Разработка урока "Класс птицы. Отряд пингвины"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Никифорова Марина Юрьевна

Класс Птицы включает 10 560 ныне живущих видов птиц и 149 видов, вымерших в современное историческое время (данные на февраль 2015 года). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klass_ptitsy_otryad_pingviny.doc559 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

Дата:

Класс: 7  

Тема: Класс Птицы. Отряд Пингвины.

Базовый учебник: УМК В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания; показать особенности строения представителей отряда Пингвины в связи с нелетающим образом жизни.

Задачи: 

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

1. Связанных с формированием общенаучных знаний:

усвоение знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету, умение сравнивать особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся.

3.Связанные с формированием опыта деятельности:

-дать возможность учащимся использовать полученные  знания  для решения простейших ситуационных задач;

-способствовать развитию умений сравнивать животных, работать с натуральными объектами, анализировать причинно-следственные связи, делать выводы.

- создать условия для участия учащихся в формировании целей и задач урока;

-развивать   речь   учащихся   через организацию  работы в группах и представлении результатов своей деятельности;

- продолжать через разрешение простейших ситуационных задач  создавать условия для  развития логического мышления;

- поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности;

- отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ответа на вопросы;

 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Создание условий для:

-конструктивного взаимодействия  со сверстниками и учителями;

-повышения самомотивации учебной деятельности;

-развития способности к  оказанию  самому себе помощи  и  поддержки  в ситуациях затруднения;

 

 -использование здоровьесберегающей среды через создание условий для релаксации;

- воспитания интереса и бережного отношения к природе.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: видеоурок, образцы перьев птиц,  таблица «Внешнее строение птиц».

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих в журнале.

Актуализация знаний, объявление новой темы

Предлагает учащимся отгадать загадки

Просмотр видеофильма « Птицы»

Беседа: Что вы знаете о птицах? Что вы хотели бы узнать о птицах?

Сообщение темы урока: «Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц».

Отгадывают загадки

Смотрят видеофильм «Птицы»

Отвечают на вопросы учителя

Записывают тему урока в тетрадь.

Постановка задач к уроку

Попробуйте определить задачи нашего урока, используя слова:

Я узнаю....

Я выясню....

Я получу знания....

Определяют задачи урока

  1. Ситуация успеха

Цель. Психологически подготовить учащихся к изучению новой темы.

Чудо полета - это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Но полет - это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня. Это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только ОНИ.

Человек наделяет птиц различными волшебными качествами в сказках и легендах. Как вы думаете почему?

 Учащиеся выдвигают свои гипотезы, делают вывод.

Вывод: Птицы имеют такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на земле.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

УЭ - 1

Цель:  определить признаки внешнего строения птиц, связанных с полетом

Учитель предлагает прочитать учебный текст § 44 (с. 207 – 211) и составить кластер «Приспособления к полету во внешнем строении»

Обтекаемая  форма тела                      

 Маленькая голова                                                                  

Клюв                                      

Крылья

Перья (контурные, покровные, маховые)

Маленький хвост              

Цевка

УЭ-  2

Цель: изучить особенности внешнего строения птиц

УЭ — 3

Цель:  познакомиться с видами перьев птиц

Учитель предлагает изучить особенности внешнего строения птиц при помощи  таблицы «Внешнее строение птиц», используя информацию

Учитель выдает карточки для выполнения лабораторной работы «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц».

Работа в парах с учебником.

Учащиеся выполняют первую часть лабораторной работы  №6 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц» (в тетради для пр. работ):

Отделы тела

Органы отделов тела

Особенности строения

Функции

Голова

Шея

Туловище

Хвост

Учащиеся выполняют вторую часть лабораторной  работы №6 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц»

Задание №1

Посмотри на изображение контурного пера и выясни, используя страницы учебника, из   каких частей оно состоит (запиши части пера через запятую, определяя их  снизу — верх).

ОТВЕТ:

Задание №2

Контурные перья бывают трёх видов. Это зависит от того, где они располагаются. Заполни таблицу «Виды контурных перьев». Будь внимательным!!!

Вид контурных перьев

Местонахождение

Значение

1.Контурное кроющее 

2. Контурное маховое

3. Контурное рулевое

 

Таблица «Виды контурных перьев»

Вид контурных перьев

Местонахождение

Значение

1.Контурное кроющее 

Располагается поверх всех остальных перьев, самое маленькое из контурных перьев.

