открытый урок на тему "Водоросли" 5 класс УМК Пасечник
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Открытый урок на тему: "Водоросли".

Проводила урок на муниципальном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года-2020" г. Кызыл

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Сказка про водоросли

В прекрасном подводном царстве жили разноцветные водоросли: зеленые, бурые, красные, желтые и многих других тонов. Они были разных размеров – от микроскопических до гигантских. Среди них были одноклеточные и многоклеточные. И у каждой было свое имя: хламидомонада, хлорелла, саргассум, ламинария, микроцистис, фукус, спирогира, порфира, филлофора. Многие из них умели двигаться. Для передвижения одни использовали жгутики, другие ползали, то сжимая, то растягивая части своего тела, а третьи передвигались, используя токи вод, создаваемых цитоплазмой.

Водоросли жили дружно между собой и уважали других обитателей подводного царства.

Но однажды остальные жители царства решили, что водорослей слишком много, и вообще они не нужны в подводном мире. Тогда морской конек украл у царя подводного царства Нептуна волшебную звездочку и загадал желание, чтобы исчезли все водоросли.

Водорослей не стало. И в одночасье ракообразным, моллюскам, некоторым рыбам и млекопитающим стало нечем питаться, некому было насыщать толщу воды и воздух над ней кислородом, исчезли убежища для рыб и других животных, обитателям подводного царства стало тяжело дышать.

Нептун очень разозлился на своих подданных, наказал морского конька, а водоросли вернул в подводное царство, потому что жизнь подводного мира без них невозможна.

С тех пор никто из обитателей подводного царства не смел обидеть водоросли.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ГОРОДА КЫЗЫЛА

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

РАЗРАБОТКА УРОКА

«Водоросли»

5 класс

Учитель биологии

МБОУ СОШ №4 г.Кызыла

Долума Юлия Орлановна

                                                 

Кызыл-2020

Тема урока: Водоросли, 5 класс

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, набор демонстрационного оборудования «Муляжи водорослей», презентация, видеофрагмент, буклеты

Цель урока: Познакомить учащихся с многообразием растений, особенностями их строения и жизнедеятельности; дать представление о многообразии водорослей, их роли в природе и жизни человека

Задачи:

Образовательная: сформировать представление о водорослях, их строении; научить отличать водоросли от других растений.

Развивающая: расширять кругозор учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная: развивать экологическую грамотность учащихся, бережное отношение к природе

План урока:

  1. Мотивационный этап
  2. Ориентировочный этап
  3. Поисково-исследовательский этап
  4. Практический этап
  5. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Мотивационный-целевой этап

Доброе утро! Что это значит?

Значит, день по-доброму начат.

Значит день, будет по-доброму прожит

Доброе утро, добрые люди!

Давайте все посмотрим, друг на друга и улыбнёмся.  Присаживайтесь на свои места. Меня зовут Юлия Орлановна. Я работаю учителем биологии в 4 школе, и сегодня я с удовольствием проведу урок в вашем классе. И я знаю, сегодня вы получите хорошие оценки! Готовы?

Учитель: сегодня мы с вами станем подводными исследователями, которые исследуют подводный мир: моря и океаны.

Давайте рассмотрим с вами правила работы подводных исследователей:

  1. Активно обменивайтесь информацией между собой;
  2. Совместно делайте выводы;
  3. Совместно выработайте единый подход;
  4. Помните: От вклада каждого из вас зависит общий результат работы.

А для того, чтобы сделать наше следующее открытие нам необходимо провести сегодня исследовательскую работу. Для начала, чтобы узнать тему нашего урока пожалуйста отгадайте загадку?

Загадка: 

Есть змеи стометровые,
Зеленые, лиловые,
Есть бурые, бордовые.
А капитану в море
От них большое горе. (ответ: Водоросли)

Что это за растение? Молодцы! Открываем тетради записываем сегодняшнее число и тему урока  «Водоросли»

Давайте вместе сформулируем цели и задачи урока. Что бы вы хотели узнать о водорослях?

