Викторина "Здоровое человечество"
олимпиадные задания по биологии (8, 9 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Викторина разработана для учащихся 8-9 классов для повышения компетенций учащихся в области гигиены человека и здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_zdorovoe_chelovechestvo.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Здоровое человечество»

Задание I. Выберите из предложенных вариантов ответов один правильный и отметьте знаком «+».

1. К профилактическим мерам, предупреждающим развитие туберкулеза, относятся:

        а) прививки, полноценное питание, забота о чистоте воздуха и жилища в целом

        б) озеленение улиц

        в) повышение влажности воздуха

        г) прием препаратов железа

2. Умственную работу следует прерывать физкультурными паузами через каждые:

а) 25 – 30 мин          б) 40 – 45 мин         в) 55 – 60 мин               г) 70 – 75 мин

3. Какие элементы включает в себя здоровый образ жизни:

а) активный отдых; закаливание организма; раздельное питание; гигиена труда; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений

б) двигательный режим; закаливание организма; рациональное питание; гигиена труда и отдыха; личная и общественная гигиена; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений

в) двигательный режим; молочное питание; гигиена труда и отдыха; личная и общественная гигиена; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений

г) двигательный режим; закаливание организма; вегетарианское питание; гигиена тела; гармонизация психоэмоциональных взаимоотношений

4Работа мышц благотворно действует, прежде всего:

а) в целом на весь организм                  

б) преимущественно на суставы

в) на соединительно-тканные структуры опорно-двигательного аппарата

г) преимущественно на нервные «стволы», иннервирующие мышцы

5. Укажите уровень частоты сердечных сокращений в покое у здорового человека:

а) 50 – 65 уд./мин.         б) 70 – 80 уд./мин.

в) 80 – 85 уд./мин.           г) 85 – 90 уд./мин.

6. Искривление позвоночника, приобретенное в детстве, с трудом исправляется впоследствии, потому что:

а) сформировалась привычка сидеть неправильно

б) в позвоночнике накапливаются органические вещества

в) скелетные мышцы туловища нетренированные и ослаблены

г) к 25 годам у человека происходит процесс окостенения позвоночника

7. В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности, все школьники распределяются на следующие медицинские группы:

а) основную, подготовительную, специальную

б) слабую, среднюю, сильную

в) без отклонений в состоянии здоровья, с отклонениями в состоянии здоровья

г) оздоровительную, физкультурную, спортивную

8. Для предупреждения развития плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

а) не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве

б) для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени

в) выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей

г) все перечисленные

9. С какой целью планируют режим дня:

а) с целью организации рационального режима питания

б) с целью четкой организации текущих дел, их выполнения в установленные сроки

в) с целью высвобождения времени на отдых и снятия нервных напряжений

г) с целью поддержания высокого уровня работоспособности организма

10. Выполнение физических упражнений оказывает существенное влияние:

а) на рост волос, рост ногтей, плоскостопие, форму ног

б) на дыхание, сердцебиение, лабильность нервной системы, осанку, на нарушение обмена веществ в организме

в) на внешнее дыхание, вентиляция воздуха в легких, на обмен в легких кислорода и углекислоты между и воздухом и кровью, на использование кислорода тканями организма

г) на внешнее дыхание, вентиляцию воздуха в легких, на нарушение обмена веществ в организме, конституцию организма

11. К основным типам телосложения относятся:

а) недостаточный, достаточный, большой

б) легкий, средний, тяжелый

в) астенический, нормастенический, гиперстенический

г) астенический, суперстенический, мегастенический

12. В настоящее время не существует вакцины против:

               а) гриппа        б) полиомиелита          

в) кори             г) ВИЧ

13. Чем регламентируются гигиенические нормы и требования:

а) распоряжением директора школы

б) специальными санитарно-гигиеническими правилами (нормами) - СанПИН

в) инструкцией учителя физической культуры (тренера)

г) учебной программой

14. При нехватке какого гормона наблюдается сахарный диабет?

а) гормона гипофиза

б) гормона щитовидной железы

в) гормона надпочечников

г) гормона поджелудочной железы

15. Болезнь сосудов мозга называется:

а) инсульт         б) инфаркт               в) ишемия             г) гипоксия

16. К какой из болезней не вырабатывается длительный иммунитет?

а) корь              б) грипп                   в) чума                   г) свинка

17. Лечебная сыворотка – это:

а) препарат антител

б) ослабленные бактерии

в) взвесь лейкоцитов

г) раствор антибиотика

18. Впервые вакцинацию применил:

        а) Э. Дженнер                

б) И. Мечнико

в) Л. Пастер      

              г) Р. Кох

19. Наименьшая скорость течения крови в:

а) венах               б) артериях            в) капиллярах            г) аорте

20. Жизненной емкостью легких называется:

а) средний объем воздуха, вдыхаемый при спокойном вдохе

б) объем воздуха, вдыхаемый за одну минуту при максимальной физической нагрузке

в) максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после самого глубокого вдоха

г) объем воздуха, остающийся в легких после самого глубокого выдоха

21. К повышению уровня глюкозы в крови может привести нарушение части функций:

а) надпочечников

б) щитовидной железы

в) поджелудочной железы

г) вилочковой железы

22. Недостаток тироксина восполняется добавлением в пищу:

а) калия                  б) натрия                в) йода             г) брома

23. Гормоны – это:

а) белки, катализирующие химические реакции

б) биологические активные вещества, поступающие с пищей

в) соединения белков и витаминов

г) биологически  активные вещества, вырабатываемые организмом

24. Признаком сахарного диабета считается:

