"Некоторые приемы смыслового чтения на уроках биологии"
статья по биологии

Павленко Светлана Алексеевна

Проблема чтения в настоящее время является особо актуальной и смысловое чтение является одним из приоритетных направлений в обучении. Представляю вашему вниманию приемы работы с текстом, 

которые развивают у учащихся внимание, память, мыслительные навыки; учат работать с ключевыми словами (находить в тексте, формулировать, преобразовывать, интерпретировать), повышают мотивацию.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_na_urokah_biologii.docx45.69 КБ

Предварительный просмотр:

 «Некоторые приемы смыслового чтения на уроках биологии                                                                                          Учитель биологии Павленко С.А. МБОУ «СОШ№2» г.Олекминска Республики Саха (Я)

 «Некоторые приемы смыслового чтения на уроках биологии»

Большое внимание в своей работе я уделяю смысловому чтению на уроках биологии. Проблема чтения в настоящее время является особо актуальной. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе и отмечается, что чтение  в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения читать относятся к универсальным учебным действиям.

Смысловое чтение является одним из приоритетных направлений в обучении. В ФГОС ООО прописаны требования к образовательному процессу в формировании УУД о стратегии смыслового чтения и работы с текстом:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

- оценка информации.

Кроме этого, существуют проблемы при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений. Невнимательное отношение к формулировкам самих заданий приводит учеников к выполнению какого-то «своего задания».

Не менее сложная ситуация складывается у учащихся при пересказе текстов, воспроизведении необходимой информации на занятиях, что говорит об ослабленной памяти. Такие дети нуждаются в специальных опорах, благодаря которым они обретают уверенность в своих ответах.

Таким образом, необходим поиск эффективных приемов работы с текстом, и в первую очередь, с текстом учебника, организации деятельности с ним на уроке, а не только при выполнении домашних заданий.

Важно систематически использовать тексты учебника на уроках биологии, начиная с 5 класса. При этом сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.

Из опыта своей работы по формированию навыков смыслового чтения, предлагаю несколько приемов, которые развивают у учащихся внимание, память, мыслительные навыки; учат работать с ключевыми словами (находить в тексте, формулировать, преобразовывать, интерпретировать), повышают мотивацию.

Пример 1. Работа осуществляется в парах или группах. Для каждой группы обозначается текст для изучения. У каждой группы это может быть свой фрагмент общей темы или один и тот же текст. Важно, чтобы на первых порах текст не был слишком громоздким, сложным. Также уровень сложности текста можно варьировать с учетом возрастных особенностей детей, их подготовленности, умственных возможностей. Группам выдается набор ключевых слов (даты событий, фамилии ученых, термины, понятия, характеристики биологических объектов, процессов, явлений и т.п.) и задание:

1 вариант задания, когда текст у групп одинаковый:

  1. ознакомиться с ключевыми словами;
  2. изучить текст;
  3. отобрать из набора опорных слов те, которые соответствуют изученному тексту (количество можно указать или умолчать);
  4. свериться с эталоном ответа;
  5. рефлексия (знаниевая и эмоциональная составляющая).

2 вариант задания, когда текст у групп разный:

  1. ознакомиться с ключевыми словами;
  2. изучить текст;
  3. отобрать из набора опорных слов те, которые соответствуют изученному тексту (количество можно указать или умолчать);
  4. подготовить пересказ текста с использованием отобранных ключевых слов, не делая на них акцента;
  5. прослушать выступление каждой группы и отобрать из перечня ключевых слов нужные;
  6. свериться с эталоном ответа (или после коррекции учителем работы групп по п.3, можно осуществить взаимопроверку после выступления групп с пересказом);
  7. рефлексия (знаниевая и эмоциональная составляющая).

Кроме приведенных примеров, задания могут быть

- на установление соответствия, например, распределить выданные ключевые слова по группам животных (беспозвоночных: моллюски, ракообразные, паукообразные, насекомые, позвоночных: рыб, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих);

- формирование умений составлять вопросы к тексту с опорой на ключевые слова. Здесь можно использовать приемы «Тонкий и толстый вопросы», «Стрелялки».      

