Глобальные проблемы человечества. Проблемы войны и мира.
план-конспект урока по географии (11 класс)

Цыганова Тамара Романовна

Проблема войны и мира очень актуальна в современном мире. Человечеству известны возможности уничтожения жизни на планете, в том числе климатические войны. Но всегда существует альтернатива. Человечество должно помнить, что развязав третью мировую войну, оно уничижит жизнь на нашей планете. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx63.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

«Глобальные проблемы человечества. Проблема войны и мира»

Предмет

География.Учитель – Цыганова Т.Р.

Класс

11 класс

Учебник

Максаковский В. П., География. 10-11 класс. Учебник. Базовый уровень.   Экономическая и социальная география мира, Просвещение, 2016 г.

Рабочая тетрадь к учебнику География. 10 -11 класс. Максаковский В.П.

Тема урока

Глобальные проблемы человечества

Длительность урока

90 минут (пара)

Тип урока

Обобщающий урок систематизации знаний. Урок-диспут. Творческий урок-спор, требующий от каждого старшеклассника непосредственного участия, вызывая эмоциональный отклик. Ученики высказывают разные точки зрения на глобальные проблемы и обсуждают их в рамках урока.

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами

Цели: Определение и характеристика  глобальных проблем человечества, особое внимание уделить проблеме мира и разоружения, устанавливать взаимосвязи, искать пути решения.

Деятельностные: учащиеся научатся  вести дискуссию по теме глобальных проблем человечества. Научатся отстаивать свою точку зрения, уметь аргументировано вести научный спор. Научатся находить взаимозависимость и взаимосвязь глобальных проблем. Развивать логику мышления, уметь докапываться до причин глобальных проблем и объяснять их проявление. Школьники научатся рассуждать, принимать решения и обдумывать последствия глобальных проблем. Научатся применять свой собственный уже приобретенный опыт к возможному решению проблем.

Содержательные: выпускники

 научатся отделять главные проблемы от второстепенных. Научатся обобщать полученные ранее знания об экологических и социальных проблемах. Научатся  умению прогнозировать благоприятное течение и решение глобальных проблем. Такой урок поможет ученикам найти контакт друг с другом, научит работать в команде, научит общаться.

Межпредметные связи

Биология, география, химия.

Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы

Видеофрагменты с общедоступных видеоканалов на тему глобальных проблем человечества.

Материалы и оборудование

Рабочая тетрадь, учебник, простая тетрадь, мультимедийное оборудование, видеоряд глобальных проблем.

Методы обучения

Словесный метод обучения. Метод критического мышления. Метод логических рассуждений. Метод ведения диспута. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью. Синтез. Анализ. Методы прогнозирования.

Список используемой литературы

Википедия. Глобальные проблемы.


 

Структура и ход урока-диспута

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты, УУД

Организационный этап. 3 мин.

Приветствует учащихся.

Делит класс на группы-команды для проведения диспута.

Настраивает на научный спор

Приветствуют учителя, достают учебник и рабочую тетрадь; делятся на команды; настраиваются на работу

Вежливость, аккуратность.

Самоопределение. 7 мин.

Определение команд   участниц  …..

Дает ссылки на информацию в учебнике и из других источников. Объясняет правила урока-диспута: 

Обращает внимание учеников на позитивный настрой обсуждения глобальных проблем.

Каждая команда выбирает одну глобальную проблему для доклада. Школьники распределяют роли в команде: докладчик, критик, аналитик, эксперт, философ.

Уточняют правила диспута. 

Настраиваются на оптимистичные прогнозы и благоприятные сценарии развития ситуации на планете. 

Готовятся к поиску позитивных, практичных решений глобальных проблем человечества.

Коммуникативные навыки.

Умение выделить проблему.

Умение играть разные роли в общем диспуте.

Умение правильно задавать вопросы.

Умение сглаживать конфликты общения.

Умение вести диспут.

Актуализация знаний и фиксирование проблем.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Составление плана, стратегии по разрешению проблем.

Реализация выбранного плана.

Самостоятельная работа учеников.

 0 мин.

Определяет ведущие идеи темы:

 нашей планете более 250 стран, наш современный мир характеризуется не только единством, но и противоречиями. Человечество встретило 21 век процессом глобализации, который заключается в формировании общепланитарного экономического, научного, информационного пространства. Этот процесс достаточно противоречив.

