Рабочая программа по ВУД ФГОС "Жизнь животных" для 7 класса
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс)

Кужугет Нонна Чанчык-ооловна

В рамках школьной программы не удается познакомить учащихся с особенностями биологии тех или иных организмов, то рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Жизнь животных" и разработана как дополнение к курсу биологии для учащихся 7-го класса экологического направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_vud_zhizn_zhivotnyh_7_klass.docx44.08 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе:

  1. «Программы основного общего образования  по Биологии 5-9 классы». Авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов, 2013
  2. Федерального государственного  образовательного  стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
  3. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 4. Учебным планом МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна РТ на 2017-2018 учебный год. 

«Программа основного общего образования по Биологии 5-9 классы» - авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов предусматривает изучение курса «Биология. Животные» в объеме 34 часов, т.е. 1 часа в неделю. Так как в рамках школьной программы не удается познакомить учащихся с особенностями биологии тех или иных организмов, то рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Жизнь животных" и разработана как дополнение к курсу биологии для учащихся 7-го класса экологического направления.

         Программа рассчитана на 34 часа – 1 час в неделю в течение учебного года.

Цели курса:  

 На основе расширенного изучения курса "Животные" раскрыть и развить творческие способности учащихся;

 Систематизировать их знания о животном мире, как неотъемлемой части природного равновесия.

Задачи:  

  • расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлении к изменчивым условиям природной среды;
  • развитие практических навыков работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепараторами), компьютером (создание презентаций);
  • воспитание бережного отношения к ресурсам животного мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности являются:  

 Умение самостоятельно делать свой выбор  в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. 

 Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  

 Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.  

 Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.  

 Оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы.

 Формирование  экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. 

 Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии; 

 Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы), эстетического отношения к живым объектам;

 Осознание себя  членом социума, уважительное и тактичное отношение к мнению других членов общества

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

 Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

 Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.

 Проговаривать последовательность действий на занятии.

 Учить высказывать своё предположение         (версию), учить работать по предложенному учителем плану.

 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

 Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).

Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

 Коммуникативные УУД:

 Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

 Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

 Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Формы обучения:  

1.Теоретические занятия;

  1. Презентации;  
  2. Творческие задания;  
  3. Индивидуальная работа;  
  4. Подготовка и проведение мероприятий;  
  5. Проектная деятельность;  
  6. Игры.  
  7. Сообщения
  8. Лабораторные работы  

Формы проведения занятий.  

Рассказ, беседа. Учащиеся активно участвуют в разговоре, задают вопросы. 

Семинар – учащиеся самостоятельно готовят сообщения по теме занятий. 

Работа с литературой. 

Викторины, конкурсы, игры. 

 

Методы  внеурочной деятельности

  1. Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом); консультация.  
  2. Методы практической работы: упражнения, письменные работы, графические работы. - упражнения: тренинг; тренировка; репетиция.  

-письменные работы: конспект; выписки; составление тезисов (доклада); реферат; письменные ответы на вопрос; составление аннотации (произведения, статьи); составление рецензии (отзыва); написание заключения (обобщения, вывводов). -графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; составление структурно-логических схем; заполнение матриц.

3.Метод наблюдения: запись наблюдений, ведение дневника наблюдений; зарисовка, рисунки; запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов; фото-, кино-, видеосъемка; проведение замеров (температуры воздуха; состояния воды, почвы и др.)  4.Исследовательские методы.

Лабораторные и экспериментальные занятия: опыты: постановка, проведение и обработка результатов опытов; лабораторные занятия: работа с приборами, препаратами, техническими устройствами; эксперименты; опытническая работа на участке.

5.Метод проблемного обучения: проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; указания на ошибки, заблуждения, находки, открытия; эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания, демонстрация опыта, использование наглядности); самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).

6.Методы программированного обучения: объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал учащиеся изучают самостоятельно; самостоятельное изучение определенной части учебного материала:  

а) выбор между правильным и неправильным ответом (линейное программирование);  

б) выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвленное программирование). 7.Проектно-конструкторские методы: разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи; создание моделей, конструкций; конструирование игр; конструирование из бумаги; создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, повестей, сказок); разработка сценариев спектаклей, праздников.

