Рабочая программа по основам социальной жизни. 7а класс. по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1). 2025-2026. Бурмистрова Е.Ю.
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по основам социальной жизни. 7а класс. по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1). 2025-2026. Бурмистрова Е.Ю.
Скачать:
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» В 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часа в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Основы социальной жизни».
Цель обучения – практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи обучения:
- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
- усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
- развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 7 классе определяет следующие задачи:
- формирование знаний о представления о разных группах продуктов питания; отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
- формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;
- формирование умений соблюдать требования техники безопасности при приготовлении пищи;
- формирование знаний о ремонте одежды (пришивание пуговиц, зашивание шва, наложение заплат и т.д.);
- формирование знаний о способах хранения и переработки продуктов питания;
- формирование умения составлять ежедневное меню из предложенных продуктов питания;
- формирование умения самостоятельно готовить несложные знакомые блюда;
- формирование умения самостоятельно совершать покупки товаров ежедневного назначения;
- формирование знаний об особенностях соблюдения личной гигиены подростка;
- формирование умений соблюдение техники безопасности при работе с чистящими и моющими средствами и электробытовыми приборами;
- формирование умений соблюдать правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;
- формирование умений использовать навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);
- формирование умений самостоятельно пользоваться услугами бытовых учреждений (прачечная, почта и т.д.).
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение «Основам социальной жизни» в 7 классе носит продолжение изучения теоретических знаний и практических умений. «Основы социальной жизни» тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью и направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Программа обучения в 7 классе осуществляется по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает формирование и развитие у обучающихся необходимых им навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. На третьем году обучения программа направлена на формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, формирования правильных жизненных установок, применения теоретических знаний на практике и формирование правильных отношений в семье. В ходе занятий дети учатся самостоятельно пользоваться услугами учреждений торговли и транспорта. Особое внимание уделяется темам, направленным на формирование безопасного и здорового образа жизни, выполнение ежедневных домашних обязанностей, умение организовывать себя и помогать другим. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование культуры поведения в семьи, организацию собственной деятельности и социальную адаптацию в обществе.
При реализации программы и проведении занятий, одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры; организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам, оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице, в транспорте и учреждениях, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной жизни. На уроках предмета «Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей в парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому ученику овладеть навыками сотрудничества, коллективного приготовления пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться общественным транспортом и различными учреждениями быта.
Реализация курса должна способствовать достижению личностных результатов: пониманию своих реальных возможностей, владению навыками адаптации к изменяющимся жизненным условиям, развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, усвоению морально-этических норм, принятых в обществе, развитию эстетического и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный здоровый образ жизни, интереса к творчеству.
Содержание разделов
№ | Название раздела | Количество часов | Контрольные работы, тесты |
1 | Личная гигиена и здоровье | 6 | 1 |
2 | Охрана здоровья | 3 | 1 |
3 | Жилище | 12 | 1 |
4 | Одежда и обувь | 10 | |
5 | Питание | 17 | 1 |
6 | Транспорт | 4 | 1 |
7 | Средства связи | 4 | |
8 | Предприятия, организации, учреждения | 4 | |
9 | Семья | 7 |
|
10 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Итого: | 68 | 6 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
- овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, взаимопомощи.
Предметные:
Минимальный уровень:
- представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
- приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического работника;
- представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;
- соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
- знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
- совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
- знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
Достаточный уровень:
- знание способов хранения и переработки продуктов питания;
- составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
- самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
- самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
- соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук;
- соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;
- некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды);
- навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставиться если:
- обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме программы по учебному предмету;
- умеет использовать таблицы, схемы;
- понимает и объясняет изученные понятия, термины;
- самостоятельно выстраивает ответ.
Оценка «4» ставиться, если обучающийся воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:
- не может самостоятельно привести пример;
- отвечает на наводящие вопросы.
Оценка «3» ставиться, если обучающийся обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности | Дата | ||||
Минимальный уровень | Достаточный уровень | План | Факт | ||||||
Личная гигиена и здоровье – 6 часов | |||||||||
1 | Особенности соблюдения личной гигиены подростком | 1 | Особенности личной гигиены в жизни подростка. Понятия «подросток», «личная гигиена». Роль личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья | Слушают информацию от учителя о взрослении и его влияние на организм человека. Совместно с учителем и с опорой на учебник дают определение понятию «подросток», «личная гигиена». Работают с учебником: читают информационный текст, отвечают на вопросы с опорой на текст и изображения. Записывают в тетрадь основные понятия. С использованием карточек, делятся личным опытом о соблюдении ежедневной гигиены, рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются в подростковом возрасте по уходу за собой. С помощью карточек и текста составляют таблицу «Гигиена –это»: записывают в таблицу основные критерии заботы о личной гигиене (гигиена кожи, полости рта, питания, одежды, жилища, закаливание, отказ от вредных привычек) | Слушают информацию от учителя о взрослении и его влияние на организм человека. Самостоятельно дают определение понятию «подросток», «личная гигиена» Работают с учебником: читают информационный текст, отвечают на вопросы. Записывают в тетрадь основные понятия. Делятся личным опытом о соблюдении ежедневной гигиены, рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются в подростковом возрасте по уходу за собой. С опорой на учебник, самостоятельно составляют таблицу «Гигиена –это»: записывают в таблицу основные критерии заботы о личной гигиене (гигиена кожи, полости рта, питания, одежды, жилища, закаливание, отказ от вредных привычек) | ||||
2 | Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками | 1 | Особенности ежедневного ухода в подростковом возрасте. Правила и приемы соблюдения личной гигиены. Гигиена кожи и уход за ней. Гигиена зубов и правила по уходу за зубами. Влияние правильного и активного образа жизни на здоровье подростка | Читают текст в учебнике об особенностях соблюдения личной гигиены в подростковом возрасте. С помощью презентации, знакомятся с информацией о правилах и приемах по уходу за кожей лица и тела, за полостью рта. Записывают в тетрадь и приклеивают картинки об основных правилах ухода. Слушают информацию от учителя о косметических средствах по уходу за телом: средства по уходу за кожей, полостью рта, дезодоранты/антиперспиранты и т.д. Совместно с учителем принимают участие в обсуждении влияния правильного образа жизни на здоровье подростка. Закрепляют знания и изучают памятку о правилах и приемах соблюдения личной гигиены для мальчиков/девочек | Читают текст в учебнике об особенностях соблюдения личной гигиены в подростковом возрасте. С помощью презентации, знакомятся с информацией о правилах и приемах по уходу за кожей лица и тела, за полостью рта. Записывают в тетрадь основные правила ухода. Слушают информацию от учителя о косметических средствах по уходу за телом: средства по уходу за кожей, полостью рта, дезодоранты/антиперспиранты и т.д. Принимают участие в обсуждении влияния правильного образа жизни на здоровье подростка. Закрепляют знания и изучают памятку о правилах и приемах соблюдения личной гигиены для мальчиков/девочек | ||||
