Главные вкладки

    Мастер класс:"Все повторится вновь". Использование эвристических методов в преподавании биологии и экологии в школе
    презентация к уроку по биологии

    Краснокутская Анна Валерьевна

    Цель мастер-класса: показать применение на уроках  биологии эвристических методов обучения. Содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятельности, которая должна быть рационально организована, т.е. представлена в виде тех или иных организационных форм.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                         «Все повторяется вновь» (использование эвристических методов в преподавании   биологии и экологии в школе) (мастер-класс)       

            Краснокутская Анна Валерьевна, учитель химии, биологии МБОУ гимназии №1 с. Красногвардейского.                                                                   

    В современном  обществе растёт востребованность в творчески мыслящих людей, способных самостоятельно видеть и решать проблемы. Выпускники школы должны уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях, которых в повседневной жизни предостаточно. В этих условиях особое значение приобретает развитие индивидуальных творческих способностей детей, умение не только получать информацию, но и самим ее добывать и применять.

    Для каждого творчески работающего педагога встает необходимость определить совокупность педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся на уроках в общеобразовательной школе.

    Особенности эвристических методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед.  Тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз образования: «Учить не для школы, а для жизни».

    Слайд №1

    Цель мастер-класса: показать применение на уроках  биологии эвристических методов обучения. Содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятельности, которая должна быть рационально организована, т.е. представлена в виде тех или иных организационных форм.

    Слайд №2

    Уважаемы коллеги, я как учитель биологии много говорю  о циклических процессах. Взаимосвязь явлений и процессов, цикл развития клетки, циклы размножения организмов, биохимические циклы. Перед вами три предмета: яйцо, матрешка, цветок. Придумайте некий цикл с этими предметами.

    • Прием «синектика». Синектика — (Synectics) метод стимулирования творческой активности, в котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче. Автор У. Гордон. Литература. Gordon W. Synectics. N.Y …   Психологический словарь 

    Предлагаю вам представить, что вы находитесь не только на мастер-классе, но и в классе на обычном уроке, тема которого «Эвристические  методы обучения» и изучать эту тему мы будем активно! с использованием активных методов обучения.

    Слайд №3

    Бельгия в Европе славилась своими колоколами. В старину во время отливки колокола горожанам  запрещалось выходить из домов, хлопать дверьми, чтобы в колоколе не получилось  трещинки и не было искажения звука…Но в последние годы колокола что-то стали дребезжать, издавать непонятные звуки. Что-то необратимо  ломалось в механизме звучания.

    Вопрос. Почему умолкли колокола?

    Основной признак эвристического задания – это отсутствие заранее известного результата его выполнения. При выполнении такого задания опора делается на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих способностей.

    Колокола умолкли по экологической причине: 

    • Вредные  выбросы заводов  сделали воздух ядовитым, часто выпадают кислотные дожди - вот медь и окислилась, появились трещины.
    • Изменение климатических условий.
    • Воздействие электромагнитных полей.
    • Действие солнечного излучения (озоновая дыра).
    • Изменение окружающей аккустики из-за изменения ланшафта и постройки новых зданий и сооружений.    

    Слайд№4

    Среди первых широко применявшихся пестицидов был ДДТ. В середине 60-х гг. появилось сообщение о том, что ДДТ обнаружен в печени пингвинов в Антарктиде   Какими путями ДДТ мог попасть в печень пингвинов?

     Работа с текстом.

    Впервые ДДТ был синтезирован в 1873 году австрийским химиком Отмаром Цейдлером. Он оказался идеальным средством для борьбы с переносчиками сыпного тифа и малярии – болезнями. Наиболее значимыми «заслугами» применения ДДТ мирового масштаба являются:

    • с помощью ДДТ была предотвращена эпидемия тифа в Неаполе в январе 1944 года. Впервые удалось остановить первую зимнюю эпидемию тифа, переносимого вшами;
    • в 1965 году благодаря ДДТ в Индии ни один человек не умер от малярии, тогда как в 1948 погибло 3 млн.человек. По оценкам Национальной академии наук США, за время применения препарата до 1970 года ДДТ спас 500 миллионов жизней от малярии;

    Мир быстро приобрел положительный опыт применения ДДТ. Но его устойчивость таили в себе опасность: препарат не разлагался на безвредные компоненты, а накапливался в почве, воде и живых организмах, губил не только вредных, но и полезных насекомых, вызывал отравление и гибель других животным.