Если бы потребовалось распределить все глобальные проблемы по их значимости на сегодняшний день, то какую и почему вы бы поставили на первое место? Почему?

А теперь информация к размышлению!

-Ребята. Как вы думаете из 4 тысяч лет существования известной нам истории. Сколько лет человечество жило в мире, без войн? (292)

- А сколько войн произошло за этот период на Земле (14тыс.530)

Из четырех с лишним тысяч лет известной нам истории, лишь около трехсот были полностью мирными.

В войнах погибло (млн)

¬​ 17 век – 3,3

¬​ 18 – 5,5

¬​ 19 - 16

20 век вошел в историю как эпоха, породившая две мировые войны, в которые были втянуты миллионы людей, десятки стран, общие потери составили более 100 млн человек. Они – то и обозначили превращение проблемы войны и мира в глобальную.

Как вы думаете, апрель 17 года или апрель 18 года ближе к мировой войне?

1. Современная эпоха – это эпоха растущей взаимозависимости противоречивого, но все более целостного мира.

2. Центром и связующим звеном всего комплекса глобальных проблем современности является человек и его будущее.

Один из известных американских политологов Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций» утверждает, что если основной причиной Третьей мировой войны в 20 веке могло служить идеологическое противоречие между капитализмом и социализмом, то в 21 веке причиной глобальной катастрофы может послужить противоречие между цивилизациями с разными культурными основами, и что после крушения идеологий культурные противоречия оказываются даже сильнее идеологических.

Это одна из возможных причин глобальной войны.

Вопрос к классу

- А какие причины на ваш взгляд могут привести к Третьей мировой войне?

Примерный ответ учащихся.

Причины Третьей мировой войны:

1. Локальные конфликты

2. Ядерный терроризм

3. Человеческий фактор (несанкционированное применение ядерного оружия в результате случайностей, технических ошибок, ложных тревог, неверных восприятий обстановки, психических расстройств у людей, обслуживающих ядерные установки)……

4. Техногенные катастрофы

Слова учителя

Что несет с собой война? Ужас и смерть. Огромное количество скорбящих, психически травмированных и морально сломленных людей, безногих, безруких, слепых, глухих и других калек – инвалидов войн и военных конфликтов, а также вынужденных эмигрантов, переселенцев, без вести пропавших, захваченных в качестве заложников, беженцы, бездомные голодные, нищие, вдовы, сироты. Можно ли в таких условиях говорить о праве на достойную жизнь?

Проблема войны и мира превратилась в глобальную буквально на наших глазах прежде в сего в результате резко возросшей мощи оружия.

Направляет на научные знания:

 

 

Организует диспут, предлагая школьникам выступать по очереди и задавать вопросы.

 

 Записывает на доске

Сегодня перед всем человечеством стоит вопрос: «Быть или не быть?»  Выскажите своё мнение, используя с.355 в учебнике.

Зададимся вопросом; «Каким способом человечество может себя уничтожить?

Предлагаю поработать экспертами и …….

1.Читают информацию в учебнике о глобальных проблемах. –с.351.

2.Выбирают нужную учебную информацию.

3.Составляют список проблем: -с.352, раб. Тетр. С 60 -1

1.Проблемы разоружения и сохранения мира на Земле.

Информация о войне в Сирии 13 апреля 2018

Экологические проблемы;

Демографические проблемы; 

Продовольственная проблема; Энергетическая и сырьевая проблемы;

Проблемы здоровья людей;

Проблемы Мирового океана; 

 Мирное освоение Космоса;

4.Находят взаимосвязь глобальных проблем.

 

Постановка учебных целей.

Умение находить взаимосвязь различных проблем, их взаимозависимость и взаимовлияние.

Умение выделять главные причины проблем.

Умение анализировать проблемы и прогнозировать.

Умение оптимистично смотреть на мир

Работа в группах  30 мин.

Этап самостоятельного осмысления.

Дает понятие о  самых страшных войнах

 

Приводит дополнительные интересные факты.

Знакомятся с материалами по войнам и заполняют свою колонку в таблице

Используя содержание учебника,  материалы распечаток находят доказательства …

 Обсуждают, в какой мере решение  проблемы войны зависит  от каждого жителя нашей планеты, в том числе от нас?