3 | Гигиенические требования к использованию личного белья | 1 | Гигиенические требования к использованию личного белья: нижнее белье, носки, колготки. Правила соблюдения смены одежды, нательного и постельного белья. Особенности ухода за бельем | Знакомятся с информацией в учебнике о гигиенических требованиях к использованию личного белья. Отвечают на вопросы из учебника с опорой на текст. С опорой на презентацию, записывают в тетрадь правила соблюдения смены одежды. Слушают информацию от учителя об особенностях ухода за личным бельем, о роли чистоты одежды для личной гигиены. С опорой на учебник и записи в тетради, называют основные правила использования личного белья. Выполняют задания на карточках/интерактивной доске по пройденной теме | Знакомятся с информацией в учебнике о гигиенических требованиях к использованию личного белья. Самостоятельно отвечают на вопросы из учебника. С опорой на презентацию, записывают в тетрадь правила соблюдения смены одежды. Слушают информацию от учителя об особенностях ухода за личным бельем, о роли чистоты одежды для личной гигиены. Рассказывают правила использования личного белья. Выполняют задания на карточках/интерактивной доске по пройденной теме | ||||
4 | Уход за волосами. Средства для ухода за волосами | 1 | Правила и приемы ухода за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Правила мытья волос, расчесывания и опрятного вида | Читают информацию в учебнике об уходе за волосами: правилах и приемах ухода. С помощью презентации, знакомятся со средствами для ухода за волосами и средствами индивидуальной гигиены: шампуни, кондиционеры, маски, расчески. Приклеивают в тетрадь картинки основных средств по уходу за волосами, записывают краткую характеристику, назначение. Просматривают видео о правилах мытья волос. Совместно с учителем выделяют основные правила опрятного вида волос у девочек и юношей. Приклеивают правила в тетрадь. Повторяют правила с опорой на записи в тетради. Совместно с обучающимися второй группы (в парах) выполняют практическое задание: расчесывание волос, создание простых аккуратных причесок для эстетического вида | Читают информацию в учебнике об уходе за волосами: правилах и приемах ухода. С помощью презентации, знакомятся со средствами для ухода за волосами и средствами индивидуальной гигиены: шампуни, кондиционеры, маски, расчески. Записывают в тетрадь информацию об основных средствах по уходу за волосами: название, краткую характеристику, назначение. Просматривают видео о правилах мытья волос. Самостоятельно выделяют основные правила опрятного вида волос у девочек и юношей. Приклеивают правила в тетрадь. Рассказывают выученные правила. Самостоятельно выполняют практическое задание и помогают обучающимся второй группы: расчесывание волос, создание простых аккуратных причесок для эстетического вида | ||||
5 | Виды шампуней в зависимости от типов волос | 1 | Типы волос и кожи головы: жирные, сухие, нормальные. Особенности ухода за кожей головы и волос разного типа. Практическая работа - подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учетом их состояния. Памятка «Правильный уход за волосами» | Читают информацию в учебнике о типах кожи головы и волос: чем отличаются, особенности ухода, средства по уходу. Записывают основную информацию в тетрадь, заполняют таблицу с опорой на текст в учебнике и раздаточные картинки. Просматривают презентацию/видеоролик о влиянии питания на здоровье волос. Совместно с учителем, с помощью предложенных картинок и текста составляют памятку по уходу за волосами. Приклеивают памятку в тетрадь. С помощью демонстрации учителем специальных средств по уходу за волосами, знакомятся со средствами по уходу за волосами и видами шампуней. Совместно с учителем выполняют практическое задание: подбирают шампунь для кожи и волос с учетом их состояния | Читают информацию в учебнике о типах кожи головы и волос: чем отличаются, особенности ухода, средства по уходу. Записывают основную информацию в тетрадь, самостоятельно заполняют таблицу с опорой на учебник. Просматривают презентацию/видеоролик о влиянии питания на здоровье волос. Самостоятельно составляют памятку по уходу за волосами. Приклеивают памятку в тетрадь. С помощью демонстрации учителем специальных средств по уходу за волосами, знакомятся со средствами по уходу за волосами и видами шампуней. Самостоятельно выполняют практическое задание: подбирают шампунь для кожи и волос с учетом их состояния | ||||
6 | Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос | 1 | Заболевания кожи головы. Лечение перхоти и выпадения. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Тестирование по итогам изучаемого раздела для систематизации полученных знаний | Просматривают презентацию о заболеваниях кожи головы, знакомятся с понятиями «перхоть». Обсуждают материал с учителем, отвечают на вопросы учителя с раздаточный материал. Знакомятся с информацией в учебнике о лечении перхоти и выпадении волос. Знакомятся с наглядными примерами средств по борьбе с перхотью и выпадению волос. Записывают в тетрадь основную информацию. Выполняют тест | Просматривают презентацию о заболеваниях кожи головы, знакомятся с понятиями «перхоть». Обсуждают материал с учителем, самостоятельно отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с информацией в учебнике о лечении перхоти и выпадении волос. Знакомятся с наглядными примерами средств по борьбе с перхотью и выпадению волос, классифицируют их, дают краткую характеристику назначения. Записывают в тетрадь основную информацию. Выполняют тест | ||||
Охрана здоровья – 3 часа | |||||||||
7 | Виды врачебной помощи на дому | 1 | Виды медицинской помощи и врачебной помощи на дому. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью | Просматривают презентацию о видах медицинских учреждениях и их работников. Совместно с учителем и с опорой на записи в тетради повторяют виды доврачебной помощи. Читают информацию о видах врачебной помощи на дому и в медицинских учреждениях. Отвечают на вопросы по карточкам/проигрывают игру с использованием карточек с разными специалистами медицинских учреждений (педиатр, окулист, дерматолог, хирург, стоматолог и т.д.). Выполняют задание в таблице: симптомы – врач-специалист | Просматривают презентацию о видах медицинских учреждениях и их работников. Рассказывают о видах доврачебной помощи. Читают информацию о видах врачебной помощи на дому и в медицинских учреждениях. Отвечают на вопросы по карточкам/проигрывают игру с использованием карточек с разными специалистами медицинских учреждений (педиатр, окулист, дерматолог, хирург, стоматолог и т.д.). Выполняют задание в таблице: симптомы – врач-специалист | ||||
8 | Вызов врача на дом. Медицинские показания для вызова врача на дом | 1 | Способы и алгоритм вызова врача на дом. Медицинские показания для вызова врача на дом | Знакомятся с медицинскими показаниями для вызова врача на дом: симптомы, состояние организма, травмы и т.п. Слушают учителя и просматривают демонстрацию алгоритма вызова врача на дом. Записывают в тетрадь алгоритм действий. Выполняют практическое задание «Вызов врача на дом»: действуют согласно алгоритму под руководством учителя | Знакомятся с медицинскими показаниями для вызова врача на дом: симптомы, состояние организма, травмы и т.п. Слушают учителя и просматривают демонстрацию алгоритма вызова врача на дом. Записывают в тетрадь алгоритм действий. Самостоятельно выполняют практическое задание «Вызов врача на дом» | ||||
9 | Вызов «скорой» или неотложной помощи | 1 | Понятие «скорая помощь». Медицинские показания для вызова скорой помощи. Алгоритм вызова скорой помощи. Практическое упражнение – «Вызов скорой помощи». Тестирование по итогам изучаемого раздела для систематизации полученных знаний | Знакомятся с понятием «скорая помощь», узнают подробнее о работе скорой неотложной помощи и её специалистах. Слушают информацию от учителя о медицинских показаниях для вызова скорой помощи. Записывают основную информацию в тетрадь. Просматривают презентацию с алгоритмом вызова скорой помощи. Записывают в тетрадь этапы действий и основную информацию о данных пациента при вызове скорой помощи. Совместно с учителем и обучающимися второй группы принимают участие в ролевой игре «Вызов скорой помощи». Выполняют тест | Знакомятся с понятием «скорая помощь», узнают подробнее о работе скорой неотложной помощи и её специалистах. Слушают информацию от учителя о медицинских показаниях для вызова скорой помощи. Записывают основную информацию в тетрадь. Просматривают презентацию с алгоритмом вызова скорой помощи. Записывают в тетрадь этапы действий и основную информацию о данных пациента при вызове скорой помощи. Самостоятельно в парах разыгрывают диалог вызова скорой помощи. Принимают участие в ролевой игре «Вызов скорой помощи». Выполняют тест | ||||
