Рабочая программа по биологии 10 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс)
рабочая программа по биологии 10 класс базовый уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpb_10_b.docx | 46.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной программы по биологии основного общего образования, Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2011, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.
Рабочая программа по биологии рассчитана на базовое изучение предмета, ориентирована на учащихся 10-х общеобразовательных классов.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
• освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Формы промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы, теста (согласно уставу или локальному акту образовательного учреждения)
Уровень обучения – базовый
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год
Содержание на ступени среднего (полного) общего образования по биологии представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: ботанику, зоологию, анатомию, общую биологию. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: биологические навыки и умения, которые учащиеся могут использовать в практической деятельности. Не менее важным элементом содержания учебного предмета является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками биологической информации; решение познавательных задач; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и практической деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Объем рабочей программы на ступени среднего (полного) образования , разработанной для 10–го класса, составляет 34 часа в год, и распределяется по 1 учебному часу в неделю.
Уровень знаний и умений учащихся проверяется при помощи тестирования в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. Промежуточный контроль запланирован после изучения каждой темы. Последняя работа носит характер итогового контроля.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Обязательная литература для обучающихся:(учебник)
Учебник: Общая биология: Учебн. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008. – 303 с.: ил.
Дополнительная литература для обучающихся:
- Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002
Литература для учителя:
1.Беляев Д. К., Рувинский А. О., Воронцов Н. Н. и др. Общая биология, 10—11 класс. М.: Просвещение, 1993.
2.Полянский Ю. И. Общая биология, 10—11класс. М.: Просвещение, 1991.
3.Лернер Г.И. Биология. Тесты и задания для поступающих в ВУЗы.- М.: Аквариум. ГИППВ, 1998
4.Грин П., Стаут V, Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 1990. Т. 1—3.
5.Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Биология. М.: Дрофа, 1999.
6.Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:Дрофа, 2002;
7.Материалы с тестами по ЕГЭ
8.А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Программы Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 класс М.: «Вентана-Граф» 2010 г.
9.О.П.Дудкина Развёрнутое тематическое планирование по программе И.Н.Пономарёвой .-Волгоград : Учитель, 2012г.
10. Дарвин Ч. Путешествие на корабле «Бигль»/Ч.Дарвин.-М.:Мысль,1978.
11. Дарвин Ч. Воспоминание о развитии моего ума и характера //Дарвин Ч. Сочинения.Т.9.-М.: Издательство АН СССР, 1959.
12. Дарвин Ч. Происхождение видов путём естественного отбора: кн. Для учителя/ Ч.Дарвин; под ред. А.В. Яблокова, Б.Н. Медникова.-М.:Просвещение, 1986.
13. Докинз Р. Эгоистический ген / Р. Докинз.- М.:Мир, 1993.
14. Грин Н. Биология . В 3 т./ Н. Грин, У. Стаут, Д. Тэйлор. – М.: Мир, 1990.
Журналы: «В мире науки», «Соросовский образовательный журнал», «Природа», «Биология в школе», «Наука из первых рук».
Интернет-ресурсы:
- http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
- http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3. www.bio.nature.r
4. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
5. www.bio.nature.ru - научные новости биологии.
6. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
7.www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий
Требования к уровню подготовки обучающихся
на ступени среднего (полного) образования
знать/уметь:
- знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;
- умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;
- наличие представлений о нормативных актах законодательной и исполнительной власти Свердловской области по дальнейшему укреплению экологической безопасности;
- знание основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;
- умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
- умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;
- владение навыками самообразования и саморазвития;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;
- владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;
- отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания;
- соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);
- проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.
Технологии, формы и методы, используемые на уроках биологии
№ п/п | Современные образовательные технологии и (или) методики | Цель использования технологий и (или) методик | Результат использования технологий и (или) методик |
1 | Технология РКМЧП (кластер, синквейн, толстые и тонкие вопросы, лекция с остановками…) | Формирование умения выделять смысловые единицы и графически оформлять их в определенном порядке в виде грозди или составления вопросов в работе с тестом | Развитие мышления и внимания учащихся, формирование умения вести диалог |
2 | Технология разноуровневого обучения | Обеспечение каждому учащемуся условий для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. | Определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности. |
3 | Технология индивидуального обучения Ю. С. Драля | Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества | Навыки самостоятельной работы с учебным материалом, самоконтроля, мотивация к учению в целом и к биологии в частности. |
4 | Информационные технологии | Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. | Развитие у учащихся познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, применяя их в своей практической деятельности. |
5 | Метод проектов | Развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. | Умение проводить исследования, систематически и четко излагать свои мысли, анализировать поступающую информацию и представлять новые идеи |
Содержание курса 10 класс
Введение (1ч)
Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие различные биологические системы и уровни организации живой природы.
