Рабочая программа 8 класс биология
рабочая программа по биологии (8 класс)

Куулар Айырана Шуур-ооловна

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки, доказывающие родство человека и животных.

— биологические и социальные факторы антропогенеза;

— основные этапы эволюции человека;

— основные черты рас человека;

— вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека;

— основные признаки организма человека;

— роль регуляторных систем; — механизм действия гормонов;

— части скелета человека; — химический состав и строение костей; — основные скелетные мышцы человека;

— существенные признаки транспорта веществ в организме;

— органы дыхания, их строение и функции;

— гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний;

— органы пищеварительной системы;

— гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы;

— особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;

— роль витаминов;

— строение и функции кожи;

— гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой;

— строение и функции органов половой системы человека;

— основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека;

— особенности высшей нервной деятельности человека;

— значение сна, его фазы;

— приёмы рациональной организации труда и отдыха;

— отрицательное влияние вредных привычек.

Учащиеся должны уметь:

 — анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас;

— узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;

— устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем;

— выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;

— соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств;

— распознавать части скелета на наглядных пособиях;

— находить на наглядных пособиях основные мышцы;

— оказывать первую доврачебную помощь при переломах;

— различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;

— измерять пульс и кровяное давление;

— оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях;

— выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;

— оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом;

— характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы;

— выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии;

— объяснять механизм терморегуляции;

— оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах;

— выделять существенные признаки психики человека;

— характеризовать типы нервной системы;

— соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;

— оказывать первую доврачебную помощь.

 

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

 — планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

— участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

— работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

 — выделять главные и существенные признаки понятий;

— составлять описание объектов;

 — составлять простые и сложные планы текста;

— осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

— выявлять причинно‑следственные связи;

— работать со всеми компонентами текста;

— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

 

Личностные результаты обучения

— Формирование ответственного отношения к учению, труду;

— формирование целостного мировоззрения;

— формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

— формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

— формирование основ экологической культуры.

 

 

 

 

Биология. Человек. 8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч) Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Демонстрация Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.

Раздел 2. Происхождение человека (2 ч) Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Демонстрация Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека.

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (7 ч) Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Демонстрация Портреты великих учёных — анатомов и физиологов.

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Демонстрация Схемы строения систем органов человека. Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Раздел 5. Координация и регуляция (10 ч) Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Демонстрация Схемы строения эндокринных желёз. Таблицы, иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения гормонов. Фотографии больных с различны‑ ми нарушениями функций эндокринных желёз. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного им‑ пульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. Демонстрация Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов. Лабораторные и практические работы Изучение головного мозга человека (по муляжам). Изучение изменения размера зрачка.

Раздел 6. Опора и движение (8 ч) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно‑двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно‑двигательной системы. Демонстрация Скелет человека, отдельных костей. Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно‑двигательной системы. Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.

Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч) Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Демонстрация Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови. Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения крови. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — признаки внутренней среды организма; 69 — признаки иммунитета; — сущность прививок и их значение. Учащиеся должны уметь: — сравнивать между собой строение и функции клеток крови; — объяснять механизмы свёртывания и переливания крови.

Раздел 8. Транспорт веществ (4 ч) Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Забоевания органов кровообращения, их предупреждение. Демонстрация Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращеия. Лабораторные и практические работы Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений.

Раздел 9. Дыхание (5 ч) Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.  Демонстрация Модели гортани, лёгких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приёмы искусственного дыхания. Лабораторные и практические работы Определение частоты дыхания.

Раздел 10. Пищеварение (5 ч) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Демонстрация Модель торса человека. Муляжи внутренних органов. Лабораторные и практические работы Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал. Определение норм рационального питания.

Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 ч) Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. 

Раздел 12. Выделение (2 ч) Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ. Демонстрация Модель почек. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — органы мочевыделительной системы; — меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

Раздел 13. Покровы тела (3 ч) Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Демонстрация Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.

Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч) Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.

Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч) Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч) Соблюдение санитарно‑гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Чело‑ век и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.  Лабораторные и практические работы Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений. Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.

Резервное время — 1 ч.

 

Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с авторским вариантом:

В целях рационального использования учебного времени на изучение предмета и в соответствии с методическими рекомендациями к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек» произведено перераспределение часов, отводимых на изучение следующих разделов:

- раздел 2 «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека» - 2 ч.;

- раздел 11 «Обмен веществ и энергии» - 3 ч;

- раздел 15 «Высшая нервная деятельность» - 6 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический  план учебного предмета «Биология»

(вариант: 2 ч в неделю; 34 учебных недели)

 

№пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

 

Примечание

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные тестирования

1

Место человека в системе органического мира

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторные и практические работы проводятся на уроке в течение 10-15 мин, или выполняются учащимися дома. Т.к. большинство работ носят обучающий характер, оценивание производится выборочно, на усмотрение учителя.

2

Происхождение человека

2

 

 

№1 «Человек в системе органического мира»

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

2

 

 

 

4

Общий обзор строения и функций организма человека

4

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

№2 «Общий обзор организма человека»

5

Координация и регуляция

10

Лабораторная работа №2 «Изучение изменения размера зрачка»

Практическая работа №2 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)»

№3 «Гуморальная и нервная регуляция»

№4 «Спинной и головной мозг»

№5 «Анализаторы»

6

Опора и движение

8

Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения костей»

Практическая работа №3 «Измерение массы и роста своего организма»

Практическая работа №4 «Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц»

№6 «Опора и движение»

7

Внутренняя среда организма

3

Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови»

 

№7 «Внутренняя среда»

8

Транспорт веществ

4

 

Практическая работа №5 «Измерение кровяного давления»

Практическая работа №6 «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений»

 

 

№8 «Транспорт веществ»

9

Дыхание

5

 

Практическая работа №7 «Определение частоты дыхания»

 

№9 «Дыхание»

10

Пищеварение

5

Лабораторная работа №5 «Воздействие слюны на крахмал»

Лабораторная работа №6 «Воздействие желудочного сока на белки»

Практическая работа №8 «Определение норм рационального питания»

 

№10 «Пищеварение»

11

Обмен веществ и энергии

3

 

 

№11 «Обмен веществ и энергии»

12

Выделение

2

 

 

№12 «Выделение»

13

Покровы тела

3

 

 

№13 «Покровы тела»

14

Размножение и развитие

3

 

 

№14 «Размножение и развитие»

15

Высшая нервная деятельность

6

 

 

№15 «Высшая нервная деятельность»

16

Человек и его здоровье

6

Лабораторная работа №7 «Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды»

Практическая работа №9 «Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений»

 

 

ИТОГО

68

7

9

15

 

Тематический поурочный план учебного предмета «Биология»

(вариант: 2 ч в неделю; 34 учебных недели)

 

№ урока

Темы раздела, урока, лабораторной работы

Кол-во

часов

 

1. Место человека в системе органического мира

2

  1.  

Место человека в системе органического мира

 

  1.  

Доказательства происхождения человека от животных

 

 

2. Происхождение человека

2

  1.  

Эволюция человека

 

  1.  

Расы человека

 

 

3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

2

  1.  

Контрольный тест №1 «Человек в системе органического мира» Науки о человеке

 

  1.  

История развития знаний о строении и функциях организма человека

 

 

4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

  1.  

Клеточное строение организма

 

  1.  

Эпителиальные и соединительные ткани

 

  1.  

Мышечные и нервная ткань. Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

 

  1.  

Системы органов. Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

 

 

5. Координация и регуляция

10

  1.  

Контрольный тест №2 «Общий обзор организма человека». Гуморальная регуляция

 

  1.  

Строение и значение нервной системы

 

  1.  

Контрольный тест №3 «Гуморальная и нервная регуляция». Строение и функции спинного мозга

 

  1.  