Жилище – 12 часов | |||||||||
10 | Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла, его назначение | 1 | Санузел и ванная комната в жилой квартире/доме. Знакомство с оборудованием ванной комнаты и санузла, его назначение | Просматривают презентацию о части жилища – санузел и ванная комната. Знакомятся с видами оборудования ванной комнаты и санузла, его назначением. Выполняют работу на карточках/цифровой образовательной платформе – называют предметы и оборудование ванной комнаты и санузла и подбирают описание назначения предмета к раздаточному тексту. Приклеивают картинки с изображением предметов и описанием в тетрадь | Просматривают презентацию о части жилища – санузел и ванная комната. Знакомятся с видами оборудования ванной комнаты и санузла, его назначением. Выполняют работу на карточках/цифровой образовательной платформе – классифицируют предметы в ванной комнаты и описываю их назначение. Записывают основную информацию об оборудовании санузла и ванной комнаты в тетрадь | ||||
11 | Правила безопасного поведения в ванной комнате | 1 | Знакомство с правилами безопасного поведения в ванной комнате, с правилами техники безопасности пользования стиральной машины, феном в ванной комнате. Формирование разумного пользования водой | Читают текст о правилах безопасного поведения в ванной комнате, отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Просматривают презентацию о правилах техники безопасности пользования электроприборами в ванной комнате. Записывают основные правила в тетрадь. Повторяют правила за учителем с опорой на текст в тетради. Просматривают познавательный видеоролик «Сохраняем воду». Принимают участие в обсуждении просмотренного видеоролика, отвечают на вопросы учителя | Читают текст о правилах безопасного поведения в ванной комнате, отвечают на вопросы учителя. Просматривают презентацию о правилах техники безопасности пользования электроприборами в ванной комнате. Записывают основные правила в тетрадь. Рассказывают правила с опорой на текст в тетради. Просматривают познавательный видеоролик «Сохраняем воду». Принимают участие в обсуждении просмотренного видеоролика, отвечают на вопросы учителя | ||||
12 | Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств | 1 | Знакомство с видами моющих и чистящих средств по уборке жилых помещений. Изучение правил техники безопасности использования чистящих и моющих средств | Слушают учителя и знакомятся с видами моющих и чистящих средств, с помощью демонстрации средств. Учатся пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам. С помощью карточек и наглядных предметов, называют моющие средства для уборки кухни, санузла: порошки, пасты, гели, жидкости; называют для чего они предназначены. Записывают рекомендации по выбору моющих средств в тетрадь. Читают правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Записывают правила в тетрадь, повторяют за учителем и с опорой на текст | Слушают учителя и знакомятся с видами моющих и чистящих средств, с помощью демонстрации средств. Учатся пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам. Самостоятельно выбирают средства, опираясь на инструкции на этикетке для уборки санузла, кухни; для мытья стекол и других покрытий. Записывают рекомендации по выбору моющих средств в тетрадь. Читают правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Записывают правила в тетрадь, рассказывают правила с опорой на текст | ||||
13 | Уборка санузла и ванной комнаты | 1 | Правила и алгоритм уборки санузла и ванной комнаты. Подбор моющих и чистящих средств для уборки, с помощью инструкций на этикетке | Читают о правилах уборки санузла и ванной комнаты. Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Записывают алгоритм уборки в тетрадь. Выполняют задание: подбор моющих средств для уборки. Совместно с учителем выполняют разбор инструкции на этикетке | Читают о правилах уборки санузла и ванной комнаты. Отвечают на вопросы учителя. Записывают алгоритм уборки в тетрадь. Самостоятельно выполняют задание: подбор моющих средств для уборки. Самостоятельно разбирают инструкции на этикетках моющих средств | ||||
14 | Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание | 1 | Правила и способы ручной стирки. Алгоритм действий при ручной стирке белья. Обозначение «ручная стирка» на бирках одежды | Читают текст в учебнике о видах ручной стирки. Знакомятся с правилами ручной стирки, видами специальных моющих средств для ручной стирки. Учатся правильно расшифровывать знаки на бирках изделий одежды. Записывают в тетрадь алгоритм действий при ручной стирке | Читают текст в учебнике о видах ручной стирки. Знакомятся с правилами ручной стирки, видами специальных моющих средств для ручной стирки. Самостоятельно расшифровывают знаки на бирках изделий одежды. Записывают в тетрадь алгоритм действий при ручной стирке | ||||
15 | Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств | 1 | Виды стиральных средств для ручной стирки. Правила техники безопасности при использовании моющих средств | Просматривают презентацию о видах стиральных средств для ручной стирки. Знакомятся с демонстрацией стиральных средств, учатся читать инструкцию на вкладыше, определять, для какого белья подходит данное моющее средство. Слушают информацию от учителя о технике безопасности при использовании моющих средств. Записывают правила в тетрадь. Совместно с учителем выполняют задание: подбирают стиральное средство для разных видов одежды | Просматривают презентацию о видах стиральных средств для ручной стирки. Знакомятся с демонстрацией стиральных средств, читать инструкцию на вкладыше, самостоятельно определяют, для какого белья подходит данное моющее средство. Слушают информацию от учителя о технике безопасности при использовании моющих средств. Записывают правила в тетрадь. Самостоятельно выполняют задание: подбирают стиральное средство для разных видов одежды | ||||
16 | Ручная стирка белья. Практическая работа | 1 | Выполнение практической работы: ручная стирка белья. Повторение техники безопасности использования моющих средств | Повторяют правила техники безопасности использования моющих средств. Совместно с учителем выполняют практическую работу – ручная стирка белья | Рассказывают правила техники безопасности использования моющих средств. Самостоятельно выполняют практическую работу – ручная стирка белья | ||||
17 | Правила техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого помещения | 1 | Электробытовые приборы по уборке жилых помещений. Знакомство с техникой безопасности при использовании бытовых электроприборов по уборке помещения. Выполнение практической работы – чистка ковра с помощью пылесоса | Просматривают презентацию о видах электробытовых приборов предназначенных для уборки жилых помещений. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе: выбирают из множества электробытовых приборов – приборы для уборки, называют их. Читают правила техники безопасности использования бытовых электроприборов при уборке помещений. Записывают правила в тетрадь. Под руководством учителя выполняют практическую работу: пылесосят ковер | Просматривают презентацию о видах электробытовых приборов предназначенных для уборки жилых помещений. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе: выбирают из множества электробытовых приборов – приборы для уборки, называют их, дают краткую характеристику. Читают правила техники безопасности использования бытовых электроприборов при уборке помещений. Записывают правила в тетрадь. Самостоятельно выполняют практическую работу: пылесосят ковер | ||||
18 | Уход за различными видами напольных покрытий | 1 | Знакомство с видами напольных покрытий: деревянные полы, линолеум, ковер и т.д. Правила ухода за различными видами напольных покрытий | Читают текст в ученике о различных видах напольных покрытий и особенностях ухода за ними. Выполняют задания в учебнике с опорой на текст. С опорой на раздаточный материал, выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе на различие напольных поверхностей. С опорой на текст и раздаточный материал, заполняют таблицу в тетради: «Правила ухода за различными напольными покрытиями» | Читают текст в ученике о различных видах напольных покрытий и особенностях ухода за ними. Выполняют задания в учебнике. Самостоятельно выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе на различие напольных поверхностей. Заполняют таблицу в тетради: «Правила ухода за различными напольными покрытиями» | ||||