По мере осуществления подобной работы с текстами, ее можно усложнять, например, добавить «лишние» характеристики (изученные или еще не изученные); дать неполный список ключевых слов, чтоб учащиеся сами добавили необходимое; предложить учащимся самим найти и выписать ключевые слова из текста.

Выданные учителем опорные слова могут быть «копиями» тех, что встречаются в тексте, а могут быть близкими по значению. Например, о строении лёгких рептилий в тексте учебника И.Н.Пономаревой «Биология: 7 класс» сказано: «...стенки полости лёгкого имеют много складок...». Опорное слово может быть «складчатые лёгкие» или «ячеистые лёгкие». Или о почках земноводных: «...продолговатые почки расположены в полости тела по бокам позвоночника». Опорное слово может быть «туловищные почки». Для характеристики почек рептилий можно использовать опорное слово «тазовые почки». Однако о расположении почек рептилий в тексте параграфа ничего не говорится, но имеется рисунок, по нему учащиеся могут определить их местоположение. Таким образом, рисунок также как и основной текст несет смысловую нагрузку и является его дополнением. Работая с рисунками, учащиеся учатся их «читать».

Формирование групп можно осуществлять по-разному: по желанию учащихся, по успеваемости, по другим критериям (на усмотрение учителя).

Ключевые слова могут являться терминами или понятиями и с ними я также веду систематическую работу на уроках.

Прием «Объяснялки».

Вариант 1.

На небольших карточках (чаще размером 5х5 см) записываются термины или понятия по изучаемой теме. Учащиеся по очереди вытягивают карточку и дают объяснение. Этот прием я использую на разных этапах урока, например, при проверке домашнего задания, актуализации знаний  и этапе закрепления среди уже знакомых понятий, дети могут встретиться с незнакомыми, это создает проблемную ситуацию, направляющую учащихся на дальнейшую деятельность.

Вариант 2.

На небольших карточках (чаще размером 3х5 см) записываются термины или понятия по изучаемой теме. Учащиеся по очереди вытягивают карточку и, не озвучивая термин, объясняют своими словами. Класс должен догадаться, о чем идет речь. Однокоренные слова произносить нельзя.

Вариант 3.

На карточках можно разместить описание явления, закона, вклад ученых в науку, небольшой рисунок биологического объекта, процесса, явления, портрет ученого и т.п. Учащиеся также вытягивают желаемую карточку и дают объяснения сами, либо описывают, чтобы класс узнал, о чем или о ком речь.

Карточки рекомендую делать из цветной бумаги, на лицевой стороне можно использовать тематические рисунки или сами карточки вырезать в виде символических фигурок. В карточки можно включать сюрпризы для детей, например, похвальные подбадривающие слова, поручения, «оценки-подарки».

Такая организация приемов вызывают у учащихся интерес, создает эффект игры, уменьшает тревожность учащихся, стимулирует к познанию. При затруднениях в ответе всегда можно направить учеников к тексту учебника. Рассмотренные приемы можно считать универсальными, т.к. их можно применять на любых этапах урока, на любых предметных уроках, любых тематических занятиях.

Карточки можно заменить игровым полем на интерактивной доске по типу «Своя игра».

Я и мои ученики очень любим прием «Стрелялки». Суть приема заключается в том, что учащиеся придумывают к тексту параграфа вопросы друг для друга. Этот прием я обогащаю тематическим направлением. Например, осенью (время сбора урожая) мы «стреляем друг в друга картошкой» (можно запустить кочан капусты, если вопрос увесистый или другим овощем); с появлением первого снега «стреляем снежками»; в преддверии Нового года – «фейерверками»; ко Дню святого Валентина – «стрелами»; к Дню Победы используем военную терминологию и т.п. Сделать урок интересным, а материал запоминающимся в силах любого учителя, стоит лишь посмотреть на мир глазами детей и включить фантазию.

Применение различных приемов смыслового чтения мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху и приобретению эмоционально-ценностного отношения к миру, создает атмосферу сотрудничества и сотворчества, формирует критическое мышление, что позволяет выполнить одно из требований ФГОС – развить важнейшую компетентность личности школьника – умение учиться.

Пример 1. Урок в 7 классе по теме «Класс Насекомые» (учебник И.Н.Пономаревой «Биология: 7 класс»). Этап изучения нового материала.