Головной мозг: строение. Практическая работа №2 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)»

 

  1.  

Головной мозг: функции отделов

 

  1.  

Полушария большого мозга

 

  1.  

Контрольный тест №4 «Спинной и головной мозг». Зрительный анализатор

 

  1.  

Восприятие зрительных раздражений. Лабораторная работа №2 «Изучение изменения размера зрачка»

 

  1.  

Анализаторы слуха и равновесия

 

  1.  

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

 

 

6. Опора и движение

8

  1.  

Контрольный тест №5 «Анализаторы». Кости скелета

 

  1.  

Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения костей» Микроскопическое строение костей, их рост и соединения

 

  1.  

Скелет: череп и туловище

 

  1.  

Скелет конечностей

 

  1.  

Строение мышц

 

  1.  

Основные группы мышц. Практическая работа №3 «Измерение массы и роста своего организма»

 

  1.  

Работа скелетных мышц. Практическая работа №4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

 

  1.  

Гладкие мышцы

 

 

7. Внутренняя среда

3

  1.  

Контрольный тест №6 «Опора и движение». Внутренняя среда организма

 

  1.  

Состав крови. Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови»

 

  1.  

Иммунитет. Группы крови

 

 

8. Транспорт веществ

4

  1.  

Контрольный тест №7 «Внутренняя среда». Органы кровообращения

 

  1.  

Работа сердца

 

  1.  

Давление крови. Практическая работа №5 «Измерение кровяного давления»

 

  1.  

Пульс. Движение крови по сосудам. Практическая работа №6 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

 

 

9. Дыхание

5

  1.  

Контрольный тест №8 «Транспорт веществ». Строение органов дыхания: верхние дыхательные пути

 

  1.  

Строение органов дыхания: нижние дыхательные пути, легкие

 

  1.  

Газообмен в легких и тканях

 

  1.  

Регуляция дыхания. Практическая работа №7 «Определение частоты дыхания»

 

  1.  

Воздействие окружающей среды на дыхание

 

 

10. Пищеварение

5

  1.  

Контрольный тест №9 «Дыхание». Пищевые продукты и питательные вещества

 

  1.  

Органы ротовой полости

 

  1.  

Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №5 «Воздействие слюны на крахмал»

 

  1.  

Пищеварение в желудке. Лабораторная работа №6 «Воздействие желудочного сока на белки»

 

  1.  

Пищеварение в кишечнике

 

 

11. Обмен веществ и энергии

3

  1.  

Контрольный тест №10 «Пищеварение». Обмен веществ

 

  1.  

Практическая работа №8 «Определение норм рационального питания»

 

  1.  

Витамины

 

 

12. Выделение

2

  1.  

Контрольный тест №11 «Обмен веществ и энергии». Строение выделительной системы

 

  1.  

Работа почек

 

 

13. Покровы тела

3

  1.  

Контрольный тест №12 «Выделение». Функции кожи

 

  1.  

Строение кожи

 

  1.  

Терморегуляция

 

 

14. Размножение и развитие

3

  1.  

Контрольный тест №13 «Покровы тела». Половая система человека

 

  1.  

Оплодотворение и развитие зародыша

 

  1.  

Развитие человека

 

 

15. Высшая нервная деятельность

6

  1.  

Контрольный тест №14 «Размножение и развитие». Рефлекторная деятельность нервной системы

 

  1.  

Бодрствование и сон

 

  1.  

Сознание, мышление, речь.

 

  1.  

Познавательные процессы

 

  1.  

Память

 

  1.  

Эмоции и темперамент

 

 

16. Человек и его здоровье

6

  1.  

Контрольный тест №15 «Высшая нервная деятельность». Здоровье и влияющие на него факторы

 

  1.  

Оказание первой доврачебной помощи. Практическая работа №9 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

 

  1.  

Вредные привычки

 

  1.  

Лабораторная работа №7 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека»

 

  1.  

