Рабочая программа по учебному предмету «Человек» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3 б класс
рабочая программа на тему

Аипова Рабия Мунировна

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету «Человек» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

 Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;

Категория обучающихся: 1б класс

                                                3 б класс.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:1б класс – 99 часов.

                                             3б класс –68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 1б класс - 3 часа в неделю

                             3б класс –2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

 

Введение

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР , ОГКОУШ № 39,2018г.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._chelovek.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов  филиала ОГКОУШ  №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____Мяннанова Г.А.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала ОГКОУШ  №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ  №39

Протокол №___от____

Директор_________Пономарева М.Н.

Рабочая программа по учебному предмету

 «Человек»

предметная область «Окружающий мир»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2

1 б класс/

3 б класс

Составитель программы:

Аипова Р.М.

Ульяновск 2018

Содержание

1.Паспорт рабочей программы

2.Введение

3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету «Человек» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

 Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;

Категория обучающихся: 1б класс

                                                3 б класс.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:1б класс – 99 часов.

                                             3б класс –68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 1б класс - 3 часа в неделю

                             3б класс –2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

Введение

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР , ОГКОУШ № 39,2018г.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Пояснительная записка

     Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

     Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я», о своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

     Задачи и направления.

— Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими

— представления о собственном теле

— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта

— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале

— отнесение себя к определенному полу

— развитие способности осознавать и выражать свои интересы

— формировать представления о возрастных изменениях

— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям

— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья

— формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами

— формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому

— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)

— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей

— формировать умения обслуживать себя

— формировать умения следить за своим внешним видом

— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Планируемые предметные и личностные результаты

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

· Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

· Представление о собственном теле.

· Отнесение себя к определенному полу.

· Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

· Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

· Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

· Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

· Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

- Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

· Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

· Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

· Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли.

Личностные учебные действия:

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

Базовые учебные действия

Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные учебные действия

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
  • пользоваться учебной мебелью
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Содержание предмета

     Программа включает следующие разделы: «Представления о себе», «Гигиена тела», «Обращение с одеждой и обувью», «Туалет», «Прием пищи», «Семья».

Представления о себе:

- узнавание (различение) частей лица - глаза, нос, рот, подбородок, щеки.

-узнавание (различение) частей головы - волосы, лицо, уши, затылок.

-узнавание (различение) частей лица - глаза, нос, рот, подбородок, щеки.

- узнавание (различение) частей лица - глаза, нос, рот, подбородок, щеки.

- узнавание себя в зеркале.

Гигиена тела:

- узнавание (различение) частей лица - глаза, нос, рот, подбородок, щеки.

- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.

- соблюдение последовательности действий при чистке зубов: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.

-очищение носового хода. узнавание (различение) частей лица - глаза, нос, рот, подбородок, щеки.

Обращение с одеждой и обувью:

-узнавание (различение) предметов одежды - трусы, майка, футболка, штаны, свитер, сарафан, куртка.

-узнавание (различение) деталей предметов одежды - пуговицы, молния, заклепки, липучка, рукав, штанина.

- узнавание (различение) предметов обуви - сандалии, тапки, кроссовки, сапоги, ботинки.

- вытирание от грязи, пыли мокрой тряпочкой.

-надевание (снятие) предметов одежды - футболка, штаны.

-обувание (снятие) предметов обуви - сандалии, тапки, кроссовки, ботинки.

- различение обуви для правой и левой ног.

-различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды.

Туалет:

- соблюдение последовательности действий в туалете - поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды, сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды, нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

Прием пищи:

- сообщение о желании есть; еда с использованием ложки и вилки.

-правила поведения за столом.

-сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки: захват кружки, поднесение кружки ко рту, наклон кружки, втягивание жидкости в рот, опускание кружки на стол. З

-знакомство с сервировкой стола к завтраку, назначением посуды для сервировки стола к завтраку

Семья: узнавание (различение) детей и взрослых.

Учебно-тематическое планирование

1 класс – 3 часа в неделю.

Тема урока

Кол – во часов

1 четверть (24 часа)

1

Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на кукле.

3

2

Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на картинке.

3

3

Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на себе и на другом человеке (ребёнке).

3

4

Части лица: глаза, рот, нос, уши, подбородок. Ориентация на кукле, картинке, себе, другом человеке.

3

5

Части лица: глаза, рот, нос, уши, подбородок. Ориентация на себе, другом человеке.

3

6

Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с куклой.

3

7

Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с картинкой.

3

8

Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с собой.

2

9

Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с  другим человеком.

2

2 четверть (24 часа)

1

Предметы санитарии и гигиены, их назначение.

2

2

Слушание сказки «Мойдодыр» К.И.Чуковского.

1

3

Просмотр мультфильма по сказке «Мойдодыр» К.И.Чуковского

1

4

Волосы. Уход за волосами: расчесывание.

2

5

Руки. Уход за руками: мытье, вытирание.