8.Метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и др.; игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра путешествие; ролевая игра, деловая игра.

9.Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, муляжи и т. д.); демонстрационные опыты; видеоматериалы, диафильмы, диапозитивы, учебные и другие фильмы.

10. Психологические и социологические методы и приемы: анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты; интервьюирование (опрос по телефону, компьютерный опрос); психологические тесты; создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); психологический театр; деловая игра; обсуждение сообщений, докладов, рефератов; создание творческих работ; разработка сценариев спектаклей, праздников.

Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности

Альбом, макет, модель

Проект, сценарий праздника, игры

Газета, наглядные пособия

Плакат, учебное пособие

журнал, книжка-раскладушка

серия иллюстраций

коллаж

справочник

коллекция

Стенгазета, фотоальбом

Учебно-тематический план  

раздела

 

Наименование разделов, тем

Общее количество часов

Лабораторные работы

 

Введение

4

 

1

Одноклеточные, или Простейшие

1

1

2

Многоклеточные животные. Тип Беспозвоночные.  

9

3

3

Многоклеточные животные. Тип Хордовые или Позвоночные.  

8

1

4

Эволюция строения и функции органов и их систем.

5

 

5

Развитие и закономерности размещения животных на Земле  

2

 

6

Биоценозы  

2

 

7

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

3

 

 

34

4

 

Содержание рабочей программы внеурочной деятельности  по биологии «Жизнь животных» 7 класс

 Введение (4 ч.)

Краткие сведения о многообразии животного мира. Этапы развития зоологии. Одомашнивание животных. Сходство и различие процессов растительной и животной клетки. Среды жизни и местообитания. Взаимоотношения животных в природе: мутуализм. Человек и животные. Классификация животных.  

Раздел 1. Одноклеточные, или Простейшие (1 ч.)

Особенности организации. Органеллы - структурные элементы клетки. Цитоплазма и ядро в клетке простейших. Форма клетки. Способы передвижения. Внешнее строение амебы обыкновенной и инфузории-туфельки. Паразитические жгутиковые и споровики: сонная болезнь и малярия.

Л.Р. «Приготовление  и рассматривание готовых микропрепаратов простейших»

Раздел 2. Многоклеточные животные. Тип Беспозвоночные. (9 ч.) 

Особенности организации многоклеточных животных и их отличия от простейших. Ткани и органы. Теории происхождения многоклеточных Э. Геккеля, И. Мечникова. Среда обитания губок. Почкование как способ размножения. Многообразие и значение губок. Тип Кишечнополостные. Гидра. Гидра - низшее многоклеточное животное. Полипы и медузы: форма тела и образ жизни. Реактивный способ движения медуз. Экологические формы кишечнополостных. Коралловые полипы. Удивительные животные.

Тип Плоские черви. Белая планария. Паразитический образ жизни плоских червей. Билатеральная симметрия. Гермафродитизм. Классификация плоских червей. Образ жизни, строение и жизнедеятельности сосальщиков, ленточных и плоских червей.  Тип Круглые черви. Аскарида. Круглые черви - представители всех сред обитания. Внешнее строение человеческой аскариды. Аскаридоз. Профилактика и лечение аскаридоза.  

 Тип Кольчатые черви. Дождевой червь. Билатерально-симметричное строение кольчатых червей. Особенности строения пищеварительной, выделительной и кровеносной систем. Половое и бесполое размножение. Регенерация дождевого червя. Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей.  Л.Р. «Внешнее строение дождевого червя».

Тип Моллюски. Моллюски - мягкотелые животные. Способы питания: фильтраторы, растительноядные, хищники. Мантийная полость. Паразитизм, как стадия развития моллюсков. Раковины брюхоногих, двустворчатых. Образование жемчуга. Промысловые моллюски.  

Л.Р. «Особенности строения и жизни моллюсков»

Тип Иглокожие. Особенности внешнего строения - радиальная симметрия. Воднососудистая система. Образ жизни морской звезды. Многообразие иглокожих.  

