Дистанционный урок биологии 11 класс 08.04.2020
методическая разработка по биологии (11 класс)
Дистанционный урок для 11 класса по биологии. Практическая работа №2 по теме "Решение экологических задач".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №2
«Решение экологических задач»
Цель работы: продолжить формирование навыков решения экологических задач и составления цепей питания
Задание №1. Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы, трофических уровней
1). Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите консумент второго порядка:гусеницы, синицы, сосны, коршуны
2). Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха.
Укажите, какой компонент данной цепи может наиболее часто включаться в другие цепи питания.
3). Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам:
бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
4). Составьте цепь питания в водоеме (на примере озера, пруда, моря).
Задание №2.
На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков - мышь - полевка - хорек - филин
Задание №3.
Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.
Доп.материалы
Продуце́нты (от лат. producens — «создающий») — организмы, способные производить органические вещества из неорганических, то есть все автотрофы.
Консуме́нты (от лат. consume — употреблять) — гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами).
Редуце́нты (от лат. reduco — «возвращаю, восстанавливаю») — организмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие останки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения.
Правило экологической пирамиды:
Для существования экосистем необходима энергия, которая поступает благодаря деятельности продуцентов. В основном это энергия света. Обычно продуценты-автотрофы используют около 1% падающей световой энергии. В различных зонах Земли количество падающего света различно, кроме того, различна плотность продуцентов на единицу поверхности. В связи с этим количество энергии, поглощаемой экосистемой, может сильно варьировать.
Первичная продукция экосистемы — количество органического вещества, образуемого продуцентами за единицу времени.
Вторичная продукция — общий прирост живого вещества экосистемы. Он заметно ниже первичной продукции. Это связано с тем, что живые организмы часть полученного ими органического вещества расходуют на получение энергии, необходимой для их жизнедеятельности. Так, первичные консументы получают только около 10% той энергии, которую зафиксировали продуценты.
С каждого трофического уровня на следующий переходит около 10% энергии.Это значит, что последнее звено 5-членной пищевой цепи получит только 0,01% энергии, запасённой продуцентами. В связи с эти пищевые цепи имеют ограниченную длину: в наземных биоценозах обычно встречаются 3-5-звенные цепи.
На основе этого составляют экологические пирамиды.
Экологическая пирамида — графические изображения соотношения между продуцентами и консументами всех уровней (травоядных, хищников; видов, питающихся другими хищниками) в экосистеме.
Например, чтобы прокормить одного волка, необходимо по крайней мере несколько зайцев, на которых он мог бы охотиться; чтобы прокормить этих зайцев, нужно довольно большое количество разнообразных растений. В данном случае пирамида будет иметь вид треугольника с широким основанием суживающимся кверху.
Однако подобная форма пирамиды чисел характерна не для всех экосистем. Иногда они могут быть обращенными, или перевернутыми. Это касается пищевых цепей леса, когда продуцентами служат деревья, а первичными консументами — насекомые. В этом случае уровень первичных консументов численно богаче уровня продуцентов (на одном дереве кормится большое количество насекомых), поэтому пирамиды чисел наименее информативны и наименее показательны, т.е. численность организмов одного трофического уровня в значительной степени зависит от их размеров.
В морях, где продуцентами служат одноклеточные водоросли, цепи длиннее, т.к. биомасса этих водорослей удваивается за сутки, но при этом практически весь прирост выедается фильтраторами.
Цепи, которые начинаются с продуцентов, называются цепями выедания, или пастбищными цепями (см. рис. А). Образующееся в результате жизнедеятельности организмов и их смерти мёртвое органическое вещество ещё содержит запас энергии, которая обеспечивает существование организмов-редуцентов. Сами же редуценты служат пищей для консументов. Так образуются пищевые цепи разложения, или детритные цепи (детрит — полуразложившаяся органическая масса) (см. рис. Б).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/05/picture-1200383-1586114601.jpg)
Дистанционный урок биологии 11 класс 06.04.2020
Дистанционный урок для 11 класса по биологиии 06.04.2020.Практическая работа №1 по теме "Современные экологические проблемы"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/05/picture-1200383-1586114601.jpg)
Дистанционный урок 8 класс биология 08.04.2020
Дистанционный урок по биологии для 8 класса по теме : "Строение и функции кожи". 08.04.2020...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/05/picture-1200383-1586114601.jpg)
Дистанционный урок 10 класс биология 08.04.2020
Дистанционный урок по биологии для 10 класса по теме "Генетические задачи. Повторение"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/05/picture-1200383-1586114601.jpg)
Дистанционный урок 10 класс биология 09.04.2020
Дистанционный урок по биологии для 10 класса по теме "Решение генетических задач" 09.04.2020...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/05/picture-1200383-1586114601.jpg)
Дистанционный урок 11 класс по теме"неметаллы" 10.04.2020
Дистанционный урок для 11 класса по теме "Неметаллы" 10.04.2020...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/05/picture-1200383-1586114601.jpg)
Дистанционный урок биология 8 класс 11.04.2020
Дистанционный урок биологии для 8 класса по теме "Система органов размножения" 11.04.2020...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/19/picture-563100-1632083090.jpg)
Дистанционный урок биологии в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие. Внешнее строение млекопитающих"
Урок относится к разделу программы «Биология – наука о живом мире». В работе используется рабочая программа по биологии для 5- 9 классов, базовый уровень, концентрический...