19 | Ежедневная уборка | 1 | Повторение правил техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Правила ежедневной уборки. Значение уборки для гигиены жилища и здоровья человека | Читают текст в учебнике о значимости ежедневной уборки для гигиены жилища и её связи со здоровьем человека. Знакомятся с правилами ежедневной уборки. Записывают правила в тетрадь. Повторяют правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Делятся личным опытом ежедневной уборки жилища | Читают текст в учебнике о значимости ежедневной уборки для гигиены жилища и её связи со здоровьем человека. Знакомятся с правилами ежедневной уборки. Записывают правила в тетрадь. Рассказывают правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Делятся личным опытом ежедневной уборки жилища | ||||
20 | Практическая работа по уборке школьных помещений | 1 | Практическая работа. Помощь техническому персоналу и учителям в соблюдении чистоты и порядка в школе | Закрепляют полученные знания на практике – выполняют практическую работу. Под руководством учителя выполняют сухую уборку кабинета/коридора: вытирают пыль на поверхностях, подметают мусор и т.д | Закрепляют полученные знания на практике – выполняют практическую работу. Самостоятельно выполняют влажную уборку кабинета/ коридора: моют стеклянные поверхности, полы и т.д | ||||
21 | Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету | 1 | Знакомство с понятием «сезонная уборка». Знакомство с понятием и услугой «клининг». Правила и приемы сезонной уборки жилых помещений. Значение сезонной уборки для гигиены и чистоты дома. Правила подготовки квартиры и дома к зиме и лету. Тестирование по итогам изучаемого раздела для систематизации полученных знаний | Читают текст в учебнике о сезонной уборке в жилом помещении. Знакомятся с правилами сезонной уборки. Принимают участие в обсуждении: «От чего зависит комфорт в доме? Как влияет чистый воздух на здоровье человека? Как влияют на человека жара и холод?». С помощью учителя определяют значение сезонной уборки для здоровья человека. Знакомятся с правилами подготовки квартиры и дома к зиме и лету. Записывают правила в тетрадь. Выполняют тест | Читают текст в учебнике о сезонной уборке в жилом помещении. Знакомятся с правилами сезонной уборки. Принимают участие в обсуждении: «От чего зависит комфорт в доме? Как влияет чистый воздух на здоровье человека? Как влияют на человека жара и холод?». С помощью учителя определяют значение сезонной уборки для здоровья человека. Знакомятся с правилами подготовки квартиры и дома к зиме и лету. Записывают правила в тетрадь. Выполняют тест | ||||
Одежда и обувь – 10 часов | |||||||||
22 | Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования | 1 | Знакомство с электробытовыми приборами для глажения, их названием, назначением. Знакомство с видами утюгов, правилами пользования. Правила работы с электробытовыми приборами | Просматривают презентацию о видах электробытовых приборов для глажения. Знакомятся с видами электробытовых приборов для глажения одежды, видами утюгов. Записывают в тетрадь правила пользования электробытовыми приборами для глажения. Повторяют за учителем правила работы с электробытовыми приборами. Выполняют задания на карточке с опорой на картинки и текст: классифицируют электробытовые приборы, выбирают приборы для глажения, называют их | Просматривают презентацию о видах электробытовых приборов для глажения. Знакомятся с видами электробытовых приборов для глажения одежды, видами утюгов. Записывают в тетрадь правила пользования электробытовыми приборами для глажения. Рассказывают правила работы с электробытовыми приборами. Самостоятельно выполняют задания на карточке/цифровой образовательно платформе на классификацию электробытовых приборов: различают их, дают краткую характеристику | ||||
23 | Глажение изделий из различных видов тканей | 1 | Знакомство с правилами и приемами глажения изделий из различных видов ткани: хлопок, шелк, синтетические материалы и т.д. Различие видов тканей по внешнему виду и на ощупь | Просматривают презентацию о правилах и приемах глажения изделий из различных видов ткани. Записывают основную информацию в тетрадь. Рассматривают образцы тканей, совместно с учителем учатся их различать. Совместно с учителем выполняют задание: классифицируют образцы тканей, называют их | Просматривают презентацию о правилах и приемах глажения изделий из различных видов ткани. Записывают основную информацию в тетрадь. Рассматривают образцы тканей, называют их и различают. Самостоятельно выполняют задание на карточках: классифицируют ткани, называют их, подбирают характеристику и правила глажения | ||||
24 | Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды | 1 | Знакомство с правилами и приемами глажения белья, брюк и спортивной одежды. Алгоритм действий при глажении одежды. Повторение правил работы с электробытовыми приборами для глажения одежды | Читают текст в учебнике. Отвечают на вопросы с опорой на текст. Записывают правила и приемы глажения белья, брюк и спортивной одежды в тетрадь. Просматривают демонстрацию глажения одежды. Повторяют правила за учителем. Выполняют задание на карточках с опорой на текст учебника – последовательность действий при глажении одежды | Читают текст в учебнике. Отвечают на вопросы по тексту. Записывают правила и приемы глажения белья, брюк и спортивной одежды в тетрадь. Просматривают демонстрацию глажения одежды. Рассказывают выученные правила. Самостоятельно выполняют задание на карточках – последовательность действий при глажении одежды | ||||
25 | Практическая работа: глажение изделий | 1 | Выполнение практическое работы: глажение одежды | Повторяют правила работы с электроприборами. Повторят алгоритм действий при глажении простых изделий, белья, футболок. Совместно с учителем выполняют практическую работу | Повторяют правила работы с электроприборами. Повторят алгоритм действий при глажении спортивной одежды, брюк. Самостоятельно и в парах, с опорой на памятку, выполняют практическую работу | ||||
26 | Правила пришивания пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва | 1 | Знакомство с правила и приемами пришивания пуговиц, крючков, петель, зашивания шва. Алгоритм выполнения практических действий. Правила безопасности работы с иглой | Читают текст в учебнике о правилах безопасности работы с иглой. Приклеивают памятку в тетрадь. Просматривают презентацию о правилах пришивания пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва. Записывают правила в тетрадь. Просматривают демонстрацию пришивания пуговиц, крючков, петель | Читают текст в учебнике о правилах безопасности работы с иглой. Приклеивают памятку в тетрадь. Просматривают презентацию о правилах пришивания пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва. Записывают правила в тетрадь. Просматривают демонстрацию пришивания пуговиц, крючков, петель | ||||
27 | Практическая работа. Пришивание пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва | 1 | Повторение правил безопасности работы с иглой. Выполнение практической работы: пришивание пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва | Повторяют правила работы иглой с опорой на памятку. Выполняют практическую работу совместно с учителем: пришивают пуговицу и зашивают шов | Повторяют правила работы иглой с опорой на памятку. Самостоятельно выполняют практическую работу с опорой на записи в тетради: пришивают пуговицу, зашивают шов, пришивают крючок | ||||
28 | Продление срока службы одежды | 1 | Правила и способы продления срока службы одежды: штопка, наложение заплат. Различие видов ремонта одежды: мелкий ремонт и крупный ремонт. Понятия и назначение видов ремонта: штопка и наложение заплат. Правила и алгоритм действий при штопке одежды и наложении заплат | Читают текст в учебнике: «Значение продления срока служения одежды. Виды штопок, наложение заплат». Знакомятся с видами заплат: накладные, подкладные, декоративные. Учатся различать виды заплат на наглядном материале. Знакомятся со способами наложения заплат. Записывают основную информацию в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст и наглядный материал. Просматривают демонстрацию работы: штопка одежды и наложение заплат. Слушают о правилах и алгоритме действий штопки одежды и наложении заплат. Записывают правила в тетрадь. Повторяют правила с опорой на записи в тетради | Читают текст в учебнике: «Значение продления срока служения одежды. Виды штопок, наложение заплат». Знакомятся с видами заплат: накладные, подкладные, декоративные. Самостоятельно различают виды заплат, называют их. Знакомятся со способами наложения заплат. Записывают основную информацию в тетрадь. Самостоятельно отвечают на вопросы учителя. Просматривают демонстрацию работы: штопка одежды и наложение заплат. Слушают о правилах и алгоритме действий штопки одежды и наложении заплат. Записывают правила в тетрадь. Рассказывают правила | ||||
