разработка урока "Здоровое питание - здоровье человека"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Гаязова Гузель Наилевна

Разработка урока на тему "Здоровье человека-Здоровое питание", можно использовать на классных часах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_zdorove_cheloveka.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                             

Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского района РТ

                                           Разработка урока на тему:

              «Здоровье человека и здоровое питание»

                      Разработала:

                                           Гаязова Гузель Наилевна учитель биологии

                                                                   Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского района РТ

                                                        С. Базарные Матаки

                                                              2018год

 

Цели: 

Образовательные: Сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, раскрыть значение некоторых пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов; определить их потенциальную опасность для здоровья человека, изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологического риска их употребления.

Воспитательные: вести здоровый образ жизни, гигиена питания.

Развивающие: продолжить выработку умения делать выводы по результатам наблюдений, продолжить выработку привычки к здоровому образу жизни

Ход  урока

Учитель:

Сегодняшний урок начну со сказки

В одной стране когда-то

Жил был один король,

Имел он много злата

Но был совсем больной

Он очень мало двигался

И очень много ел

И каждый день, и каждый час

Все больше он толстел

Отдышки и мигрени

Измучили его

Плохое настроение типично для него.

Он раздражен капризен-

Не знает почему.

Здоровый образ жизни

Был незнаком ему

Росли у него детки.

Придворный эскулап

Микстурами, таблетками

Закармливать был рад

Больными были детки

И слушали его.

И повторяли детство

Папаши своего.

Волшебник Айболит

Явился во дворец

И поэтому счастливый

У сказки сей конец.

Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок. В каждой сказке есть своя доля правды, и в этой истории отражена реальная жизнь. В нашей стране низкая продолжительность жизни особенно мужчин до 57 лет, много умирают от сердца, онкологические  заболеваний, легких и многих других болезней. Это очень тревожная ситуация  и на сегодняшний день стоит много вопросов один из которых: как правильно организовать свою жизнь?  (вести здоровый образ жизни)

- А здоровый образ жизни от чего зависит? От самого себя т.е  от человека, от его желания (слайд 2: здоровье зависит на 50 % от образа жизни, 20% от окружающей среды, 20% от наследства, 10% от медицинского обслуживания).    

-Как вы считаете, в здоровый образ жизни из чего состоит? ( 1питание 2движения закаливания, личная гигиена, эмоции, рациональное питание, отказ от вредных привычек).

-А что же такое здоровье? (Выслушиваются ответы учащихся, показывается слайд 3,4)

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствия болезни. (определения Всемирного органа здравоохранения)

Рассказ учителя:

На протяжении многих тысячелетий люди старались прокормить себя, чтобы уцелеть в смертельной схватке за существование. Сначала они примитивно и робко собирали дань с окружающего их растительного и животного мира. И постепенно, наряду с другими достижениями, овладевали искусством кулинарии.

Долгое время придерживались мнения, что поесть – значить «заправить» организм порцией «горючего».

-А почему нужно организм нужно заправлять организм горючим? Ответы учащихся слайд 5 (правильно не важно, какого и в каком количестве, лишь бы ярко пылало пламя обменных процессов и давало необходимую для жизнедеятельности человека энергию). Поэтому поначалу никому и в голову не приходило ограничивать себя в еде. Впоследствии выяснилось – при избыточном питании организм как бы задыхается от обилия пищевых веществ и калорий и аккумулирует их в виде жира. Общее количество жировых клеток, которое мы захватили с собой, вступая в пору зрелости, в значительной степени зависит от того, как мы питались в детстве и юности. Раз появившись, жировые клетки даже при последующем нормальном питании могут остаться с нами до конца жизни.

И тема сегодняшнего нашего урока: Здоровье человека и одно из направлений здорового образа жизни здоровое питание.(слайд 6)

Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах.

- Что помогает человеку выделить среди многих веществ те, которые пригодны для еды? (ответы учащихся  органы чувств)

- С помощью, каких органов чувств люди находили нужные продукты, определяли свежесть и качество пищи? (ответы учащихся с помощью вкуса и запаха)

- Где происходит обработка, и переваривание пищи? (ответы учащихся пищеварительном тракте).

