Контрольно-измерительный материал для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 5 класса НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» по предмету «Биология » в 2018-2019 учебном году
учебно-методический материал по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Утвержден:
Методическим объединением
естественно-научного цикла
протокол № ____ от ______
Контрольно-измерительный материал для проведения
итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 5 класса НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»
по предмету «Биология » в 2019-2020 учебном году
Составитель:
Смышляева Н.Г., учитель биологии
Итоговая контрольная работа по биологии 5 классе в формате ОГЭ.
Пояснительная записка
Итоговая контрольная работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса биологии.
- Документы, определяющие содержание работы
Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»).
- Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по биологии, подготовленной ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».
- учебно-методический комплект по биологии: Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линия УМК В.И. Сивоглазова. Учебник Биология.5 кл.: учебник/В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2019
- Содержание работы
На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФКГОС среднего общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Биология » для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 5 класса.
3.Структура итоговой контрольной работы.
Контрольная работа состоит из 3-х частей:
часть 1 (А) содержит 14 заданий базового уровня сложности с выбором ответа;
часть 2 (В) включает 4 задания повышенного уровня сложности:
– с выбором нескольких верных ответов;
– на соответствие между биологическими объектами;
часть 3 (С) включает 2 задания со свободным развернутым ответом.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
Части | Количество заданий | Максимальный балл | Максимальный балл (ОВЗ-ЗПР) | Тип заданий |
Часть А | 14 | 14 | 14 | Задания с выбором ответа базовый уровень сложности |
Часть В | 4 | 8 | 2 | Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности |
Часть С | 2 | 6 | - | Задания с развернутым ответом |
Итого | 20 | 28 | 16 |
Время, отведенное на выполнение контрольной работы 45 минут.
4.Проверяемые умения и виды деятельности.
Задания части 1,2 проверяют существенные элементы содержания курса средней школы, сформированность у обучающихся научного мировоззрения и биологической компетентности, овладение разнообразными видами учебной деятельности:
- владение биологической терминологией и символикой;
- знание основных методов изучения живой природы, наиболее важных признаков биологических объектов;
- знание сущности биологических процессов, явлений, общебиологических закономерностей;
- понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущности биологических процессов и явлений;
- умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы.
Задания части 3 предусматривают развернутый ответ и направлены на проверку умений:
- самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;
- применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно- следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания; обобщать и формулировать выводы;
5.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания первой части работы — 14 баллов.
За верное выполнение каждого задания 2 части работы обучающийся получает 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов, если допущена неточность в ответе (не хватает одного варианта или один вариант лишний) то засчитывается 1 балл. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания второй части работы — 8 балла.
За верное выполнение задания 3 части работы обучающийся получает 3 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания третьей части работы — 6 балла.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы — 28 баллов.
Для учащихся обучающихся с ОВЗ-ЗПР применяются другие критерии оценивания. Ученик выполняет базовый уровень (задания части А 1-14, части В - 1).
За верное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания первой части работы — 14 баллов.
За верное выполнение каждого задания 2 части работы обучающийся получает 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов, если допущена неточность в ответе (не хватает одного варианта или один вариант лишний) то засчитывается 1 балл. Максимальное количество баллов за правильно выполненные задания второй части работы — 2 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы — 16 баллов.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 – 7 | 8 – 14 | 15 – 21 | 22-28 |
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале (ОВЗ-ЗПР)
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 – 5 | 6 – 10 | 11 – 13 | 14-16 |
Ответы на задания. Вариант 1.
Часть 1.
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 |
3 | 2 | 1 | 4 | 2 | 4 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 |
Часть 2.
В.1. – А,Б,Г; В 2. – А,Б,Д.
А | Б | В | Г | Д | Е | |
В3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
В4 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Ответы на задания. Вариант 2.
Часть 1.
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 |
4 | 2 | 1 | 1 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 |
Часть 2.
В 1. – А, Б, Г; В 2. – А,В,Д.