Соотнесение предметного содержания с действиями.

фиксирование результатов своей деятельности в тетради.

Проверка знаний. 6 мин.

Обсуждение, какое место занимают глобальные проблемы человечества в системе знаний?

Каковы возможности практического решения проблем?

1.Задает вопросы из учебника  с 374 -3,4: Что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем ее взаймы у наших потомков»?

Почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека, в том числе и от вас лично?

2.Акцентирует внимание на личной ответственности каждого в решении глобальных проблем.

МЫ ЗА МИР! «Все мы – пассажиры корабля по имени Земля» -  Антуан де Сент-Экзюпери. Ребята, предложите свой способ спасения нашей планеты

Почему для человечества нет ничего важнее мира?

1.Отвечают на вопросы, сверяясь с учебником.

2.Приводят примеры не только из учебника, но и других дополнительных источников.

Записываютв таблицу…..

Доказывают, что…     

 

Составление плаката…….и его объяснение

Умение задавать вопросы.

Умение слушать учителя.

Умение отвечать на вопросы.

Умение описать проблемы словесно.

Умение размышлять логично и выстраивать смысловые цепочки.

Рефлексия.

3 мин.

Оценивает успешность диспута. 

Отмечает отдельные команды

Подводит итоги урока

Делятся впечатлениями друг с другом, делают выводы

Оценочные умения.

Домашнее задание. 1 мин.

Читать тему 11«Глобальные проблемы человечества». Отвечать на вопросы в конце темы. Зарисовать в тетради план-схему темы 11.

записывают домашнее задание

Внимательность и точность.

 

Материал для чтения

  • Самая главная проблема — сохранение мира и предотвращение  войны, потому что жизнь всего живого на Земле напрямую зависит от решения этих проблем. В последнее время в мире после окончания “холодной войны” и противостояния Запада и Востока произошли значительные перемены. Ученые подсчитали, что за последние 5,5 тысячелетия на нашей планете было 15 тысяч войн. Но нигде прежде не было реальной возможности уничтожения целых стран и континентов. Она возникла в связи с созданием ядерного, химического, бактериологического оружия в сочетании с ракетной техникой. В 80-е годы в мире на военные цели расходовалось более 1 трлн. долларов в год. Вооруженные силы всех стран насчитывали 30 млн. человек, а всего в сферу военных приготовлений было вовлечено около 100 млн. человек. В мире уже накоплены чудовищные средства массового уничтожения , достаточные для многократного истребления всего живого на нашей планете. Мир подошел к такой критической черте, когда гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» встал уже не перед отдельными людьми, а перед всем человеческим родом. Географы так оценивают возможные климатические последствия ядерной войны. Возникновение массовых пожаров после обмена ядерными ударами способствовало бы образованию в атмосфере сплошного облака из сажи, дыма, гари, вызвало бы затемнение всей земной поверхности – «ядерную ночь», что привело бы к понижению температуры на 15- 20 градусов, а в некоторых районах – до 40, т.е. к наступлению «ядерной зимы» и массовой гибели флоры и фауны . Вот почему проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны, выживания и самосохранения человечества стало поистине проблемой № 1. Если средства, затрачиваемые на вооружение, использовать для решения других проблем в Мире, то возникла бы возможность шире развивать международные связи. По мнению многих специалистов, для полного обеспечения развивающихся стран необходимо ежегодно вкладывать в них 5 млрд. долларов.
  • Это составляет всего 1% от той суммы, которая затрачивается на вооружение в мире сегодня. Если бы средства, выделяемые на вооружение, использовать для экономической помощи развивающимся странам, появилась бы возможность решить продовольственную проблему. Доказано, что разоружение занимает важное место в жизни человечества и является главной международной проблемой. Расходы на вооружение в Казахстане составляют 1% ВВП. Мир на Земле и рост творческой деятельности людей, особенно в области науки и техники, способствовали бы положительному решению многих проблем, волнующих современное человечество.
  • Серьезный и вдумчивый человек не может относиться ко всему происходящему в нашем мире столь преступно безразлично. Мир обезумел,- об этом говорят с парламентских трибун некоторые политики.
  • Разве не безумие, что народы мира, испытав ужасы мировых войн и как будто боясь и не желая новой мировой войны, лихорадочно готовятся к ней для того лишь, чтобы поддержать мир. Нелогичность и абсурдность формулы «Хочешь мира, готовься к войне» слишком очевидна, чтобы ее доказывать. Всякому должно быть ясно. Что в основе этой формулы лежит ложь. Ведь нельзя сказать: если хочешь добра, делай зло; если хочешь красоты, твори безобразие. Христос дал нам другую формулу «Взявший меч от меча погибнет». Но в современном мире забыты или искажены заветы Христа. Люди куют мечи, отливают пушки. Изобретают страшное оружие. Чтобы быть им самим уничтоженным, копают ямы другим, чтобы свалиться им самим, сеют ветер, чтобы пожать бурю. И это бурей возможно может стать новая мировая война. И так, тема нашего урока «Проблема войны и мира в современных условиях.