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак. Сегменты тела членистоногих. Хитиновый покров. Особенности внутреннего строения членистоногих. Образ жизни речного рака. Зоопланктон. Многообразие ракообразных. Промысловое значение ракообразных (крабы, креветки, кальмары, раки).  

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук-крестовик. Паукообразные - хищники. Внешнее строение паука-крестовика. Внекишечное переваривание. Особенности дыхательной системы (легочные мешки и трахеи). Партеногенез.  

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Самая многочисленная группа животных. Значение насекомых в природе. Особенности строения органов зрения (фасеточные глаза). Многообразие крыльев и ротового аппарата насекомых. Основные отряды насекомых. Значение насекомых в природе. Одомашненные насекомые (тутовый шелкопряд, медоносная пчела).

Л.Р. «Изучение представителей отрядов насекомых» .

Раздел 3: Многоклеточные животные. Тип Хордовые или Позвоночные. 8ч. Организация тела хордовых: внутренний скелет - хорда. Классификация низших хордовых. Среда обитания и внешнее строение ланцетника. История изучения низших хордовых. Вклад А. О. Ковалевского в изучение низших хордовых.

 Классы рыб (Хрящевые и Костные). Общая характеристика. Строение чешуи речного окуня. Скелет. Функция плавательного пузыря. Особенности процесса дыхания и кровообращения у рыб. Боковая линия - гидростатический орган. Основные представители хрящевых рыб (акулы, скаты). Промысловые отряды костных рыб (осетровые, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, трескообразные).

Современные кистеперые рыбы. Аквариумные рыбки.  

Л.Р. Внешнее строение и передвижение рыб

Класс Земноводные. Прудовая лягушка. Особенности внешнего строения взрослой особи и личинки лягушки - головастика. Легочное и кожное дыхание. Зависимость температуры тела от температуры окружающей среды. Охота земноводных. Способы питания. Значение земноводных в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана земноводных.  

 Класс Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения пресмыкающихся. Роговые пластины. Черепахи фауны России. Высокоорганизованный отряд Крокодилы. Промысел и разведение черепах и крокодилов.  

 Класс Птицы. Птицы - первые теплокровные позвоночные животные. Строение контурного пера. Особенности двойного дыхания. Гнездовые и выводковые птицы. Птицы лесов. Водоплавающие и околоводные птицы. Птицы открытых пространств. Хищные птицы. Птицы городов. Брачное поведение птиц. Перелетные птицы. Значение, охрана и происхождение птиц. Птицеводство.  

 Класс Млекопитающие. Млекопитающие - высшие теплокровные животные. Внешнее строение и особенности организации нервной, кровеносной систем. Первозвери (утконос, ехидна). Общая характеристика основных отрядов. Сезонные явления в жизни млекопитающих: линька, рождение детенышей, кочевки, миграции, спячка, зимний сон. Значение млекопитающих в природе, и хозяйственной деятельности человека.

Животноводство. Охрана млекопитающих.  

Раздел 4:  Эволюция строения и функции органов и их систем. (5ч.)

Способы передвижения. Виды движения. Приспособления к различным способам движения у животных. Полости тела. Органы пищеварения. Обмен веществ. Значение питания. Функции пищеварительной системы. Процессы обмена веществ и превращения энергии. Органы выделения, их строение. Почки.  Пути удаления веществ из организма. Значение органов выделения. Изменение органов выделения в процессе эволюции. Органы чувств. Значение органов чувств. Основные виды чувствительности: равновесие, зрение, осязание, обоняние, слух, химическая чувствительность. Зависимость строения органов чувств от развития головного мозга. Способы размножения у животных: бесполое и половое. Органы размножения. Влияние среды обитания на строение органов размножения. Внутреннее и внешнее оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Усложнение строения органов размножения в процессе эволюции. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Раздел 5: Развитие и закономерности размещения животных на Земле. 2 ч. 

Палеонтологические, анатомические, эмбриологические доказательства эволюции. Чарльз Дарвин о причинах эволюции. Борьба за существование и естественный отбор.  Раздел 6: Биоценозы. 2 ч.

