Методическая разработка "Контрольные тесты по биологии"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Методическая разработка "Контрольные тесты по биологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_2.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Контрольная  тесты

по  биологии

Спецификация теста

Педагогические цели тестирования:

- выявление результатов обучения при изучении определённых разделов;

- установление уровня подготовки каждого учащихся относительно требований программы и оценить знания всех элементов содержания предмета;

- установить умения ориентироваться в понятиях и определениях данного раздела.

Исходные (нормативные) документы, определяющие содержание теста:

1. Рабочие программы  Биология  5 – 9 классы. Программа основного общего образования.

    Биология  5 – 9 классы – Вертикаль -  Авторы  -  Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г.  

    -  М.: «Дрофа», 2016 – с.259 - 273.

  1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. - Вертикаль - М.: «Дрофа», 2013.

Содержание теста:

 Раздел  № 2. «Жизнь растений (размножение)» - 4 учебных часа.

 Раздел  № 3. «Классификация растений» - 6 учебных часов.

 Применяемый подход к разработке и интерпретации теста:

   критериально  ориентированный тест

Элементы содержания предмета, включенные в тест:

Способы размножения растений. Размножение споровых и семенных растений. Отличие ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Вегетативное размножение. Основы систематики растений. Особенности растений семейств Крестоцветные, Паслёновые, Розоцветные, Бобовые, Сложноцветные, Лилейные, Злаковые.

Требования к уровню подготовки респондента:     базовый уровень.

Структура теста: с расположением заданий в основном согласно логике изучаемого  предмета.

Доминирующая деятельность испытуемого:      письменный ответ на вопросы.

Форма предъявления:  бланковые тесты

Количество вариантов теста:      4.

Количество заданий в одном варианте:      14

Количество форм заданий в варианте теста:

- закрытые тестовые задания с выбором одного ответа из четырёх предложенных (10);

- задание с выбором трёх ответов из шести предложенных (1);

- открытое задание на знание ключевых понятий темы (1);  

- задание на определение верного утверждения (1);

- задание со свободным ответом (1).

Общее время выполнения теста:      45 минут.

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

В1

В2

В3

С1

Итого

Кол-во баллов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

18

баллов

Критерии оценки:              Максимальный балл – 18.      Проверка и оценивание:

  Таким образом, каждый ученик получает за контрольную работу

«5»  - 17 - 18  баллов;

«4»  - 12 – 16  баллов;

«3»  -  7 – 11  баллов;

«2»  -  6  баллов и ниже.

Оптимальный уровень   -  94% - 100% правильно выполненных заданий.

Допустимый уровень  –    67% - 89% правильно выполненных заданий.

Критический уровень  –   39% - 61% правильно выполненных заданий.

Недопустимый уровень – менее 33% правильно выполненных заданий.

           

6  класс           РАЗМНОЖЕНИЕ  И  КЛАССИФИКАЦИЯ  ЦВЕТКОВЫХ  РАСТЕНИЙ

  1. вариант

Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.

А1. Из проросшей споры мха образуется тонкая зелёная нить:

а) зигота;               б) заросток;                    в) предросток;                    г) зооспора.

А2. Могут размножаться отводками:

а) смородина, тополь;                                 в) одуванчик, малина;

б) осина, иван-чай;                                      г) крыжовник, яблоня.    

             

А3. Могут размножаться листовыми черенками:

а) сансевьера, сенполия;                              в) земляника, клюква;

б) ландыш, пырей;                                       г) нарцисс, тюльпан.

А4. Могут размножаться клубнями:

а) яблоня, груша;                                            в) топинамбур, картофель;

б) орхидея, жень-шень;                                  г) роза, ива.

А5. Формула цветка растений семейства Лилейные:

а) 3+3Т3+3 П1               б) 4Л4Т4+2П1             в) 5Л5ТП              г) (5)Л(5)Т5П1

А6. Формула цветка растений семейства Бобовых:

а) 1 Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1                                               в) нет верного ответа

б) 1 О(2)+2Т3П1                                                                   г) 5Л5Т  П1

А7. Ядовитые вещества содержатся в различных частях растений семейства:

а) Сложноцветные;              б) Лилейные;               в) Паслёновые;            г) Злаковые.