29 | Практическая работа. Ремонт одежды: штопка и наложение заплат | 1 | Повторение правил и алгоритма штопки одежды и наложения заплат. Выполнение практической работы: штопка и наложение заплат | Читают текст в учебнике о правилах безопасности работы с иглой. Рассказывают правила с опорой на памятку. Повторяют правила штопки одежды и наложения заплат с опорой на текст и картинки. Выполняют практическую работу под руководством учителя | Читают текст в учебнике о правилах безопасности работы с иглой. Рассказывают правила работы с иглой. Самостоятельно рассказывают правила штопки одежды и наложения заплат. Выполняют практическую работу самостоятельно и в парах | ||||
30 | Прачечная. Виды услуг | 1 | Понятие «прачечная», её назначение. Знакомство с видами услуг прачечной и правилами пользования прачечной. Заполнение бланков сдачи белья в прачечную | Читают текст в учебнике: знакомятся с понятием «прачечная», её назначением. Знакомятся с видами услуг прачечной. Отвечают на вопросы учебника с опорой на текст. Записывают основную информацию в тетрадь. Слушают информацию от учителя о специальных правилах подготовки и сдачи белья в прачечную. Записывают правила сдачи белья в прачечную. Совместно с учителем выполнят задание: заполняют бланки сдачи белья в прачечную | Читают текст в учебнике: знакомятся с понятием «прачечная», её назначением. Знакомятся с видами услуг прачечной. Отвечают на вопросы учителя. Записывают основную информацию в тетрадь. Слушают информацию от учителя о специальных правилах подготовки и сдачи белья в прачечную. Записывают правила сдачи белья в прачечную. Самостоятельно выполняют задания с опорой на записи в тетради: заполняют бланки сдачи белья в прачечную | ||||
31 | Экскурсия в прачечную | 1 | Посещение прачечной. Повторение правил поведения в общественных местах | Повторяют правила поведения в общественных местах. Посещают прачечную. Знакомятся с работой прачечной. Учатся заполнять бланки на сдачу белья в прачечную | Рассказывают правила поведения в общественных местах. Посещают прачечную. Знакомятся с работой прачечной. Самостоятельно заполняют бланки на сдачу белья в прачечную | ||||
Питание – 17 часов | |||||||||
32 | Виды питания. Пищевая ценность продуктов | 1 | Виды питания: традиционный стиль питания, вегетарианство, сыроядение, вредная еда/фаст-фуд. Значение пищевой ценности продуктов для здоровья человека | Читают информацию в учебнике о видах питания: традиционный стиль питания, вегетарианство, сыроядение, вредная еда/фаст-фуд. Обсуждают прочитанный текст, делятся личным мнением о том, какого питания нужно придерживаться для здоровой жизни. Просматривают видеоролик о значении пищевой ценности продуктов для здоровья человека. Записывают основную информацию в тетрадь. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе – классифицируют продукты на: полезные, неполезные и вредные | Читают информацию в учебнике о видах питания: традиционный стиль питания, вегетарианство, сыроядение, вредная еда/фаст-фуд. Обсуждают прочитанный текст, делятся личным мнением о том, какого питания нужно придерживаться для здоровой жизни. Просматривают видеоролик о значении пищевой ценности продуктов для здоровья человека. Записывают основную информацию в тетрадь. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе: подбирают определение к видам питания | ||||
33 | Мука и крупы. Виды муки | 1 | Знакомство с видами муки: пшеничная, ржаная, гречневая. Сорта муки: крупчатка, высший, первый и второй сорт. Умение называть и различать виды, сорт муки | Просматривают презентацию о видах муки: пшеничная, ржаная, гречневая. Знакомятся с сортами муки. Записывают основную информацию в тетрадь. Слушают информацию от учителя о блюдах, в приготовлении которых используется мука. Делятся личным опытом использования муки. Посматривают познавательный видеоролик «Процесс производства муки» | Просматривают презентацию о видах муки: пшеничная, ржаная, гречневая. Знакомятся с сортами муки. Записывают основную информацию в тетрадь. Слушают информацию от учителя о блюдах, в приготовлении которых используется мука. Делятся личным опытом использования муки. Посматривают познавательный видеоролик «Процесс производства муки» | ||||
34 | Виды круп | 1 | Знакомство с видами круп. Способы приготовления круп. Рецепты приготовления круп. Умение называть и различать виды круп | Просматривают презентацию о видах круп. Знакомятся со способами приготовления круп. Записывают основную информацию и рецепты по приготовлению в тетрадь. Выполняют задания на карточках/цифровой образовательной платформе: различают и называют крупу. Слушают информацию от учителя о значимости круп в питании человека | Просматривают презентацию о видах круп. Знакомятся со способами приготовления круп. Записывают основную информацию и рецепты по приготовлению в тетрадь. Выполняют задания на карточках/цифровой образовательной платформе: выбирают крупы и подбирают блюда, которые можно из неё приготовить. Слушают информацию от учителя о значимости круп в питании человека | ||||
35 | Правила хранения муки и круп | 1 | Знакомство с правилами хранения муки и круп. Посуда для хранения муки и круп. Срок годности муки и круп | Читают текст о правилах и способах хранения муки и круп. Знакомятся с посудой для хранения муки и круп. Записывают в тетрадь основную информацию. Выполняют задания на карточках | Читают текст о правилах и способах хранения муки и круп. Знакомятся с посудой для хранения муки и круп. Записывают в тетрадь основную информацию. Выполняют задания на карточках | ||||
36 | Вредители круп и муки. Просеивание муки | 1 | Знакомство с вредителями круп и муки. Способы профилактики появления вредителей. Способы и правила просеивания муки | Просматривают презентацию о вредителях круп и муки. Знакомятся со способами профилактики появления вредителей. Записывают основную информацию в тетрадь. Просматривают демонстрацию просеивания муки. Слушают информацию от учителя о способах и правилах просеивания муки. Под руководством учителя выполняют практическую работу: просеивают муку | Просматривают презентацию о вредителях круп и муки. Знакомятся со способами профилактики появления вредителей. Записывают основную информацию в тетрадь. Просматривают демонстрацию просеивания муки. Слушают информацию от учителя о способах и правилах просеивания муки. Самостоятельно выполняют практическую работу: просеивают муку | ||||
37 | Мясо и мясопродукты. Первичная обработка, правила хранения | 1 | Знакомство с мясом и видами мясных продуктов. Правила и способы первичной обработки мяса. Правила хранения мяса | Читают текст о видах мясных продуктов. Знакомятся с правилами и способами первичной обработки мяса. Записывают в тетрадь правила хранения мяса и основную информацию. Выполняют задания на карточках/цифровой образовательной платформе: из предложенных продуктов выбирают мясные, называют их | Читают текст о видах мясных продуктов. Знакомятся с правилами и способами первичной обработки мяса. Записывают в тетрадь правила хранения мяса и основную информацию. Выполняют задания на карточках/цифровой образовательной платформе: из предложенных продуктов выбирают мясные, называют их | ||||
38 | Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи | 1 | Знакомство с понятиями «заморозка», «размораживание» продуктов. Правила и способы заморозки и размораживания мяса. Практическая работа – размораживание мяса с помощью микроволновой печи | Знакомятся с понятиями «заморозка» и «размораживание» продуктов. Читают текст о способах размораживания мяса. Записывают основную информацию в тетрадь. С помощью учителя выполняют практическую работу: размораживают мясо в микроволновой печи | Знакомятся с понятиями «заморозка» и «размораживание» продуктов. Читают текст о способах размораживания мяса. Записывают основную информацию в тетрадь. Самостоятельно выполняют практическую работу: размораживают мясо в микроволновой печи | ||||
39 | Мясные блюда | 1 | Знакомство с видами мясных блюд. Способы приготовления мясных блюд. Правила хранения мяса | Просматривают презентацию о видах мясных блюд. Знакомятся со способами приготовления мясных блюд. Записывают в тетрадь простые рецепты по приготовлению блюд из мяса. Читают текст о правилах хранения мяса. Слушают информацию от учителя о пищевой ценности мяса и его влияния на организм | Просматривают презентацию о видах мясных блюд. Знакомятся со способами приготовления мясных блюд. Записывают в тетрадь простые рецепты по приготовлению блюд из мяса. Читают текст о правилах хранения мяса. Слушают информацию от учителя о пищевой ценности мяса и его влияния на организм | ||||