Защищает тело птицы от повреждений.

2. Контурное маховое

3. Контурное рулевое

УЭ — 4

Цель:  познакомиться с представителя ми отряда Пингвины и их особенностями в связи отсутствием способности к полёту

Учитель предлагает проблемный вопрос:  В чём заключается особенность внешнего строения и образа жизни птиц данного отряда?

Пингвины включают в себя 16 ныне живущих видов. В древности было около 36 видов пингвинов. Древнейшие останки пингвинов были обнаружены в Новой Зеландии. Пингвины – единственные птицы, ходящие стоя, умеющие плавать, но не умеющие летать.

Родина современных пингвинов – Южное полушарие. Произошли они от древнейших  летающих  трубконосых  птиц, обитавших на Земле в меловой период мезозойской эры (около 100 млн. лет назад).

- Кто - нибудь  может ответить, как пингвины получили своё название?

(Пингвины обладали внешним сходством с бескрылой гагаркой, она исчезла в 19 веке. Гагарка, передвигаясь по суше, держала тело почти вертикально, а ластами ей служили крылья.

Первыми из европейцев, увидевшими пингвинов, стали моряки из команды  Васко  да Гамы. Но они решили, что перед ними гуси. Английские  моряки, тоже увидевшие пингвинов, но в конце 16 века, приняли пингвинов за бескрылых гагарок и стали называть их пингвинами, имея в виду гагарок. Вскоре гагарки вымерли, а их название осталось за пингвинами).

   Пингвины, как и все птицы, покрыты перьями. Их перья жёсткие, с небольшими опахалами. Они очень плотные, черепицеобразно примыкают друг к другу.

-   Как вы думаете почему?

(Перья выполняют роль рыбьей чешуи, также они не дают промокнуть и переохладиться.)

     Ноги у этих птиц сдвинуты назад, а крылья преобразились в своеобразные ласты. Несмотря на то что по суше пингвины передвигаются довольно неуклюже, в воде они могут развивать скорость до 30 км/ч. В воде пингвины с помощью ласт-крыльев, а ноги с перепонками играют роль рулей. Птицы питаются мелкой рыбой, ракообразными, моллюсками. Они великолепные ныряльщики и пловцы. По размерам пингвины различны. Самый крупный — императорский пингвин (массой 35-40 кг) — достигает в длину 117 см. Самый мелкий— малый пингвин имеет длину 40 см

(Просмотр видеоурока)

Вот такие замечательные птицы – пингвины!!!

Задание №3

Посмотри на изображение и ответь, какой это вид контурного пера?

ОТВЕТ:

Задание № 4

Если попробовать рассмотреть под микроскопом опахало контурного пера, то оно состоит из тоненьких удлинённых пластиночек – бородок первого порядка. На них расположены бородки второго порядка. Используя стр.135 напиши, что обозначено цифрами.

ОТВЕТ:

1-

     2 -

3 -

4 - 

Задание № 5

Опахало пера очень тонкое, но в тоже время прочное. Как ты думаешь почему?

ОТВЕТ:

Задание № 5

Опахало пера очень тонкое, но в тоже время прочное. Как ты думаешь почему?

ОТВЕТ:

Задание № 6

 Кроме контурных перьев  есть ещё два вида перьев:

Пуховое перо: 

 Пух: 

Используя стр. 135 ответь, какую функцию выполняют эти виды перьев? Сравни между собой контурное перо, пуховое перо и пух.  Напиши, чем они отличаются,  и что имеют общего.

ОТВЕТ:

Затем, в своих тетрадях учащиеся записывают вывод к лаб. работе об особенностях внешнего строения птиц, связанное с полётом, их сходство с пресмыкающимися и строении перьевого покрова птиц.

Учащиеся пытаются ответить на проблемный вопрос

Учащиеся слушают правильный ответ

    Учащиеся пытаются ответить на проблемный вопрос

Учащиеся слушают правильный ответ

Учащиеся пытаются ответить на проблемный вопрос

Учащиеся слушают правильный ответ

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: закрепить полученные знания по строению тела и пера птиц; об особенностях птиц отряда Пингвины

Учитель предлагает игру «Черный ящик»

Учитель: аналог  застежки - «молнии», нашедшей применение при изготовлении одежды и обуви. Автор этой застежки - американец В. Джутсон. получивший с 1893-1905 г.г. пять патентов на ее изобретение.