Цели урока:

  1. Дать определение водорослей
  2. Изучить строение водорослей.
  3. Узнать о значении водорослей в природе и жизни человека

- ребята а вы видели водоросли? Какого цвета они бывают?

- А есть ли у нас в Туве водоросли? И где вы ее видели?

2. Ориентировочный этап

Учитель: Обратите внимание, у вас на столах лежат листы для практических, работ, которые вы будете заполнять. Чтобы выполнить это задание посмотрите пожалуйста видеофрагмент про водоросли и ответьте пожалуйста на вопросы в таблице.

Лабораторная работа №1

Практическая работа

Цель работы: Выяснить, где обитают водоросли и какие виды бывают у водорослей

Приборы: видеофрагмент, инструктивная карта

Задание №1.

Чтобы выполнить задание посмотрите «Видеофрагмент про водоросли» и ответьте пожалуйста на вопросы.

Вопросы

Ответы:

Баллы

1

Где обитают водоросли?

В воде, в морях и океанах, во влажных местах.

2

Сколько видов водорослей ты

знаешь?

30 тыс видов

3

Какие водоросли ты знаешь?

  1. ___________________зеленые
  2. ____________________бурые
  3. ____________________красные

4

Какие водоросли живут в мелких водоемах?

зеленые

5

С чем сравнивает девочка водоросли?

С кустами, листьями и деревьями

 6

Водоросли вредные или полезные?

 Большинство полезные

Все заполнили таблицу! Если вы заполнили таблицу верно поставьте себе по 1 баллу, а если не верно 0 баллов

Физ. Минутка.

Вы наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

Мальчики потопали, девочки похлопали.

Вместе дружно покружились

И за парты все уселись

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем!

  1. Поисково-исследовательский этап

Ребята! А вы знаете что водоросли бывают многоклеточные и одноклеточные.

Многоклеточные водоросли не имеют нестоящих корней, стеблей и листьев и называются слоевищем (талломом), крепятся к субстрату с помощью ризоидов.

А чтобы узнать строение одноклеточных водорослей, давайте исследуем

«Хламидомонаду». Откройте книгу на странице 95 и рассмотрите рис.59. Возьмите пожалуйста лабораторную карту №2 у вас на столах и выполните задание.

Лабораторная работа №2

                                                    Практическая работа

по теме: «Строение одноклеточных зеленых водорослей»

Цель работы: 

1) Ознакомиться со строением одноклеточных зеленых водорослей.

Оборудование: инструктивная карта с рисунками, схемами и таблицами, §18 стр 95

Ход работы

1.   Изучение строения одноклеточного представителя класса Зелёные водоросли – хламидомонады.

1.1. Ознакомиться со строением хламидомонады.

1.2. Подпишите названия её частей.

Задание 1.        

Рассмотрите изображение представителя отдела Зеленые водоросли-хламидомонады на странице 95 рис 59. Используя,  пва-клей соедините основные элементы её строения, подпишите перечисленные термины.

Жгутики, ядро, светочувствительный глазок, сократительные вакуоли, хроматофор, оболочка, цитоплазма

hello_html_43c596a6.png

А теперь давайте все дружно возьмем буклеты у вас на столах, самостоятельно прочитайте и заполните таблицу «Значение водорослей в природе и жизни человека», как заполните таблицу можете раскрасить водоросли теми цветами, которые мы сегодня с вами исследовали. Даю вам 5 минут.

Практическая работа

Лабораторная работа №3

«Значение водорослей в природе и жизни человека»

Цель работы: выяснить, значение водорослей.

Приборы и материалы: таблица, буклет-раскраска, распространение информации.

Значение водорослей:

«+»

Полезность водорослей.

« - »

Причиняемый вред.

Пища для животных.

Пища для человека.

Источник агар-агара

Лекарства.

Бумага.

Почвообразовательного процесса.

Источник йода.

Минеральные соли.

Клей, лаки, краски.

Загрязняют источники воды, часто придавая ей неприятный вкус и запах.

Засорение пляжей. Гибель рыбы.

Вызывают отравления и болезни. Несколько видов водорослей, попадая в организм животных, вызывают отравления, иногда смертельные. Другие оказываются сущим бедствием в теплицах или повреждают листья растений.

