Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (11 класс)
Рабочая программа по учебной дисциплине биология составлена в соответствии ФГОС СОО, с учетом требований локального акта ГБПОУ "Байкальский колледж туризма и сервиса"
Структура рабочей программы:
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины;
Содержание учебной дисциплины биология;
Тематическое планирование
Условие реализации учебной дисциплины
Контроль и оценки результатов освоения учебной дисциплины "Биология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебной дисциплины "Биология" | 79.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Байкальский колледж туризма и сервиса»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора №01-7/125-1
от «04» сентября 2019 г
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.08 БИОЛОГИЯ
Уровень базовый
Код, профессии 19.01.07 Кондитер сахаристых изделий
Форма обучения очная
Профиль обучения технический
Срок обучения 2г.10мес.
Улан-Удэ, 2019
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 №413;
2) Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности (профессии) 19.01.07 Кондитер сахаристых изделий утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 зарегистрированного Министерством юстиции РФ 20.08.2013 №29585
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии ________ от "__" ________ 201_ г., протокол № ___
Председатель ЦК ______________ / _____________/
Одобрена Научно-методическим советом колледжа
Протокол №__________________________ от ______________20_____г.
Председатель НМС _______________________/Т.Ю. Гужвина
Согласовано:
Заместитель директора по УПР_________________/Т.Ю. Гужвина/
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Байкальский колледж туризма и сервиса"
Разработчик:
Эрдынеева Туяна Владимировна преподаватель общеобразовательных дисциплин
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Зам. директора по УР
_____________ /Т.Ю. Гужвина/ ______ _________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ______ учебном году на заседании ЦК
Протокол от " " ________ 201_ г.
Председатель ЦК ____________
СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины....................................................стр.5
2. Содержание учебной дисциплины "Биология".......................................................................стр.9
3. Тематическое планирование...................................................................................................стр.14
4. Условия реализации учебной дисциплины…........................................................................стр.19
5.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………………………….стр.21
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине мира;
- понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере;
- способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- обладает навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
- способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- готов к оказанию первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:
- осознает социальную значимость своей профессии/специальности, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- способен организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
- способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
предметных:
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения. Выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
- использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
- приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
- описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
- оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
- объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Объект изучения биологии - живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Демонстрации:
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ
Химическая организация клетки. Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
Митоз. Цитокинез.
Демонстрации:
Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.
Практические занятия:
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Размножение организмов. Организм - единое целое. Многообразие организмов Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
Демонстрации:
Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.
Практические занятия:
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель - основоположник науки генетика. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и ди-гибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипиче-ская изменчивость. Модификационная, или ненаследтвенная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
Демонстрации:
Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения
культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Практические занятия:
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Демонстрации:
Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных.
Практические занятия:
Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.
Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.
Демонстрации
Черты сходства и различия человека и животных. Черты сходства человека и приматов. Происхождение человека. Человеческие расы. Практические занятия:
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбо-экосистемы.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
Демонстрации:
Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.
Практические занятия:
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.
Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.
БИОНИКА
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.
Бионика рассматривает особенности морфо-физиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных. Демонстрации:
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.
Экскурсии:
Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.
Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).
Естественные и искусственные экосистемы своего района.
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
- Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
- Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
- Драматические страницы в истории развития генетики.
- Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
- История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
- «Система природы» К.Линнея и её значение для развития биологии.
- Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
- Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения
- Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
- Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
- Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
- Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
- Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
- Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
- Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме - биосфере.
- Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
- Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
- Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
- Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
- Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
- Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).
- Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
- Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППКРС 19.02.07 Кондитер сахаристых изделий максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: 54 часов по профессии СПО технического профиля. Из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия -36ч.; внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 18 часов, консультаций 6 часов.