Климатические войны их воздействие.

Британские исследователи прогнозируют, что изменение климата может привести к новым вооруженным конфликтам. Свои опасения климатологи из International Alert изложили в докладе «Климат конфликта» (Climate of Conflict), который будет опубликован на этой неделе.

«Сокращение посевных площадей приведет к локальным восстаниям»
По мнению исследователей, более чем сотне стран грозит политический хаос и массовые миграции в результате катастрофического глобального потепления.
2,7 млрд человек из 46 стран рискуют погибнуть в вооруженных конфликтах и войнах, вызванных изменением климата. Еще 56 государств находятся под угрозой политической дестабилизации. К таким неутешительным прогнозам пришли британские климатологи. В карту риска попала и Россия. Эксперты в области климата пророчат ей гражданские войны.

Британские ученые пришли к выводу, что вызываемые изменением климата эрозия почв, повышение уровня Мирового океана, таяние ледников и усиление штормов приведут к новым вспышкам военных действий и социальных потрясений в большей части Африки, Азии и Южной Америки. Даже Европа находится в зоне риска.
«Изменение климата создаст предпосылки к кровопролитному конфликту, который в свою очередь понизит благосостояние общества и его способность противостоять последствиям климатических изменений», — говорится в докладе.
Хуже всего то, что государства будут испытывать дефицит ресурсов и недостаток стабильности, что помешает им справиться с глобальным потеплением, добавил генеральный секретарь организации Дэн Смит.

«От повышения уровня Мирового океана пострадает Голландия, — сказал он в интервью Observer. — И только потому, что у этой страны достаточно ресурсов для эффективных действий, ей не угрожают военные конфликты».

У многих других стран положение значительно хуже.

Так, по данным ученых, Перу обеспечивается питьевой водой в основном за счет таяния ледников. Но к 2015 году глобальное потепление уничтожит практически все ледники, дефицит питьевой воды будут испытывать 27 млн человек.
Другая угроза нависла над Бангладеш. Здесь, по данным International Alert, связанная с изменениями климата миграция уже сегодня приводит к кровопролитным столкновениям.

Летние засухи вкупе с усугубляющимися паводками в прибрежных зонах, которые вызваны все более грозными циклонами, уничтожают сельскохозяйственные угодья.
Считается, что большинство европейских государств в настоящее время достаточно стабильны, чтобы справиться с глобальным потеплением. Исключение составляют Балканские страны.

Например, политическая обстановка в Сербии и Черногории в результате войн ухудшилась. По мере того как температуры будут расти, а количество земли, пригодной для обработки, сокращаться, перенаселение приведет к насилию, которое власти будут не в состоянии обуздать, передает The Guardian.
Британские исследователи уверены, что климатические изменения скажутся и на России.

Российские эксперты в подобных оценках более осторожны. По мнению замдиректора Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН Юрия Анохина, изменение климата, бесспорно, влияет на природные ресурсы, но пугать людей войнами не стоит.

«Я стараюсь подальше держаться от подобного нагнетания: конечно, изменение климата сказывается на водных, земельных ресурсах, что-то исчерпывается, что-то обогащается, но никакого общего знаменателя никому еще найти не удалось. Но о войнах говорить — это слишком», — рассказал газете ВЗГЛЯД Анохин.
Руководитель программы «Климат и энергетика» Российского всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин объяснил газете ВЗГЛЯД преувеличения британских коллег тем, что ими движет желание привлечь внимание к этой проблеме.