А | Б | В | Г | Д | Е | |
В3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
В4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Итоговая контрольная работа по биологии
5 класс
Вариант 1
Часть 1. Выбери один правильный ответ.
А1. Биология – это наука о:
1) космосе;
2)строении Земли;
3) живой природе;
4) веществах.
А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
1) неподвижны;
2) имеют клеточное строение;
3) состоят из химических элементов;
4) имеют цвет.
А3. Все живые организмы способны к:
1) размножению;
2) неограниченному росту;
3) питанию готовыми органическими веществами;
4) быстрым перемещениям.
А4. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:
1) наблюдение;
2) измерение;
3) рассматривание;
4) эксперимент.
А5. Увеличительный прибор:
1) предметный столик;
2) микроскоп;
3) тубус;
4) штатив.
А6. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:
1) 150 раз;
2) 200 раз;
3) 250 раз;
4) 300 раз.
А7. Организмы, клетки которых не сдержат ядро:
1) прокариоты;
2) автотрофы;
3) гетеротрофы;
4) эукариоты.
А8. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических:
1) прокариоты;
2) автотрофы;
3) гетеротрофы;
4) эукариоты.
А9. Важнейший признак представителей царства Растения – способность к:
1) дыханию;
2) питанию;
3) фотосинтезу;
4) росту и размножению.
А10. Животные питаются:
1) с помощью фотосинтеза;
2) готовыми органическими веществами;
3) водой и углекислым газом;
4) неорганическими веществами.
А11. Неклеточными формами жизни являются:
1) вирусы;
2) бактерии;
3) грибы;
4) растения.
А12. Грибы, всасывающие органические вещества отмерших остатков организмов:
1) прокариоты;
2) автотрофы;
3) сапрофиты;
4) паразиты.
А13. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:
1) потребителя;
2) производителя;
3) «разлагателя»;
4) хищника.
А14. Древние предки людей жили на Земле:
1) 100 млн. лет назад;
2) 4-5 млн. лет назад;
3) 2 млн. лет назад;
4) 100 тыс. лет назад.
Часть 2. Выбери три правильных ответа из шести.
В1. Каждая клетка животных и растений:
А) дышит;
Б) питается;
В) имеет хлоропласты;
Г) растёт и делится;
Д) может участвовать в оплодотворении;
Е) образует питательные вещества на свету.
В2. Бактерии являются возбудителями таких болезней, как:
А) туберкулёз;
Б) холера;
В) грипп;
Г) СПИД;
Д) чума;
Е) гепатит.
В3. Установи соответствие между растением и отделом, к которому растение относится.
Отдел
1. Голосеменные
2. Покрытосеменные
Растение
А Сосна.
Б. Рис
В. Томат
Г. Лиственница
Д. Подсолнечник
Е. Пихта
А | Б | В | Г | Д | Е |
В4. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.
Материк Животное
1. Африка А. Зебра
2. Австралия Б. Кенгуру
В. Сумчатый волк
Г. Страус
Д. Коала
Е. Лев
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть 3. Дай развернутый ответ на вопросы.
С1. Почему антропогенный фактор часто считают фактором угрозы для природы?
С2. Составь цепь питания широколиственного лес
Итоговая контрольная работа по биологии
5 класс
Вариант 1
Часть 1. Выбери один правильный ответ.
А1. Биология – это наука о:
1) космосе;
2)строении Земли;
3) живой природе;
4) веществах.
А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
1) неподвижны;
2) имеют клеточное строение;
3) состоят из химических элементов;
4) имеют цвет.
А3. Все живые организмы способны к:
1) размножению;
2) неограниченному росту;
3) питанию готовыми органическими веществами;
4) быстрым перемещениям.
А4. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:
1) наблюдение;
2) измерение;
3) рассматривание;
4) эксперимент.
А5. Увеличительный прибор:
1) предметный столик;
2) микроскоп;
3) тубус;
4) штатив.