А8. Соцветие корзинка имеется у растений семейства:

а) Злаковые;           б) Сложноцветные;             в) Крестоцветные;           г) Бобовые.

А9. Представителями семейства Крестоцветных являются растения:

а) шиповник, яблоня, абрикос;                            в) василёк, подсолнечник, астра;

б) горчица, капуста, редька;                                г) ландыш, лук, чеснок.

А10. Представителями семейства Розоцветных являются растения:

а) люпин, горох, чечевица;                                    в) вишня, рябина, земляника;

б) рис, овёс, кукуруза;                                            г) баклажан, томат, белена.

Часть 2.

В1. Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных.

   Особенностями растений семейства Розоцветных является:

А) двойной околоцветник;

Б) некоторые растения образуют корнеплоды;

В) на корнях образуются клубеньки, в которых поселяются бактерии;

Г) плоды – стручки или стручочки;

Д) плоды – костянка, яблоко, многоорешек;

Е) в цветках может быть много тычинок и пестиков;

Ж) растения содержат ядовитые вещества.

В2. Вставьте пропущенные слова:

1. Половое размножение происходит при помощи половых клеток - …., при слиянии

    которых образуется  …. .

2. В семенах растений имеется ткань, которая содержит запас питательных веществ и

   называется  …. .

3. Пыльцевое зерно, попадая на рыльце пестика, прорастает, превращаясь в  …..  ….. .

4. Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика называется  …. .

5. Пыльца цветков насекомоопыляемых растений ….., ….., ….. .

В3. Выберите верные утверждения.

1. В систематике растений виды объединяются в роды, роды – в семейства, а семейства

    объединяются в классы.

2. Для процесса оплодотворения споровых растений необходима капельно-жидкая вода.

3. Плодом голосеменных растений является сложно устроенная шишка.

4. У цветковых растений мужские гаметы крупнее женских.

5. Самоопыление чаще всего происходит в ещё не раскрывшемся цветке.

Часть  3. Задание со свободным ответом.

С1. В чём преимущества полового размножения над бесполым? Ответ обоснуйте.

6  класс           РАЗМНОЖЕНИЕ  И  КЛАССИФИКАЦИЯ  ЦВЕТКОВЫХ  РАСТЕНИЙ

2   вариант

Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.

А1. При слиянии половых клеток образуется:

а) зигота;               б) заросток;                    в) предросток;                    г) зооспора.

 

А2. Могут размножаться корневыми отпрысками:

а) смородина, тополь;                               в) одуванчик, малина;

б) осина, иван-чай;                                    г) крыжовник, яблоня.  

               

А3. Могут размножаться с помощью ползучих побегов - усов:

а) сансевьера, сенполия;                              в) земляника, клюква;

б) ландыш, пырей;                                       г) нарцисс, тюльпан.

А4. Могут размножаться стеблевыми черенками:

а) яблоня, груша;                                            в) топинамбур, картофель;

б) орхидея, жень-шень;                                  г) роза, ива.

А5. Формула цветка растений семейства Розоцветные:

а) 3+3Т3+3 П1               б) 4Л4Т4+2П1             в) 5Л5ТП              г) (5)Л(5)Т5П1

А6. Формула цветка растений семейства Сложноцветных:

а) 1 Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1          б) 1 О(2)+2Т3П1           в) нет верного ответа            г) 5Л5ТП1

А7. Длинные листья имеют влагалища, охватывающие стебель у растений

       семейства:

а) Сложноцветные;              б) Лилейные;               в) Паслёновые;            г) Злаковые.

А8. Корнеплоды могут образовывать некоторые у растения семейства:

а) Злаковые;            б) Сложноцветные;             в) Крестоцветные;            г) Бобовые.

А9. Представителями семейства Лилейных являются растения:

а) шиповник, яблоня, абрикос;                            в) василёк, подсолнечник, астра;

б) ландыш, лук, чеснок;                                        г) горчица, капуста, редька.

