Проектная работа "Экологическая азбука"
проект по биологии (5 класс)

 Проектная работа направленная на изучение природы родгого края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskaya_azbuka.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с. Александровское»

Проект по экологии

« Экологическая азбука»

Выполнила:

Ученица 5 б класса

Иванова Арина

Руководитель проекта :

Косова Е.М., учитель

химии и биологии.

с. Александровское 2020

Паспорт проекта

Название проекта

Экологическая азбука

Руководитель проекта

Косова Евгения Михайловна

Учебный предмет

Экология

Тип проекта

Исследовательский

Цель проекта

Создать азбуку, по которой можно знакомиться с представителями флоры и фауны Александровского района Томской области, находящимися под угрозой исчезновения.

Задачи проекта

  1. Познакомиться с историей создания Красной Книги.
  2. Подобрать представителей флоры и фауны к буквам алфавита.
  3. Подобрать стихотворения о представителях флоры и фауны.

Проблемные вопросы

Привитие экологической культуры в раннем возрасте способствует воспитанию гармоничного и бережного отношения к природе.

Аннотация

В мире в целом и в России с каждым годом ухудшается экологическая обстановка, уменьшаются природные ареалы, снижается численность животных и растений по вине человека.

Рецензия

1.Краткая характеристика. В данной работе представлен обзор животных и растений, обитающих в Александровском районе Томской области и занесенных в Красную книгу.

2. Актуальность.

 Вопросы, связанные с сохранением численности представителей флоры и фауны, интересуют многих людей.

3.Практическая значимость.

В работе собран творческий материал.

4.Основные результаты.  

При работе был произведен обзор и изучение многих источников информации. Подобраны стихи о каждом виде.

Создана красочная  презентация «Экологическая азбука»

Проектная работа по экологии «Экологическая азбука»

Актуальность: В мире в целом и в России в частности с каждым годом ухудшается экологическая обстановка, сокращается численность животных и растений, порой только на картинке можно увидеть тех, кто обитает рядом с нами в дикой природе.

Проблема: Какие животные и растения, обитающие в Томской области и Александровском районе,  нуждаются в защите?

          Гипотеза: воспитание  экологической  культуры с раннего возраста способствует бережному отношению к природе, повышению информированности об объектах природы.

Цель: Создать азбуку,  по которой можно познакомиться с животными и растениями, обитающих в Александровском районе, и  нуждающимися в защите и бережному к ним отношению.

Задачи:

  1. Познакомиться и историей Красной Книги.
  2. Подобрать представителей флоры и фауны, обитающих в Александровском районе Томской области, к буквам алфавита.
  3. Подобрать стихотворения о представителях флоры и фауны.
  4. Создать презентацию.

Методика работы: поисковая деятельность

Планируемые результаты:

-Знакомство с флорой и фауной Томской области и Александровского района.

-Создание экологической азбуки.

-Информированность учащихся.

Введение

Тема моей работы возникла из вопроса, который был нам задан на уроке биологии учителем: «Какие растения, произрастающие  на территории района, можно встретить не так часто?» Большинство ребят затруднились ответить. Мне стало интересно узнать какие же растения и животные находятся под защитой Красной книги.

На Земле обитает огромное количество видов животных и растений. Огромен мир биосферы виды которой поражают разнообразием форм и красок. Живые существа занимают под обитание самые разные уголки планеты, даже самые, на первый взгляд, непригодные. Миллионы лет существует жизнь на нашей планете, живые существа за это время удивительно приспособились друг к другу. Взаимоотношения строятся по различным механизмам: симбиоз, паразитизм, комменсализм, хищничество, конкуренция. Сегодня человек выступает по отношению к природе на уровне конкуренции. Сила человека,  как царя природы,  действует порой негативно на других обитателей природы: происходит загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы, уменьшаются природные ареалы, беднеют лесные массивы. Это стало причиной уменьшения численности растений и животных, появилась потребность в сохранении биологических объектов. Одним из средств защиты стала Красная книга, которую создали в разных странах после большой работы биологов.

Красная книга

В Красной книге перечислены виды флоры и фауны,   численность которых постепенно сокращается или совсем сошла на нет. В этой книге можно узнать многое: места обитания , условия жизни, причины по которым снижается численность и меры принятые человечеством для сохранения.

Красная книга это   сигнал «SOS», который идет от планеты для человека .

Красная книга:

1.Говорит, что мы должны знать изучать виды растений и животных.