После указанного времени учитель предоставляет правильные ответы на доске (Таблица в тетради). Исправляют ошибки и выставляют сами себе баллы за это задание -max – 5 балла.

  1. Практический этап

Учитель. Ребята, давайте обобщим полученные знания. Для этого ответим на несколько вопросов.

Тест «Водоросли»

1. Самые древние растения на земле:
а) Водоросли +
б) мхи
в) лишайники

2. Водоросли относятся к … растениям:
а) высшим
б) низшим +
в) культурным

3. Простейшие водоросли относятся к … организмам:
а) одноклеточным +
б) многоклеточным
в) сапрофитам

4. Из нижеприведённых вариантов выберите ту водоросль, что вызывает цветение водоёмов:
а) хлорелла
б) спирогира
в) хламидомонада +

Учебники выполняют тест, обмениваются листочками. Проверяют и ставят оценки.

Учитель. Сколько «5»? сколько «4»? сколько «3»? ученики поднимают руки. Поставьте оценки себе в дневники, я в конце распишусь.

  1. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Учитель: А, теперь давайте подведем итоги.

На какой глубине морского дна я, работал на уроке? Поднимите руки

  1. В глубине зеленых водорослей-я не работал
  2. В глубине бурых водорослей-я работал хорошо, пытался понять, что такое водоросли
  3. В глубине красных водорослей- я работал отлично, понял, что такое водоросли

  • Что вы сегодня узнали?

  • Вам понравился урок? Если вам понравился урок пожалуйста оденьте зеленые короны.
  • Что именно вам не понравилось? Если вам не понравился урок оденьте красные короны.

  1. Учитель задает домашнее задание. Прочитать параграф 18,

                Написать доклад на тему «Водоросли в Туве»

  1. Выставление оценок.

Спасибо за урок. До свидания.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Добрый день уважаемые члены жюри разрешите представить вам самоанализ открытого урока :

На тему «Водоросли»  по календарно- тематическому планированию №18 раздел «Царство Растения». Преподавание предмета, где был анализируемый урок, ведется по рабочей программе учебной дисциплины 5 класса «Биология» по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения».  При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся.

        Урок проводился в 5 «б» классе. В данном классе 26 учащихся. Подавляющее большинство детей в классе очень подвижные, эмоциональные. В целом класс шумный. Однако при этом работоспособный, с большим потенциалом. По типу темпераментности: холериков-9, сангвиников-4, меланхоликов-2.

Тип урока: по целепологанию - урок «открытия» нового знания, по структуре - комбинированный
На уроках данного типа решается дидактические задачи:
- изучение и закрепление новых знаний.

На уроке решались следующие цели и задачи:

Цели  урока:  ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С МНОГООБРАЗИЕМ РАСТЕНИЙ, ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МНОГООБРАЗИИ ВОДОРОСЛЕЙ, ИХ РОЛИ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

ЗАДАЧИ:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОДОРОСЛЯХ, ИХ СТРОЕНИИ; НАУЧИТЬ ОТЛИЧАТЬ ВОДОРОСЛИ ОТ ДРУГИХ РАСТЕНИЙ.
  • РАЗВИВАЮЩАЯ: РАСШИРЯТЬ КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ, СПОСОБНОСТИ СРАВНИВАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: РАЗВИВАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

Предполагаемые результаты:

Предметные :

-умение характеризовать водоросли;

- умение объяснять роль водорослей в жизни человека

- умение выполнять лабораторную работу

Личностные:

 - проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

-  воспитание у учащихся любви к природе

Метапредметные:

 Познавательные:

- умение выделять существенные признаки водорослей;

- умение вести наблюдение.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Основные понятия, изучаемые на уроке: альгология, ризоиды, слоевище, хламидомонада.

 Оборудование: ПК,  телевизор, гербарные материалы водорослей, муляжи водорослей, раздаточные материалы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения:

А) по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, самоконтроль)

Б) по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)

Тип, вид урока

Постановка и решение учебной задачи; изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Учащийся научится использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности водорослей; значение голосеменных растений в природе и жизни человека.

