Рабочая программа по учебному предмету «Человек» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3 б класс
рабочая программа на тему
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предмету «Человек» для детей с тяжелой, умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;
Категория обучающихся: 1б класс
3 б класс.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени:1б класс – 99 часов.
3б класс –68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 1б класс - 3 часа в неделю
3б класс –2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
Введение
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с или ТМНР , ОГКОУШ № 39,2018г.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._chelovek.docx | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______от_______ Руководитель____Мяннанова Г.А. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___от____ Директор_________Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Человек»
предметная область «Окружающий мир»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
1 б класс/
3 б класс
Составитель программы:
Аипова Р.М.
Ульяновск 2018
Содержание
1.Паспорт рабочей программы | ||
2.Введение | ||
3.Пояснительная записка 4.Планируемые предметные и личностные результаты 5.Базовые учебные действия. 6.Содержание рабочей программы 7.Учебно-тематическое планирование 8.Перечень материально-технического обеспечения 9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов 10.Лист внесения изменений |
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предмету «Человек» для детей с тяжелой, умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;
Категория обучающихся: 1б класс
3 б класс.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени:1б класс – 99 часов.
3б класс –68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 1б класс - 3 часа в неделю
3б класс –2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
Введение
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с или ТМНР , ОГКОУШ № 39,2018г.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Пояснительная записка
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я», о своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Задачи и направления.
— Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими
— представления о собственном теле
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале
— отнесение себя к определенному полу
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы
— формировать представления о возрастных изменениях
— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям
— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья
— формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами
— формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)
— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей
— формировать умения обслуживать себя
— формировать умения следить за своим внешним видом
— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Планируемые предметные и личностные результаты
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
· Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
· Представление о собственном теле.
· Отнесение себя к определенному полу.
· Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
· Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
· Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
· Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
· Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
· Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
· Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
· Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли.
Личностные учебные действия:
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей
Базовые учебные действия
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия
- входить и выходить из учебного помещения со звонком
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
- пользоваться учебной мебелью
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Содержание предмета
Программа включает следующие разделы: «Представления о себе», «Гигиена тела», «Обращение с одеждой и обувью», «Туалет», «Прием пищи», «Семья».
Представления о себе:
- узнавание (различение) частей лица - глаза, нос, рот, подбородок, щеки.
-узнавание (различение) частей головы - волосы, лицо, уши, затылок.
-узнавание (различение) частей лица - глаза, нос, рот, подбородок, щеки.
- узнавание (различение) частей лица - глаза, нос, рот, подбородок, щеки.
- узнавание себя в зеркале.
Гигиена тела:
- узнавание (различение) частей лица - глаза, нос, рот, подбородок, щеки.
- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
- соблюдение последовательности действий при чистке зубов: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
-очищение носового хода. узнавание (различение) частей лица - глаза, нос, рот, подбородок, щеки.
Обращение с одеждой и обувью:
-узнавание (различение) предметов одежды - трусы, майка, футболка, штаны, свитер, сарафан, куртка.
-узнавание (различение) деталей предметов одежды - пуговицы, молния, заклепки, липучка, рукав, штанина.
- узнавание (различение) предметов обуви - сандалии, тапки, кроссовки, сапоги, ботинки.
- вытирание от грязи, пыли мокрой тряпочкой.
-надевание (снятие) предметов одежды - футболка, штаны.
-обувание (снятие) предметов обуви - сандалии, тапки, кроссовки, ботинки.
- различение обуви для правой и левой ног.
-различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды.
Туалет:
- соблюдение последовательности действий в туалете - поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды, сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды, нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Прием пищи:
- сообщение о желании есть; еда с использованием ложки и вилки.
-правила поведения за столом.
-сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки: захват кружки, поднесение кружки ко рту, наклон кружки, втягивание жидкости в рот, опускание кружки на стол. З
-знакомство с сервировкой стола к завтраку, назначением посуды для сервировки стола к завтраку
Семья: узнавание (различение) детей и взрослых.
Учебно-тематическое планирование
1 класс – 3 часа в неделю.