Взаимосвязь организмов в природных сообществах. Пищевые цепи. Влияние человека на природные сообщества. Уничтожение фауны человеком.  

Раздел 7: Животный мир и хозяйственная деятельность человека. 3ч.

Законы РФ об охране животного мира. Система мониторинга. Заповедники, заказники, памятники природы.

 

№ урока

Дата

Тема занятия

Проектная деятельность

план

факт

Введение 4 ч.

Этапы развития зоологии. Человек и животные.

Одомашнивание животных

Сходство и различие процессов растительной и животной клетки. Классификация животных

Краткие сведения о многообразии животного мира.  

Раздел 1: Одноклеточные, или Простейшие 1 ч.

Внешнее строение амебы обыкновенной и инфузории-туфельки. Л.Р. «Приготовление  и рассматривание готовых микропрепаратов простейших»

Раздел 2: Многоклеточные животные. Тип Беспозвоночные. 9 ч. 

 

 

Кишечнополостные - самые «жгучие» из морских животных. Крепости, построенные кораллами. Морские «лилии».

Удивительные животные. Медузы. Сифонофоры.

 

 

Знакомство с особенностями строения, образом жизни,  многообразием и значением круглых червей.

 

Классы кольчецов. Л.Р. «Внешнее строение дождевого червя».

 

Классы моллюсков. Особенности строения, образ жизни,  многообразие и значение. Л.Р. «Особенности строения и жизни моллюсков»

 

Удивительные животные, представители  типа Иглокожие.

 

 

Многообразие представителей класса Паукообразных.

 

 Основные отряды насекомых. Л.Р. Изучение представителей отрядов насекомых.

 

Особенности строения, образа жизни представителей отряда Перепончатокрылых.  

Раздел 3: Многоклеточные животные. Тип Хордовые или Позвоночные. 8ч.  

 

 

Классы рыб: Хрящевые, Костные. Л.Р. Внешнее строение и передвижение рыб. Многообразие представителей класса Костных рыб. Викторина «В мире рыб».

 

 

Земноводные. Лягушки. Жабы. Аксолотли

 

Из жизни представителей отрядов  пресмыкающихся. Черепахи и Крокодилы

 

 

Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц.  Нелетающие птицы: особенности строения и образа жизни.

 

Из жизни отрядов птиц: Куриные, Воробьинообразные, Голенастые.

 

 

Представители         отрядов                  млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.

 

Отряд млекопитающих. Приматы.

 

Биологическая викторина «В мире позвоночных животных»

Раздел 4: Эволюция строения и функции органов и их систем. 5 ч.  

 

 

Способы передвижения животных.

 

 

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

 

Органы выделения.  Органы чувств.

nv.ucoz.ru

 

Способы размножения. Оплодотворение.

 

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Раздел 5: Развитие и закономерности размещения животных на Земле. 2 ч. 

 

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира.

 

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Раздел 6: Биоценозы. 2 ч. 

 

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

 

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг другу

Раздел 7: Животный мир и хозяйственная деятельность человека. 3ч. 

 

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга

 

Заповедники, заказники, национальные парки. Красная книга

 

Биологическая викторина «В мире животных»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

nv13.ucoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (ФГОС) 5 -8 класс

Рабочая программа создана на основе программы "Технология" В.Д. Симоненко ивключает  проектную и творческую деятельность учащихся по разделам...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс

Рабочая  программа  и  календарно-тематическое  планирование  по  биологии  ФГОС  5-6  класс. Учебно-методический  комплект  серии  "Линия ...

Рабочая программа по физкультуре ФГОС 2-4 классы В.И. Лях

Рабочая программа по физкультуре ФГОС 2-4 классы В.И. Лях с УУД...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 классы

Рабочая программа составлена  на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражд...

Рабочие программы по истории ФГОС 5-9 класс

Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы). Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго покол...

Рабочая программа по основам социальной жизни. 5а класс. по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 2023-2024

Рабочая программа по основам социальной жизни.  5а класс.  по АООП для учащихся  с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 2023-2024...