Вопрос: Какой природный аналог «молнии» находится существует в природе?

Ответ: Контурное перо птицы. Опахало этого пера образовано тончайшими роговыми пластинками — бородками первого порядка, расположенными по обе стороны стержня. Поверхность этих бородок несет бородки второго порядка, соединенных между собой крючками.

Итак, давайте с вами запишем  признаки птиц отряда Пингвины:

Учащиеся слушают учителя.

Учащиеся думают над поставленным вопросом и высказывают свои предположения.

Учащиеся слушают правильный ответ.

Учащиеся записывают в своих тетрадях признаки птиц отряда Пингвины

  1. Отсутствие способности к полету.
  2. Задние конечности с перепонками, передние конечности превращены в пласты.
  3. Перья легкие, жесткие, налегающие друг на друга.
  4. Быстро плавают.
  5. Самец и самка занимаются воспитанием птенцов.

Домашнее задание

Цель. Обеспечить понимание учащимися цели и содержания домашнего задания

Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.   §27 изучить, ответить устно на вопросы в конце параграфа.

Записывают домашнее задание в дневник

 Литература и ресурсы Интернета:

 1.Номоконова А.А. Лабораторная работа по теме «Перья птиц». Социальная сеть работников образования, 2014.

2.  Пепеляева О.А, Сунцова И.В.. Поурочные разработки по биологии. М., «ВАКО», 2006

  1. http://www.bio-faq.ru/
  2. http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm
  3. http://www.zavuch.info/methodlib/148/

Лабораторная работа №6

«Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц»

Цель работы: изучить внешнее строение птиц и выяснить, какие приспособления они имеют к полёту. Сравнить внешнее строение птиц и пресмыкающихся и сделать вывод  о их родственных связях.

Оборудование: чучела птиц, набор перьев (пуховые, контурные), лупа, микроскопы

Ход работы:

  1. Внешнее строение птиц

Рассмотрите внешнее строение птицы. Отметьте, чем покрыто тело птицы: какие отделы тела лишены оперенья; как налегает перо одно на другое; все ли перья на теле одинаковые (по размерам, окраске, строению); как расположены на голове глаза; какую форму имеет клюв; чем покрыты ноги птицы; как расположены пальцы на ногах.

Заполните таблицу «Внешнее строение птиц»

Отделы тела

Органы отделов тела

Особенности строения

Функции

Голова

Шея

Туловище

Хвост

  1. Строение перьевого покрова птиц

Рассмотрите наборы перьев птицы (используйте лупу и рисунок). Выясните, как устроено перо; в чем разница между контурным и пуховым перьями.

Заполните таблицу «Виды контурных перьев»

Вид контурных перьев

Местонахождение

Значение

1.Контурное кроющее 

Располагается поверх всех остальных перьев, самое маленькое из контурных перьев.

Защищает тело птицы от повреждений.

2. Контурное маховое

3. Контурное рулевое

  1. Сделать вывод об особенностях внешнего строения птиц, связанное с полётом, их сходство с пресмыкающимися и строении перьевого покрова птиц.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Птицы. Отряд Куриные.

Презентация к уроку биологии на тему: "Отряд Куриные."...

Какие птицы отряда журавлиных из Красной книги обитают в нашей местности?

Презентация проекта к дню защиты птиц о редких птицах отряда журавлиных Саратовской области....

Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"

Данная презентация использовалась на  уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ.  На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...

Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины

Данный урок был проведен в рамках программы  инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 ...

Класс Птицы. Отряд Пингвины.

Презентация к уроку биологии на тему "Класс Птицы. Отряд Пингвины." Общая характеристика класса. Представители отряда Пингвины, их распространение по земному шару и особенности. Презентация поделена н...

«Класс птицы. Отряд Пингвины». урок биологии 7 класс

Материал предназначен для учителей биологии, работающих в 7 классе....

Инструктивные каротчки к уроку "Класс птицы. Отряд пингвины"

Материал предназначен для учителей биологии, работающих в 7 классе. ФГОС....