Заболевания человека

 

  1.  

Двигательная активность, закаливание, гигиена

 

 

Всего уроков

68

 

Из них:

- контрольных тестирований
- лабораторных и практических работ

 

15

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист изменений

 

 

Дата

Изменение, причина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 42_8.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
Ключевского района Алтайского края

«ПРИНЯТО»

Руководитель ШМО учителей
естественнонаучных дисциплин

_______________И.Н. Иващенко

Протокол № ___ от «___» мая 2018 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Замдиректора по УВР

_______________Ю.В. Кислова

 «___» мая 2018 г.

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                                       Директор МБОУ «Ключевская СОШ №1»                                                                           ________________Н.Г. Жихарева

               Приказ №_____
                                          от   «___» _____ 2018 г.

Рабочая программа по

БИОЛОГИИ

 для обучающихся  8А,Б,В кл., концентрический курс

 (68 часов в год, 2 часа в неделю)

Уровень основного общего образования

Срок реализации: 2018/2019 учебный год

                                                             

Рабочая программа составлена на основе
Программы основного общего образования. Биология. 5 – 9 классы. Концентрический курс.
Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 148 с.

                                                     Составитель: Пилипенко О.М., учитель биологии

высшей квалификационной категории

Ключи 2018

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки, доказывающие родство человека и животных.

— биологические и социальные факторы антропогенеза;

— основные этапы эволюции человека;

— основные черты рас человека;

— вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека;

— основные признаки организма человека;

— роль регуляторных систем; — механизм действия гормонов;

— части скелета человека; — химический состав и строение костей; — основные скелетные мышцы человека;

— существенные признаки транспорта веществ в организме;

— органы дыхания, их строение и функции;

— гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний;

— органы пищеварительной системы;

— гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы;

— особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;

— роль витаминов;

— строение и функции кожи;

— гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой;

— строение и функции органов половой системы человека;

— основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека;

— особенности высшей нервной деятельности человека;

— значение сна, его фазы;

— приёмы рациональной организации труда и отдыха;

— отрицательное влияние вредных привычек.

Учащиеся должны уметь:

 — анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас;

— узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;

— устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем;

— выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;

— соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств;

— распознавать части скелета на наглядных пособиях;

— находить на наглядных пособиях основные мышцы;

— оказывать первую доврачебную помощь при переломах;

— различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;

— измерять пульс и кровяное давление;

— оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях;

— выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;

— оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом;

— характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы;

— выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии;

— объяснять механизм терморегуляции;

— оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах;

— выделять существенные признаки психики человека;

— характеризовать типы нервной системы;

— соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;

— оказывать первую доврачебную помощь.

Метапредметные результаты обучения 

Учащиеся должны уметь:

 — планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

— участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

— работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

 — выделять главные и существенные признаки понятий;

— составлять описание объектов;

 — составлять простые и сложные планы текста;

— осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

— выявлять причинно-следственные связи;

— работать со всеми компонентами текста;

— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Личностные результаты обучения 

— Формирование ответственного отношения к учению, труду;

— формирование целостного мировоззрения;

— формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

— формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

— формирование основ экологической культуры.

Биология. Человек. 8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч) Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Демонстрация Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных.

Раздел 2. Происхождение человека (2 ч) Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Демонстрация Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека.

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (7 ч) Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Демонстрация Портреты великих учёных — анатомов и физиологов.

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Демонстрация Схемы строения систем органов человека. Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Раздел 5. Координация и регуляция (10 ч) Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Демонстрация Схемы строения эндокринных желёз. Таблицы, иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения гормонов. Фотографии больных с различны- ми нарушениями функций эндокринных желёз. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного им- пульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. Демонстрация Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов. Лабораторные и практические работы Изучение головного мозга человека (по муляжам). Изучение изменения размера зрачка.

