Статья "Система подготовки учащихся к ОГЭ И ЕГЭ по биологии 2020"
статья по биологии (9, 10, 11 класс)

Назарова Елена Владимировна

Цель: создание условий для реализации прав учащихся на качественное образование в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации.

 

Ожидаемые результаты.                                                                               

  1. Полученные знания должны помочь учащимся: успешно сдать экзамен по биологии в новой форме;                                      
  2. Определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей;                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель биологии ГБОУ СОШ 20 Невского района Санкт – Петербурга

Е.В.Назарова

Система подготовки учащихся к ОГЭ И ЕГЭ по биологии

    Цель: создание условий для реализации прав учащихся на качественное образование в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации.

    Задачи: 
• осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9  и 11 классов;

 выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;

  обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации. продемонстрировать алгоритм формирования и совершенствования у обучающихся знаний и умений по биологии.  При подготовке учащихся  к итоговой аттестации внимательно знакомлюсь с нормативными документами, определяющими экзамен в новой форме, обращаю внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора. При подготовке к итоговой аттестации я придерживаюсь следующих задач.   

Основные задачи подготовки к итоговой аттестации:

  1. Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса биологии, изучаемым в школе.                                                                            
  2. Развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.                                                                                                
  3. Формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профессионального обучения в Вузах.                                                       
  4. Формировать навыки тестирования.                                                                   

     Формы контроля:                                                                                                       

- многовариантное тематическое тестирование;                                                         

- применение онлайн тестирования на уроке, занятиях и дома.                                              

-  самостоятельная работа учащихся на уроке и дома;  

      Ожидаемые результаты.                                                                               

  1. Полученные знания должны помочь учащимся: успешно сдать экзамен по биологии в новой форме;                                      
  2. Определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей;                               

         В процессе обучения на консультациях учащиеся приобретают следующее знания:   

                             

  1. закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса биологии 8-9; 10-11 классов общеобразовательной школы;                                      
  2. отрабатывают применение теоретических знаний на практике решения заданий;                                        
  3. формируют научную картину мира;                                                                                

 развивают умения                                                                                            

  1. решать типовые тесты разных авторов и демонстрационной версии ФИПИ Решу ЕГЭ СТАТ ГРАД по биологии
  2. применять онлайн тестирование.

Подготовку к аттестационному экзамену по выбору начинаю с первой четверти в 9 классе основной школы и в  10 классе старшей школы, провожу ее по нескольким направлениям.                                                                                

 

Направления работы при подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ

1Первое направление -  это внеурочная работа с учащимися на платных курсах.  В рамках курсов весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ и ОГЭ.

В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание уделяю работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определять их принадлежность к типу, отделу, классу

В системе повторения центральное место занимает раздел «Человек и его здоровье», так, как и в предыдущие годы, половину всех заданий составят вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, при подготовке учащихся к экзамену на консультациях учимся   читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания.

2. Второе направление — это работа на уроках. 

При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы.    Так же я провожу различные формы текущего контроля использовать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ и ОГЭ.

Основной акцент при проверке уделяю направлению на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления; доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии.  

На уроках я применяю новые информационные технологии, что позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также более качественно подготовить к ЕГЭ и ОГЭ. 

3.Третье направление в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями и зачетная система.

В первую очередь отрабатываю и закрепляю знания и умения базового уровня.  Для этих целей использую   тесты, созданные мной, а также материалы, рекомендованные ФИПИ, Решу ЕГЭ и ОГЭ.

 Цели ЕГЭ отразились не только на его содержании, которое включает не только знания заключительного раздела общей биологии, но и наиболее существенные вопросы, изучаемые в основной школе. Большой объем знаний по разделу общей биологии объясняется тем, что в нем интегрируются, теоретически обосновываются фактические знания, раскрываемые в курсе биологии основной школы с позиции клеточной, хромосомной, эволюционной теорий, законов живой природы.