Тема урока | Кол – во часов | |
1 четверть (24 часа) | ||
1 | Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на кукле. | 3 |
2 | Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на картинке. | 3 |
3 | Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на себе и на другом человеке (ребёнке). | 3 |
4 | Части лица: глаза, рот, нос, уши, подбородок. Ориентация на кукле, картинке, себе, другом человеке. | 3 |
5 | Части лица: глаза, рот, нос, уши, подбородок. Ориентация на себе, другом человеке. | 3 |
6 | Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с куклой. | 3 |
7 | Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с картинкой. | 3 |
8 | Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с собой. | 2 |
9 | Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с другим человеком. | 2 |
2 четверть (24 часа) | ||
1 | Предметы санитарии и гигиены, их назначение. | 2 |
2 | Слушание сказки «Мойдодыр» К.И.Чуковского. | 1 |
3 | Просмотр мультфильма по сказке «Мойдодыр» К.И.Чуковского | 1 |
4 | Волосы. Уход за волосами: расчесывание. | 2 |
5 | Руки. Уход за руками: мытье, вытирание. | 2 |
6 | Нос. Значение носа. Уход за носом: пользование носовым платком. Уши. Значение уха. Уход за ушами | 2 |
7 | Рот. Назначение рта. Уход за полостью рта: полоскание после еды. | 2 |
8 | Зубы. Значение зубов. Уход за зубами, чистка зубов. | 3 |
9 | Культура еды: пользование ложкой, пользование салфеткой. | 3 |
10 | Одежда: носильная и верхняя. | 3 |
11 | Виды верхней одежды по сезонам. | 3 |
3 четверть (27 часов) | ||
1 | Различение лицевой и изнаночной стороны одежды. | 3 |
2 | Застегивание пуговиц. | 3 |
3 | Застегивание замка. | 3 |
4 | Последовательность одевания одежды. | 3 |
5 | Упражнение в одевании. | 3 |
6 | Упражнения в застегивании пуговиц. | 3 |
7 | Упражнения в застегивании «молнии» | 3 |
8 | Обувь. Виды обуви по сезонам. | 3 |
9 | Различение обуви на правую и левую ноги. | 3 |
4 четверть (24 часа) | ||
1 | Упражнение в шнуровке. | 4 |
2 | Уход за одеждой: стряхивание от пыли. | 2 |
3 | Уход за обувью: вытирание от грязи, пыли мокрой тряпочкой. | 2 |
4 | Упражнение в застегивании металлической пряжки, липучки на обуви. | 2 |
5 | Упражнение в мытье и вытирание рук. | 2 |
6 | Упражнение в полоскании рта водой. | 2 |
7 | Упражнение в последовательном одевании и раздевании, убирании одежды в гардероб. | 2 |
8 | Упражнение в уходе за одеждой и обувью. | 2 |
9 | Семья: взрослые и дети. | 2 |
10 | Сервировка стола к завтраку. Правила поведения за столом. | 2 |
11 | Прием гостей. Сюжетно-ролевая игра. | 2 |
Итого: 99 часов |
Учебно-тематическое планирование
3 класс 68 часов.
Тема урока | Кол – во часов | |
1 четверть (16 часов) | ||
1 | Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на кукле. | 2 |
2 | Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на картинке. | 2 |
3 | Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на себе и на другом человеке (ребёнке). | 1 |
4 | Части лица: глаза, рот, нос, уши, подбородок. Ориентация на кукле, картинке, себе, другом человеке. | 2 |
5 | Части лица: глаза, рот, нос, уши, подбородок. Ориентация на себе, другом человеке. | 2 |
6 | Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с куклой. | 2 |
7 | Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с картинкой. | 2 |
8 | Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с собой. | 2 |
9 | Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с другим человеком. | 1 |
2 четверть (16 часов) | ||
1 | Предметы санитарии и гигиены, их назначение. | 2 |
2 | Слушание сказки «Мойдодыр» К.И.Чуковского. | 1 |
3 | Просмотр мультфильма по сказке «Мойдодыр» К.И.Чуковского | 1 |
4 | Волосы. Уход за волосами: расчесывание. | 1 |
5 | Руки. Уход за руками: мытье, вытирание. | 1 |
6 | Нос. Значение носа. Уход за носом: пользование носовым платком. Уши. Значение уха. Уход за ушами | 1 |
7 | Рот. Назначение рта. Уход за полостью рта: полоскание после еды. | 1 |
8 | Зубы. Значение зубов. Уход за зубами, чистка зубов. | 2 |
9 | Культура еды: пользование ложкой, пользование салфеткой. | 2 |
10 | Одежда: носильная и верхняя. | 2 |
11 | Виды верхней одежды по сезонам. | 2 |
3 четверть (20 часов) | ||
1 | Различение лицевой и изнаночной стороны одежды. | 3 |
2 | Застегивание пуговиц. | 3 |
3 | Застегивание замка. | 3 |
4 | Последовательность одевания одежды. | 3 |
5 | Упражнение в одевании. | 3 |
6 | Обувь. Виды обуви по сезонам. | 3 |
7 | Различение обуви на правую и левую ноги. | 2 |
4 четверть (16 часов) | ||
1 | Упражнение в шнуровке. | 4 |
2 | Уход за одеждой: стряхивание от пыли. | 1 |
3 | Уход за обувью: вытирание от грязи, пыли мокрой тряпочкой. | 1 |
4 | Упражнение в застегивании металлической пряжки, липучки на обуви. | 1 |
5 | Упражнение в мытье и вытирание рук. | 1 |
6 | Упражнение в полоскании рта водой. | 1 |
7 | Упражнение в последовательном одевании и раздевании, убирании одежды в гардероб. | 1 |
8 | Упражнение в уходе за одеждой и обувью. | 1 |
9 | Семья: взрослые и дети. | 2 |
10 | Сервировка стола к завтраку. Правила поведения за столом. | 2 |
11 | Прием гостей. Сюжетно-ролевая игра. | 1 |
Итого: 68 часов |
Перечень материально-технического обеспечения
Материально-техническое обеспечение предмета включает:
- специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках;
- тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью;
- посуда, кухонная утварь;
- картинки с изображениями контуров взрослых и детей;
- пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов;
- зеркало;
- предметные картинки: средства личной гигиены;
- предметные картинки: одежда и обувь.
Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Результаты:
- 0 баллов - нет продвижения;
- 1 балл – минимальное продвижение;
- 2 балла – среднее продвижение;
- 3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
- 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
- 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
- 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
- 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
- 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например,
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся...
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант) (2 – 3 классов)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 2б класса 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 3,4б класса 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 5б класса 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 6б класса 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 ...