- Как происходит переваривание пищи? (ответы учащихся) Пища попадает в ротовую полость, затем пережевывается, смачивается слюней, прежде чем проглотить фермент амилаза начинает расщеплять углеводы. Затем пища попадет в желудок  ит.д.

-Зачем нужно пережевывать пищу? Обратим внимание на слайд 7 рассказ.

 - Что содержат пищевые продукты? Питательные вещества, витамины и минералы. (выступают учащиеся с заранее подготовленными сообщениями слайд 8)

Рассказ учителя: 

Как мы уже отметили, что человек именно органом чувств определяет вкусовые качества продуктов питания.  И именно по вкусовым качествам человек определяет, съедобен продукт или лучше не есть. Так было всегда, но не сегодня. Мы живем во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах, и даже задать срок хранения.

- Вспомните сказки о могущественных магах и волшебниках, как они колдуют над котелком с варевом? (ответы учащихся: несколько волшебных порошков, заклинание – нужный порошок готов)

Приблизительно по тому же принципу готовиться современные продукты питания. Только технологию усовершенствовали, волшебные слова – это длинные названия формул, а в качестве волшебных порошков используются пищевые добавки.

- А какие пищевые добавки, которые используются в продуктах питания, вы знаете? (ответы учащихся - красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)

Определение пищевые добавки на слайде 9

- Когда вы заходите в магазин в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам отдаете предпочтение? (запакованные  в красивые обертки)

- А обращаете внимание на состав веществ, входящих в данный продукт?

«Зачастую рядом с перечнем всем понятных составляющих можно обнаружить сложные названия «Е». Это индекс, означающий систему кодификаций, разработанную в Европе  цифры говорят о пищевой добавке. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, цвет, запах, и консистенцию. Число пищевых добавок достигло до 500. Некоторые добавки разрешены с ограничениями в использовании. Давайте рассмотрим самые распространенные виды ПД и разберемся, для чего они нужны.

Практическая работа выполняется  в парах:

У вас на столах таблица №1 пакеты, красивые обертки продукты питания и таблицу вам №2 заполнить. Учащиеся выполняют практическую работу и делают выводы.

Предполагаемый результат: 1)обнаружены ПД систематически употребление вызывает, отрицательное воздействие на человека (чипсы,), 2) запрещенных, опасные пищевых добавок обнаружены?

Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не остаются бездеятельными. Их воздействие на организм зависит от биологической активности ПД, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частой их применяемости могут оказаться более опасными для организма, чем большие дозы, но редко поступающие.специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола.

- Чем опасен бензол? (опасный канцероген, способный вызывать рак, заболевания печени, почек).

Рекомендации урока: вести здоровый образ жизни, в питании все должно быть в меру, тщательно пережевывать пищу, пища должна быть разнообразной, при покупке продуктов питания обращать внимание на индекс Е, серьезно изучать состав продукта и его производителя, не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами (слайд 10, 11)

Решим познавательную задачу:

 как, используя знания физиологии пищеварения, человек должен правильно питаться и тем самым обеспечить себе здоровье и долголетие? (слайд 12, ответы учащихся)

Д/З

слова А.С.Пушкина «Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность» что имел в виду поэт. (слайд 13)

В начале урока я начала была, со сказкой, дослушаем конец.

Волшебник Айболит

Сказал « долой  врача.

Вам просто не хватает

прыгучего мяча.

Вам больше надо двигаться

В походы в лес ходить

И меньше нужно времени

 В столовой проводить

Вы подружитесь с Солнцем

Со свежим воздухом, Водой

Отступят все болезни

Промчаться стороной

Несите людям радость

Добро и сердце свет

И будете здоровы

Вы много, много лет! (слайд 14)

 

Список литературы

1. Е.В.Носова «урок исследование по теме «пищевые добавки и здоровье человека» журнал  «Биология в школе» №1 2007год,

2.Т.Н.Зуйкина урок «гигиена питания» №7 2000год,

3. Биология 8 кл. поурочные планы по уч.Д.В.Колесова

4.Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок»

5.Рациональное питание школьника. Медицинская брошюра 2006г.