40 | Рыбные блюда | 1 | Знакомство с видами рыбных блюд. Способы приготовления рыбных блюд. Правила хранения рыбы | Просматривают презентацию о видах рыбных блюд. Знакомятся со способами приготовления рыбных блюд. Записывают в тетрадь простые рецепты по приготовлению блюд из рыбы. Читают текст о правилах хранения рыбы. Просматривают видеоролик о значении рыбы для роста человека и его здоровья. Выполняют задание на карточках/в таблице на систематизацию знаний о пищевой ценности продуктов | Просматривают презентацию о видах рыбных блюд. Знакомятся со способами приготовления рыбных блюд. Записывают в тетрадь простые рецепты по приготовлению блюд из рыбы. Читают текст о правилах хранения рыбы. Просматривают видеоролик о значении рыбы для роста человека и его здоровья. Выполняют задание на карточках/в таблице на систематизацию знаний о пищевой ценности продуктов | ||||
41 | Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий | 1 | Знакомство с видами гарниров: овощные, из круп, макаронные изделия. Способы приготовления гарниров. Правила техники безопасности при работе на кухне | Просматривают презентацию о разнообразии видов гарнира, знакомятся с видами гарниров. Читают о способах приготовления гарниров. Записывают в тетрадь основную информацию и рецепты приготовления простых гарниров. Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Слушают информацию от учителя о правилах техники безопасности при работе на кухне | Просматривают презентацию о разнообразии видов гарнира, знакомятся с видами гарниров. Читают о способах приготовления гарниров. Записывают в тетрадь основную информацию и рецепты приготовления простых гарниров. Отвечают на вопросы учителя. Слушают информацию от учителя о правилах техники безопасности при работе на кухне | ||||
42 | Практическая работа – приготовление гарнира | 1 | Выполнение практической работы – приготовление гарнира | Повторяют правила техники безопасности при работе на кухне. Повторяют алгоритм приготовления простого гарнира. Под руководством учителя подготавливают рабочее место для приготовления блюда. Совместно с учителем выполняют практическое задание – приготовление гарнира | Рассказывают правила техники безопасности при работе на кухне. Рассказывают алгоритм приготовления простого гарнира. Самостоятельно подготавливают рабочее место для приготовления блюда. По выученному алгоритму выполняют практическое задание в парах – приготовление гарнира | ||||
43 | Составление меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда | 1 | Знакомство с блюдами, которые можно приготовить на обед. Продукты для приготовления блюд на обед. Составление меню для обеда | Просматривают презентацию о видах блюд, которые можно приготовить на обед. Опираясь на рецепты, отбирают необходимые продукты для приготовления того или иного блюда. Читают текст в учебнике: «Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление». Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе: из предложенных блюд выбирают блюда для обеда. Совместно с учителем и с помощью раздаточных картинок составляют меню для обеда | Просматривают презентацию о видах блюд, которые можно приготовить на обед. Отбирают необходимые продукты для приготовления того или иного блюда. Читают текст в учебнике: «Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление». Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе: опираясь на предложенные продукты, определяют блюдо. Самостоятельно составляют меню для обеда | ||||
44 | Стоимость и расчет продуктов для обеда | 1 | Знакомство с понятием «бюджет». Формирование умения правильно рассчитывать свой бюджет, при покупке продуктов в магазине. Порядок приобретения товаров в магазине (выбор товара, оплата в кассе, получение чека, сдачи) | Читают текст в учебнике о понятии «бюджет» и правильном расчете стоимости продуктов при походе в магазин. С помощью учителя, с опорой на меню, определяют список продуктов, которые нужно купить для приготовления обеда. Под руководством учителя и обучающихся второй группы, принимают участие в сюжетно-ролевой игре «Покупка продуктов для приготовления обеда» | Читают текст в учебнике о понятии «бюджет» и правильном расчете стоимости продуктов при походе в магазин. Самостоятельно подбирают блюда на обед и определяют список продуктов, которые нужно купить для приготовления обеда. Принимают участие в сюжетно-ролевой игре «Покупка продуктов для приготовления обеда», помогают обучающимся первой группы | ||||
45 | Экскурсия в магазин | 1 | Посещение супермаркета. Нахождение нужного отдела в магазине. Покупка продуктов по списку на определенную сумму. Повторение правил поведения в общественном месте | Повторяют правила поведения в общественном месте. Посещают супермаркет. Под руководством учителя находят нужные отделы в магазине. Совершают покупки продуктов по заданному списку на определенную сумму денег. Учатся использовать калькулятор в магазине, для контроля заданного бюджета | Повторяют правила поведения в общественном месте. Посещают супермаркет. Самостоятельно находят нужные отделы в магазине. Совершают покупки продуктов по заданному списку на определенную сумму денег. Контролируют предоставленный бюджет, проверяют себя с помощью калькулятора | ||||
46 | Посуда для обедов. Сервирование стола для обеда | 1 | Знакомство с видами посуды для обеда. Название и назначение. Правила и способы сервировки стола для обеда. Сервировка стола | Просматривают презентацию о видах посуды для обеда. Знакомятся с наглядными примерами посуды для обеда. С помощью учителя называют, определяют назначение. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе на классификацию посуды для обеда. Слушают учителя о правилах сервировки стола для обеда. Записывают основную информацию в тетрадь. Просматривают демонстрацию сервировки. Сервируют стол для обеда под руководством учителя | Просматривают презентацию о видах посуды для обеда. Знакомятся с наглядными примерами посуды для обеда. Называют посуду, определяют назначение. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе на классификацию посуды для обеда. Слушают учителя о правилах сервировки стола для обеда. Записывают основную информацию в тетрадь. Просматривают демонстрацию сервировки. Самостоятельно сервируют стол для обеда | ||||
47 | Праздничный обед | 1 | Разнообразие продуктов и блюд для праздничного обеда. Составление меню для праздничного обеда | Просматривают презентацию о блюдах для праздничного обеда. С помощью раздаточных карточек определяют, какие продукты нужны для приготовления предложенных блюд. Знакомятся с порядком подачи блюд во время праздничного обеда. Слушают информацию от учителя о напитках, которые можно предложить гостям во время праздничного обеда. С помощью картинок составляют меню для праздничного обеда | Просматривают презентацию о блюдах для праздничного обеда. Опираясь на рецепты, определяют, какие продукты нужны для приготовления предложенных блюд. Знакомятся с порядком подачи блюд во время праздничного обеда. Слушают информацию от учителя о напитках, которые можно предложить гостям во время праздничного обеда. Самостоятельно составляют несколько вариантов меню для праздничного обеда | ||||
48 | Правила этикета за столом | 1 | Знакомство с правилами этикета за столом. Тестирование по итогам изучаемого раздела для систематизации полученных знаний | Знакомятся с правилами этикета за столом. Просматривают видеоролик «Правила этикета за столом». Принимают участие в обсуждении просмотренного видеоролика, отвечают на вопросы учителя. Записывают правила в тетрадь. Выполняют тест | Знакомятся с правилами этикета за столом. Просматривают видеоролик «Правила этикета за столом». Принимают участие в обсуждении просмотренного видеоролика, отвечают на вопросы учителя. Записывают правила в тетрадь. Выполняют тест | ||||
Транспорт – 4 часов | |||||||||
49 | Междугородний железнодорожный транспорт. Расписание поездов | 1 | Виды железнодорожного транспорта. Правила поведения в транспорте. Понятие «железнодорожный транспорт». Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Алгоритм покупки билета на поезд | Знакомятся с понятием «железнодорожный транспорт». Читают текст в учебнике о видах железнодорожного транспорта, отвечают на вопросы учителя с опорой на учебник. Просматривают презентацию о железнодорожных вокзалах, помещениях вокзалов, знакомятся с работой справочного бюро. Слушают информацию от учителя о правилах и алгоритма обращения в справочное бюро, узнают номер единой справочной РЖД. Записывают в тетрадь правила и алгоритмы действий на железнодорожном вокзале. Совместно с учителем принимают участие в сюжетно-ролевой игре «Ситуации на железнодорожном вокзале». Просматривают видеоролик о правилах поведения в транспорте. Повторяют правила за учителем | Знакомятся с понятием «железнодорожный транспорт». Читают текст в учебнике о видах железнодорожного транспорта, самостоятельно отвечают на вопросы из учебника. Просматривают презентацию о железнодорожных вокзалах, помещениях вокзалов, знакомятся с работой справочного бюро. Слушают информацию от учителя о правилах и алгоритма обращения в справочное бюро, узнают номер единой справочной РЖД. Записывают в тетрадь правила и алгоритмы действий на железнодорожном вокзале. В парах с обучающимися второй группы принимают участие в сюжетно-ролевой игре «Ситуации на железнодорожном вокзале». Просматривают видеоролик о правилах поведения в транспорте. Рассказывают правила | ||||
