Конспект обобщающего урока по биологии «Химический состав клетки. Органические вещества»
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Быкова Алёна Сергеевна

Цель урока: повторение и закрепление знаний об особенностях строения органических веществ, их свойствах, классификации и выполняемых функциях.

Задачи урока:

  1. закрепить знания об органических веществах клетки;
  2. выявить наличие органических веществ в продуктах питания;
  3. научиться высчитывать калорийность своего рациона.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Газопроводская средняя школа

        Конспект обобщающего урока по биологии

 «Химический состав клетки.

Органические вещества»

Подготовил:

 учитель биологии

1 кв.категории

Быкова Алена Сергеевна

Починки, 2019

Цель урока: повторение и закрепление знаний об особенностях строения органических веществ, их свойствах, классификации и выполняемых функциях.

Задачи урока:

Учебные:

  1. закрепить знания об органических веществах клетки;
  2. выявить наличие органических веществ в продуктах питания;
  3. научиться высчитывать калорийность своего рациона.

Развивающие:

  1. развивать логику мышления, предлагая задания для сравнения с последующим выявлением сходных и отличительных признаков, формированием выводов и обобщений;
  2. развивать практические умения проводить самостоятельные исследования по выявлению свойств и функций органических соединений.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, ответственности при выполнении коллективных заданий;
  2. формирование материалистического мировоззрения обучающихся.

Методы: повторение, обобщение, закрепление, практический, исследовательский.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, дидактический материал, стакан с водой, марля, йод, пипетка, семена подсолнечника, мука, картофель.

Ход урока:

Организационный момент

Постановка цели и задач урока.

Теоретическая часть

Фронтальный опрос:

  1. Что является мономером белка?
  2. От чего зависит многообразие белков?
  3. Какой белок содержится в эритроцитах?
  4. Почему при стирке шерстяных вещей в горячей воде они «садятся»?
  5. На какие 3 группы делятся углеводы?
  6. Почему березовый сок сладкий?
  7. Почему медведь не ляжет в спячку пока не наберёт нужное количество жира?
  8. Что является мономерами ДНК?
  9. Перечислите виды РНК?
  10. Что является универсальным источником энергии в клетке?

Практическая часть

Практическая работа 1

Тема: «Органические вещества в клетках растений»

Цель: выявить какие органические вещества содержатся в клетках растений.

Оборудование: стакан с водой, марля, йод, пипетка, семена подсолнечника, мука, картофель.

Ход работы:

Проведите опыты по выявлению органических веществ в клетках растений. Заполните таблицу.

№ опыта

что делаем?

наблюдение

вывод

1

На клубень картофеля капните йод

Клубень синеет

2

А) В стакане с водой промываем тесто.

Б) В раствор добавляем каплю йода

Помутнение воды, Раствор посинел

3

Достаём промытое тесто

Клейкая липкая масса

4

На салфетке растираем семена подсолнечника

Появляется жирное пятно на бумаге

Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке

Определение крахмала

Опыт 1: На клубень картофеля капните йод. Что происходит? (Наблюдения запишите в таблицу).

Опыт 2:  Возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Промойте его в стаканчике. Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что вы наблюдаете? (Наблюдения запишите в таблицу).

Ответьте на вопросы:

  1. Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)
  2. В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал? Почему?
  3. Какова роль углеводов в клетке?

Роль углеводов в клетке:

1.Запаса питательных веществ (гликоген, крахмал).

2.Опорная (хитин) и защитная функции ( клетчатка).

3.Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.

Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.

Опыт 3:  Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем. Что чувствуете? (скользкое, клейкое)

Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги. (Наблюдения запишите в таблицу).

Ответьте на вопросы: 

  1. Какова роль белков в клетке?

Роль белков в клетке:

1.Транспорт кислорода.

2.Сокращение мышц.

3. Защита от инфекций.

4.Свертывание крови.

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.

Опыт 4:  Возьмите салфетку, между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена. Что наблюдаете? (Наблюдения запишите в таблицу).

Ответьте на вопросы: 

  1. Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)
  2. Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?
  3. Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?
  4. Какова роль жира в клетках?