2.Говорит о том,  что растения и животные могут исчезнуть.

3. Говорит  как сохранить численность.

Красные листы сигнализируют о видах которые могут  исчезнуть, если не принять особые меры(журавль )

Желтые листы информируют о видах численность которых резко сокращается(таймень)

На белых листах перечислены редкие виды( байкальская нерпа).

Зеленые листы несут  информацию о видах,  численность которых получилось спасти. (Зимородок)

На Черных листах размещены названия животных и растений, которые больше не существуют на планете.

Красная книга СССР создана в 1974 году, включала 5 томов.

Красная книга Томской области вышла в свет в 2002 году.

Класс

Обитают на территории Томской области:

Занесены в Красную книгу Томской области

Растения

920

128

Млекопитающие

62

15

Птицы

322

43

Пресмыкающиеся

4

2

Земноводные

6

3

Рыбы

32

8

Чтобы ответить на вопрос «Много мы знаем о Красной книге?», мной был проведен опрос среди учеников, жителей села. Анкетирование прошли 54 человека.

Результаты анкетирования:

  1. Знаете ли вы что называется Красной книгой?

Знаю-54 человека

Не знаю-0 человек

  1. Какие виды растений или животных, обитающих в Томской области занесены в красную книгу?

           

Ответы:

Растения: 128 видов

Ландыш-16 человек

Кувшинка белая, желтая-26 человек

Подснежник-3 человек

Кедр-17 человек

Птицы: 43 вида

Лебедь-43 человек

Полярная сова-31 человек

Орел-5 человек

Рыбы: 8 видов

Осетр-36 человек

Стерлядка-43 человек

Животные: 15 видов

Росомаха-8 человек

Норка-6 человек

Соболь-19 человек

Лось-11 человек

  1. Какие действия человека приводят к снижению численности?

Ответы: охота, браконьерство, пожары, загрязнение территории, лесовырубки, нефтедобыча, коллекционирование,  кислотные дожди.

По данным анкетирования можно сделать вывод:

Мы очень мало знаем о растениях и животных нашего района, а еще меньше о тех которые находятся на грани исчезновения.

По мере выполнения работы я узнала как много растений и животных занесено в Красную книгу( медуница, марьин корень, мать и мачеха, ветренница,  ирис, филин, таймень, сова, гусь, еж, стриж и многие другие), некоторых я даже не знала.

А-Аист черный

Щелкнул Аист длинным клювом

Щелк да щелк, какой мастак.

Паутинка чистый шелк!

Паучок, паучок, дай мне сеточки клочок. Всем известно – я рыбак.

 Без сетей нельзя никак.

Б-Беркут

Над степями в небе синем,
Хищник гордый и красивый.
Красота и мощь не меркнут,
И вблизи прекрасен беркут.

В- Выхухоль

Выхухоль в реке ныряет,

Всё улиток собирает,

Всюду длинный нос суёт,

Важно и легко плывёт.

Г- Гусь серый

Гусь крикливый с длинным носом,

Шея словно знак вопроса,

Гусь идет гулять в луга,

И гогочет га-га-га.

Д-дербник сокол

Дербник сокол маленький

До чего ж удаленький

Должен в цирке выступать

Добычу слету смог поймать.

Дербник просто акробат

Достоин он больших наград.

Е-еж обыкновенный

— Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Ж – журавль стерх

Журавль стерх в большой заботе

Ждет журавлиху на болоте.

Журавль тоскует и грустит

Журавлик песенку трубит.

З- Зимородок

Холодно березе,

 холодно  осине,

Даже белка в шубке,

 на морозе стынет.

Только зимородок

На мороз не ропщет

В полынье холодной

Крылышки полощет.

И Иван -чай

На полянке невзначай
раскраснелся иван-чай:
«Мой пурпурный цвет, друзья,
обойти никак нельзя!..»
Всем он кланялся любезно:
«Чай душистый пить полезно!»

К- Купальница европейская(Огонек)

Оранжевым цветом горят лепестки, как будто и вправду зажглись огоньки

К -Кувшинка белая

Лежит кувшинка на листке, как на плоту упругом.

И поплыла бы по реке к приветливым подругам,

Да вот – беда привязан плот но никуда не уплывёт.

Л -Лебедь кликун

Есть птица на красивая очень на свете,

 Название лебедь имеет она,

Не встретить прекрасней ее на планете,

Она из чудесного будто бы сна.