Структура тематического планирования
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторных работ практические занятия | 10 |
контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы составление кроссворда составление глоссарий подготовка сообщений подготовка презентаций решение задач | 2 3 5 5 3 |
Консультации | 3 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Введение. Методы исследования в биологии. Уровни организации живой материи. | 1 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Самостоятельные работы кроссворд «Ученые биологи» «Составить глоссарий основных терминов по общей биологии» | 2 | |||
Раздел 1 Учение о клетке | Содержание учебного материала | 5 | ||
Тема: Химическая организация клетки | 1 | Химический состав клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки | 2 | 2 |
2 | Углеводы, липиды | |||
3 | Органические вещества клетки. Белки, их строение и функции. | |||
4 | Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. АТФ и другие органические вещества в клетке. | |||
Тема: Строение и функции клетки. | 5 | Структура и функции клетки. Цитоплазма. Органоиды клетки. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. | 1 | |
Лабораторная работа №1 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука». Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Лабораторная работа №2 Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам | 1 | |||
Контрольная работа № 1 «Учение о клетке» | 1 | |||
Самостоятельная работа подготовка сообщений на следующие темы: «Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения» «Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий»; «Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка»; «Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях». «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние». Составление кроссвордов по теме: Клетка, глоссорий новых терминов | 3 | |||
Раздел 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 4 | |||
Тема: Размножение и индивидуальное развитие организмов | Содержание учебного материала | |||
1 | Деление клетки. Митоз. Амитоз.Бесполое размножение. Половое размножение. | 3 | 2 | |
2 | Мейоз.Образование половых клеток - гаметогенез. Оплодотворение | |||
3 | Зародышевое и послезародышевое развитие организма | |||
Практическая работа №3 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | 1 | |||
Контрольная работа | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения на следующие темы: «Биологическое значение митоза и мейоза»; «Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование». Составления глоссарий новых терминов | 4 | |||
Раздел 3 Основы генетики и селекции. | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Основные понятия генетики. Первый и второй законы Г.Менделя | 4 | 2 | |
2 | Дигибридное скрещивание третий закон Г.Менделя | |||
3 | Сцепленное наследование генов. Генетика полаВзаимодействие генов. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Селекция растений. | |||
Практическая работа №4,5,6 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. | 3 | |||
Контрольная работа №3 «Основы генетики и селекции» | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение генетических задач | 4 | |||
Раздел 4 Происхождение и развития жизни на Земле. Эволюционное учение | ||||
Тема: Развитие эволюционных идей. Доказательство эволюции. Механизмы эволюционного процесса | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Эволюция. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. Вид и его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции | 5 | 2 | |
2 | Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Дрейф и изоляция генов | |||
3 | Приспособленность организма к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора Видообразование – как результат микроэволюции. Основные направления макроэволюции | |||
4. | Развитие представлений о возникновении жизни. Развитие жизни в криптозое, архее и протерозое Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру. | |||
Лабораторная работа № 7,8 Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных. Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздуш- ной, почвенной). | 2 | |||
Контрольная работа №4 « Эволюционные идеи» | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить презентацию и сообщение по теме: «Макроэволюция» и «Микроэволюция» Подготовка сообщений: Современные представления о зарождении жизни. Различные гипотезы происхождения. Принципы и закономерности развития жизни на Земле. Подготовить презентацию по теме: «Ранние этапы развития жизни на Земле» | 6 | |||
Раздел 5 .Происхождение человека | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Эволюция человека. Движущие силы антропогенеза. | 1 | ||
2 | Факторы эволюции человека. «Эволюция органического мира» | |||
Практическая работа № 9«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека» | 2 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентации на следующие темы: «Эволюция человека» | 1 | |||
Раздел 6 Основы экологии | ||||
Тема: Экосистемы | Содержание учебного материала | 5 | ||
1 | Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов Сообщества. Экосистемы. | 2 | 1 | |
2 | Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека. | 1 | ||
3 | Биогеохимический круговорот веществ в биосфере. | |||
Лабораторная работа | - | |||
Практическая работа № 10, 11,12 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач. | 3 | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения и презентацийна следующие темы: «Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей»; «Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере». «Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости». Ученые селекционеры и их открытия Решение экологических задач | 3 | |||
Раздел 9 Бионика
. | ||||
Содержание учебного материала | 1 | |||
1 | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Биотехнология: микробиологический синтез и клеточная и генная инженерия. | 1 | 1 | |
Практическая работа | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить презентацию по теме «Роль и значение бионики в жизни человека». | 2 | |||
Итоговое занятие | дифференцированный зачет | 1 | 3 | |
Консультации | 4 | |||
Итого: | 54 из них 36/18 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебная доска;
- ПК, телевизор;
- Мультимедийное оборудование.
