Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (11 класс)

Эрдынеева Туяна Владимировна

Рабочая программа по учебной дисциплине биология составлена в соответствии ФГОС СОО, с учетом требований локального акта ГБПОУ "Байкальский колледж туризма и сервиса"

Структура рабочей программы:

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины;

Содержание учебной дисциплины биология;

Тематическое планирование

Условие реализации учебной дисциплины

Контроль и оценки результатов освоения учебной дисциплины "Биология"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Байкальский колледж туризма и сервиса»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора №01-7/125-1

от «04» сентября 2019 г

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.08 БИОЛОГИЯ

Уровень базовый

Код, профессии 19.01.07 Кондитер сахаристых изделий

Форма обучения очная

Профиль обучения технический

Срок обучения 2г.10мес.

Улан-Удэ, 2019

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе:

1) Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 №413;

2) Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности (профессии) 19.01.07 Кондитер сахаристых изделий утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 зарегистрированного Министерством юстиции РФ 20.08.2013 №29585

Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии ________ от "__" ________ 201_ г., протокол № ___

Председатель ЦК  ______________ /  _____________/

Одобрена Научно-методическим советом колледжа

Протокол №__________________________  от ______________20_____г.

Председатель НМС _______________________/Т.Ю. Гужвина

Согласовано:

Заместитель директора по УПР_________________/Т.Ю. Гужвина/

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Байкальский колледж туризма и сервиса"

Разработчик:

Эрдынеева Туяна Владимировна преподаватель общеобразовательных дисциплин

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю: Зам. директора по УР

_____________ /Т.Ю. Гужвина/                                             ______ _________ г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ______ учебном году на заседании ЦК

Протокол от "  " ________ 201_ г.

Председатель ЦК  ____________

СОДЕРЖАНИЕ

1. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины....................................................стр.5

2. Содержание учебной дисциплины "Биология".......................................................................стр.9

3. Тематическое планирование...................................................................................................стр.14

4. Условия реализации учебной дисциплины…........................................................................стр.19

5.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………………………….стр.21


1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине мира;
  • понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
  • способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере;
  • способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
  • готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
  • обладает навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
  • способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
  • готов к оказанию первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

  • осознает социальную значимость своей профессии/специальности, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
  • повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • способен организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
  • способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
  • способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
  • способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

  • сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
  • владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
  • сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения. Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
  • объяснять причины наследственных заболеваний;
  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
  • объяснять последствия влияния мутагенов;
  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Объект изучения биологии - живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Демонстрации:

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.

 УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Химическая организация клетки. Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Митоз. Цитокинез.

Демонстрации:

Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.

Практические занятия:

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

 ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Размножение организмов. Организм - единое целое. Многообразие организмов Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Демонстрации:

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.

Практические занятия:

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

 ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель - основоположник науки генетика. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и ди-гибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипиче-ская изменчивость. Модификационная, или ненаследтвенная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Демонстрации:

Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения

 культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Практические занятия:

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Демонстрации:

Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных.

Практические занятия:

Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

Демонстрации

Черты сходства и различия человека и животных. Черты сходства человека и приматов. Происхождение человека. Человеческие расы. Практические занятия:

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбо-экосистемы.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Демонстрации:

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.

Практические занятия:

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.

БИОНИКА

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

Бионика рассматривает особенности морфо-физиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных. Демонстрации:

Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.

Экскурсии:

Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.

Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).

Естественные и искусственные экосистемы своего района.

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

  • Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
  • Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
  • Драматические страницы в истории развития генетики.
  • Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
  • История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
  • «Система природы» К.Линнея и её значение для развития биологии.
  • Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
  • Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения
  • Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
  • Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
  • Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
  • Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
  • Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
  • Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
  • Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме - биосфере.
  • Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
  • Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
  • Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
  • Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
  • Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
  • Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).
  • Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
  • Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППКРС 19.02.07 Кондитер сахаристых изделий максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: 54 часов по профессии СПО технического профиля. Из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия -36ч.; внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 18 часов, консультаций 6 часов.