А6. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:
1) 150 раз;
2) 200 раз;
3) 250 раз;
4) 300 раз.
А7. Организмы, клетки которых не сдержат ядро:
1) прокариоты;
2) автотрофы;
3) гетеротрофы;
4) эукариоты.
А8. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических:
1) прокариоты;
2) автотрофы;
3) гетеротрофы;
4) эукариоты.
А9. Важнейший признак представителей царства Растения – способность к:
1) дыханию;
2) питанию;
3) фотосинтезу;
4) росту и размножению.
А10. Животные питаются:
1) с помощью фотосинтеза;
2) готовыми органическими веществами;
3) водой и углекислым газом;
4) неорганическими веществами.
А11. Неклеточными формами жизни являются:
1) вирусы;
2) бактерии;
3) грибы;
4) растения.
А12. Грибы, всасывающие органические вещества отмерших остатков организмов:
1) прокариоты;
2) автотрофы;
3) сапрофиты;
4) паразиты.
А13. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:
1) потребителя;
2) производителя;
3) «разлагателя»;
4) хищника.
А14. Древние предки людей жили на Земле:
1) 100 млн. лет назад;
2) 4-5 млн. лет назад;
3) 2 млн. лет назад;
4) 100 тыс. лет назад.
Часть 2. В 1. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.
Материк Животное
1. Африка А. Зебра
2. Австралия Б. Кенгуру
В. Сумчатый волк
Г. Страус
Д. Коала
Е. Лев
А | Б | В | Г | Д | Е |
Итоговая контрольная работа по биологии
5 класс
Вариант 2
Часть 1. Выбери один правильный ответ.
А1. Наука о живой природе:
1) география;
2) физика;
3) химия;
4) биология.
А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
1) имеют массу;
2) способны к обмену веществ;
3) не состоят из химических элементов;
4) имеют форму.
А3. Все живые организмы способны к:
1) росту;
2) передвижению на четырёх конечностях;
3) впитыванию воды корнями;
4) улавливанию солнечного света зелёными листьями.
А4. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:
1) наблюдения;
2) эксперимента;
3) описания;
4) анкетирования.
А5. Самый простой увеличительный прибор:
1) микроскоп;
2) телескоп;
3) весы;
4) лупа.
А6. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:
1) 150 раз;
2) 200 раз;
3) 250 раз;
4) 300 раз.
А7. Организмы, клетки которых сдержат ядро:
1) прокариоты;
2) автотрофы;
3) гетеротрофы;
4) эукариоты.
А8. Организмы, не способные образовывать органические вещества из неорганических:
1) прокариоты;
2) автотрофы;
3) гетеротрофы;
4) эукариоты.
А9. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства:
1) Животные;
2) Растения;
3) Грибы;
4) Вирусы.
А10. Животные способны к:
1) фотосинтезу;
2) накапливанию крахмала;
3) активному передвижению;
4) питанию неорганическими веществами.
А11. Вирусы имеют:
1) одноклеточное строение;
2) неклеточное строение;
3) тканевое строение;
4) ядро.
А12. Грибы, всасывающие органические вещества живых организмов:
1) прокариоты;
2) автотрофы;
3) сапрофиты;
4) паразиты.
А13. В природном сообществе бактерии обычно выполняют функцию:
1) потребителя;
2) производителя;
3) «разлагателя»;
4) хищника.
А14. Раньше на Земле появились:
1) кроманьонец;
2) неандерталец;
3) австралопитек;
4) человек умелый.
Часть 2. Выбери три правильных ответа из шести.
В1. Каждая клетка животных и растений имеет три главные части:
А) ядро;
Б) цитоплазму;
В) хлоропласты;
Г) наружную мембрану;
Д) клеточную стенку;
Е) Вакуоли с клеточным соком.
В2. Бактерии используются человеком для получения:
А) кефира и йогурта;
Б) молока;
В) квашеной капусты;
Г) солёных грибов;
Д) витаминов и некоторых лекарств;
Е) ваты и бинтов.