Реализация программы дисциплины осуществляется с использованием оборудования мастерской №4 по компетенции «Администрования отеля»
1.ноутбук
2.стол письменный
3.офисные стулья
4МФУ
Оборудование мастерской позволяет изучать темы с использованием электронных и дистанционных образовательных технологий (ДОТ):
- Методы исследования в биологии. Уровни организации живой материи;
- Приспособленность организма к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора Видообразование – как результат микроэволюции. Основные направления макроэволюции;
Развитие представлений о возникновении жизни. Развитие жизни в криптозое, архее и протерозое
- Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру.
4.2. ЛИТЕРАТУРА
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.Колесников С.Н. Общая биология: учебное пособие, 5-е изд. стер.- М.: КНОРУС, 2015. -288 с. - (Среднее профессиональное образование).
2.Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. - М.: 2015
дополнительные источники
1.Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология Базовый уровень, 10-11 класс. - М.: 2010
2.Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. -
М.: 2011
5.Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. - М.: 2012
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).
Биология. В 2-х т / Под ред. Н. В. Ярыгина. - М.: 2007, 2010 Биология. Руководство к практическим занятиям. Под ред. В. В.Маркиной. — М.: 2010
Дарвин Ч. Сочинения, т.3. - М.: 1939 Дарвин Ч. происхождение видов. - М.: 2006
Кобылянский, Виктор Аполлонович. Философия экологии. Краткий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: 2010
Орлова Э. А. История антропологических учений. Учебник для вузов.- М.: 2010
Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. - М.: 2010 Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. - М.: 2010
Интернет-ресурсы
http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.
http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии
http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.
http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.
http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.
http://www.rdb.or.id/ - Каталог исчезающих и редких пернатых юго-восточной Азии. Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о них: предполагаемая численность и распределение по странам региона.
http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие программы по биологии.
http://nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.
http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)
http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.
ww.school-
city.by/index.php?option=com_weblinks&catid=64&Itemid=88 - биология в вопросах и ответах.
http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.
asu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Личностные результаты | |
имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине мира; понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере; способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; обладает навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования. способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; готов к оказанию первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами | оценка творческих заданий, выполнение практических работ из рабочей тетради; оценка выполнения индивидуальных проектов; оценка по результатам участия в обсуждениях и ролевых играх оценка по результатам участия в семинарских занятиях Наблюдение за работой в команде, ролевых играх при выполнении заданий. Оценка умений составлять план, умения написать эссе; умение работать со смысловым текстом, оценивать просмотр фильмов о здоровом образе жизни оценка по результатам промежуточной аттестации; оценка по результатам практических занятий оценка по результатам выполнения самостоятельных домашних работ. |
метапредметные результаты | |
осознает социальную значимость своей профессии/специальности, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; способен организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности; способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач; способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); | оценка по результатам выполнения проектов; умение планировать – наблюдение; Текущий контроль в форме: - устного опроса; - тестового контроля; - оценка самостоятельной работы обучающихся; Оценка умений составлять план, умения написать эссе; умение работать со смысловым текстом, оценивать просмотр фильмов о здоровом образе, о биологии. Умение выступать, вести диспут. Организовать мини – исследования, участвовать в акциях пропоганды здорового образа жизни |
предметные результаты | |
сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения | Текущий контроль в форме: - устного опроса; - тестового контроля; - оценка самостоятельной работы обучающихся; оценка по результатам выполнения практических работ; оценка по результатам защиты докладов; наблюдение, участие в акция , оценки по выполнению плакатов, участие экологических десантах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...