Урок-ролевая игра "Тип Моллюски"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Окладникова Елена Владимировна

Урок - игра по теме "Тип Моллюски" помогает обобщить и расширить полученные знания о важнейших представителях типа Моллюски, в игровой форме закрепить полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-rolevaya_igra_tip_mollyuski.docx125.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра в 7 классе по теме «Тип Моллюски»

Задачи урока:

  1. Обобщить и расширить полученные знания о важнейших представителях типа Моллюски;
  2. В игровой форме закрепить полученные знания и результаты.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор;
  2. Презентация «Многообразие моллюсков»;
  3. Рисунки, фотографии моллюсков, прикрепленные на магнитной доске;
  4. Раковины моллюсков.

Домашнее задание: подготовить сообщения о важнейших представителях типа Моллюски.

Ход урока.

Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы обобщим все полученные вами знания о моллюсках. Урок мы проведем необычный – в форме игры.                 

Класс делится на команды по пять человек в каждой (методом жеребьевки).

Учитель назначает капитанов команд.

Учитель: Тип Моллюски объединяет около 230 тыс. видов. Моллюски обитают в морях, пресных водах и на суше. Некоторые виды приспособились к паразитизму. Внешний облик этих животных удивительно разнообразен. Длина тела маленьких моллюсков составляет 1 мм, а крупные представители достигают 20 м в длину. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и ноги. На голове расположены рот и органы чувств. В туловище находятся внутренние органы. Нога служит органом движения. Тело моллюсков покрыто кожной складкой – мантией. У большинства моллюсков мантия снаружи выделяет известковую раковину.

В типе Моллюски выделяют несколько классов. Среди них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие моллюски.

Основные сведения о внешнем и внутреннем строении моллюсков, их размножении, значении в природе и жизни человека мы изучили на прошлых уроках. На этом уроке наша задача – повторить и расширить полученные вами знания.

Одновременно демонстрируется презентация «Многообразие моллюсков».

Капитанам команд раздается по 6 листов бумаги (1/2 часть А4). На первом листе капитан записывает состав своей команды, на остальных 5 – ответы к заданиям.

Листы со списками передаются в жюри, состоящее из двух старшеклассников. На листах в дальнейшем записывается количество баллов, набранное командой за каждый конкурс.

Учитель: Итак, начинаем игру! Всем удачи!

Раздается задание №1.

Допишите в предложениях недостающие слова.

  1. Моллюски имеют … симметрию.
  2. В отличие от кольчатых червей их тело не …
  3. Тело моллюсков делится на три отдела: …
  4. Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих … образ жизни.
  5. У сидячих и малоподвижных форм может также отсутствовать …
  6. Тело моллюска покрыто кожной складкой - …
  7. Активно плавающие моллюски потеряли …
  8. Моллюски, обитающие в воде, дышат … , наземные формы дышат с помощью …
  9. Сердце моллюсков состоит из …
  10. Между мантией и телом находится …
  11. Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями …

Примерное время на выполнение задания – 2-3 минуты.  Если какая-либо из команд выполняет задание и сдает ответы первой, остальные команды также сразу сдают ответы на задание.

Жюри подсчитывает результаты и записывает их на листах со списками команд и на доске.

В это время учитель озвучивает правильные ответы.

Задания 2-5 выполняются аналогично.

Задание №2.

Соотнесите системы внутренних органов (левая колонка) с соответствующими им функциями (правая колонка).

  1. Нервная система
  2. Кровеносная система
  3. Пищеварительная система
  4. Дыхательная система
  5. Выделительная система
  6. Половая система

А) удаление жидких продуктов распада

Б) газообмен между организмом и окружающей средой

В) переваривание пищи

Г) связь организма с окружающей средой, объединение организма в единое целое

Д) воспроизведение потомства

Е) снабжение клеток и тканей кислородом и питательными веществами

Задание №3.

Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

  1. Моллюски обитают в различных водоемах и на суше.
  2. Раковина моллюсков состоит в основном из рогоподобного вещества.
  3. Все моллюски имеют двустворчатую или спиральную раковину.
  4. Раковина служит защитой мягкому телу моллюсков.
  5. Тело моллюсков покрыто снаружи кожной складкой – мантией.
  6. Между раковиной и мантией моллюска образуется мантийная полость.
  7. Тело прудовиков, беззубок и кальмаров состоит из мускулистой ноги, туловища и головы со щупальцами.
  8. Большинство моллюсков ведут малоподвижный образ жизни.
  9. Кальмары, каракатицы и осьминоги ведут подвижный образ жизни и передвигаются реактивным способом.
  10. Все моллюски – растительноядные животные.
  11. Прудовики питаются водными растениями, соскабливая их мягкие части с помощью терки.
  12. Кальмары, осьминоги – хищники. Они питаются крабами, рыбой и другими водными животными.
  13. Прудовик дышит растворенным в воде кислородом с помощью жабер.
  14. Кровеносная система моллюсков замкнутая. Она состоит из сердца и сосудов.
  15. Прудовики и катушки – раздельнополые животные.
  16. Оплодотворение яиц у беззубок происходит в мантийной полости моллюска.
  17. Беззубки и перловицы – раздельнополые животные.
  18. Водные улитки в водоемах имеют большое значение как фильтраторы воды.

Тематическая физкультминутка.    А сейчас мы с вами немного отдохнём

Действия учащихся

Комментирование  учителя

1

Сядьте  удобнее. Закройте  глаза.

Мы погружаемся в подводное царство.

2

Откройте глаза и посмотрите вокруг, не меняя положения туловища, сначала вправо, затем влево.

Вы увидели живого огромного кальмара. 

3

Широко открываем глаза, нам  же страшно – крепко зажмуриваемся. Теперь  трясём головой - не поверили.

Продолжаем погружение.

4

Вдох-выдох, вдох-выдох.

Начинаем от страха глубоко дышать –

5

Разотрите плечи, руки ноги, не открывая глаз.

От страха по телу пошли мурашки -

6

Открываем глаза.

  • Снова открыли глаза-

7

  • Выдыхаем – «Ух, показалось, это всего лишь виноградная улитка»,  пожимаем ли плечами и широко улыбаемся  соседу по парте.
  • Выдохнули – Ух, – показалось, это всего лишь виноградная улитка. - Пожали плечами и широко улыбнулись соседу.

Задание №4.

Отгадайте ребусы.

Мягкотелые …
Ребус по биологии 

Он в неё прячется.
Ребус по биологии 

Помогают дышать у водных 
Ребус по биологии 

Движет кровь 
Ребус по биологии 

Служит для соскабливания 
Ребус по биологии 

Они выделяют 
Ребус по биологии 

Умеющие распознавать запахи 
Ребус по биологии 

Имеющие две половинки 
Ребус по биологии 

Обладают реактивностью 
Ребус по биологии 

Производится во время защиты 
Ребус по биологии 

Задание №5.

Отгадайте кроссворд по теме «Брюхоногие моллюски».

http://bio.1september.ru/2003/15/15.gif

1. Пищеварительная железа.
2. «Язык» прудовика.
3. Чувствительный орган на голове прудовика.
4. Внутренний орган.
5. Наружный «скелет».
6. Часть тела.
7. Кожная складка.
8. Орган выделения.

Используя начальные буквы, впишите названия двустворчатых моллюсков (по горизонтали).

http://bio.1september.ru/2003/15/16.gif

  А нам пора подвести итоги.

Надеюсь, что вы сегодня не только повторили изученный на уроках материал, но и узнали что-то новое. Согласитесь, мир моллюсков не так прост как вы думали раньше.

Видеоролик

Доп.материал:

  • Ювелирные изделия

Жемчуг издавна люди находили в раковинах морских и речных моллюсков. Если песчинка попадёт в раковину, она обволакивается слоем перламутра и образуется жемчужина. Знаете ли вы, что на Филиппинах поймали гигантского моллюска – тридакну. Масса его тела была около 250 кг. Когда раскрыли створки её раковины, обнаружили жемчужину почти с человеческую голову, массой  6, 5 кг.