Раздел 6. Опора и движение (8 ч) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы. Демонстрация Скелет человека, отдельных костей. Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы. Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.

Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч) Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Демонстрация Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови. Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения крови. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — признаки внутренней среды организма; 69 — признаки иммунитета; — сущность прививок и их значение. Учащиеся должны уметь: — сравнивать между собой строение и функции клеток крови; — объяснять механизмы свёртывания и переливания крови.

Раздел 8. Транспорт веществ (4 ч) Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Забоевания органов кровообращения, их предупреждение. Демонстрация Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращеия. Лабораторные и практические работы Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений.

Раздел 9. Дыхание (5 ч) Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.  Демонстрация Модели гортани, лёгких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приёмы искусственного дыхания. Лабораторные и практические работы Определение частоты дыхания.

Раздел 10. Пищеварение (5 ч) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Демонстрация Модель торса человека. Муляжи внутренних органов. Лабораторные и практические работы Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал. Определение норм рационального питания.

Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 ч) Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.  

Раздел 12. Выделение (2 ч) Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ. Демонстрация Модель почек. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — органы мочевыделительной системы; — меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

Раздел 13. Покровы тела (3 ч) Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Демонстрация Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи.

Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч) Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.

Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч) Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч) Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Чело- век и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.  Лабораторные и практические работы Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений. Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды.

Резервное время — 1 ч.

Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с авторским вариантом:

В целях рационального использования учебного времени на изучение предмета и в соответствии с методическими рекомендациями к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек» произведено перераспределение часов, отводимых на изучение следующих разделов:

- раздел 2 «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека» - 2 ч.;

- раздел 11 «Обмен веществ и энергии» - 3 ч;

- раздел 15 «Высшая нервная деятельность» - 6 ч.

Тематический  план учебного предмета «Биология»

(вариант: 2 ч в неделю; 34 учебных недели)

№пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Примечание

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные тестирования

1

Место человека в системе органического мира

2

Лабораторные и практические работы проводятся на уроке в течение 10-15 мин, или выполняются учащимися дома. Т.к. большинство работ носят обучающий характер, оценивание производится выборочно, на усмотрение учителя.

2

Происхождение человека

2

№1 «Человек в системе органического мира»

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

2

4

Общий обзор строения и функций организма человека

4

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

№2 «Общий обзор организма человека»

5

Координация и регуляция

10

Лабораторная работа №2 «Изучение изменения размера зрачка»

Практическая работа №2 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)»

№3 «Гуморальная и нервная регуляция»

№4 «Спинной и головной мозг»

№5 «Анализаторы»

6

Опора и движение

8

Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения костей»

Практическая работа №3 «Измерение массы и роста своего организма»

Практическая работа №4 «Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц»

№6 «Опора и движение»

7

Внутренняя среда организма

3

Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови»

№7 «Внутренняя среда»

8

Транспорт веществ

4

Практическая работа №5 «Измерение кровяного давления»

Практическая работа №6 «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений»

№8 «Транспорт веществ»

9

Дыхание

5

Практическая работа №7 «Определение частоты дыхания»

№9 «Дыхание»

10

Пищеварение

5

Лабораторная работа №5 «Воздействие слюны на крахмал»

Лабораторная работа №6 «Воздействие желудочного сока на белки»

Практическая работа №8 «Определение норм рационального питания»

№10 «Пищеварение»

11

Обмен веществ и энергии

3

№11 «Обмен веществ и энергии»

12

Выделение

2

№12 «Выделение»

13

Покровы тела

3

№13 «Покровы тела»

14

Размножение и развитие

3

№14 «Размножение и развитие»

15

Высшая нервная деятельность

6

№15 «Высшая нервная деятельность»

16

Человек и его здоровье

6

Лабораторная работа №7 «Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды»

Практическая работа №9 «Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений»

ИТОГО

68

7

9

15

Тематический поурочный план учебного предмета «Биология»

(вариант: 2 ч в неделю; 34 учебных недели)

