Глобальные проблемы человечества
методическая разработка по географии (11 класс) по теме

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon globalnye_problemy.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

11 класс

Урок географии

Тема:          «Глобальные проблемы человечества»

(Второй урок в теме из четырех запланированных)

Цель урока: Сегодня мы углубим свои знания о группе проблем, от которых зависит дальнейший, социальный экономический прогресс стран мира, судьба цивилизации в целом, приведем полученные значения в систему. Применим на практике умение сворачивать информацию в схему или по – иному сжато ее изложить.

 

Поддержку в получении новых знаний и развитии умений мы получим не только из учебника, но и от мультимедийной поддержки учебного электронного издания.

У: «Глобальные проблемы человечества» - в настоящее время тема весьма актуальная, тем более что разразился мировой экономический кризис. Вы пока школьники, но вы не только будущее своей страны, но и по большому счету – будущее планеты. 800 поколений прошло по Земле, накопились проблемы, которые надо решать. Чтобы проблему решить, надо ее знать, понимать. Сегодня мы выявили основные аспекты приоритетных глобальных проблем. Приступим!

У: (На доске запись «Особенности глобальных проблем»)

Действуем по следующему плану:

1. Сущность проблемы. 

2. Причины возникновения проблемы.

3. Пути решения проблемы.

На прошлом уроке мы познакомились с различной классификацией глобальных проблем: историки-экономисты, социологи, географы составили перечни, где наряду с приоритетными существуют еще и целый ряд частных, но тоже очень важных. Назовите их.

Преступность.

Наркомания

Сепаратизм

Техногенные катастрофы

Стихийные бедствия

Дефицит демократии

У: Проблемы планетарного масштаба возникают тогда, когда есть противоречия между обществом и средой и между человеком и обществом. (запись в тетрадь)

У: Какая из проблем стоит на первом месте?

I. Экологическая (запись в тетради)   Диск!

Значит, суть экономического кризиса – в неумеренном росте потребностей человека и в его низкой культуре.

Найдите причины в тексте учебника, сверните информацию в схему.

Причины

        нерациональное           загрязнение       неконтролируемое

       природопользование        отходами           изменение климата,

         -эрозия                                    -твердыми          разрушение озонового

         -опустынивание             -жидкими                    слоя, частые

         -обезлесенье                   -газообразными           стихийные

                                                 -радиоактивными      природные                

                                                                                        бедствия.      

Причины перед нами – ищем пути решения, изменение сознания и образа   жизни человека.(устно)        

природо-                                  безотходное            

восстановительные                 производство              экономическая

мероприятия                                                                 экспертиза всех

                                                                              технических проектов

У: Современный человек не может не думать о будущих поколениях. Современная цивилизация живет в долг, поэтому необходима выработка общечеловеческой концепции сосуществования природы и человека. «Земля только одна!» - девиз человечества. Чтобы его выполнить в 2000 году ООН приняла «Декларацию Земли». О чем этот документ? (страница 354 учебника) (зачитывает ученик)

У: Перед ними еще одна проблема выживания человека – Демографическая (запись в тетради) Диск!

  1. итак, сущность проблемы  - хотя демографический взрыв пошел на убыль, население планеты продолжает быстро увеличиваться         возникает множество проблем: жилье, образование, медицинское обслуживание, продовольствие.
  2. Обратимся к прогнозам: Диск! Текст: абзац  «Демографы ООН…»Прочитайте информацию, сверните в график и делайте вывод.          

Вывод: До 2010 года – скачок (демографический взрыв продолжается)

                   15 лет – 1 млрд.

                                                                  замедляется

                   25 лет – 1 млрд.        

    3) Каковы пути решения проблемы? На ура! Не решить.

Существуют глубокие противоречия:

  1. Китай, Индия – ограничение деторождения
  2. Евразия, Северная Америка – стимулирование

Трудности для экономического и социального развития.

У: Нужно подчеркнуть, что человечество только начинает познавать сущность процессов саморегуляции, его численного состава, и поэтому искусственное, насильное вмешательство в эти процессы чревато тяжелейшими последствиями. Это великое противоречие между природой и человеком. Кроме того, требуется найти средства борьбы с тяжелейшим заболеванием -  СПИДом.

(физкультминутка)

У: Следующая из приоритетных глобальных проблем – проблема войны и мира, международного терроризма, разоружения.

  1. В чем ее суть? Если раньше война – способ решения международных проблем, сейчас- гибель человеческой

цивилизации. 

  1. причины возникновения проблемы - по большому счёту- стары как мир, в период дикости и варварства шла борьба за выживание и один у другого отнял добычу и прогнал с освоенного места. Но, говоря о современном мире, нельзя не увидеть
  1. высокий ядерный потенциал многих стран → угроза миру, планете (это уже не противопоставление двух сверхдержав.)
  2. локальные военные конфликты  опасность перерастания в региональный и даже мировой.
  1. И. Кант: «Мир с неизбежностью проложит себе дорогу, так как приходит осознание неприемлимости войны» → миропорядок основываться должен на принципах, которые приведут к новой практике международных отношений.

Д/З: Выписать принципы нового миропорядка. Учебник «Человек и общество». (Привести примеры из мировых событий этого года.)

Подведем итог:

  1. Перечислите приоритетные глобальные проблемы человечества. (экономическая, демографическая.)
  2. Почему возникают проблемы планетарного масштаба? (есть противоречия между человеком и обществом.)
  3. Почему проблемы со временем все более усугубляются, а не решаются?(Низкий уровень политического мышления, экологического сознания, нравственных ориентиров. Не умеем договариваться.)

И в завершении: Решаем тесты!(Диск)

Урок окончен.

Список используемых материалов.

  1. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 класс. М.: Просвещение, 2009.
  2. Электронное учебное издание «Экономическая и социальная география мира». Новый диск, 2004.