«Если глобальное изменение температуры не удастся удержать в пределах 2 градусов, оно приведет к серьезным засухам от Португалии до восточной границы Казахстана, пострадают Африка и Индия. Именно это может воздействовать на несколько миллиардов человек», — считает Кокорин.

И если о войнах говорить пока чересчур, то вынужденная миграция — это совершенно разумно. Если парниковые газы не будут снижены в 2 раза, то уже через несколько десятков лет это грозит крупномасштабной миграцией.

Климатические войны уже идут?/Глобальное потепление, капризы погоды или климатические войны?..

Климатические войны уже идут?/Глобальное потепление, капризы погоды или климатические войны?..

С чем связано резкое похолодание в Европе и повышенная климатиеская неустойчивочть последних лет? Может быть «струя из залива“ — именно так переводится Гольфстрим (а залив при этом — Мексиканский!) стал неустойчив или »«ныряет» под пресные воды из-за таяния арктических льдов? А может быть антропогенное воздействие на климат уже перешагнуло все мыслимые границы? Представляем статью В.В.Хохлова «Глобальное потепление, капризы погоды или климатические войны?..»

 

Аномально жаркое лето 2010-го… Дым от горящих лесов и торфяников застилает просторы равнин России, в удушливом смоге улицы Москвы, во многих областях в связи с пожарами введен режим ЧП. А в Европе идут проливные дожди, топит Польшу и запад Украины. Жаркая зима в Австралии. Лето 2011-го… Снова от жары горят леса в Сибири и на Дальнем Востоке, аномально теплая и сухая погода стоит на всей европейской части России. На Урале холодно, идут проливные дожди, лето напоминает позднюю осень. В Арктике гигантские площади открытой, свободной ото льда воды. В Антарктиде от ледников откалываются супер-айсберги больше километра длиной. Этот список климатических перемен, катастроф, участившихся с началом нового, XXI века, можно продолжать долго. Но так устроен ум человека, что ему мало простой констатации фактов, а нужен ответ на вопрос: «Почему так происходит?» Кроме того, изменения климата уже стали угрожающими самому существованию человеческой цивилизации. Давайте же, вместе с автором, попытаемся найти ответ на заданный вопрос, и при этом коснемся фактов, о которых для широкого круга читателей предпочитают умалчивать и журналисты, и компетентные лица.

В последней четверти прошлого столетия, сначала в научных публикациях, а потом и в СМИ, начались разговоры о грядущем изменении климата на нашей планете, вызванном деятельностью человека, и, главным образом, о повышении средней температуры земной атмосферы – пресловутом глобальном потеплении. Главным виновником глобального потепления был назван парниковый эффект, который вызывается увеличением содержания в земной атмосфере так называемых парниковых газов, главными из которых являются углекислый газ (диоксид углерода, двуокись углерода, CO2) и метан (CH4). Эти газы непрозрачны для теплового излучения, но прозрачны для видимого света, поэтому солнечный свет по-прежнему легко проникает через атмосферу и нагревает земную поверхность, а вот тепловое излучение нагретой поверхности планеты поглощается этими газами, отчего и нагревается атмосфера. Основными источниками выбросов парниковых газов в атмосферу является промышленность, энергетика которой основана на сжигании газа, угля, нефти и нефтепродуктов.

В 1997 году практически всеми странами был подписан Киотский протокол – международный документ, призванный сократить выбросы парниковых газов в атмосферу Земли. К 2008 году Киотский протокол был ратифицирован парламентами всех стран, за исключением США, на долю которых приходится 39% объема общемировых выбросов. Даже несмотря на неприсоединение США к реализации Киотского протокола, в настоящее время выбросы парниковых газов сокращены и стабилизированы на уровне 1990 года. Однако, вопреки этому, средняя температура на планете продолжает расти, а изменения климата не только не стали меньше, а и усугубляются с большой скоростью и становятся аномальными. На смену плавным и медленным, с небольшой амплитудой, колебаниям климатических условий, охватывающих огромные территории, пришли резкие, быстрые, с большим перепадом, изменения климата на относительно небольших пространствах. По общим законам термодинамики, не говоря уже о климатологии, это свидетельствует о все продолжающемся повышении энергетики атмосферы. Иными словами, несмотря на сокращение выбросов парниковых газов, в атмосферу Земли продолжает поступать и накапливаться все большая энергия. Откуда же она берется? И почему большинство аномальных климатических, погодных изменений стали столь избирательными – они охватывают относительно небольшие области в самое критическое время для сельского хозяйства, промышленности и добычи природных ресурсов?