А10. Представителями семейства Бобовых являются растения:

а) люпин, горох, чечевица;                                    в) вишня, рябина, земляника;

б) рис, овёс, кукуруза;                                            г) баклажан, томат, белена.

Часть 2.

В1. Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных.

   Особенностями растений семейства  Паслёновых является:

А) некоторые элементы цветка срослись;

Б) растения богаты белками;
В) цветок правильный;

Г) плод – боб;
Д) растения содержат ядовитые вещества;
Е) цветок неправильный;
Ж) плоды – ягоды или коробочки.

В2. Вставьте пропущенные слова:

1. При слиянии половых клеток происходит ……  и  образуется  ….. .

2. На каждой чешуе красноватых шишек сосны развиваются ….. …. …. .

3. В пыльниках тычинок образуются  …..  ….. .

4. При  …… опылении пыльца из тычинок попадает на рыльце пестика того же самого

    цветка.

5. Пыльца цветков ветроопыляемых растений ….., ….., ….. .

В3. Выберите верные утверждения.

1. Научные названия растений даются на английском языке.

2. У мха кукушкина льна мужские гаметы развиваются на одних растениях, женские – на

    других.

3. Вегетативное размножение у голосеменных растений встречается очень редко.

4. Число семязачатков в завязях разных растений одинаково.

5. Аромат и нектар имеется в цветках насекомоопыляемых растений в отличие от

     ветроопыляемых.

Часть  3. Задание со свободным ответом.

С1. В чём преимущества спорового размножения над вегетативным? Ответ обоснуйте.

6  класс           РАЗМНОЖЕНИЕ  И  КЛАССИФИКАЦИЯ  ЦВЕТКОВЫХ  РАСТЕНИЙ

3   вариант

Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.

А1. При бесполом размножении хламидомонады  в результате деления образуется

       2 – 8 клеток, каждая их которых называется:

а) зигота;               б) заросток;                    в) предросток;                    г) зооспора.

А2. Могут размножаться стеблевыми черенками:

а) смородина, тополь;   б) осина, иван-чай;    в) одуванчик, малина;  г) крыжовник, яблоня.    

             

А3. Могут размножаться корневищами:

а) сансевьера, сенполия;                              в) земляника, клюква;

б) ландыш, пырей;                                       г) нарцисс, тюльпан.

А4. Могут размножаться культурой тканей:

а) яблоня, груша;                                            в) орхидея, жень-шень;

б) топинамбур, картофель;                            г) роза, ива.

А5. Формула цветка растений семейства Крестоцветные:

а) 3+3Т3+3 П1               б) 4Л4Т4+2П1             в) 5Л5ТП              г) (5)Л(5)Т5П1

А6. Формула цветка растений семейства Розоцветных:

а) 1 Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1            б) 1 О(2)+2Т3П1              в) нет верного ответа     г) 5Л5ТП1

А7. Имеют видоизменённый стебель в виде корневища или луковицы растения

       семейства:

а) Лилейные;              б) Сложноцветные;               в) Паслёновые;            г) Злаковые.

А8. Трубчатые, воронковидные и язычковые цветки имеется у растений семейства:

а) Злаковые;            б) Сложноцветные;             в) Крестоцветные;            г) Бобовые.

А9. Представителями семейства Паслёновых являются растения:

а) шиповник, яблоня, абрикос;                              в) василёк, подсолнечник, астра;

б) дурман, картофель, табак;                                 г) горчица, капуста, редька.

А10. Представителями семейства Злаковых являются растения:

а) люпин, горох, чечевица;                                    в) вишня, рябина, земляника;

б) баклажан, томат, белена;                                   г) рис, овёс, кукуруза.

Часть 2.

В1. Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных.

   Особенностями растений семейства  Крестоцветных является:

А) двойной околоцветник;

Б) некоторые растения образуют корнеплоды;

В) на корнях образуются клубеньки, в которых поселяются бактерии;

Г) плоды – стручки или стручочки;

Д) плоды – костянка, яблоко, многоорешек;

Е) в цветках может быть много тычинок и пестиков;

Ж) листья могут быть собраны в прикорневую розетку.