50 | Виды пассажирских вагонов | 1 | Знакомство с видами пассажирских вагонов: сидячий, плацкартный, общий, купейный, спальный, вагон класса премиум. Способы приобретения железнодорожных билетов. Умение находить нужную информацию в билете (дата, номер поезда, тип вагона, номер вагона, номер места и т.д.) | Читают текст в учебнике «Виды пассажирских вагонов и формы приобретения билетов». Совместно с учителем обсуждают прочитанный текст, отвечают на вопросы с опорой на учебник. Просматривают презентацию о видах пассажирских вагонов. Совместно с учителем, при помощи карточек, учатся различать и называть пассажирские вагоны. Слушают информацию от учителя о способах приобретения билетов на железнодорожный транспорт, просматривают алгоритм покупки билета онлайн на сайте РЖД. Записывают основную информацию в тетрадь, приклеивают картинки. Совместно с учителем учатся «читать» билет, находить на нем нужную информацию | Читают текст в учебнике «Виды пассажирских вагонов и формы приобретения билетов». Совместно с учителем обсуждают прочитанный текст, отвечают на вопросы. Просматривают презентацию о видах пассажирских вагонов. Самостоятельно выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе на классификацию пассажирских вагонов. Слушают информацию от учителя о способах приобретения билетов на железнодорожный транспорт. По алгоритму учатся выбирать и покупать билет онлайн на сайте РЖД. Записывают основную информацию в тетрадь. Самостоятельно находят нужную информацию на билете | ||||
51 | Правила поведения детей на железной дороге | 1 | Повторение и закрепление правил поведения детей на железной дороге. Тестирование по итогам изучаемого раздела для систематизации полученных знаний | Знакомятся с правилами поведения на железной дороге. Записывают правила в тетрадь. Просматривают видеоролик об опасных ситуациях на железной дороге. Принимают участие в обсуждении просмотренного видеоролика, отвечают на вопросы учителя. Выполняют тест | Знакомятся с правилами поведения на железной дороге. Записывают правила в тетрадь. Просматривают видеоролик об опасных ситуациях на железной дороге. Принимают участие в обсуждении просмотренного видеоролика, отвечают на вопросы учителя. Выполняют тест | ||||
52 | Экскурсия на железнодорожный вокзал | 1 | Посещение железнодорожного вокзала. Формирование правильного поведения в общественном месте | Посещают железнодорожную станцию. Применяют полученные знания на практике: обращение в справочное бюро, нахождение нужного поезда/электропоезда в расписании, покупка билета | Посещают железнодорожную станцию. Применяют полученные знания на практике: обращение в справочное бюро, нахождение нужного поезда/электропоезда в расписании, покупка билета | ||||
Средства связи – 4 часа | |||||||||
53 | Бандероли. Виды бандеролей | 1 | Значение бандеролей. Определение видов бандеролей: простая, заказная, ценная, с уведомлением. Их различие. Перечень предметов, посылаемых бандеролью | Читают текст в учебнике «Виды бандеролей»: знакомятся с видами (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Узнают перечень предметов, посылаемых бандеролью, максимальных вес почтовых отправлений. Отвечают на вопросы с опорой на учебник и раздаточные картинки. Слушают информацию от учителя о правилах отправления бандеролей. Записывают основную информацию в тетрадь. С опорой на картинки и записи в тетради выполняют задания на карточках/цифровых образовательных платформах на классификацию видов бандеролей | Читают текст в учебнике «Виды бандеролей»: знакомятся с видами (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Узнают перечень предметов, посылаемых бандеролью, максимальных вес почтовых отправлений. Самостоятельно отвечают на вопросы по тексту. Слушают информацию от учителя о правилах отправления бандеролей. Записывают основную информацию в тетрадь. Самостоятельно выполняют задания на карточках/цифровых образовательных платформах на классификацию видов бандеролей | ||||
54 | Порядок отправления бандеролей. Упаковка. Стоимость пересылки | 1 | Порядок и правила отправления бандеролей. Знакомство с видами и способами упаковки бандеролей. Значение упаковки бандероли при отправке. Стоимость пересылки. Выполнение практического задания – упаковка бандероли | Читают о правилах и порядке отправления бандеролей. Отвечают на вопросы с опорой на текст и картинки. Записывают порядок отправления бандеролей в тетрадь. Просматривают видеоролик «Упаковка бандеролей»: знакомятся с видами упаковки, стоимостью пересылки, устанавливают связь между видом бандероли и упаковкой с помощью учителя. Просматривают наглядную демонстрацию упаковки. Совместно с учителем и с помощью обучающихся второй группы выполняют практическое задание – упаковка бандероли | Читают о правилах и порядке отправления бандеролей. Отвечают на вопросы по тексту. Записывают порядок отправления бандеролей в тетрадь. Просматривают видеоролик «Упаковка бандеролей»: знакомятся с видами упаковки, стоимостью пересылки, устанавливают связь между видом бандероли и упаковкой. Просматривают наглядную демонстрацию упаковки. Самостоятельно выполняют практическое задание – упаковка бандероли. Помогают в выполнении практического задания обучающимся первой группы | ||||
55 | Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления | 1 | Знакомство с видами упаковок посылок. Знакомство с правилами отправления посылок и со стоимостью отправления. Практическая работа – упаковка посылки | Просматривают презентацию о видах посылок и их упаковки. Читают правила и алгоритм отправления посылок, знакомятся со стоимостью отправления. Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Записывают основную информацию в тетрадь. Повторяют алгоритм оформления и отправки посылки с опорой на тетрадь. Совместно с учителем выполняют практическое задание – упаковка посылки | Просматривают презентацию о видах посылок и их упаковки. Читают правила и алгоритм отправления посылок, знакомятся со стоимостью отправления. Самостоятельно отвечают на вопросы по тексту. Записывают основную информацию в тетрадь. Рассказывают алгоритм оформления и отправки посылки. Выполняют практическое задание с опорой на наглядность – упаковка посылки | ||||
56 | Экскурсия на почту. Ознакомление с работой почты | 1 | Посещение отдела почты России. Знакомство с работой почты. Оформление и отправление посылки. Формирование правильного поведения в общественном месте | Посещают отделение почты России. Знакомятся с работой почты, услугами отделения почты. Учатся обращаться за помощью к работникам почты. Совместно с учителем оформляют бланки для оправления посылки | Посещают отделение почты России. Знакомятся с работой почты, услугами отделения почты. Учатся обращаться за помощью к работникам почты. Совместно с учителем оформляют бланки для оправления посылки | ||||
Предприятия, организации, учреждения – 4 часа | |||||||||
57 | Местные и промышленные и сельскохозяйственные предприятия | 1 | Определить промышленные и сельскохозяйственные предприятия городского округа. Дать описание промышленным предприятиям | Читают текст в учебнике о промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Отвечают на вопросы учителя. Записывают основную информацию в тетрадь. С помощью учителя рассказывают о назначении предприятий. Знакомятся с местными предприятиями. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе – описывают предприятия с опорой на изображения | Читают текст в учебнике о промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Отвечают на вопросы учителя. Записывают основную информацию в тетрадь. Самостоятельно описывают предприятия, рассказывают об их назначении. Знакомятся с местными предприятиями. Выполняют задание на карточках/цифровой образовательной платформе – классифицируют предприятиях, называют их, описывают | ||||
58 | Названия предприятия, вид деятельности. Основные виды выпускаемой продукции | 1 | Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села. Названия предприятий города. Виды выпускаемой продукции предприятий городского округа | Просматривают презентацию о местных предприятиях, знакомятся с их названиями. Знакомятся с видами выпускаемой продукции местных предприятий. Отвечают на вопросы учителя. Совместно с учителем принимают участие в обсуждении - значение предприятия для жителей города и села | Просматривают презентацию о местных предприятиях, знакомятся с их названиями. Знакомятся с видами выпускаемой продукции местных предприятий. Отвечают на вопросы учителя. Принимают участие в обсуждении - значение предприятия для жителей города и села | ||||
