Индивидуальный маршрут образовательного развития обучающейся 9 класса, находящейся в группе риска при изучении биологии
рабочая программа по биологии (9 класс)

Бакулина Галина Григорьевна

Индивидуальный маршрут образовательного развития обучающейся 9 класса, находящейся в группе риска по биологии составлен с учётом Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по биологии, примерной программы основного общего образования по биологии. За основу Индивидуального маршрута образовательного развития обучающейся 9 класса, находящейся в группе риска по биологии взята авторская программа предмета «Биология» для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.В.Пасечника (Дрофа - 2011), рекомендованная департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, а также Рабочая программа по биологии для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Индивидуальный маршрут образовательного развития обучающейся 9 класса, находящейся в группе риска по биологии составлен с учётом Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по биологии, примерной программы основного общего образования по биологии. За основу Индивидуального маршрута образовательного развития обучающейся 9 класса, находящейся в группе риска по биологии взята авторская программа предмета «Биология» для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.В.Пасечника (Дрофа - 2011), рекомендованная департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, а также Рабочая программа по биологии для 9 класса, составленная учителем биологии МБОУ «СШ №1» Бакулиной Г.Г.

Индивидуальный маршрут является программой образовательной деятельности обучающейся, составленной на основе её образовательных и профессиональных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья и фиксирующей образовательные цели и результаты. Индивидуальный маршрут способствует формированию у обучающейся навыков планирования своей деятельности, выбора средств достижения цели, способности брать на себя ответственность за последствия деятельности.

Особенности памяти основных мыслительных процессов школьников, находящихся в группе риска по биологии требуют большего времени для осознания биологических законов, а также значительного количества тренировочных упражнений по биологии. Поэтому каждое занятие должно сопровождаться «Дорожной картой обучающегося», позволяющей фиксировать результативность дополнительной работы.

Цель: совершенствовать теоретические и практические знания и умения с целью успешного прохождения Государственной итоговой аттестации за курс основной школы по биологии.

Задача индивидуального маршрута состоит:

- в предоставлении возможности обучающейся развиваться в своём персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;

- в отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построении графика образовательного процесса;

- в осуществлении профессионального самоопределения обучающейся и выборе дальнейшего жизненного пути, в расширении возможностей социализации.

2.Требования к уровню подготовки учащихся по биологии

По окончании данного курса обучающаяся должна:

- знать: основные свойства живой материи и методы её изучения, уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный, их характеристики, основные закономерности эволюции и её результаты, особенности антропогенного воздействия на природу и его последствия, место человека в ноосфере, движущие силы эволюции для объяснения её результатов, приспособленность организмов и многообразие видов, природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе, искусственные сообщества, роль человека в их продуктивности;

- уметь: выявлять основные компоненты каждого уровня жизни, раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов, готовить микропрепараты и работать с микроскопом, пользоваться научно-популярной и периодической литературой, участвовать мероприятиях по охране природы,самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации, вести наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека, бережно относиться к организмам, видам, природным сообществам,

знать и применять правила поведения в природе, любить и охранять природу родного края, участвовать в мероприятиях по охране природы своего края.

3.Учебно-тематический план индивидуального маршрута

п/п

Тема

Количе-

ство

часов

В том числе

Практи-

ческие

работы

Контроль

знаний

1.

Введение

3

-

-

2.

Уровни организации живой природы

1.Молекулярный уровень.

3

-

1

3.

2.Клеточный уровень

3

1

-

4.

3.Организменный уровень

3

1

1

5.

4.Популяционно-видовой уровень

3

1

-

6 .

5.Биогеоценотический уровень

5

-

-

7.

6.Биосферный уровень

3

-

1

8.

Эволюция органического мира

3

-

-

9.

Происхождение и развитие жизни

2

1

-

10.

Экология

5

4

1

11.

Биосфера и человек

2

-

-

Итого:

35

8

4

4.Содержание программы

Введение (3ч.)

Биология – наука о живой природе. Методы её исследования. Царства живой природы. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Признаки живого: клеточное строение, наличие органических веществ, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень. (3ч.)

Многомолекулярные комплексные системы. Углеводы. Полисахариды. Липиды.

Состав, строение, функции. Жиры. Белки, состав и строение. Ферменты. Функции белков. Вода и минеральные соли. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Клеточный уровень (3ч.)

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки, его постоянство. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

Организменный уровень (3ч.)

Половое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Основные закономерности передачи наследственной информации, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. Неполное доминирование. Ген, генотип, фенотип. Анализирующее скрещивание. Решение задач.

Популяционно-видовой уровень (3ч).