а) повышение уровня инсулина в крови

б) увеличение величины кровяного давления

в) уменьшение уровня глюкозы в крови

г) увеличение содержания глюкозы в крови

25. Пострадавшему от укуса бешеной собаки следует ввести:

а) готовые антитела

б) антибиотики

в) ослабленных возбудителей болезни

г) лекарства, ослабляющие боль от укуса

26. Аллергия может быть вызвана:

а) любыми химическими веществами

б) антителами

в) только чужеродными белками

г) только цветочной пыльцой или пылью

27. Опасность СПИДа заключается в том, что он:

а) вызывает простуду

б) приводит к потере иммунитета

в) вызывает аллергию

г) передается по наследству

28. У людей, попавших в аварию или пострадавших в результате травм, пульс прощупывается в области шеи. Этот пульс обнаруживается в:

а) сонной артерии                          б) плечевой артерии

в) аорте                                            г) лучевой артерии

29. Заслуга Л. Пастера заключается в том, что он:

        а) открыл условные рефлексы

        б) создал фагоцитарную теорию иммунитета

        в) открыл круги кровообращения

        г) создал вакцины против ряда заболеваний

30. Инфаркт миокарда – это:

а) незаращение межжелудочковой перегородки

б) нарушение функции створчатых клапанов

в) учащенное сердцебиение

г) нарушение кислородного питания сердечной мышцы

31. Одним из признаков артериального кровотечения является:

а) быстрая свертываемость крови

б) алый цвет крови

в) темный цвет крови

г) слабое кровотечение

32. При сильном венозном кровотечении следует:

а) наложить давящую повязку

б) применить методы для остановки артериального кровотечения

в) обработать рану йодом и сделать перевязку

г) промыть рану и обработать ее йодом

 33. Дальнозоркость корректируется:

        а) двояковыпуклыми линзами

        б) двояковогнутыми линзами

        в) хорошим освещением

        г) проведением операции

34.  Витамины группы «В» в больших количествах содержатся в:

а) яблоках                б) мясных продуктах

в) цитрусовых         г) арбузе

35. При нехватке витамина «D» развивается:

а) бесплодие             б) куриная слепота               в) рахит             г) злокачественное малокровие

36. При нехватке витамина «А», прежде всего, поражается:

а) продолговатый мозг

б) роговица глаз

в) почки

г) клапаны сердца

37. Гигантизм возникает при избытке гормона:

а) мозгового слоя надпочечников

б) коры надпочечников

в) гипофиза

г) яичников

38. Железами внутренней секреции являются:

а) надпочечники            б) слезные

в) потовые                       г) слюнные

39. После приема антибиотиков врачи рекомендуют есть кисломолочные продукты, потому что они:

а) усиливают действие антибиотиков

б) восстанавливают бактериальную среду в кишечнике

в) ослабляют действие вредных бактерий

г) активизируют пищеварительные ферменты

40. Такое заболевание, как варикозное расширение вен ног, наиболее характерно для:

        а) людей, стоящих во время работы (токари, парикмахеры, продавцы)

        б) пловцов

        в) водителей

        г) программистов

Задание 2.

Рассмотрите таблицу и выполните задание.

Работа сердца тренированного и нетренированного человека

У тренированного

У нетренированного

Частота пульса в минуту

Объем выбрасываемой крови

Частота пульса в минуту

Объем выбрасываемой крови

за 1 сокращение

в 1 минуту

за 1 сокращение

в 1 минуту

В покое

68

70 см3

4, 76 л

60

60 см3

3,6 л

При работе

86

120 см3

10, 32 л

133

133 см3

9,3 л

Пользуясь таблицей  «Работа сердца тренированного и нетренированного человека» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

  1. У какого из людей больше изменяется частота сердечных сокращений при нагрузке?
  2. На сколько см3 меняется минутный объем крови за одно сокращение у тренированного и нетренированного человека?
  3. За счет чего сердце тренированного человека работает более экономно?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КЛЮЧ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Задание I.  

А

А

Б

А

Б

Г

А

Г

Г

В

В

Г

Б

Г

А

Б

А

А

В

В

В

В

Г

В

А

А

Б

А

Г

Г

Б

А

А

Б

В

Б

В

А

Б

А

Задание 2. Максимальный балл за задачу – 5 баллов

Пользуясь таблицей  «Работа сердца тренированного и нетренированного человека» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

  1. У какого из людей больше изменяется частота сердечных сокращений при нагрузке?
  2. На сколько см3 меняется минутный объем крови за одно сокращение у тренированного и нетренированного человека?
  3. За счет чего сердце тренированного человека работает более экономно?

Ответ:

1) У нетренированного человека.

2) У тренированного на 50 см3, а у нетренированного на 73 см3.

3) За счет увеличения минутного объема крови. При меньшем количестве сокращений большее количество крови выталкивается сердцем в сосуды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "На пользу всему человечеству"к году космонавтики

Классный час: «На пользу всему человечеству» Задачи:- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотв...

Урок экологии 9 класс "Возможности человечества к адаптации"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа "Биосфера и человечество", автор - И.М.Швец....

Урок экологии 9 класс "Потребность человечества в питании"

Урок экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Урок экологии 9 класс "Потребность человечества в дыхании и ее влияние на биосферу"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Урок экологии 9 класс "Влияние человечества на эволюцию биосферы"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Урок экологии 9 класс "Современный масштаб деятельности человечества"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....