Раздел I. КЛЕТКА – ЕДИНИЦА ЖИВОГО (14ч)
Тема 1. Химический состав клетки.(4ч )
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Тема 2. Структура и функции клетки. (4ч)
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты.
Тема 3. Обеспечение клеток энергией.(3ч )
Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода. биологическое окисление при участии кислорода.
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке. (3 ч )
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИД.
Демонстрации
Схемы, таблицы и пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез.
Лабораторные работы.
Каталитическая активность ферментов. 2. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука. 3. Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6ч )
Тема 5. Размножение организмов (4ч)
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2ч)
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.
Демонстрации
Схемы, таблицы и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша.
ОСНОВНЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (12ч)
Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности.(5ч)
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцеплённое с полом.
Тема 8. Основные закономерности изменчивости.(3 ч)
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости Н.В. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Тема 9. Генетика и селекция (4ч)
Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.
Демонстрации
Схемы, таблицы, фотографии, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание, перекрёст хромосом; неполное доминирование; наследование, сцеплённое с полом; мутации; модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии.
Учебно-тематический план
№ | Темы | Количество часов | Лабораторные работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 | ||
2 | Химический состав клетки | 4 | 1 | |
3 | Структура и функции клетки | 4 | 2 | 1 |
4 | Обеспечение клеток энергией | 3 | ||
5 | Наследственная информация и реализация ее в клетке | 3 | 1 | |
6 | Размножение организмов | 4 | ||
7 | Индивидуальное развитие | 2 | ||
8 | Основные закономерности явлений наследственности | 5 | 1 | |
9 | Основные закономерности изменчивости | 3 | 1 | |
10 | Генетика и селекция | 4 | 1 | |
Итоговый урок | 1 | |||
Итого | 34 | 3 | 5 |
Календарно-тематическое планирование биологии в 10 классе
№ | Наименование разделов и тем | Основные понятия темы для подготовки к ЕГЭ | Дата по плану | Дата по факту | НРК | |||
1(1) | Введение. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем (основные свойства живого). | Живая система, уровни жизни, методы исследования. | ||||||
Раздел I КЛЕТКА – ЕДИНИЦА ЖИВОГО (14 Ч) | ||||||||
Тема 1. Химический состав клетки.(4ч ) | ||||||||
2(1) | Неорганические соединения. | Биоэлементы, диполь, буферность. | ||||||
3(2) | Биополимеры. Углеводы. Липиды. | Биополимеры, глюкоза, сахароза, лактоза, крахмал, целлюлоза, гликоген, хитин. Триглицериды, фосфолипиды, стероиды, воски. | ||||||
4(3) | Биополимеры. Белки, их строение и функции. Лаб.раб.№ 1 «Каталитическая активность ферментов» | Аминокислота, аминогруппа, карбоксильная группа, пептидная связь, полипептид, 4 уровня структуры белка. Денатурация, ренатурация. | ||||||
5(4) | Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические вещества в клетке. | Нуклеотид, комплементарность: А-Т, Г-Ц, репликация ДНК. Т-РНК, и-РНК, р-РНК. АТФ, витамины, гормоны | ||||||
Тема 2. Структура и функции клетки. ( 4 ч ) | ||||||||
6(1) | Клеточная теория.Лаб.раб. №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука». | Шлейден, Шванн и Вирхов – основоположники клеточной теории, плазмалемма, протоплазма, эндоцитоз (пиноцитоз и фагоцитоз) и экзоцитоз. | ||||||
7(2) | Цитоплазма. Органоиды клетки. | Лизосомы, комлекс Гольджи, ЭПС, вакуоль, рибосомы, цитоскелет, жгутики, реснички, включения. Митохондрии (кристы, матрикс), хлоропласты. Ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко, хроматин. | ||||||
8(3) | Прокариоты и эукариоты. Особенности строения прокариотической клетки.Неклеточные формы жизни – вирусы. Вирус СПИДа.Лаб.раб № 3 «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток». | Прокариоты, эукариоты. Нуклеоид. Аэробы, анаэробы. Вич-инфекция. | ||||||