Вид, его критерии. Структура происхождения вида. Популяция – форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: структура и динамика численности. Систематика. Основные систематические (таксономические) единицы (категории): вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Вид – основная единица классификации.

Биогеоценотический уровень (5ч.)

Биогеоценоз. Биоценоз. Биоценотические связи, их роль в регуляции численности. Экосистема, её компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Саморегуляция как основа устойчивости экосистемы. Формирование, развитие и смена биогеоценозов. Естественные и искусственные биогеоценозы. Рациональное использование биологических ресурсов. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосферный уровень (3ч.)

Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Роль В.И.Вернадского в изучении биосферы. Средообразующая деятельность организмов. Антропогенное опустынивание, загрязнения, экологические кризисы. Круговорот веществ (азота, углерода) и поток энергии в биосфере

Эволюция органического мира (3ч.)

Основные положения теории эволюции. Многообразие органического мира. Движущие силы эволюции. Факторы эволюции: наследственность, изменчивость. Факторы эволюции: борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Формы естественного отбора. Микро- и макроэволюция, их закономерности.

Происхождение и развитие жизни (2ч.)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Развитие жизни на Земле в Архее, Протерозое, Палеозое, Мезозое, Кайнозое. Экология (5ч.)

Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм. Экологическая характеристика вида. Экология популяций. Факторы, влияющие на численность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции. Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования. Типы экологических взаимодействий: сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. Межвидовые отношения организмов: нейтрализм, амменсализм, комменсализм, симбиоз, конкуренция, хищничество, паразитизм.

Биосфера и человек (2ч)

Эволюция биосферы. Сохранение биологического разнообразия. Ноосфера и место в ней человека. Рациональное природопользование. Красная книга. Биоэтика и живые организмы. Горизонты биологии будущего.

5.Перечень учебно-методических средств обучения

Учебник: «Биология - 9. Введение в общую биологию и экологию» - А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Дрофа – 2014 г.

Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» - В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. 2014 г.

6.Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков

Виды контроля: текущий контроль знаний, умений и навыков, промежуточная и итоговая аттестация учащихся.

Формы контроля: устный и письменный опрос, самостоятельные задания, тестовые задания

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Средства контроля соответствуют целям и задачам курса «Биология, 6 класс», позволяют оценивать степень достижения планируемого результата.

Периодичность осуществления контроля: проведение итогового, полугодового, четвертного, тематического контроля. Разнообразные формы проверки овладения обучаемыми знаниями, умениями и навыками: самостоятельные задания, тестовые задания

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника,

- чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины,

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов,

- ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

- раскрыто содержание материала, правильно даны определения и использованы научные термины, ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, а обобщениях из наблюдений, опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но усвоено фрагментарно,

- не всегда последовательно определение, понятия недостаточно чёткие,

- не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении,

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:- основное содержание учебного материала не раскрыто, не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя, допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка «1»:

- ответ на вопрос не дан.

Оценка практических умений учащихся. Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»:

- правильно определена цель опыта,

- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта,

- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

- правильно определена цель опыта, самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, при закладке опытов допускаются неточности,

- 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта,

- в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

- правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя,

- допущены неточности и ошибка в закладке опыта, описании наблюдения, формировании выводов.

Отметка «2»:

- не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование,

- допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Отметка «1»:

- полное неумение заложить и оформить опыт.

Оценка умений проводить наблюдения

Учитель должен учитывать:

- правильность проведения, умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

- правильно по заданию проведено наблюдение, выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.

Отметка «4»:

- правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные,

- допущена небрежность в оформлении наблюдения и выводов.

Отметка «3»:

- допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдения по заданию учителя,

- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдения и выводов.

Отметка «2»:

- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдения

Отметка «1»:

- не владеет умением проводить наблюдения.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

% выполнения

отметка

95 % и более

80 - 94 %

66 - 79 %

менее 66 %

отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

7.Календарно-тематическое планирование индивидуального маршрута

Индивидуальный маршрут

образовательного развития обучающейся

9 класса,

находящейся в группе риска

при изучении биологии

Составитель:

учитель биологии

№ п/п

Наименование раздела и

тем

Кол-во часов

учебного

времени

Плановые

сроки

прохождения

Примечание

1

Введение (3ч.)

3

1.Биология – наука о живой природе. Методы её исследования. Царства живой природы.

1

2

2.Понятие «жизнь». Современные

научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

1

3

3.Признаки живого: клеточное строение, наличие органических веществ, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

1

4

Уровни организации живой природы

Молекулярный уровень (3ч.)

3

1.Многомолекулярные комплексные

системы. Углеводы. Полисахариды. Липиды. Состав, строение, функции. Жиры.

