоядных животных

А15. Берёзовая роща — неустойчивый биогеоценоз, так как в нём 

1) малоплодородная почва          2) небольшое разнообразие видов

3) мало света для растений        4) травянистые растения страдают от недостатка влаги

А 16.  К глобальным изменениям в биосфере относят 

1) загрязнение почвы в отдельных регионах отходами сельскохозяйственного производства

2) загрязнение воздуха отходами производства в зоне расположения химического завода

3) уничтожение пожарами лесопарковой зоны города

4) сокращение на планете запасов пресной воды

Часть 2.  Выберите три верных ответа из предложенных вариантов в задании

В1. Результатом эволюции является

1) появление новых засухоустойчивых сортов растений

2) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

3) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

4) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях

5) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания

6) получение высокопродуктивных бройлерных кур

В2. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда:

               Роль в биосфере                              Группы растений и животных

          продуценты (1)                                       А) прибрежная растительность

          консументы (2)                                       Б)  карп

                                                                           В)  личинки земноводных

                                                                           Г) фитопланктон

                                                                           Д) растения дна

                                                                           Е) большой прудовик

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

В3. Установите правильную последовательность эр в истории Земли.

1) Протерозойская

2) Кайнозойская

3) Архейская

4) Палеозойская

5) Мезозойская

Часть 3.  Задания со свободным ответом 

С 1. Какие функции выполняют углеводы?

С 2. У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая аттестационная работа по биологии учени___   11  класса _______________________________    ___________

Вариант 2.

Часть 1.

Выберите только один верный ответ из предложенных ( А1 – А15)

А1. Объекты изучения какой из приведённых наук находятся на надорганизменном уровне организации живого.

         1) молекулярная биология                      3) эмбриология

         2) экология                                              4) анатомия

А2. Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит развитие зародыша из             1) зиготы     2) соматической клетки         3) споры             4) цисты

А3. В клетке сосредоточена наследственная информация о признаках организма, поэтому её называют 

          1) структурной единицей живого              3) генетической единицей живого

          2) функциональной единицей живого       4) единицей роста

А4. Большое значение полового размножения для эволюции состоит в том, что

1) при оплодотворении в зиготе могут возникнуть новые комбинации генов

2) дочерний организм является точной копией родительских организмов

3) благодаря процессу митоза из зиготы формируется зародыш

4) развитие нового организма начинается с деления одной клетки

А5. Г. Мендель ввел понятие ''наследственный фактор'', которое в современной генетике соответствует понятию 

         1) гибрид           2) генотип             3) ген              4) фенотип

А6. Какая изменчивость играет ведущую роль в эволюции живой природы?

1) цитоплазматическая         2) мутационная         3) фенотипическая       4) модификационная

А7. В результате естественного отбора возникает 

   1) мутация гена                                        3) разнообразие организмов

   2) конкуренция особей                            4) борьба за существование

А8. Возрастная структура популяции характеризуется 

1) соотношением женских и мужских особей                      3) численностью особей

2) соотношением молодых и половозрелых особей            4) её плотностью

А9. Остаток третьего века в углу глаза человека — пример 

1) рудимента                                                     3) атавизма

2) аналогичного органа                                   4) гомологичного органа

А10. Какой фактор антропогенеза можно отнести к биологическим? 

1) общественный образ жизни                       3) устную и письменную речь

2) естественный отбор                                    4) благоустройство жилища

А11. О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует 

1) их приспособленность к жизни в разных климатических условиях

2) одинаковый набор хромосом, сходство их строения

3) их расселение по всему земному шару

4) их способность преобразовывать окружающую среду

А12. Примером аналогичных органов могут служить

1) крыло летучей мыши и крыло бабочки    3) роговая чешуя ящерицы и панцирь черепахи

2) рука человека и нога лошади                       4) нижняя челюсть человека и собаки

 А13. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, — недостаток 

1) света           2) тепла          3) воды               4) минеральных веществ

 А14. Взаимоотношения божьих коровок и тлей — пример

          1) паразитизма           2) взаимопомощи            3) симбиоза         4) хищничества

 А15. Море как устойчивая экосистема характеризуется

1) периодическими колебаниями количества видов

2) высокой численностью продуцентов

3) высокой численностью консументов

         4) разнообразием и большим количеством видов

 А16. Глобальной экологической проблемой для современного человечества является 

1) загрязнение Мирового океана                      3) акклиматизация растений и животных

2) накопление в почве органических веществ  4) активное расселение людей по планете

Часть 2.

Выберите три верных ответа из предложенных вариантов в заданиях.

В1. Выберите примеры идиоадаптаций.

1) покровительственная окраска животных

2) видоизменения вегетативных органов растений

3) исчезновение пищеварительной системы у червей

4) возникновение эукариотической клетки

5) появление теплокровности у птиц

6) соответствие размеров тела насекомых — опылителей строению цветков

В2. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Установите соответствие между факторами среды и их характеристиками

            Факторы среды                                                     Характеристики:

Биотические — (1)                                          А) Постоянство газового состава атмосферы.

Абиотические — (2)                                        Б) Изменение толщины озонового экрана.

                                                                         В) Изменение влажности воздуха.

                                                                         Г) Изменение численности консументов.

                                                                         Д) Изменение численности продуцентов.

                                                                         Е) Увеличение численности паразитов.

  Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

В3. Установите последовательность появления в процессе эволюции разных отделов растений.

1) мохообразные

2) голосеменные

3) папоротникообразные

4) покрытосеменные

5) водоросли

Часть 3.  Задания со свободным ответом 

С 1 . Какие функции выполняют белки?

С 2. У человека темный цвет волос  доминирует над светлым цветом , карий цвет глаз – над голубым . Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы на задания. Вариант 1.

Часть 1.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

3

4

3

2

3

2

1

3

      3

3

А11

А12

А13

А14

А15

А16

4

4

2

1

2

4

Часть 2.

В1. 2,4, 5

В2.  

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

2

1

1

2

В3.

3

1

4

5

2

Часть 3.

Задания со свободным ответом.

Ответы на задания. Вариант 2.

Часть 1.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

2

1

3

1

1

2

3

2

1

2

А11

А12

А13

А14

А15

А16

2

1

1

4

4

1

Часть 2.

В1. 2 3 6        

В2.  

А

Б

В

Г

Д

Е

2

2

2

1

1

1

В3.

5

1

3

2

4

Часть 3.

Задания со свободным ответом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по биологии, 8 класс

Контрольная работа за курс 8 класса, УМК Н.И.Сонина....

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7-го класса("Животные").

Итоговая контрольная работа  состоит из трех частей: часть1( тесты), часть2( установить соответствие), часть3( ответить на вопрос). Охвачены все темы по курсу" Животные"...

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса

Данная работа может быть использована как контрольная работа за курс 7 класса....

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса

Данная работа может быть использована как контрольная работа за курс 7 класса....

Итоговая контрольная работа по биологии за 10 класс. Раздел "Генетика"

Итоговая работа за 3 четверть по раздену "Генетика. Наследственность" составлена с учетом современных требований по качеству знаний. Эта работа разделена на два варианта и состоит из тестовых заданий ...

Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс

Контрольная работа выполнена в тестовой форме....

итоговая контрольная работа по биологии в 11 классе

Работа в формате ЕГЭ, предназначенная для проведения итогового контроля в 11 классе....