  • Продукты питания

      Чтобы приготовить вкусный обед, я настоятельно рекомендую вам  консервы – плов из мидий.  Если вам хочется попробовать что – то оригинальное, то я могу предложить вам замороженные мидии. Их можно использовать как начинку для пирога, или пожарить с картофелем, или приготовить  в соусе.

       Ну а для гурманов  могу предложить  устриц. Но едят этих моллюсков  в сыром виде. Они очень полезны, в них содержится много йода. Выращивают устриц и мидий  на специальных фермах. Их очень любят в Австралии, Франции, Голландии. Не проходите мимо виноградных улиток и морских гребешков! Это кусочек великолепного нежного мяса.

       Ещё могу предложить вам консервированных кальмаров, каракатиц и осьминогов. Их не только консервируют, но и вялят, жарят, варят. Это мясо является полноценной белковой пищей, способной заменить рыбу. Промысел особенно развит в Японии, Китае и Корее. Желаем Вам приятного аппетита!

  • Галантерея

     А знаете ли вы о том, что на вашей одежде вы всегда можете обнаружить изделия из моллюсков? Конечно это пуговицы! Как они переливаются! Синим, зелёным, розовым цветом.

     Сегодня можем предложить вам  перчатки, чулки  и кружева, сотканные из шелковистых нитей – биссуса, которые выделяет двустворчатые средиземноморские  моллюски – пинны. 

  • Строительные материалы     

В строительном магазине  вы можете приобрести краски, шифер для ремонта крыши и стекло. На острове Сахалин в одном из посёлков десятки крыш покрыты раковинами морского гребешка. Жители утверждают, что это очень крепкий строительный материал, выдерживает все капризы сахалинского климата.

    Из раковины морского моллюска – плакуны изготавливают прозрачные пластинки.  Их вставляют в оконные рамы вместо стёкол в Китае, Японии.

    Ещё  вам могут  предложить  краску – пурпур, которую добывают из морской улитки – мурекса. Ею окрашивали ткани даже римские императоры, а для дам изготавливали румяна и чернила.

Пока жюри подводит итоги, оцените урок, изобразив смайлик на вашем листе и оцените работу каждого в вашей команде.

Рефлексия:

Оценка работы участников команды. Выразить свое мнение об уроке (смайлик).

Домашнее задание: разгадать кроссворд

Использованная литература:

  1. В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова «Биология. 7 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.
  2. П.И.Липатов, учитель биологии, многопрофильный лицей «Единство», г.Междуреченск Кемеровской области. «Кроссворды по классам моллюсков».
  3. О.А. ПепеляеваИ.В. Сунцова «Поурочные разработки по биологии, 7-8 класс», М., «ВАКО», 2008.
  4. http://biouroki.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Суд над этанолом. Урок - ролевая игра, 10 класс

В игровой форме проводится обобщение и систематизация знаний учащихся об этноле и областях его применения человеком; формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Группова...

Урок - ролевая игра "Интервью"

Цель: провести ролевую игру, распределив роли интервьюера и интервьюируемого. Задачи: - воспитательная: воспитание толерантности, - развивающая: расширяет кругозор, - образовательная: публичное ко...

Урок-ролевая игра: Суд над химическим элементом "Углерод"

Урок обобщения и углубления знаний, который превращается в судебное заседание над химическим элементом. Учитель становится судьей, учащиеся - прокурор, представители защиты и обвинения, свидетели, экс...

Урок-ролевая игра: Суд над химическим элементом "Углерод"

Урок обобщения и углубления знаний, который превращается в судебное заседание над химическим элементом. Учитель становится судьей, учащиеся - прокурор, представители защиты и обвинения, свидетели, экс...

Урок-ролевая игра: " Путешествие в мир веществ "

Урок проводится при обощении знаний по теме "Основные классы неорганических веществ" в виде морского путешествия по маршруту: бухта "Рспределения", царство "Оксиды", ""Кислоты", "Соли", поток "Формулы...

Урок – ролевая игра «Я – учитель» Урок русского языка в 7 классе

    Цель: развитие коммуникативной культуры учащихся с целью их дальнейшей социализации.Задачи: развитие у школьников орфографической и пунктуационной зоркости, речемыслительных, интеллектуальных, тво...