Личностные результаты

Будут сформированы: навыки обучения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; любознательность и интерес к изучению природы, методам естественных наук; уважительное отношение к одноклассникам

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные – научится: работать по алгоритму, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; работать с информацией, анализировать, находить главное, сравнивать, классифицировать, проводить наблюдение .

Коммуникативные – научится: принимать участие в работе парами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и обучаемого: Сотрудничество, наглядность, доступность.

Цели и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей обучающихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

Урок состоит из логически связанных между собой этапов:

1.Организационный этап включал в себя мотивацию. Эмоциональное вступление, подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Проверка домашнего задания.

 

2. Этап Формулирование темы урока, постановка цели  согласовывалась в обсуждении с учениками. Вступительное слово учителя носило информационный характер, подкреплялось наглядно слайдами презентации. Перед оглашением темы ученикам было предложено отгадать загадку и выявить тему урока.  Все это способствовало созданию атмосферы заинтересованного изучения нового материала. Ученики быстро озвучили цель урока.

3.Этап изучения новых знаний. Одной из особенностей системно-деятельностного подхода в обучении биологии является формирование у обучающихся умения работать самостоятельно с помощью справочного материала; анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемый материал. Освоение содержания нового материала было построено таким образом, чтобы обучающиеся самостоятельно организовывали поиск информации им было предложено просмотреть видеофрагмент и заполнить таблицу

5. Элементы здоровьесберегающих и информационно- коммуникативных технологий помогли мне провести урок познавательным и интересным. Для предупреждения перегрузки учащихся была проведена физкультминутка.

6. На этапе закрепления новых знаний ученикам было предложено работа в парах по  оформлению лабораторной работы с использованием буклетов.

7. Рефлексия, проведена в форме  диалога с учащимися.

8. Домашнее задание дифференцированное, носит творческий и практический характер; опережающее задание.

За урок выставлены следующие оценки:  «5»-6, «4»-9.   КЗ-100%, УО-100%.

Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

Считаю, что мне удалось выдержать определенный стиль общения с учащимися и организовать их активную работу на уроке. По моему мнению  цели урока достигнуты. Урок уложен во времени.  Темп урока хороший. Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении биологии.

Спасибо за внимание, я готова ответить на ваши вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

Подводные исследователи (аквалангисты)

Слайд 3

правила работы подводных исследователей: Активно обменивайтесь информацией между собой; Совместно делайте выводы; Совместно выработайте единый подход; Помните: От вклада каждого из вас зависит общий результат работы.

Слайд 4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА» Тема урока «Водоросли» 5 класс учитель биологии МБОУ СОШ №4 г. Кызыла Д олума Юлия О рлановна Кызыл-2020

Слайд 5

Цель урока: Познакомить учащихся с многообразием растений, Особенностями их строения и жизнедеятельности; Д ать представление о многообразии водорослей, их роли в природе и жизни человека

Слайд 6

Лабораторная работа №1 Практическая работа № Вопросы Ответы: Баллы 1 2 3 4 5 6 Цель работы: Выяснить, где обитают водоросли и какие виды бывают у водорослей Приборы: видеофрагмент, инструктивная карта Задание №1. Чтобы выполнить задание посмотрите «Видеофрагмент про водоросли» и ответьте пожалуйста на вопросы.

Слайд 8

Практическая работа Лабораторная работа №2 по теме: «Строение одноклеточных зеленых водорослей» Цель работы: 1) Ознакомиться со строением одноклеточных зеленых водорослей. Оборудование: инструктивная карта с рисунками, схемами и таблицами, § 18 стр 95 Ход работы 1. Изучение строения одноклеточного представителя класса Зелёные водоросли – хламидомонады. 1.1. Ознакомиться со строением хламидомонады. 1.2. Подпишите названия её частей. Задание 1. Рассмотрите изображение представителя отдела Зеленые водоросли-хламидомонады на странице 95 рис 59. Используя, пва -клей соедините основные элементы её строения, подпишите перечисленные термины. 1 ___________________________________ 2 ___________________________________ 3 ____________________________________ 4 ____________________________________ 5 ____________________________________ 6__________________________________________________ Жгутики, ядро, красный глазок, хроматофор, оболочка, цитоплазма.

