Шляпочные грибы
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Монгуш Буяна Отуковна

Строение шляпочных грибов, их классификацич, размножение и развитие. Симбиоз с другими организмами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shlyapochnye_griby.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по биологии

Класс: 5.

Предмет: биология.

Тема урока: «Шляпочные грибы».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Познакомиться со строением, питанием, размножением шляпочных грибов и их многообразием.

Задачи:

Образовательные:

-формирование представлений о шляпочных грибах как о представителях отдельного царства живой природы;  

- ознакомить с особенностями строения, питания, размножения грибов;

Развивающие:

- развивать способности обучающихся выделять существенные особенности в объектах природы;

- развивать память, логическое мышление, внимание.

Воспитательные:

- воспитывать у обучающихся интерес к предмету, веру в себя, в свои способности;

- вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью при работе в группе и индивидуально;

- формировать дружелюбное и уважительное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- учащиеся знают о строение шляпочных грибов, их роли в природе и жизни человека.

Метапредметные:

- развиваются умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Личностные:

- формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов.

УУД и личностные результаты:

Предметные:

- формировать умение объяснять, как строение шляпочных грибов связано с их жизнедеятельностью;

- формировать умение понимать смысл биологических терминов: шляпочные грибы, микориза, симбиоз.

Метапредметные:

-        Познавательные УУД.

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).

-        Коммуникативные УУД.

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

-        Регулятивные УУД.

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные:

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Основные понятия: грибница или мицелий, хитин, симбиоз, споры.

Ресурсы: Пасечник В.В. «Биология» 5 класс, мультимедийная презентация, раздаточный материал (индивидуальные листы с заданиями для работы в группах, парах)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята!

А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

II. Проверка домашнего задания. 

Графический диктант.

 - Какую тему мы с вами изучали на предыдущем уроке? (Ответ учащихся).  

Давайте проверим знания, которые вы приобрели (карточки).

 На против утверждения ставим «+» если согласны, «-» если не согласны с утверждением.

- Сделаем взаимопроверку, и оценим работу товарища. Обменяйтесь листочками.

Утверждения:

1. грибы поглощают пищу путём всасывания +

2. Грибы - сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами +

3. Хитин - это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов +

4. Грибы относят к царству растения

5. Грибы играют только положительную роль в природе и жизни человека –

Ребята, т.к мы с вами на прошлом уроке изучили общую характеристику грибов, сегодня мы с вами познакомимся с 1 из самых больших групп Царства грибы. А для того, чтобы узнать, предлагаю ответить на загадку.

Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - 
Нет головы.

Заслушать ответы учащихся

Правильно, шляпочные грибы.

Слайд 3 (рисунок гриба)

III. Формулируем тему и цель урока. Слайд 4 (цель)

Изучали ли вы подробно шляпочные грибы? (Нет)  

Значит, какова цель нашего урока? (изучение шляпочных грибов).

А что нам нужно сделать, чтобы понять, что такое шляпочные грибы?

Совершенно верно, итак вот и наши задачи

 Слайд 5 (задачи)

 - узнать строение шляпочных грибов

- познакомиться с видами шляпочных грибов

- научиться различать съедобные и несъедобные грибы

Но у нас будет ещё одна важная задача с вами на уроке. Попробуем ее сформулировать.

Вспомните, где в лесу чаще всего растут грибы? (Под деревьями)

Тогда что мы должны ещё понять? (Какая связь существует между деревом и грибом)

Правильно, это и будет наша 4 задача.

IV. Изучение нового материала

Ребята, познакомимся со строением шляпочных грибов.

Видеозапись «Строение грибов»

Слайд 6 (строение грибов)

Пользуясь инструктивной карточкой, в паре выполняем задание №1.

1.  Задание №1 «Строение шляпочного гриба».

2. Образование спор. (1 мин)

Слайд 10 (споры)

Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры - будущие детки грибов.

Ответьте на вопрос:

Где образуются споры грибов? (На пластинках и в трубочках)

ФИЗМИНУТКА (видеоролик 1мин)  

Слайд 11 Симбиоз грибов и растений (5мин)

Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (Мы рассматривали на примере клубеньковых бактерий) (симбиоз)

 (симбиоз – это отношения, при которых оба организма получают пользу от совместного существования)

Работа в паре  

Рассмотрите рис. 43, на стр. 72 учебника.  Найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза)

Ребята, прочитайте первое предложение стр.73 и сформулируйте определение МИКОРИЗА

Сформулировать определение, записать в тетрадь: микориза - нити грибницы, проникающие в корень дерева.

Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. И даже носят их названия?

Ребята, знаете ли вы такие грибы?

(Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой).

4. Грибы съедобные и ядовитые. (10мин)

Слайд 13 (Как ты понимаешь пословицу…)

А сейчас работа в группах

Ребята, какие грибы мы используем в пищу? (съедобные).

Пользуясь учебником стр.73,74, дайте им названия. Распределите их на 2 группы

Кто желает мне помочь? (2 человека) (на доску)  

Работа в группах.

Инструктивная карта №2

Распределите грибы на 2 группы?

Дайте им названия.

Проверка

                                               

Грибы

Съедобные

Ядовитые

Подосиновик

Опята

Моховик

Подберезовик

Лисичка

Маслята

Груздь

Волнушка

Шампиньон

Сыроежка зеленая

Подосиновик

Лисичка ложная

Бледная поганка белая

Сыроежка зеленая

Бледная поганка зеленая

Ложный опенок

Сатанинский гриб

Мухомор вонючий

Валуй

Желчный гриб

Навозник обыкновенный

Мухомор

                                                           

-  Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах?

- Какие грибы нельзя употреблять в пищу?

Мы не должны забывать и о грибах двойниках

 Найдите грибы двойники из имеющихся в коллекции

Слайд 15 (грибы – двойники)

Лисичка- Ложная лисичка

Шампиньон - Бледная поганка

Опята-Ложная опята.

Правила сбора грибов (2 мин) Слайд 18

Инструктивная карта №3

При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных. (объяснение)

Внимательно прочитайте правила сбора грибов, стараясь запомнить

…воспроизведите, что запомнили.

Первая помощь при отравлении грибами (2 мин) Слайд 19

Грибами можно отравиться. Какие меры первой помощи вы можете предложить?

V. Закрепление

1. Давайте вместе отгадаем загадки. (Слайд 20)

2. ответьте на вопросы.

Какое строение имеют плодовые тела?

Как размножаются шляпочные грибы?

Как питаются шляпочные грибы?

Как отличить ядовиты грибы от съедобных?

Какие правила следует соблюдать при сборе грибов?

Как происходит сосуществование гриба с деревом?

Рефлексия  

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Я научился…

Я понял, что…

Меня удивило…

Домашнее задание

  1. В учебнике п 14, выполнить задание
  2.  Творческое: подготовить сообщение о выращивании грибов.
  3. Придумать загадки о шляпочных грибах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка. 6 класс. по теме: "Шляпочные грибы"

Нестандартная форма урока по биологии 6 класс. Урок -сказка по теме:  "Шляпочные грибы"...

Методическая разработка занятия по теме: Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

Цели: 1. Изучить царство грибов, сформировать понятие о строении шляпочного гриба, его биологических особенностях питания и размножения...

Тест по теме "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

Тест разработан по материалам пп. 42-43 учебника природоведения Пакуловой В.М. для 5 класса....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...

Царство грибов. Шляпочные грибы

Наука, которая изучает грибы называется микология. Специалисты, которые занимаются изучением грибов - микологи. Этих специалистов мало, зато грибников очень много. Кто же не любит побродить с лукошком...