Л-Ландыш майский

Ландыш — весенний цветок.
Его ты не трогай, дружок!
Он будет красою лесов,
Он будет белее снегов.

Л-Ликоподнелла (плаун)

Лежит змея ползучая,
Чешуя - колючая.
У змейки две головки,
У змейки две уловки:
И брюхом упирается,
И шейкой поднимается. 

М- Медуница

Медуница чаровница

Поит сладкою водицей,

пусть она себе под богом

дарит нам всем сладкий мед.

М-можжевельник

Можжевельник, можжевельник,

что печален, как отшельник?

Снегом белым припорошен

Одинок меж стройных сосен

И парадные ступени

сторожишь, как пёсик верный

Всех приветливо встречаешь,

рукавом листвы качаешь.

Что ж ты маленький, лохматый,

дома мирного охранник

Где твой предок бородатый

Он, видать, такой же странник

Н- Неясыть бородатая

На полянке невзначай
раскраснелся иван-чай:
«Мой пурпурный цвет, друзья,
обойти никак нельзя!..»
Всем он кланялся любезно:
«Чай душистый пить полезно!»

О -Осетр

Сохранить, сберечь, пополнить Осетра количество,
Чтобы нам не только помнить рыбное величество!
Так давайте же беречь, что дает Природа!
Осетра мы возрождать станем год от года!

П -Павлиноглазка

    А теперь посмотрим на «павлиний глаз»,

Вы её видали может быть не раз,

Крылышки на солнце глазками горят,

Но лишь тень проскочит и исчезнет взгляд,

Крылышки захлопнет и как лист сухой,

Станет неприметной бабочкой такой.

У неё детишки кушают крапиву,

А сама мамаша очень любит сливу.

Р- росомаха

Есть на свете ты поверь

Хитрый умный сильный зверь

Лапы словно у медведя

Рыкнет-вон бегут соседи

Даже волк, лисица ,рысь,

Росомаху берегись.

 В поединке он бесстрашен

И опасен и отважен

С- сова

Сова на дереве сидела

И во все глаза глядела

Может быть упала шишка

Или пробежала мышка

Не мешало бы опять

Мышку на обед поймать

С- стерлядь

А стерлядь среди рыб царица

Не зря Россия ей гордится,

Средь осетровых лишь она

Своей родной реке верна.

 Где родилась там и живет.

У- Уж

Я по совести скажу:
Плохо, плохо мне, УЖУ,
Очень гадок я на вид…
А ведь я — не ядовит!

Ф- Филин

Только ночью
Страшен
ФИЛИН.
А при свете —
Он
Бессилен!

Х- Хохлатый осоед

Хохлатый храбрый осоед,

 Хотел осу съесть на обед.

Хорошая оса еда,

Хотя и жалит иногда.

Ш- Шмель

С васильков пыльцу шмели

Хоботками подмели. Отнесли нектар домой

Будет мед у них зимой.

Ю -Южный кречет

Юный кречет все летает

Южный ветер обгоняет.

Юный кречет хоть и мал,

Юркого юрка поймал.

Я- Ящерица прыткая

Ящерка хвостатая

 Замерла как статуя.

 Солнышко блестит и греет,

 Ящерка лежит и млеет.

Вывод:

1.Много растений и животных нуждаются в защите, по причине деятельности человека.

2.Численность сокращается в результате разрушения мест обитания, загрязнения среды, неправильной охоты.

Результат:

  1. Создана  красочная презентация «Экологическая азбука»
  2. Проведены информационные часы в 5,9,8 классах.

Источники:

1.Официальный сайт «Облкомприрода» Томской области

2.Красная Книга России

3.Красная книга Томской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1класс. Азбука, азбука каждому нужна

Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...

1класс. Азбука, азбука каждому нужна

Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная проектная деятельность «Азбука общения»

Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через пос...

2014 год Шоноев Т.И. МБОУ «Сосново-Озерская сош№2» Районный Слет Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности» 15 апреля 2014 года Положение районного Слета Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности»

Очень часто люди страдают из-за неосторожности и беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих поступков. Порой все мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и...

Газета "Азбука безопасности" (проектная деятельность)

Технология проектной деятельности – это целенаправленная деятельность взрослых и детей реализуемая по определенному плану  для решения поисковых, исследовательских и практических задач...

Рабочая программа внеурочная проектная деятельность Азбука общения

Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя чер...