Структура тематического планирования

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

лабораторных работ            

практические занятия

10

 контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

       тематика внеаудиторной самостоятельной работы

составление кроссворда

составление глоссарий

подготовка сообщений

подготовка презентаций

решение задач

2

3

5

5

3

Консультации

3

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение  

Содержание учебного материала

1

1

Введение. Методы исследования в биологии. Уровни организации живой материи.

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Самостоятельные работы кроссворд «Ученые биологи»

«Составить глоссарий основных терминов по общей биологии»

2

Раздел 1

Учение о клетке

Содержание учебного материала

5

Тема: Химическая организация клетки

1

Химический состав клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки

2

2

2

 Углеводы, липиды

3

Органические вещества клетки. Белки, их строение и функции.

4

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. АТФ и другие органические вещества в клетке.

Тема: Строение  и функции клетки.

5

Структура и функции клетки. Цитоплазма. Органоиды клетки. Прокариоты и эукариоты. Вирусы.

1

Лабораторная работа №1 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука».

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Лабораторная работа №2 Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

1

Контрольная работа № 1 «Учение о клетке»

1

Самостоятельная работа подготовка сообщений на следующие темы:

«Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни  растения»

«Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии  энергетического обмена в различных частях митохондрий»;

«Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка»;

«Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков  в поколениях».

«Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние».

Составление кроссвордов по теме: Клетка, глоссорий новых терминов

3

Раздел 2 Организм.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

4

Тема: Размножение и индивидуальное развитие  организмов

Содержание учебного материала

1

Деление клетки. Митоз. Амитоз.

Бесполое размножение. Половое размножение.

3

2

2

Мейоз.

Образование половых клеток - гаметогенез. Оплодотворение

3

Зародышевое и послезародышевое развитие организма

Практическая работа №3 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

1

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения на следующие темы: «Биологическое значение митоза и мейоза»;        «Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование».

Составления глоссарий новых терминов

4

Раздел  3

Основы генетики и селекции.

Содержание учебного материала

8

1

Основные понятия генетики. Первый и второй законы Г.Менделя

4

2

2

Дигибридное скрещивание третий закон Г.Менделя

3

Сцепленное наследование генов. Генетика пола

Взаимодействие генов. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Селекция растений.

Практическая работа №4,5,6 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.

Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

3

Контрольная работа №3 «Основы генетики и селекции»

1

Самостоятельная работа обучающихся: Решение генетических задач

4

Раздел  4

Происхождение и развития жизни на Земле. Эволюционное учение

Тема:

Развитие эволюционных идей. Доказательство эволюции. Механизмы эволюционного процесса

Содержание учебного материала

8

1

Эволюция. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. Вид и его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции

5

2

2

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Дрейф  и изоляция генов

3

Приспособленность организма к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора Видообразование – как результат микроэволюции. Основные направления макроэволюции

4.

Развитие представлений о возникновении жизни. Развитие жизни в криптозое, архее и протерозое

Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру.

Лабораторная работа № 7,8 Выявление ароморфозов у растений,  идиоадаптаций и дегенераций у животных. Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздуш- ной, почвенной).

2

Контрольная работа №4 « Эволюционные идеи»

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовить презентацию и сообщение по теме: «Макроэволюция»  и «Микроэволюция»

Подготовка сообщений: Современные представления о зарождении жизни.

Различные гипотезы происхождения.

Принципы  и закономерности развития жизни на Земле.

Подготовить презентацию по теме: «Ранние этапы развития жизни на Земле»  

6

Раздел 5

.Происхождение человека

Содержание учебного материала

3

1

Эволюция человека. Движущие силы антропогенеза.

1

2

Факторы эволюции человека. «Эволюция органического мира»

Практическая работа № 9«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека»

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентации на  следующие темы: «Эволюция человека»

1

Раздел 6

Основы экологии

Тема:

Экосистемы

Содержание учебного материала

5

1

Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов Сообщества. Экосистемы.

2

1

2

Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

1

3

Биогеохимический круговорот веществ в биосфере.

Лабораторная работа

-

Практическая работа №  10, 11,12 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения  и презентацийна следующие темы:

«Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей»;

«Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере». «Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости». Ученые селекционеры и их открытия

Решение экологических задач

3

Раздел 9

Бионика

 

.