« Пищевые добавки »                              таблица №1

Тип добавок

 Значение

Примеры

Воздействие на организм

Е1**

красители

1. Для восстановления природного цвета, утраченно-го в процессе обработки и хранения.

2.Для окрашивания бесцвет-ных продуктов.

3.для повышения интенсив-ности цвета.

4применяется при подделке продуктов.

1натуральные красите-ли, сырье для них - ягоды, цветы листья. Например: В-каротин или краситель из шиповника.

2 синтетические краси-тели не содержат вкуса, витаминов, да-ют яркие цвета. Например: родамин С, тартразин.

Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (е131-142, 153)

Запрещенное: Е103, 105, 111, 121, 125, 126, 130, 152.

Опасные6 Е 1о2, 110, 120, 123, 124, 127, 155.  

Е2** консерванты

1Для увеличения срока годности, предотвращения порчи продуктов, происходя-щей под действием систем микроорганизмов.

2 Заготовка продуктов впрок, доставка их в труднодоступ-ные районы

3.Угнетает рост плесневых грибков, дрожжей, аэробных и анаэробных бактерий

1 в домашних условиях соль, сахар, уксус (они меняют вкус продукта)

2. Промышленные – сернистая, сорбино-вая, бензойная кисло-та, сорбит калия, бензонат натрия, соединения серы.

3.антибиотики – кон-серванты (для транс-портировки мяса и рыбы)  

Сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма. Бен-зойная кислота плохо переносится маленькими детьми. Соединения серы токсичны. Бензонат натрия – аллергичен. Антибио-тики вызывают нарушения необходимого соотноше-ния микрофлоры в кишеч-нике, провоцируют кишечные болезни

Е3** антиокислители

1 Защищают жиросодержа-щие продукты от прогора-ния

2 Останавливают самоокисления продуктов

1 Природные – аскор-биновая кислота, токо-феролы в раститель-ном масле.

2 Синтетические – бутилоксианизол и бутилокситолуол

Вызывает сыпь: Е311-313

Вызывают расстройства кишечника: Е338-341

Повышают холестерин: Е320 – 322.

Е4** загустители

1 Позволяют получить продукты с нужной консистенцией, улучшают и сохраняют их структуру.

2 Используют в производстве мороженного, желе, консервов, майонеза.

1 Натуральные – жела-тин, крахмал, пектин, агар, карраген.

2 Полусинтетические – целлюлоза, модифицированный крахмал

Впитывает вещества неза-висимо от их полезности или вредности, могут нарушить всасывания минеральных веществ, являются легкими слаби-тельными. Вызывают расстройства кишечника: Е407, 450, 65,466

Е5** эмульгаторы

1 Отвечают за консистен-цию пищевого продукта, его вязкость.

2 используется в производ-стве маргарина, кулинарно-го жира, колбасного фарша, в кондитерских и хлебобу-лочных изделиях ( не дают им черстветь)

1 Натуральные – яичный белок, природный лецитин.

2 Синтетические – фосфаты кальция и аммония, фосфорная кислота

Использование фосфатов может привести к наруше-нию баланса между фосфором и кальцием, плохое усвоение кальция способствует развитию остеопороза.  Опасные: Е501-503, 510, 513, 527, 560

Е6** усилители вкуса

1 Для усвоения выражен-ного вкуса и аромата

2 Придают ощущения жирности низкокалорийным йогуртам и мороженному

3 смягчают  резкий вкус уксусной кислоты и остроту майонеза

4 Подсластители

1 Натуральные – полу-чают из натурального сырья.

2 Идентичные нату-ральным – искусствен-ные соединения, ими-тирующие аромат на-туральных продуктов

Искусственные – не имеют аналога в природе: глутаминовая кислота, мальтол, глютомат натрия.

4 Подсластители, содержащие калории: сорбит, ксилит; низкокалорийные: сахарин, сахарол, аспартам.

Глютомат натрия вызывает головную боль, тошноту, учащенное сердцебиение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять его в течение многих лет.

Сахарин способен вызывать опухоль мочевого пузыря.

Глутаминовая кислота превращается в амино-масляную, которая является возбудителем ЦНС

Ракообразующие:Е 626-630, 635

Опасные: Е620, 636, 637