59 | Профессии рабочих и служащих | 1 | Виды рабочих специальностей, их названия, характеристика деятельности. Классификация профессий | Знакомятся с разнообразием рабочих профессий. Читают характеристику профессий. С помощью учителя выделяют основные профессиональные и личностные навыки, которые нужны для той или иной профессии. Посматривают видеоролик «Мир профессий». Обсуждают просмотренный видеоролик, делятся личным мнением о профессиях (какая нравится, какие навыки хотят освоить). Выполняют задание с помощью учителя – называют профессию по карточкам. С помощью раздаточного текста создают таблицу - название предприятий города - название рабочей специальности | Знакомятся с разнообразием рабочих профессий. Читают характеристику профессий. Выделяют основные профессиональные и личностные навыки и качества, которые нужны для той или иной профессии. Посматривают видеоролик «Мир профессий». Обсуждают просмотренный видеоролик, делятся личным мнением о профессиях (какая нравится, какие навыки хотят освоить). Самостоятельно выполняют задание – дают определение профессии, выбирают предприятие для работы. Самостоятельно создают таблицу - название предприятий города - название рабочей специальности | ||||
60 | Экскурсия на предприятие | 1 | Посещение местного предприятия. Знакомство с работой предприятия. Повторение правил поведения в общественных местах | Повторяют правила поведения в общественных местах. Посещают местное предприятие. Знакомятся с работой предприятия | Рассказывают правила поведения в общественных местах. Посещают местное предприятие. Знакомятся с работой предприятия | ||||
Семья – 7 часов | |||||||||
61 | Помощь старших младшим: домашние обязанности | 1 | Виды домашних обязанностей и помощи в семье | Читают текст о домашних обязанностях в семье, о помощи младшим сестрам, братьям, племянникам. Делятся личным опытом присмотра за младшими братьями и сёстрами, рассказывают о своих обязанностях по дому. Приклеивают в тетрадь алгоритм одевания ребенка на прогулку/улицу. Записывают в тетрадь игры для младшего возраста, проигрывают их в классе. Совместно с учителем, с помощью карточек и предложенного текста, составляют личный график домашних дел и помощи семье на неделю | Читают текст о домашних обязанностях в семье, о помощи младшим сестрам, братьям, племянникам. Делятся личным опытом присмотра за младшими братьями и сёстрами, рассказывают о своих обязанностях по дому. Приклеивают в тетрадь алгоритм одевания ребенка на прогулку/улицу. Записывают в тетрадь игры для младшего возраста, проигрывают их в классе. Самостоятельно составляют личный график домашних дел и помощи семье на неделю | ||||
62 | Помощь старших младшим: практическая работа | 1 | Выполнение практической работы - оказание помощи первокласснику в одевании, обувании на прогулку/улицу | Повторяют правила одевания и обувания детей на улицу/прогулку. Выполняют практическую работу под руководством учителя: помогают обучающимся младших классов со сборами домой (помогают собрать портфель, одеться, обуться) | Повторяют правила одевания и обувания детей на улицу/прогулку. Самостоятельно выполняют практическую работу: помогают обучающимся младших классов со сборами домой (помогают собрать портфель, одеться, обуться) | ||||
63 | Помощь старших младшим: практическая работа проведение игр с младшими школьниками | 1 | Выполнение практической работы – проведение игр с младшими школьниками | Под руководством учителя повторяют разученные игры с опорой на памятки/карточки. Выполняют практическую работу совместно с учителем – проводят подвижные игры с младшими школьниками | В парах и мини группах повторяют разученные игры. Выполняют практическую работу в парах – проводят подвижные игры с младшими школьниками | ||||
64 | Досуг как источник получения новых знаний | 1 | Знакомство с видами досуга, как источником получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещения музеев, театров. Повторение правил поведения в общественных местах. Посещение экскурсии в музее | Знакомятся с видами досуга, как источников получения новых знаний. Делятся личным опытом досуга. Повторяют правила поведения в общественных местах. Посещают музей | Знакомятся с видами досуга, как источников получения новых знаний. Делятся личным опытом досуга. Рассказывают правила поведения в общественных местах. Посещают музей | ||||
65 | Отдых. Отдых и его разновидности | 1 | Знакомство с видами правильного отдыха. Важность правильного отдыха для здоровья человека. Создание творческого мини-проекта «Мой идеальный выходной» | Читают текст в учебнике о разновидностях отдыха. Делятся личным опытом отдыха. Принимают участие в обсуждении важности правильного отдыха для здоровья человека. С помощью картинок, фотографий и текста создают личный мини-проект «Мой идеальный выходной». Презентуют проект одноклассникам | Читают текст в учебнике о разновидностях отдыха. Делятся личным опытом отдыха. Принимают участие в обсуждении важности правильного отдыха для здоровья человека. Самостоятельно составляют рассказ «Мой идеальный выходной». Презентуют рассказ одноклассникам | ||||
66 | Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность | 1 | Определение понятия «бездеятельность», его влияние на жизнь человека. Формирование правильного отношения к труду и отдыху. Составление графика работы/учебы, личных дел и отдыха | Знакомятся с понятием «бездеятельность», принимают участие в обсуждении, как бездеятельность влияет на нашу жизнь. Просматривают познавательный видеоролик «Как труд и активное времяпровождение влияет на жизнь и развитие людей». Обсуждают просмотренный видеоролик, выделяют основные понятия разумной смены работы и отдыха. По наглядному алгоритму, с помощью картинок и текста, составляют личный график учебы, домашних дел и отдыха на неделю | Знакомятся с понятием «бездеятельность», принимают участие в обсуждении, как бездеятельность влияет на нашу жизнь. Просматривают познавательный видеоролик «Как труд и активное времяпровождение влияет на жизнь и развитие людей». Обсуждают просмотренный видеоролик, выделяют основные понятия разумной смены работы и отдыха. Самостоятельно составляют личный график учебы, домашних дел и отдыха на неделю | ||||
67 | Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование | 1 | Знакомство с видами проведения летнего отдыха. Правила планирования летнего отдыха. Творческое задание | Просматривают презентацию о видах проведения летнего отдыха. Делятся личным опытом проведения летних каникул. Слушают учителя о правилах планирования летнего отдыха, составления списка дел и развлечений на летний период. Выполняют творческое задание – составляют список дел, которые хотят осуществить на летних каникулах (развлечения, походы, книги, встречи с друзьями, домашние дела и т.д.) | Просматривают презентацию о видах проведения летнего отдыха. Делятся личным опытом проведения летних каникул. Слушают учителя о правилах планирования летнего отдыха, составления списка дел и развлечений на летний период. Выполняют творческое задание – составляют список дел, которые хотят осуществить на летних каникулах (развлечения, походы, книги, встречи с друзьями, домашние дела и т.д.) | ||||
Итоговое занятие – 1 час | |||||||||
68 | Итоговое занятие | 1 | Обобщение изученного в течение года. Выполнение итогового теста | Повторяют и закрепляют ранее изученный материал. Выполняют тест | Повторяют и закрепляют ранее изученный материал. Выполняют тест | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Человек» для детей с тяжелой, умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной осн...
Рабочая программа по профильному обучению (слесарное дело) ФГОС ООО для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по профессионально трудовому обучению (слесарное дело) предназначена для обучающихся 5-9 классов с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана...

Презентация к уроку по биологии для обучающихся 7 класса, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями вариант 1. Тема: Голосеменные. Хвойные растения.
- Цель презентации, уточнить знания обучающихся о строении хвои и шишек голосемянных.- В презентации показана роль голосемянных в природе и жизни человека....

Рабочая программа по основам социальной жизни. 5а класс. по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 2023-2024
Рабочая программа по основам социальной жизни. 5а класс. по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 2023-2024...

Рабочая программа Учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)» в предметной области «Искусство» АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. 5класс
Рабочая программа по учебному предмету "Рисование (изобразительное искусство)" адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями) (1 вариант) с учето...