Бесспорно, что свою долю вклада в изменение климата вносят и выбросы парниковых газов, и загрязнение окружающей среды человеком, и колебания солнечной активности, и другие, как сугубо земные, так и космические факторы. Но так же бесспорно, что влияние этих факторов не избирательно, стихийно, а значит, за избирательные, целенаправленные аномалии климата ответственны какие-то другие силы, несомненно, управляемые человеком. Вспомним, что об управлении климатом, управлении погодой, говорят уже давно. Извечной мечтой земледельца во все времена было: как можно меньше зависеть от капризов погоды, чтобы, когда нужно – шел дождь, когда нужно – светило солнце, чтобы не побил урожай град. Первые опыты по управлению погодой начались во второй половине прошлого века. Наиболее известны стали технологии управления осадками: разгон туч для ясной погоды, превращение обычных облаков в дождевые, и предотвращение града. Осуществляются они достаточно просто: самолетами или ракетами в облаках рассеиваются мельчайшие частицы определенных химических реактивов, которые в зависимости от состава, либо не позволяют водяному пару конденсироваться, либо, наоборот, создают центры такой конденсации, приводящей к образованию капель дождя, либо не дают образоваться градинам, превращая грозный град в обычный дождь. Но это было только начало…

Но, прежде, чем продолжить наше повествование, нужно представить себе, хотя бы в самых общих чертах, механизм формирования погоды и климата. Все погодные и климатические явления: дожди, грозы, ураганы, циклоны, засухи, жара, морозы, смерчи – все они формируются, протекают и оказывают свое влияние на среду жизни и деятельности человека в самом нижнем, плотном слое земной атмосферы – тропосфере. Энергию, которая питает все климатические процессы, поставляет Солнце. Однако солнечная энергия аккумулируется не только в виде тепла от нагревания солнечными лучами земной поверхности и воздушных масс в тропосфере. Кроме света, Солнце излучает еще и невидимую радиацию, потоки заряженных частиц и плазмы. Однако все они не доходят до поверхности Земли и тропосферы, а поглощаются в верхних, разреженных слоях земной атмосферы, ионизируя ее и образуя ионосферу. Потоки заряженных частиц и плазмы, кроме того, отклоняются магнитным полем нашей планеты к ее полюсам, где тоже поглощаются ионосферой, подпитывая ее энергией и образуя полярные сияния – «авроры», одни из красивейших природных явлений. Таким образом, в ионосфере накапливается огромная энергия, и, поскольку атмосфера Земли есть одно целое, эта энергия передается и в тропосферу, тоже оказывая влияние на формирование климата и погоды.

А теперь обратим внимание на то, что накапливаемая в ионосфере энергия – это энергия движения заряженных частиц, плазмы, электрического и магнитного полей, то есть, в основном, электромагнитная, а, следовательно, с помощью электромагнитного излучения и полей можно влиять на накопление энергии в ионосфере и передачу ее в тропосферу, управлять временем и местом передачи, а также количеством передаваемой энергии. Таким образом, открывается возможность с помощью электромагнитного излучения, радиоволн влиять на погоду и климат в определенном регионе земной поверхности в определенное время, управлять ими. Казалось бы, при громадных, планетарных масштабах энергетики ионосферы, для управления ею нужна соответствующая, тоже огромная энергия радиоволн, и такое человеку пока не под силу при существующем уровне развития радиотехники. Однако, давно известен эффект «спускового крючка», когда для управления процессами с большой энергией можно обойтись совсем мизерной энергией управления, нужно только знать в каком месте и каким образом ее приложить. Так происходит в огнестрельном оружии, когда небольшое усилие пальца на спусковом крючке вызывает несоизмеримо большей силы выстрел. Осуществимо же это за счет внутренней энергии сгорания пороха, которую освобождает запал капсюля, управляемый спусковым механизмом оружия. Существует такой «спусковой механизм» и в ионосфере, его поиски велись со середины прошлого столетия, и в последние десятилетия дали практические результаты. В управлении процессами в ионосфере имеет место и эффект резонанса, когда колебания небольшой силы, но определенной частоты, вызывают отклик во много раз больший.