2

6

Нос. Значение носа. Уход за носом: пользование носовым платком. Уши. Значение уха. Уход за ушами

2

7

Рот. Назначение рта. Уход за полостью рта: полоскание после еды.

2

8

Зубы. Значение зубов. Уход за зубами, чистка зубов.

3

9

Культура еды: пользование ложкой, пользование салфеткой.

3

10

Одежда: носильная и верхняя.

3

11

Виды верхней одежды по сезонам.

3

3 четверть (27 часов)

1

Различение лицевой и изнаночной стороны одежды.

3

2

Застегивание пуговиц.

3

3

Застегивание замка.

3

4

Последовательность одевания одежды.

3

5

Упражнение в одевании.

3

6

Упражнения в застегивании пуговиц.

3

7

 Упражнения в застегивании «молнии»

3

8

Обувь. Виды обуви по сезонам.

3

9

Различение обуви на правую и левую ноги.

3

4 четверть (24 часа)

1

Упражнение в шнуровке.

4

2

Уход за одеждой: стряхивание от пыли.

2

3

Уход за обувью: вытирание от грязи, пыли мокрой тряпочкой.

2

4

Упражнение в застегивании металлической пряжки, липучки на обуви.

2

5

Упражнение в мытье и вытирание рук.

2

6

Упражнение в полоскании рта водой.

2

7

Упражнение в последовательном одевании и раздевании, убирании одежды в гардероб.

2

8

Упражнение в уходе за одеждой и обувью.

2

9

Семья: взрослые и дети.

2

10

Сервировка стола к завтраку. Правила поведения за столом.

2

11

Прием гостей. Сюжетно-ролевая игра.

2

Итого:                              99 часов                          

Учебно-тематическое планирование

3 класс 68 часов.

Тема урока

Кол – во часов

1 четверть (16 часов)

1

Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на кукле.

2

2

Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на картинке.

2

3

Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на себе и на другом человеке (ребёнке).

1

4

Части лица: глаза, рот, нос, уши, подбородок. Ориентация на кукле, картинке, себе, другом человеке.

2

5

Части лица: глаза, рот, нос, уши, подбородок. Ориентация на себе, другом человеке.

2

6

Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с куклой.

2

7

Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с картинкой.

2

8

Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с собой.

2

9

Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с  другим человеком.

1

2 четверть (16 часов)

1

Предметы санитарии и гигиены, их назначение.

2

2

Слушание сказки «Мойдодыр» К.И.Чуковского.

1

3

Просмотр мультфильма по сказке «Мойдодыр» К.И.Чуковского

1

4

Волосы. Уход за волосами: расчесывание.

1

5

Руки. Уход за руками: мытье, вытирание.

1

6

Нос. Значение носа. Уход за носом: пользование носовым платком. Уши. Значение уха. Уход за ушами

1

7

Рот. Назначение рта. Уход за полостью рта: полоскание после еды.

1

8

Зубы. Значение зубов. Уход за зубами, чистка зубов.

2

9

Культура еды: пользование ложкой, пользование салфеткой.

2

10

Одежда: носильная и верхняя.

2

11

Виды верхней одежды по сезонам.

2

3 четверть (20 часов)

1

Различение лицевой и изнаночной стороны одежды.

3

2

Застегивание пуговиц.

3

3

Застегивание замка.

3

4

Последовательность одевания одежды.

3

5

Упражнение в одевании.

3

6

Обувь. Виды обуви по сезонам.

3

7

Различение обуви на правую и левую ноги.

2

4 четверть (16 часов)

1

Упражнение в шнуровке.

4

2

Уход за одеждой: стряхивание от пыли.

1

3

Уход за обувью: вытирание от грязи, пыли мокрой тряпочкой.

1

4

Упражнение в застегивании металлической пряжки, липучки на обуви.

1

5

Упражнение в мытье и вытирание рук.

1

6

Упражнение в полоскании рта водой.

1

7

Упражнение в последовательном одевании и раздевании, убирании одежды в гардероб.

1

8

Упражнение в уходе за одеждой и обувью.

1

9

Семья: взрослые и дети.

2

10

Сервировка стола к завтраку. Правила поведения за столом.

2

11

Прием гостей. Сюжетно-ролевая игра.

1

Итого:                           68 часов                          

Перечень материально-технического обеспечения

Материально-техническое обеспечение предмета включает:

     - специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках;

    - тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью;

     - посуда, кухонная утварь;

     - картинки с изображениями контуров взрослых и детей;

     - пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов;

     - зеркало;

     - предметные картинки: средства личной гигиены;

     - предметные картинки: одежда и обувь.

Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:        

1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

 2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

        

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;
  • 1 балл – минимальное продвижение;
  • 2 балла – среднее продвижение;
  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
  •  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
  • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например,

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

 представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант) (2 – 3 классов)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 2б класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2  ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 3,4б класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2  ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 5б класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2  ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 6б класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2  ...