Технологическая карта урока биологии «КРОВЬ И КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА»
план-конспект занятия по биологии (8 класс)
Урок проходится в увлекательной форме, учащиеся как бы посещают разные кабинеты врачей-специалистов и разбирают строение и проблемы кровеносной системы. В кабинете терапевта ученики отвечают на общие вопросы по теме и пробуют пользоваться тонометром и измерять артериальное давление. Следующий кабинет – лаборатория, где ребята работают с предложенным текстом о форменных элементах крови и исправляют имеющиеся в нём ошибки. В кабинете ЭКГ рассмотриваются фазы сердечного цикла. В кабинете УЗИ рассмотриваются строение сердца. А в кабинете кардиолога разбираются схемы кругов кровообращения. Последний этап и самый интересный – это кабинет травматологии. Там ребятам представляется возможность оказать первую доврачебную помощь при кровотечении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1023.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии «КРОВЬ И КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА»
Класс | 8 «а» |
Учитель | Быкова Алена Сергеевна |
Педагогическая цель | Создать условия для проверки качества усвоения обучающимися знаний по темам «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ», «Работа сердца». |
Тип, вид урока | Контроль знаний |
Планируемые предметные результаты | Обучающийся будет знать сущность биологических процессов; научится характеризовать сущность биологических процессов: движение крови по сосудам, регуляции жизнедеятельности организма; анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы; использовать приобретенные знания для применения на практике (работа с тонометром); использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждении сосудов); называть признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов, сердца; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. |
Личностные результаты | Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности. |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) | Регулятивные – научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с заданной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные – научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научится ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные – научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для других высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словестные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (измерение давления, оказание первой доврачебной помощи при кровотечении); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение). |
Понятия и термины | Сердце, миокард, перикард, желудочки, предсердия, клапаны, аорта, легочный ствол, артерии, вены, капилляры, круги кровообращений, сердечный цикл, кровяное давление, тонометр, стетофанендоскоп, пульс, систола, диастола. |
Организационная структура урока
Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Текущий контроль | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
| Беседа | Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановки познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. -Мы изучили с вами большую тему о крови и кровеносной системе. Какие вопросы мы разобрали? (О составе крови, иммунитете, кругах кровообращения, строении сердца, его работе, сердечных циклах и т.д.) У нас сегодня КОНТРОЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ -Ребята, кто-нибудь из вас мечтает стать врачом? Я предлагаю побыть вам сегодня интернами, а я буду вашим научным руководителем. Мы будем с вами заглядывать в кабинеты врачей-специалистов и разбирать какую-то проблему, касающуюся здоровья органов кровеносной системы. -Скажите, пожалуйста, к какому врачу вы идёте, если у вас что-то болит? (Педиатр). -А к какому врачу идут взрослые? (Терапевт). -Правильно! Вот мы сначала и заглянем с вами в кабинет терапевта, а затем он направит нас дальше. | Слушают вопросы и отвечают на них, слушают мнения одноклассников. Ставят цель урока. | Устанавливают причинно-следственные связи. Учатся слушать в соответствии с целевой установкой, осуществляют анализ ответов одноклассников, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. | Устные ответы на вопросы учителя. |
Обеспечение контроля знаний, обобщение и применение на практике знаний. | Фронтальный опрос, работа с текстом, таблицами, схемами, практическая работа. | Контролирует выполнение обучающимися поставленных задач . -И так первый кабинет терапевта. Ребята, скажите, пожалуйста, что делает врач-терапевт на приёме? (Измеряет давление, пульс, слушает работу сердца и лёгких.) -Т.е. врач-терапевт – это врач, который должен владеть знаниями во всех областях медицины. И собирает общие сведения о состоянии пациента. Я предлагаю вам задание, в котором рассматриваются общие сведения (числовые показатели), связанные с кровью и кровеносной системой. Учитель раздаёт маршрутные листы урока с заданиями и выводит на экран задание, зачитывает его. -Ответьте на следующие вопросы : - Что такое пульс? -Что такое кровяное давление? -В каком сосуде самое большое давление? -В каких сосудах давление маленькое? -Как отличаются стенки сосудов и почему? -Как называется прибор для измерения давления? А сейчас я предлагаю кому-нибудь из вас побыть в роли врача и пациента и попробовать измерить давление специальным прибором – тонометром со встроенным статофонендоскопом. Учитель вызывает двоих учеников к доске, рассказывает как пользоваться прибором, помогает измерить давление. -Молодцы, присаживайтесь. Далее терапевт рассматривает нашу проблему (мы жалуемся на покалывания в области сердца) и выписывает нам направления в следующие кабинеты. И первый кабинет куда нас направит терапевт – это лаборатория. -Что делают в лаборатории? (Берут разные анализы). -Правильно! В данном случае нас интересует конкретно общий анализ крови. Я предлагаю рассмотреть анализ крови человека и определить все ли показатели в норме. -А на какие показатели в общем анализе крови в первую очередь обращает внимание терапевт? (Гемоглобин, количество, эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, лимфоцитов, СОЭ). Учитель демонстрирует на слайде общий анализ крови человека и помогает ученикам в нём разобраться. -Молодцы, ребята! Мы выяснили, что у нашего пациента все показатели в норме. А теперь давайте вспомним каковы особенности крови и её клеток. Учитель предлагает обучающимся