Роль жира в клетках:

1. Источник энергии и воды.

2. Теплоизоляция.

3.Защитная.

Практическая работа 2

Тема: "Определение суточного рациона питания по энергетической ценности пищевых продуктов".

Цель: научиться рассчитывать калорийность своего суточного питания.

Оборудования: таблицы, необходимые для расчета суточной калорийности употребляемой пищи.

Ход работы:

  1. С помощью таблицы №1 найдите и запишите  свою норму расхода энергии (калорийности) пищи в сутки. Эти данные вам понадобятся в дальнейшем.

  1. Для определения своего суточного рациона питания заполните эту таблицу. Вспомните, что вы ели в вчера за завтраком, обедом и ужином. Энергоценность пищевых продуктов найдите по вспомогательным таблицам, имеющихся на столах.
  2.  Вычислите общую сумму суточной энергоценности (калорийности), сколько грамм белков, жиров, углеводов употребляете в сутки.

Режим питания

Название пищевых продуктов

Сколько съедаете  (в граммах)

Энергоценность

Белки,г

Жиры,г

Углеводы,г

ккал

  1. Завтрак.

1.

2.

3.

4.

  1. Обед.

1.

2.

3.

4.

  1. Ужин.

1.

2.

3.

4.

  1. Полученные данные сравните с показателями нормы белков, жиров, углеводов и калорийности. Во сколько раз превышена  норма  или  наоборот.
  2. Сделайте вывод. Что необходимо сделать для того, чтобы укладываться в нормы.

Рефлексия

Подведение итогов урока. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Практическая работа 1

Тема: «Органические вещества в клетках растений»

Цель: выявить какие органические вещества содержатся в клетках растений.

Оборудование: стакан с водой, марля, йод, пипетка, семена подсолнечника, мука, картофель.

Ход работы:

Проведите опыты по выявлению органических веществ в клетках растений. Заполните таблицу.

№ опыта

что делаем?

наблюдение

вывод

1

На клубень картофеля капните йод

2

А) В стакане с водой промываем тесто.

Б) В раствор добавляем каплю йода

3

Достаём промытое тесто

4

На салфетке растираем семена подсолнечника

Опыт 1: На клубень картофеля капните йод. Что происходит? (Наблюдения запишите в таблицу).

Опыт 2:  Возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Промойте его в стаканчике. Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что вы наблюдаете? (Наблюдения запишите в таблицу).

Опыт 3:  Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем. Что чувствуете? Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (Наблюдения запишите в таблицу).

Опыт 4:  Возьмите салфетку, между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена. Что наблюдаете? (Наблюдения запишите в таблицу).

Практическая работа 2

Тема: "Определение суточного рациона питания по энергетической ценности пищевых продуктов".

Цель: научиться рассчитывать калорийность своего суточного питания.

Оборудования: таблицы, необходимые для расчета суточной калорийности употребляемой пищи.

Ход работы:

  1. Для определения своего суточного рациона питания заполните эту таблицу.
  2.  Вычислите общую сумму суточной энергоценности (калорийности), сколько грамм белков, жиров, углеводов употребляете в сутки.

Режим питания

Название пищевых продуктов

Сколько съедаете  (в граммах)

Энергоценность

Белки,г

Жиры,г

Углеводы,г

ккал

  1. Завтрак.

1.

2.

3.

4.

  1. Обед.

1.

2.

3.

4.

  1. Ужин.

1.

2.

3.

4.

  1. Полученные данные сравните с показателями нормы белков, жиров, углеводов и калорийности. Во сколько раз превышена  норма  или  наоборот.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Обобщающий урок по теме "Химический состав клетки", 10 класс.

Основная задача урока систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, используя электронный учебник «Биология 6-11 класс, лабораторный практикум», Республикански...

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...

Конспект урока по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

Урок разработан для учащихся 5 класса с учетом требований ФГОС....

Технологическая карта по теме "Химический состав клетки. Органические вещества" 5 класс. Пасечник В.В.

Технологическая карта по теме "Химический состав клетки. Органические вещества". 5 класс. Пасечник В.В....