Особое внимание в ЕГЭ уделяется контролю цитологических знаний, соответствующих теоретическим основам знаний процессов жизнедеятельности организмов, их размножения, онтогенеза, генетики, селекции, эволюции.

Система знаний и умений, контролируемых в ЕГЭ, соответствует Обязательному минимуму содержания основного общего и среднего (полного) образования по биологии, требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников, примерной программе, возрастным особенностям старшеклассников, современным достижениям биологической науки, тенденциям развития биологического образования в зарубежной школе, учитывает опыт и положительные тенденции отечественного образования.

Многолетний опыт работы по данному направлению показал, что исключительно классно-урочной системы для подготовки к экзамену недостаточно для достижения нужного эффекта. Необходимы дополнительные занятия во внеурочное время и большая самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

 Итак, рассмотрим этапы подготовки учащихся на уроках и во внеурочное время. Во время проведения уроков необходимо уделять важное внимание работе с терминами и основными понятиями. Это позволит сформировать крепкую теоретическую базу знаний, что очень важно для выполнения заданий первой части ЕГЭ.

Кроме того, важно хорошее знание основных биологических законов. Для освоения терминов можно использовать различные методы: словарная работа, терминологические диктанты, составление и решение кроссвордов, тестовый контроль знаний и т.д. Еще одной формой работы на уроке может быть дифференцированная работа учащихся по индивидуальным карточкам-заданиям с разным уровнем сложности с использованием материалов ЕГЭ.

А также эффективным средством является тематический контроль знаний учащихся, построений на материалах и принципах ЕГЭ. Это позволит учащимся не только проверить свой уровень усвоения знаний по пройденной теме, но и иметь возможность тренировки при решении типичных заданий.

          Внеурочная подготовка на платных курсах проходят в несколько этапов.

Первый этап: входная диагностика. Ребятам предлагается порешать несколько вариантов ЕГЭ. Это может быть сделано не на одном занятии. Основная цель: выявить уровень знаний на данный момент и определить западающие темы.

Второй этап: анализ допущенных ошибок, определение тем и типов заданий, требующих доработки.

          Кроме вышеперечисленных рекомендаций, хотелось бы добавить следующее: при подготовке к ЕГЭ очень эффективно использование дополнительной литературы. Это могут быть учебники других авторов, учебники углубленного уровня изучения, пособия для поступающих в вузы, тренировочные материалы ЕГЭ.

          Очень важным дополнением к работе по данному направлению является организация и проведение элективных курсов. К сожалению, такой курс только в 9 классе. Он катастрофически нужен в 11 классе. Они могут иметь разную тематику, но должны придерживаться одной цели: углубленное и расширенное изучение основных биологических понятий и закономерностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся 11 класса к ЕГЭ по биологии-ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ .УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ

Данный материал даёт возможность учителю биологии представить учащимся материал по данной теме и провести контроль по пройденному материалу...

Индивидуальная программа подготовки учащихся 9 классов к ВОУД по биологии учителем Кузнецовой Е.С.

Для более успешной сдачи Воуд, необходимо составить программу подготовки учащихся 9 классов. Предлагаю примерную программу....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по биологии

laquo;РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ  В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ» на 2018 - 2019   учебный год...

«Системный подход в подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии»

Маштакова Галина Геннадьевна;МАОУ «СОШ № 27 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балаково; учитель биологии. Итоговая аттестация учащихся в формате ГИА и ЕГЭ сего...

Статья "Система работы учителя по подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии 2020"

В настоящее время единый государственный экзамен является одним из важнейших направлений модернизации отечественного образования. Он совмещает в себе функции выпускного экзамена за одиннадцатилетнюю ш...

Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии

Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии...

Способы организации учебного процесса с целью подготовки учащихся 5 класса к ВПР по биологии (Линия УМК И.Н.Пономаревой. Биология (Линейная) (5-9 класс)

Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить д...