Существует версия, что пионером исследования электромагнитных процессов в ионосфере был знаменитый ученый Никола Тесла в самом начале ХХ века. Его заслуги как основоположника радиотехники больших мощностей неоспоримы, и известно, что в сферу его научных интересов входило изучение электромагнитных свойств Земли как целого, и именно он был действительным первооткрывателем ионосферы. Никола Тесла стремился найти способ беспроводной передачи электрической энергии на любые расстояния без существенных потерь, и для этого экспериментировал с ионосферой при помощи изобретенных им передатчиков радиоволн большой мощности. Существует популярная гипотеза о том, что знаменитый Тунгусский метеорит 1908 года, тайна которого до сих пор не раскрыта, является результатом экспериментов Николы Тесла, в результате которого небольшая часть энергии ионосферы, раскачанной в резонанс передатчиками Тесла, высвободилась над сибирской тайгой. Напомним, что мощность тунгусского взрыва оценивается в 30 мегатонн тротилового эквивалента, что соответствует мощной термоядерной бомбе. Деятельность Николы Тесла до сих пор окутана покровом тайны, после его смерти его научный архив был конфискован ФБР США и засекречен. Однако, достоверно известно что в 1960-х годах в ряде стран началось строительство установок, аналогичных передатчикам Тесла, с использованиям современных технологий, и гораздо более мощных. Областью их применения официально заявляется исследование ионосферы. Наиболее известной такой установкой является станция ХААРП (HAARP – High Frequency Active Auroral Research Program — программа высокочастотных активных авроральных исследований) на Аляске, принадлежащая ВВС США.

Остановимся подробнее на описании принципов действия и возможностей станции ХААРП, а после упомянем об остальных, похожих на нее, станциях, построенных за последнее время в разных странах мира. Официально станция ХААРП предназначена для комплексных исследований ионосферы и магнитосферы Земли, полярных сияний, причин и механизмов нарушения радиосвязи, а также для решения задач дальнего и сверхдальнего обнаружения объектов в противовоздушной и противоракетной обороне, обнаружения дислокации подводных лодок, и глубокого зондирования земных недр. Основой ХААРП является сверхмощный радиолокатор декаметрового диапазона (этот диапазон примерно соответствует коротковолновому диапазону 25 метров в радиоприемнике), включающий в себя антенное поле с ФАР – фазированной антенной решеткой, комплекс приемо-передающей, обрабатывающей и управляющей аппаратуры, а также мощную, полностью автономную электростанцию с многократным резервированием. Антенное поле ХААРП неподвижно, в отличие от многих радиолокаторов, однако технология ФАР позволяет получить мощный остронаправленный радиолуч в произвольном направлении. Мощность радиоизлучения станции ХААРП составляет 3 600 киловатт, а в импульсе – до 10 000 киловатт, что в несколько миллионов раз больше радиоизлучения Солнца в декаметровом диапазоне. Вся эта огромная мощность может быть сфокусирована антенным полем на небольшом участке пространства. В зоне воздействия такого радиолуча на ионосферу наблюдается ее большой разогрев, образование сгустков плазмы длиной порядка километра – гигантских шаровых молний, а импульсное резонансное воздействие приводит к стимулированному высвобождению собственной энергии ионосферы на выбранных областях пространства. Радиоизлучением ХААРП может быть нарушена коротковолновая радиосвязь в любом регионе Земли, выведено из строя любое радиоэлектронное оборудование на гражданских и военных объектах, в том числе и на ядерных баллистических ракетах, что полностью парализует экономику и вооруженные силы потенциального противника. Стимулированное же высвобождение внутренней энергии ионосферы, которая во много тысяч раз больше энергии ХААРП, способно влиять на погоду и климат в выбранном регионе планеты, открывая путь к климатическим войнам.