Слайд 9

Интерактивный рисунок по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e3ce-0a01-022a-004b-a4d64b95fb76/%5BBIO6_05-38%5D_%5BIM_03%5D.swf Строение одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады)

Слайд 10

Практическая работа Лабораторная работа №3 «Значение водорослей в природе и жизни человека» Цель работы: выяснить, значение водорослей. Приборы и материалы: таблица, буклет-раскраска, распространение информации. Значение водорослей: «+» Полезность водорослей. « - » Причиняемый вред.

Слайд 11

Практический этап Ребята, давайте обобщим полученные знания. Для этого ответим на несколько вопросов. Тест «Водоросли» 1. Самые древние растения на земле: а) Водоросли + б) мхи в) лишайники 2. Водоросли относятся к … растениям: а) высшим б) низшим + в) культурным 3. Простейшие водоросли относятся к … организмам: а) одноклеточным + б) многоклеточным в) сапрофитам 4. Из нижеприведённых вариантов выберите ту водоросль, что вызывает цветение водоёмов: а) хлорелла б) спирогира в) хламидомонада +

Слайд 12

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП А, теперь давайте подведем итоги. На какой глубине морского дна я, работал на уроке? Поднимите руки В глубине зеленых водорослей- я не работал В глубине бурых водорослей- я работал хорошо, пытался понять, что такое водоросли В глубине красных водорослей- я работал отлично, понял, что такое водоросли Что вы сегодня узнали? Вам понравился урок? Если вам понравился урок пожалуйста оденьте зеленые короны. Что именно вам не понравилось? Если вам не понравился урок оденьте красные короны.

Слайд 13

домашнее задание. Прочитать параграф18 Написать доклад на тему «Водоросли в Туве»

Слайд 14

Интересные факты (для любознательных)

Слайд 15

«Красный снег» встречается во многих местах нашей Земли — и в суровых условиях высокогорий, и в зоне вечных снегов Арктики, и на ледяных морях Антарктиды. Причиной тому служит водоросль — хламидомонада снежная . Этот удивительный микроскопический организм способен жить только на снегу. Зеленый цвет снегу придают особые виды зеленых водорослей , накапливающие в своем организме зеленые пигменты. Дополнительную информацию о цветном снеге вы можете найти по ссылке: http://obana.at.ua/publ/cvetnoj_sneg/2-1-0-1924 Цветной снег

Слайд 16

Саргассовое море У Саргассового моря нет берегов. Благодаря роману Александра Беляева «Остров погибших кораблей» возникла легенда о том, что в водорослях Саргассова моря запутываются морские суда. Насколько это утверждение верно вы можете узнать, использовав ссылку: http://www.inokean.ru/okeans/atlanticheskiy/action-atlantik/37-sargassum

Слайд 17

Спасибо за урок. До свидания . Любите биологию

Слайд 18

Источники информации И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Вентана – Граф, 2007. В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. http://obana.at.ua/publ/cvetnoj_sneg/2-1-0-1924 http://www.inokean.ru/okeans/atlanticheskiy/action-atlantik/37-sargassum http://ivona.bigmir.net/cooking/toowners/378542-Agar-agar--Pol-za-i-kulinarnoe-primenenie http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e3ce-0a01-022a-004b-a4d64b95fb76/%5BBIO6_05-38%5D_%5BIM_03%5D.swf http://findfood.ru/product/porfira


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "

Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....

технологическая карта урока "Папоротникообразные" 5 класс (учебник Пасечник В.В.)

Самое трудное в работе учителя - бумажная работа. ФГОС требует составления технологической карты к каждому уроку. Вот еще одна в копилку учителю биологии....

презентация к уроку "Витамины" 8 класс. (УМК Пасечник В.В.)

и об истории, и о группах, и красоте - о витаминах.видео об открытии витаминов нашла на ютубе. ссылка: Витамины: история открытия (2,4 мин)....

Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4.

Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4....