1

5

2. Белки, состав и строение. Ферменты. Функции белков. Вода и минеральные соли.

1

6

3.Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

1

7

Клеточный уровень (3ч.)

3

1.Основные положения клеточной

теории. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки, его постоянство.

1

8

2. Ассимиляция и диссимиляция.

Метаболизм. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки.

1

9

3. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. Транспортные РНК. Трансляция.

1

10

Организменный уровень (3ч)

3

1. Половое размножение организмов.

Половые клетки. Мейоз.

1

11

2. Основные закономерности передачи

наследственной информации,

установленные Г.Менделем.

Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет.

1

12

3. Неполное доминирование. Ген,

генотип, фенотип. Анализирующее скрещивание. Решение задач.

1

13

Популяционно-видовой уровень(3ч)

3

1. Вид, его критерии.

Структура происхождения вида.

1

14

2. Популяция – форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций: структура и динамика численности.

1

15

3. Систематика. Основные

систематические (таксономические) единицы (категории): вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Вид – основная единица классификации.

1

16

Биогеоценотический уровень (5ч)

5

1. Биогеоценоз. Биоценоз.

Биоценотические связи, их роль в регуляции численности.

1

17

2. Экосистема, её компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты.

1

18

3. Связи в экосистемах. Цепи питания. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Саморегуляция как основа устойчивости экосистемы.

1

19

4. Формирование, развитие и смена

биогеоценозов. Естественные и искусственные биогеоценозы.

1

20

5. Рациональное использование

биологических ресурсов. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

1

21

Биосферный уровень

3

1. Биосфера и её структура, свойства,

закономерности. Роль В.И.Вернадского в изучении биосферы.

1

22

2. Средообразующая деятельность

организмов. Антропогенное

опустынивание, загрязнения,

экологические кризисы.

1

23

3. Круговорот веществ (азота, углерода) и поток энергии в биосфере.

1

24

Эволюция органического мира (3ч)

3

1. Основные положения теории

эволюции. Многообразие органического мира. Движущие силы эволюции. Факторы эволюции: наследственность, изменчивость.

1

25

2. Факторы эволюции: борьба за

существование, естественный и искусственный отбор. Формы естественного отбора.

1

26

3. Микро- и макроэволюция, их

закономерности.

1

27

Происхождение и развитие жизни

2

1. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.

1

28

2. . Развитие жизни на Земле в Архее, Протерозое, Палеозое. Развитие жизни на Земле в Мезозое, Кайнозое.

1

29

Экология (5ч)

5

1. Экологические факторы, их

комплексное воздействие на организм. Экологическая характеристика вида.

1

30

2. Экология популяций. Факторы, влияющие на численность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции. Экологические ресурсы.

1

31

3. Адаптация организмов к различным условиям существования.

1

32

4. Типы экологических взаимодействий: сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера.

1

33

5. Межвидовые отношения организмов: нейтрализм, амменсализм, комменсализм, симбиоз, конкуренция, хищничество, паразитизм.

1

34

Биосфера и человек (2ч)

2

1. Эволюция биосферы. Сохранение

биологического разнообразия. Ноосфера и место в ней человека.

1

35

2. Рациональное природопользование.

Красная книга. Биоэтика и живые организмы. Горизонты биологии будущего.

1

8. Дорожная карта обучающегося по темам индивидуального маршрута

Тема занятия

Что проверяется на занятии

/знать

Что должен выполнять обучающийся на занятии

/уметь

Рефлексия (уровень выбирает сам обучающийся)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

% выполнения

Самооценка

Комментированная оценка учителя

Что повторить для дальнейшего занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование индивидуального стиля здорового образа жизни в процессе изучения биологии как средство укрепления личного здоровья».

Перед современной школой стоит множество задач, которые зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел. С одной стороны – интенсификация учебного процесса, с другой – прогрессирующее у...

Развитие информационно-коммуникативной компетентности у учащихся при изучении биологии

Развитие информационно-коммуникативной компетентности у учащихся при изучении биологииУчитель биологии Банеева Инна Юрьевна МОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа»Научиться п...

Индивидуальная рабочая программа для ученика 6 класса,находящегося на домашнем обучении.

Программа рассчитана на год для индивидуальных занятий(только обязательная нагрузка)....

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для обучающейся 8б класса, находящегося на индивидуальном обучении

Рабочая программапо учебному предмету «Обществознание» для обучающейся 8б класса,находящегося на индивидуальном обучении...

Рабочая программа по учебному предмету «История» для обучающейся 8 класса, находящегося на индивидуальном обучении

Рабочая программа по учебному предмету «История» для обучающейся 8 класса,  находящегося на индивидуальном обучении...