Содержание учебного материала

1

1

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Биотехнология: микробиологический синтез и клеточная и генная инженерия.

1

1

Практическая работа

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить презентацию по теме «Роль и значение бионики в жизни человека».

2

Итоговое занятие

дифференцированный зачет

1

3

Консультации

4

Итого:

54 из них 36/18

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебная доска;

- ПК, телевизор;

- Мультимедийное оборудование.

Реализация программы дисциплины осуществляется с использованием оборудования мастерской №4 по компетенции «Администрования отеля»

1.ноутбук

2.стол письменный

3.офисные стулья

4МФУ

Оборудование мастерской позволяет изучать темы с использованием электронных и дистанционных образовательных технологий (ДОТ):

  1. Методы исследования в биологии. Уровни организации живой материи;
  2. Приспособленность организма к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора Видообразование – как результат микроэволюции. Основные направления макроэволюции;

Развитие представлений о возникновении жизни. Развитие жизни в криптозое, архее и протерозое

  1. Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру.

4.2. ЛИТЕРАТУРА

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1.Колесников С.Н. Общая биология: учебное пособие, 5-е изд. стер.- М.: КНОРУС, 2015. -288 с. -  (Среднее профессиональное образование).

2.Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. - М.: 2015

дополнительные источники

1.Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология Базовый уровень, 10-11 класс. - М.: 2010

2.Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. -

М.: 2011

5.Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. - М.: 2012

Для преподавателей

Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413

Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).

Биология. В 2-х т / Под ред. Н. В. Ярыгина. - М.: 2007, 2010 Биология. Руководство к практическим занятиям. Под ред. В. В.Маркиной. — М.: 2010

Дарвин Ч. Сочинения, т.3. - М.: 1939 Дарвин Ч. происхождение видов. - М.: 2006

Кобылянский, Виктор Аполлонович. Философия экологии. Краткий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: 2010

Орлова Э. А. История антропологических учений. Учебник для вузов.- М.: 2010

Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. - М.: 2010 Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. - М.: 2010

Интернет-ресурсы

http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.

http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии

http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.

http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.

http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.

http://www.rdb.or.id/ - Каталог исчезающих и редких пернатых юго-восточной Азии. Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о них: предполагаемая численность и распределение по странам региона.

http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие программы по биологии.

http://nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.

http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)

http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.

ww.school-

city.by/index.php?option=com_weblinks&catid=64&Itemid=88 - биология в вопросах и ответах.

http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.

http://ic.k

asu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(личностные, метапредметные, предметные)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Личностные результаты

имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине мира;

понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере;

способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

обладает навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.

способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

готов к оказанию первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами

оценка творческих заданий, выполнение практических работ из рабочей тетради;

 оценка выполнения индивидуальных проектов; оценка по результатам участия в обсуждениях и ролевых играх

оценка по результатам участия в семинарских занятиях

Наблюдение за работой в команде, ролевых играх при выполнении заданий.

Оценка умений составлять план, умения написать эссе; умение работать со смысловым текстом, оценивать просмотр фильмов о здоровом образе жизни оценка по результатам промежуточной аттестации; оценка по результатам практических занятий

оценка по результатам выполнения самостоятельных домашних работ.

метапредметные результаты

осознает социальную значимость своей профессии/специальности, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

способен организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

оценка по результатам выполнения проектов; умение планировать – наблюдение;

Текущий контроль в форме:

- устного опроса;

- тестового контроля;

- оценка самостоятельной работы обучающихся;

Оценка умений составлять план, умения написать эссе; умение работать со смысловым текстом, оценивать просмотр фильмов о здоровом образе, о биологии. Умение выступать, вести диспут. Организовать мини – исследования, участвовать в акциях пропоганды здорового образа жизни

предметные результаты

сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

  • владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
  • сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения

Текущий контроль в форме:

- устного опроса;

- тестового контроля;

- оценка самостоятельной работы обучающихся;

оценка по результатам выполнения практических работ; оценка по результатам защиты докладов;

наблюдение, участие в акция , оценки по выполнению плакатов, участие экологических десантах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...