9(4) | ТЕСТ № 1 по теме «Введение. Химический состав и структура клетки» | |||||||
Тема 3. Обеспечение клеток энергией.(3ч ) | ||||||||
10(1) | Фотосинтез. | Ассимиляция, диссимиляция. Автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы. | ||||||
11(2) | Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода. | Автотрофы, фотолиз воды, уравнение фотосинтеза. | ||||||
12(3) | Биологическое окисление при участии кислорода. | Гетеротрофы, анаэробный гликолиз, аэробы, окисление глюкозы, синтез АТФ. | ||||||
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке. (3 ) | ||||||||
13(1) | Генетическая информация. Репликация. Транскрипция. Генетический код. | Репликация ДНК, комплементарность. Триплет, кодон, полисома, свойства генетического кода. | ||||||
14(2) | Биосинтез белка. | Экспрессия гена, транскрипция, трансляция. | ||||||
15(3) | ТЕСТ № 2 «Метаболизм в клетке» | |||||||
Раздел II РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6ч ) | ||||||||
Тема 5. Размножение организмов (4ч) | ||||||||
16(1) | Деление клетки. Митоз. Амитоз. | Диплоидный набор хромосом. Интерфаза, фазы митоза: профаза, анафаза, телофаза. Хроматиды. | ||||||
17(2) | Бесполое и половое размножение. | Деление надвое, почкование, спорообразование, фрагментация, вегетативное размножение, клонирование. | ||||||
18(3) | Мейоз. | Фазы мейоза, конъюгация, кроссинговер. Гаплоидный набор хромосом. | ||||||
19(4) | Образование половых клеток и оплодотворение. | Сперматогенез, оогенез, их стадии. Этапы оплодотворения. | ||||||
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2ч) | ||||||||
20(1) | Зародышевое и послезародышевое развитие организмов. Организм как единое целое. | Онтогенез, эмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, органогенез. Постэмбриогенез, прямое и непрямое развитие, развитие с полным и неполным превращением.. | ||||||
21(2) | ТЕСТ № 3 «Размножение организмов. Онтогенез» | |||||||
Раздел III ОСНОВНЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (12ч) | ||||||||
Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности.( 5ч ) | ||||||||
22(1) | Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя. | Генетика, наследственность, изменчивость, ген, генотип, генофонд, хромосома, локус, аллельные гены, фен, фенотип, рецессивный, доминантный, гомозигота, гетерозигота, чистая линия. Моногибридное скрещивание. Гибридное скрещивание, гибридизация, гибридное поколение, гибрид. | ||||||
23(2) | Второй закон Менделя. | Полное и неполное доминирование, промежуточное наследование, промежуточный фенотип. Анализирующее скрещивание. | ||||||
24(3) | Генотип и фенотип. Аллельные гены. | Хромосомная теория наследственности, Томас Морган Полимерия, эпистаз, комплементарность. Наследование групп крови как пример множественного действия генов. | ||||||
25(4) | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | Дигибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. Решетка Пеннета. | ||||||
26(5) | Генетика пола. | Аутосомы и половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом: гемофилия, дальтонизм. | ||||||
Тема 8. Основные закономерности изменчивости.( 3 ч ) | ||||||||
27(1) | Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. | Фенотипическая (ненаследственная, групповая, определенная) изменчивость, модификации, норма реакции. | ||||||
28(2) | Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. | Мутации геномные, хромосомные и генные, мутагены. Близнецовый, цитогенетический, генеалогический методы генетики. Медико-генетическое консультирование | ||||||
29(3) | ТЕСТ № 4 по теме «Основы генетики». | |||||||
Тема 9. Генетика и селекция (4ч) | ||||||||
30(1) | Одомашнивание как начальный этап селекции. | Селекция, порода, сорт, штамм, центры одомашнивания животных, центры окультуривания растений по Вавилову. | ||||||
31(2) | Методы современной селекции. | Гибридизация близкородственная и отдаленная, полиплоидия. | ||||||
32(3) | Успехи селекции | Биотехнологии. Мутагенез | ||||||
33(4) | ИТОГОВЫЙ ТЕСТ № 5 за курс 10-го класса | |||||||
34. | Обобщающий урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...