Задание:

  1. ознакомиться с набором ключевых слов;
  2. изучить текст на стр.117-120;
  3. выбрать из опорных слов те характеристики, которые соответствуют насекомым;
  4. свериться с эталоном ответа;
  5. рефлексия (знаниевая и эмоциональная составляющая).

Рекомендации:

  • Количество ключевых слов можно варьировать в зависимости от времени и других причин;
  • Количество характеристик, которые нужно отобрать учащимся из набора ключевых слов можно  обозначить, но можно умолчать (если группы учащихся дифференцированные, слабым можно озвучить какое количество характеристик им надо отобрать);
  • Ключевые слова распечатываются и нарезаются полосками. Желательно использование цветной бумаги. У каждой группы, например, свой цвет.

Набор ключевых слов:

  • Энтомология
  • Карцинология  
  • Арахнология  
  • Ихтиология
  • Тело: голова, грудь, брюшко      
  • Тело: головогрудь, брюшко
  • Тело веретенообразное  
  • Три пары ходильных конечностей
  • Пять пар ходильных конечностей          
  • Тазовые почки
  • Четыре пары ходильных конечностей  
  • Глаза редуцированы
  • Крылья – это складки стенки тела, тонкие пластинки  
  • Крылья покрыты перьями        
  • Глаза сложные, фасеточные
  • Крылья – это передние конечности  
  • Сердце трёхкамерное      
  • Нервная система представлена надглоточным и подглоточным узлами и брюшной нервной цепочкой
  • Нервная система трубчатая    
  • Один круг кровообращения
  • Нервная система лестничного типа    
  • Лёгкие мешковидные
  • Глаза простые, от 4-х до 8
  • Гермафродиты  
  • Раздельнополы  
  • Кровеносная система незамкнутая, сердце трубковидное
  • Кровь – гемолимфа, бесцветная или желтоватая, переносит питательные вещества
  • Кровь выполняет функцию транспортировки газов
  • Трахеи пронизывают всё тело      
  • Мальпигиевы сосуды
  • Дыхательная система – ячеистые лёгкие  
  • Зелёные железы        

Эталон ответа:

  • Энтомология  
  • Тело: голова, грудь, брюшко      
  • Три пары ходильных конечностей
  • Крылья – это складки стенки тела, тонкие пластинки  
  • Глаза сложные, фасеточные
  • Нервная система представлена надглоточным и подглоточным узлами и брюшной нервной цепочкой
  • Раздельнополы  
  • Кровеносная система незамкнутая, сердце трубковидное
  • Кровь – гемолимфа, бесцветная или желтоватая, переносит питательные вещества
  • Трахеи пронизывают всё тело      
  • Мальпигиевы сосуды

Пример 2. Урок в 7 классе по теме «Класс Пресмыкающиеся» (учебник И.Н.Пономаревой «Биология: 7 класс»). Этап закрепления изученного материала.

Задание:

  1. ознакомиться с набором ключевых слов;
  2. выбрать из опорных слов те характеристики, которые соответствуют земноводным (одна колонка) и пресмыкающимся (другая колонка);
  3. свериться с эталоном ответа;
  4. рефлексия (знаниевая и эмоциональная составляющая).

Рекомендации:

  • Количество ключевых слов можно варьировать в зависимости от времени и других причин;
  • Количество характеристик, которые нужно отобрать учащимся из набора ключевых слов можно  обозначить, но можно умолчать (если группы учащихся дифференцированные, слабым можно озвучить какое количество характеристик им надо отобрать);
  • Желательно использование цветной бумаги.