№ урока

Темы раздела, урока, лабораторной работы

Кол-во

часов

1. Место человека в системе органического мира

2

Место человека в системе органического мира

Доказательства происхождения человека от животных

2. Происхождение человека

2

Эволюция человека

Расы человека

3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

2

Контрольный тест №1 «Человек в системе органического мира» Науки о человеке

История развития знаний о строении и функциях организма человека

4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

Клеточное строение организма

Эпителиальные и соединительные ткани

Мышечные и нервная ткань. Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Системы органов. Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

5. Координация и регуляция

10

Контрольный тест №2 «Общий обзор организма человека». Гуморальная регуляция

Строение и значение нервной системы

Контрольный тест №3 «Гуморальная и нервная регуляция». Строение и функции спинного мозга

Головной мозг: строение. Практическая работа №2 «Изучение головного мозга человека (по муляжам)»

Головной мозг: функции отделов

Полушария большого мозга

Контрольный тест №4 «Спинной и головной мозг». Зрительный анализатор

Восприятие зрительных раздражений. Лабораторная работа №2 «Изучение изменения размера зрачка»

Анализаторы слуха и равновесия

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

6. Опора и движение

8

Контрольный тест №5 «Анализаторы». Кости скелета

Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения костей» Микроскопическое строение костей, их рост и соединения

Скелет: череп и туловище

Скелет конечностей

Строение мышц

Основные группы мышц. Практическая работа №3 «Измерение массы и роста своего организма»

Работа скелетных мышц. Практическая работа №4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

Гладкие мышцы

7. Внутренняя среда

3

Контрольный тест №6 «Опора и движение». Внутренняя среда организма

Состав крови. Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови»

Иммунитет. Группы крови

8. Транспорт веществ

4

Контрольный тест №7 «Внутренняя среда». Органы кровообращения

Работа сердца

Давление крови. Практическая работа №5 «Измерение кровяного давления»

Пульс. Движение крови по сосудам. Практическая работа №6 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

9. Дыхание

5

Контрольный тест №8 «Транспорт веществ». Строение органов дыхания: верхние дыхательные пути

Строение органов дыхания: нижние дыхательные пути, легкие

Газообмен в легких и тканях

Регуляция дыхания. Практическая работа №7 «Определение частоты дыхания»

Воздействие окружающей среды на дыхание

10. Пищеварение

5

Контрольный тест №9 «Дыхание». Пищевые продукты и питательные вещества

Органы ротовой полости

Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №5 «Воздействие слюны на крахмал»

Пищеварение в желудке. Лабораторная работа №6 «Воздействие желудочного сока на белки»

Пищеварение в кишечнике

11. Обмен веществ и энергии

3

Контрольный тест №10 «Пищеварение». Обмен веществ

Практическая работа №8 «Определение норм рационального питания»

Витамины

12. Выделение

2

Контрольный тест №11 «Обмен веществ и энергии». Строение выделительной системы

Работа почек

13. Покровы тела

3

Контрольный тест №12 «Выделение». Функции кожи

Строение кожи

Терморегуляция

14. Размножение и развитие

3

Контрольный тест №13 «Покровы тела». Половая система человека

Оплодотворение и развитие зародыша

Развитие человека

15. Высшая нервная деятельность

6

Контрольный тест №14 «Размножение и развитие». Рефлекторная деятельность нервной системы

Бодрствование и сон

Сознание, мышление, речь.

Познавательные процессы

Память

Эмоции и темперамент

16. Человек и его здоровье

6

Контрольный тест №15 «Высшая нервная деятельность». Здоровье и влияющие на него факторы

Оказание первой доврачебной помощи. Практическая работа №9 «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»

Вредные привычки

Лабораторная работа №7 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека»

Заболевания человека

Двигательная активность, закаливание, гигиена

Всего уроков

68

Из них:

- контрольных тестирований
- лабораторных и практических работ

15

16

Лист изменений

Дата

Изменение, причина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...