Станция ХААРП на Аляске является наиболее известной по публикациям в СМИ. Она была построена в 1997 году. Однако, она не единственная и уже не самая мощная в проекте ХААРП. Ранее были построены станции EISCAT (мощность радиоизлучения 1 200 киловатт) и SPEAR (мощность радиоизлучения 288 киловатт) в Норвегии, и станция HIPAS – также на Аляске. В 2001 году была построена пятая станция проекта ХААРП в Гренландии, мощность ее радиоизлучения составляет 11 000 киловатт, и на сегодняшний день она является самой мощной. Обратим внимание на то, что все пять станций проекта ХААРП расположены в зоне северного аврорального каспа – своеобразной магнитной воронки у северного магнитного полюса Земли, где происходит передача энергии потока заряженных частиц и плазмы, излучаемого Солнцем, в ионосферу. То есть, станции ХААРП расположены именно там, где возможно наиболее эффективное управление процессами в ионосфере. Направленно воздействуя на ионосферу, станции ХААРП способны управлять погодой и климатом всего северного полушария Земли. И это происходит в действительности – с 2002 года, когда проект ХААРП стал осуществляться в полном масштабе, резко увеличилось количество аномальных климатических явлений в северном полушарии.

В СССР в 1960-х – 1970-х годах тоже были построены станции по изучению ионосферы, аналогичные ХААРП. На сегодняшний день известно о четырех, они расположены на территории России, Украины и Таджикистана: станция «Сура» в Васильсурске Нижегородской области, станция в Апатитах Мурманской области (Россия); станция под Харьковом (Украина); станция возле Душанбе (Таджикистан). Доподлинно неизвестно, являются ли они функционирующими в настоящее время, однако, судя по публикациям в СМИ, станция «Сура», принадлежащая нижегородскому Научно-исследовательскому радиофизическому институту, вполне работоспособна. Мощность ее радиоизлучения составляет 750 киловатт, а параметры оборудования и принцип действия аналогичны станциям проекта ХААРП. Именно на «Суре» был открыт эффект резонансного отклика ионосферы при ее импульсном нагреве радиоизлучением, что, как уже упоминалось, приводит к стимулированному высвобождению внутренней энергии ионосферы и передачи этой энергии в тропосферу. Поэтому, даже, несмотря на то, что«Сура» расположена в средних широтах, а не в приполярных областях, она тоже с успехом может быть использована для управления погодой и климатическими условиями.

Подведем итог. На рубеже третьего тысячелетия человеческая цивилизация стала самым мощным фактором влияния в среде своего обитания. Пока что, к сожалению, это влияние является отрицательным – бездумное, хищническое использование человеком природных ресурсов родной планеты, продолжающаяся эскалация научных исследований, с целью создания новых видов оружия – все это приближает человечество к тому опасному пределу, за которым цивилизацию ждут разрушительные потрясения, упадок и гибель. Аномалии климата, как в том убеждают вышеизложенные факты, нельзя считать последствиями одного лишь глобального потепления, как следствия загрязнения окружающей среды выбросами парниковых газов. Слишком много уже есть свидетельств существования технологий управления климатом, используемых в военных целях, правда, пока еще, исподтишка. Но уму проницательному уже понятно – путь к климатическим войнам открыт. И все же, не все так мрачно в нашем будущем. И, в связи с этим, хочется, в заключение, обратиться к предсказаниям величайшего пророка человечества – Мишеля Нострадамуса.  

Климатические войны уже идут?/Глобальное потепление, капризы погоды или климатические войны?..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глобальные проблемы человечества. Проблемы мира и разоружения

Причины войн, жертвы, проблема контроля вооружений....

Тема: Глобальные проблемы человечества. Проблема здоровья и долголетия. Проблема суицида.

Урок географии  по теме “Глобальные проблемы человечества” проводился в 11 классе естественно-математического профиляВ соответствии с учебным планом изучение географии в профильном классе, ...

Презентация "Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема"

Презентация "Глобальные проблемы человечества. Демографическая проблема" может быть использована на уроках географии в старшей школе....

«Экологическая проблема — глобальная проблема человечества»

методическая разработка урока географии 10 класс...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе  ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.  ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»...

Презентация по теме:«Глобальные проблемы человечества ( демографическая проблема)»

Данную презентацию можно использовать на уроках географии в 11 классе. Она затрагивает вопросы: демографический взрыв, демографических переход, перенаселение и пути решения демографической проблемы....