В2. Вставьте пропущенные слова:

1. Бесполое размножение делят на ….   и  …. .

2. На каждой чешуе зеленоватых шишек сосны развиваются ….. …. …. .

3. Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке формируется  …. .

4. При  ……  опылении пыльца с тычинок цветка одного растения переносится на рыльца

    пестиков цветка другого растения.

5. У ветроопыляемых растений цветки  ….., ….., ….. .

В3. Выберите верные утверждения.

1. Основной единицей систематики является подвид.

2. Папоротники опыляются при помощи ветра.

3. Семена сосны состоят из зародыша, эндосперма и семенной кожуры.

4. Двойное оплодотворение характерно только для цветковых растений.

5. Некоторые растения могут опыляться только определёнными насекомыми.

Часть  3. Задание со свободным ответом.

С1. В чём преимущество семенного размножения над споровым? Ответ обоснуйте.

6  класс           РАЗМНОЖЕНИЕ  И  КЛАССИФИКАЦИЯ  ЦВЕТКОВЫХ  РАСТЕНИЙ

4   вариант

Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.

А1. Из проросшей споры папоротника образуется маленькая зелёная пластинка:

а) зигота;               б) заросток;                    в) предросток;                    г) зооспора.

А2. Могут размножаться корневыми черенками:

а) смородина, тополь;                               в) одуванчик, малина;

б) осина, иван-чай;                                    г) крыжовник, яблоня.        

         

А3. Могут размножаться луковицами:

а) сансевьера, сенполия;                              в) земляника, клюква;

б) ландыш, пырей;                                       г) нарцисс, тюльпан.

А4. Могут размножаться прививкой:

а) яблоня, груша;                                            в) топинамбур, картофель;

б) орхидея, жень-шень;                                  г) роза, тюльпан.

А5. Формула цветка растений семейства Паслёновые:

а) 3+3Т3+3 П1               б) 4Л4Т4+2П1             в) 5Л5ТП              г) (5)Л(5)Т5П1

А6. Формула цветка растений семейства Злаковых:

а) 1 Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1         б) 1 О(2)+2Т3П1             в) нет верного ответа         г) 5Л5ТП1

А7. Имеют плод семянку с приспособлениями для распространения ветром растения

     семейства:

а) Сложноцветные;              б) Лилейные;               в) Паслёновые;            г) Злаковые.

А8. Тройчатые, перистые и пальчатые листья имеется у растений семейства:

а) Злаковые;            б) Сложноцветные;             в) Крестоцветные;            г) Бобовые.

А9. Представителями семейства Розоцветных являются растения:

а) шиповник, яблоня, абрикос;                            в) василёк, подсолнечник, астра;

б) ландыш, лук, чеснок;                                        г) горчица, капуста, редька.

А10. Представителями семейства Лилейных являются растения:

а) люпин, горох, чечевица;                                    в) спаржа, тюльпан, гиацинт;

б) рис, овёс, кукуруза;                                            г) баклажан, томат, белена.

Часть 2.

В1. Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных.

   Особенностями растений семейства  Бобовых является:

А) некоторые элементы цветка срослись;

Б) растения богаты белками;
В) цветок правильный;

Г) плод – боб;
Д) растения содержат ядовитые вещества;
Е) цветок неправильный;
Ж) плоды – ягоды или коробочки.

В2. Вставьте пропущенные слова:

1. Мужские половые клетки называются ….., женские - ….. .

2. Попав на женские шишки сосны, пыльца прорастает и образует  …. …. .

3. На вершине семязачатка имеется узкий канал - …. .

4. Опыление растений, которое производит человек, называется  ….. .

5. У насекомоопыляемых растений цветки  ….., ….., ….. .

В3. Выберите верные утверждения.

1. Сорт – это группа растений одного вида, созданная человеком, с определенными

    признаками и свойствами.