Набор ключевых слов:

  • Кожа плотная сухая
  • Рогоподобная чешуя
  • Железы в коже отсутствуют
  • Челюсти с зубами
  • Характерна линька
  • На пальцах когти
  • В шейном отделе 7-10 подвижных позвонков
  • Есть рёбра, образующие грудную клетку
  • 2 крестцовых позвонка
  • У некоторых представителей отсутствуют ноги
  • Произошли от стегоцефалов
  • Зимой неактивны
  • Имеется шея
  • Веки подвижны не у всех представителей
  • Кожа голая влажная
  • Много желёз в коже
  • Зубы отсутствуют
  • Не линяют
  • Между пальцами имеются перепонки
  • В шейном отделе 1 позвонок
  • Грудная клетка отсутствует
  • 1 крестцовый позвонок
  • У некоторых представителей нет ног
  • Имеется цевка
  • Развиты молочные железы
  • Покрыты шерстью
  • Некоторые приспособились к полёту
  • Теплокровные
  • Прямохождение
  • Хвостовой плавник хорошо развит
  • Жабры
  • Ядовитые железы в ротовой полости
  • Имеются трахеи, бронхи, ячеистые лёгкие
  • Сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке
  • Холоднокровные
  • В переднем мозге появляется кора
  • Крупный мозжечок
  • Моча в форме кашицеобразной мочевой кислоты
  • Почки тазовые
  • Яйца покрыты кожистой оболочкой
  • В желтке много питательных веществ
  • Размножение на суше
  • Развитие без метаморфоза
  • Внутреннее оплодотворение
  • Имеется ушная раковина
  • Имеется плавательный пузырь
  • Ядовитые железы в коже
  • Развитие с метаморфозом
  • Внешнее оплодотворение
  • Лёгкие мешочковидные
  • Сердце трёхкамерное
  • Холоднокровные животные
  • Мозжечок слабо развит
  • Моча жидкая
  • Почки туловищные
  • Яйца без оболочек
  • Желток беден веществами
  • Размножение в воде
  • Клоаки нет
  • Есть клоака
  • Есть клоака
  • Имеется боковая линия
  • Отсутствуют слюнные железы

Эталон ответа

Амфибии

Рептилии

  • У некоторых представителей отсутствуют ноги
  • Зимой неактивны
  • Кожа голая влажная
  • Много желёз в коже
  • Зубы отсутствуют
  • Не линяют
  • Между пальцами имеются перепонки
  • В шейном отделе 1 позвонок
  • Грудная клетка отсутствует
  • 1 крестцовый позвонок
  • Холоднокровные
  • Ядовитые железы в коже
  • Развитие с метаморфозом
  • Внешнее оплодотворение
  • Лёгкие мешочковидные
  • Сердце трёхкамерное
  • Мозжечок слабо развит
  • Моча жидкая
  • Почки туловищные
  • Яйца без оболочек
  • Желток беден веществами
  • Размножение в воде
  • Есть клоака

  • Кожа плотная сухая
  • Рогоподобная чешуя
  • Железы в коже отсутствуют
  • Произошли от стегоцефалов
  • Характерна линька
  • На пальцах когти
  • В шейном отделе 7-10 подвижных позвонков
  • Есть рёбра, образующие грудную клетку
  • Зимой неактивны
  • Имеется шея
  • Веки подвижны не у всех представителей
  • 2 крестцовых позвонка
  • У некоторых представителей нет ног
  • Ядовитые железы в ротовой полости
  • Сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке
  • Имеются трахеи, бронхи, ячеистые лёгкие
  • Холоднокровные животные
  • В переднем мозге появляется кора
  • Почки тазовые
  • Яйца покрыты кожистой оболочкой
  • В желтке много питательных веществ
  • Размножение на суше
  • Развитие без метаморфоза
  • Внутреннее оплодотворение
  • Есть клоака


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики...

Использование приемов смыслового чтения на уроке биологии 5 класс "Жизнь в морях и океанах"

Использование приемов смыслового чтения на уроке  биологии 5 класс .Технологическая карта конспекта урока биологии 5 класс «Жизнь в морях и океанах»...

Мастер-класс "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии"

Разработка мастер-класса "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии". Можно использовать для выступления на методическом объединении, а также для работы на уроке с учащимися при из...

Практические приемы смыслового чтения на уроках английского языка.

В документе Word и презентациях (для начального и старшего звеньев) представлены некоторые практические приемы смыслового чтения, которые можно активно использовать на уроках английского языка при изу...

Приемы смыслового чтения на уроках математики

Презентация по математике по теме "Приемы смыслового чтения на уроках математики"...

Приемы смыслового чтения на уроках английского языка.

Это статья о приемах смыслового чтения, которые можно применять на уроках английского языка при чтении текстов....