В3. Установи соответствие между растением и отделом, к которому растение относится.
Отдел
1. Голосеменные
2. Покрытосеменные
Растение
А. Василёк русский
Б. Ель
В. Груша
Г. Лиственница
Д. Кедр
Е. Кактус
А | Б | В | Г | Д | Е |
В4. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.
Материк
1. Евразия
2. Африка
Животное
А. Бурый медведь
Б. Бегемот
В. Лось
Г. Горилла
Д. Амурский тигр
Е. Нильский крокодил.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть 3. Дай развернутый ответ на вопросы.
С1. Почему в природе нет вредных и полезных организмов?
С2. Составь 3 цепи питания тайги.
Итоговая контрольная работа по биологии
5 класс
Вариант 2
Часть 1. Выбери один правильный ответ.
А1. Наука о живой природе:
1) география;
2) физика;
3) химия;
4) биология.
А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
1) имеют массу;
2) способны к обмену веществ;
3) не состоят из химических элементов;
4) имеют форму.
А3. Все живые организмы способны к:
1) росту;
2) передвижению на четырёх конечностях;
3) впитыванию воды корнями;
4) улавливанию солнечного света зелёными листьями.
А4. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:
1) наблюдения;
2) эксперимента;
3) описания;
4) анкетирования.
А5. Самый простой увеличительный прибор:
1) микроскоп;
2) телескоп;
3) весы;
4) лупа.
А6. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:
1) 150 раз;
2) 200 раз;
3) 250 раз;
4) 300 раз.
А7. Организмы, клетки которых сдержат ядро:
1) прокариоты;
2) автотрофы;
3) гетеротрофы;
4) эукариоты.
А8. Организмы, не способные образовывать органические вещества из неорганических:
1) прокариоты;
2) автотрофы;
3) гетеротрофы;
4) эукариоты.
А9. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства:
1) Животные;
2) Растения;
3) Грибы;
4) Вирусы.
А10. Животные способны к:
1) фотосинтезу;
2) накапливанию крахмала;
3) активному передвижению;
4) питанию неорганическими веществами.
А11. Вирусы имеют:
1) одноклеточное строение;
2) неклеточное строение;
3) тканевое строение;
4) ядро.
А12. Грибы, всасывающие органические вещества живых организмов:
1) прокариоты;
2) автотрофы;
3) сапрофиты;
4) паразиты.
А13. В природном сообществе бактерии обычно выполняют функцию:
1) потребителя;
2) производителя;
3) «разлагателя»;
4) хищника.
А14. Раньше на Земле появились:
1) кроманьонец;
2) неандерталец;
3) австралопитек;
4) человек умелый.
Часть 2.
В 1. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.
Материк
1. Евразия
2. Африка
Животное
А. Бурый медведь
Б. Бегемот
В. Лось
Г. Горилла
Д. Амурский тигр
Е. Нильский крокодил.
А | Б | В | Г | Д | Е |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об особенностях преподавания учебного предмета «Математика» в 2018-2019 учебном году
Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от28 июня 2018 г. № 1213/6651...
Об особенностях преподавания учебного предмета «Физика» в 2018-2019 учебном году
Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от28 июня 2018 г. № 1213/6651...
Контрольно-измерительный материал для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 5 класса НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» по предмету «Биология » в 2018-2019 учебном году
Итоговая контрольная работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса биологии....
План подготовки обучающихся 9 классов к ГИА по предмету информатика в 2019-2020 учебном году
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала....
Контрольно-измерительный материал для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 6 класса НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» по предмету «Биология » в 2018-2019 учебном году
Итоговая контрольная работа по биологии...
Контрольно-измерительный материал для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 7 класса НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» по предмету «Биология » в 2018-2019 учебном году
итоговая контрольная работа по биологии...
Контрольно-измерительный материал для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 8 класса НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» по предмету «Биология » в 2018-2019 учебном году
итоговая контрольная работа по биологии с учетом детей ОВЗ-ЗПР...