задание в виде текста о форменных элементах крови. В тексте имеются ошибки, которые нужно отыскать и исправить. -Хорошо! С этим заданием справились. Далее мы идём с вами в кабинет ЭКГ – электро-кардиограммы. Кто-нибудь из вас был там? Что там обследуют? (Работу сердца, его сокращение и расслабление). -Да. Наше сердце издаёт электрические импульсы, которые можно уловить на коже специальным прибором и проследить его работу. А как называется последовательность процессов, происходящих за одно сокращение сердца и его последующее расслабление? (Сердечный цикл). -Совершенно верно. Следующее ваше задание – работа с таблицей сердечного цикла. Там имеются пропуски, которые вы должны заполнить. -Хорошо. Далее мы следуем в кабинет УЗИ (ультра-звуковая диагностика). Что можно рассмотреть у пациента в кабинете УЗИ? (Внутренние органы.) -Правильно! Врач с помощью специального оборудования может рассмотреть все особенности внутреннего строения органов и выявить патологии (дефекты). Следующее ваше задание связано с внутренним строением сердца. Учитель предлагает рисунок строения сердца, части которого нужно подписать на своём маршрутном листе. -И с этим заданием вы справились. Далее мы следуем в кабинет кардиолога. Что это за врач? (Специалист, занимающийся заболеваниями сердца.) -Верно. В этом кабинете мы разберём с вами круги кровообращения. Какие существуют круги кровообращения? (Малый – лёгочный, и большой, идущий к органам). -Ваша задача подписать круги кровообращения и стрелками показать направление тока крови. -Следующий кабинет поможет нам с вами реализовать свои знания на практике. Это травмпункт. К нам поступили 3 пациента с разными случаями разной степени тяжести. Ваша задача разобраться и оказать первую врачебную помощь. Учитель предлагает 3 ситуации:
Предоставляет средства ПМП и помогает в выполнении задания по необходимости. | Выполняют задания. Обучающиеся отвечают на вопросы. Работают с маршрутными листами. Слушают объяснение учителя о правилах пользования тонометром, измеряют давление. Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы, выясняют здоров ли пациент. Работают с текстом, находят ошибки и исправляют. Работают с таблицей самостоятельно, заполняют пропуски, затем проверяют . Подписывают части сердца, крупные сосуды. Один ученик показывает у доски. Подписывают схему в маршрутном листе. Двое учеников отвечают у доски. Слушают задание. Разбирают ситуацию, формируют алгоритм её выполнения. Оказывают первую помощь пострадавшему. | Формулируют причинно-следственные связи между известным и тем, что нужно найти. Осуществляют анализ ответов одноклассников, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Учатся слажено работать в малой группе, обучаются правилам пользования тонометром и статофонендоскопом. Учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, применяют на практике знания, которые могут пригодиться в повседневной жизни. Учатся анализировать, находить и исправлять ошибки, применять знания. Устанавливать причинно-следственные связи осуществляют анализ ответов одноклассников, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливать причинно-следственные связи, осуществляют анализ ответов одноклассников, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливать причинно-следственные связи, анализируют, учатся строить алгоритм действий, применяют знания на практике. | Устные ответы. Наблюдение. Применение знаний на практике. Работа с таблицей. Устный ответ. Работа с текстом. Устный ответ. Работа с таблицей. Устный ответ. Работа с рисунком. Устный ответ. Работа со схемой. Устный ответ. Практическая деятельность |
Выявление качества и уровня овладения знаниями. | Беседа. | Оценивает работу учащихся во время урока. Проводит анализ проведённой работы. -Спасибо за урок! Надеюсь он вам понравился. Поставленная нами цель, на мой взгляд, была достигнута. Все хорошо поработали и получили заслуженные оценки. | Осуществляют самоанализ деятельности. | Контроль знаний и их коррекция. | Устные ответы. |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Маршрутный лист урока
«Кабинет терапевта»
Задание «О чем говорят эти цифры»
- 250-300 г
- 0,8 секунды
- 120/80 мм. рт. ст.
- 500 мм/сек
- 90%
- 60-80 раз в минуту
- 5 млн/мм3
- 2,5 см
- 120 дней
- 6 – 9 тыс./мм3
«Лаборатория»
Найдите ошибку в тексте:
Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ.
Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом. Тромбоциты – это кровяные пластинки, отвечающие за иммунитет организма. Продолжительность их жизни 5-7 дней.
«Кабинет ЭКГ»
Рассмотрите таблицу сердечного цикла. Заполните пропуски.
№ фазы | время (с) | предсердия | желудочки | состояние сердечных клапанов | |
створчатые | полулунные | ||||
1 | 0,1 | сокращаются | открыты | закрыты | |
2 | расслабляются | сокращаются | открыты | ||
3 | 0,4 | расслабляются | открыты |
«Кабинет УЗИ»
Подписать части сердца
«Кабинет кардиолога»
Стрелками показать направление малого и большого круга кровообращения
Общий анализ крови
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/09/picture-234052-1696839415.jpg)
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-818360-1474369883.jpg)
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока биологии в 7 классе.Эволюция органов пищеварительной системы у животных
Урок проводится с применением компьютерной и исследовательской технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/21/picture-1014418-1519172696.png)
Технологическая карта урока биологии в 8 классе «Строение функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости»
Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологийУрок организован с использованием элементов информационно-коммуникационной, проектной технологий и т...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/12/picture-1291523-1607761712.jpg)
Технологическая карта урока биологии "Кровеносная система. Кровь", 7 класс
Цели:1. Образовательные:Сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных.Проследить эволюцию кровеносной системы от дождевых червей до млекопитающих.Выяснить ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/07/picture-1426010-1665151163.jpg)
Технологическая карта урока «Состав крови. Постоянство внутренней среды»
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока биологии на тему "Состав крови"
Данная методическая разработка будет полезна учителям биологии в подготовке к уроку для 8 класса по теме "Состав крови"....