2. Споры у мхов образуются в спорангиях на нижней стороне листьев.

3. Голосеменные растения плодов не образуют.

4. Все цветковые растения способны к самоопылению.

5. У некоторых растений в образовании плода принимают участие кроме завязи и другие

    части цветка.

Часть  3. Задание со свободным ответом.

С1. В чём преимущество вегетативного размножения над семенным? Ответ обоснуйте.

Ответы к заданиям  КР №2            6  класс

Размножение и классификация покрытосеменных растений

№п/п

Вариант  1

Вариант  2

Вариант  3

Вариант  4

Баллы

Часть 1

А1

В

А

Г

А

1

А2

Г

Б

А

В

1

А3

А

В

Б

Г

1

А4

В

Г

В

А

1

А5

А

В

Б

Г

1

А6

А

В

Г

Б

1

А7

В

Г

А

А

1

А8

Б

В

Б

Г

1

А9

Б

Б

Б

А

1

А10

В

А

Г

В

1

Часть 2

В1

А,Д,Е

А,В,Д,Ж

А,Б,Г,Ж

А,Б,Г,Е

2

В2

1 – гамет, зигота

2 – эндосперм

3 – пыльцевую

    трубку

4 – опыление

5 – крупная, лип-

   кая, шерохова-

   тая

1 – оплодотворе-

    ние, зигота

2 – по 2 семяза-

  чатка

3 – пыльцевые

   зёрна (пыльца)

4 – при само-

     опылении

5 – мелкая, лёг-

     кая, сухая

1 – бесполое (спорообразование) и вегетативное

2 – по 2 пыльцевых

  мешочка

3 – зародышевый

   мешок

4 – перекрёст ном

5 –невзрачные, без

   нектара и запаха,

   мелкие

1 – спермии,

    яйцеклетки

2 – пыльцевую

   трубку

3 – пыльцевход

4 – искусственное

5 – крупные, яр-кие или мелкие в соцветиях, с аро-матом и нектаром

2

В3

1,2,5

2,3,5

3,4,5

1,3,5

2

Часть 3

С1

При ПР новый орга-низм образуется в результате слияния мужской и женской гамет, каждый роди-тель имеет свои на-следственные приз-наки. При их пере-комбинации могут появиться новые свойства, которые помогут приспосо-биться к условиям окр. среды и повы-шают шансы на вы-живание вида.

ВР: новая особь на-следует признаки материнского орга-низма. Количество потомков ограни-чено его размерами.

СР: одно растение может дать тысячи

и миллионы специа-лизированных кле-ток-спор, которые разносятся далеко

от материнской особи.

Спора – специализи-рованная клетка. Про-растание зависит от окр. среды, поэтому

их образуется много – тратятся ресурсы ор-ганизма. Семя – мно-гоклеточное, защище-но кожурой, содержит запас пит. веществ и зачаток нового расте-ния. Прорастает быстрее, больше шансов на выживание.

Вегетативное раз-множение: расте-ния быстро расселя-ются и растут. Не-которые растения (земляника, сныть), растущие в тени, почти не цветут и не образуют пло-дов. Опыление мо-жет быть осложне-но погодными ус-ловиями.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Тесты по курсу биологии 8 класс"

Структура курса 8 класса складывается из трех частей.В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет ...

Тесты по биологии для 9 класса к теме "Введение в биологию. Молекулярный уровень"

Различные варианты тестовых заданий по биологии 9 класс к теме "Введение в биологию, молеклярный уровень", учебник Криксунова, Каменского....

Методическое пособие "Сборник тестов по биологии. Человек "

Сборник предназначен для проведения текущего, тематического и итогового контроля знаний учащихся 8 классовПредлагаемые тесты направлены на проверку усвоения учащимися знаний и умений в объеме, установ...

методическая разработка - тест по биологии 5 класс

простой и доступный тест для пятиклассников...

Методические рекомендации по составлению контрольных тестов по биологии

Методические  рекомендации по составлениюконтрольных тестовпо  биологии...