    Вывод: ДихлорДифенилТрихлорметилметан (ДДТ) мог попасть пингвинам только в цепях питания( насекомые -рыбы,птицы - ПИНГВИНЫ) Всё просто..

    Слайд № 5. В природе все взаимосвязано.

    Ситуационная задача «Отходы». На каждого из шести миллиардов жителей Земли приходится около одной   тонны мусора в год. Парадокс заключается в том, что чем лучше мы живем, тем больше накапливаем отходов. Причины этого — увеличение производства «одноразовых» товаров, увеличение количества упаковки, повышение уровня жизни, позволяющее еще пригодные к использованию. Потребность в утилизации отходов с каждым годом становится все более актуальной.

    Задание

    1. Существует два мнения: первое — чисто там, где не сорят; второе — чисто там, где регулярно убирают. Что, по вашему  мнению, ближе к истине? И почему?
    2. Придумайте историю, которая могла бы убедить младших школьников не мусорить на улице.

    Вывод:  Ничто не исчезает бесследно.

    Слайд №6

    Работа с текстом. Самое массовое уничтожение воробьев в истории человечества происходило в Китае, в рамках организованной Мао Цзэдуном сельскохозяйственной реформы. Великий кормчий призвал всех жителей Поднебесной, истреблять четырех главных вредителей: воробьев, крыс, мух и комаров. В парках, на улицах и крышах домов люди (горожане и крестьяне, школьники и старики, мужчины и женщины) кричали, свистели, махали тряпками, стучали по кастрюлям, в общем, делали все, чтобы воробьи как можно дольше находились в воздухе.

    Птицы изможденные длительным нахождением в воздухе и не возможностью куда-либо приземлиться начали буквально валиться с неба. Тех, которые не погибал от удара о землю добивали чем попало. Было уничтожено примерно два миллиарда воробьев.  В первый год после массового убийства воробьев в Китае был зафиксирован достаточно неплохой урожай, то на следующий сезон в стране разразился голод. Почему? Назовите причины?

    Вывод: Природа знает лучше.

    Слайд №7. Ничто не дается даром.

    Если мы не хотим вкладывать средства в охрану природы, то придется платить здоровьем, как своим, так и потомков. . Этот закон базируется на результатах возникновения и развития жизни на земле, на естественном отборе в процессе эволюции жизни.

    Мы вывели  4 закона экологии Коммонера. 

    Вопрос об охране природы очень сложен. Ни одно наше воздействие на природу не проходит бесследно, даже если выполнены, казалось бы, все требования экологической чистоты. Поэтому должен измениться сам подход к понятию экологической чистоты. Пусть методом проб и ошибок, но мы должны найти способы гармоничного интегрирования своего производства с биосферой планеты.

    Слайд№8

    Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

         Жизнь это созвучие ритмов  и образов. Взаимосвязь времен и места динамична и складывается из ритмов  различных природных процессов  и явлений. Можно ли уловить «Миг истины» в ритмах жизни, в цикличности развития  и сохранить его для будущих времен.

    «Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить. Что может сделать каждый – не навредить! Не быть равнодушным! Не разрушать! Посадивший деревце его не сломает».

                                                                                          (Реймерс Н.Ф.)

                                     Список литературы:

    1. Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: Дисс. докт. пед. наук. – М.: МПУ, 1994. – 269с.
    2. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студентов вузов/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Седельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Академия, 2003. 266с.         
    3. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Просвещение, 1998. 345 с.
    4. Хуторской, А.В. Выход из капкана: звристическое обучение как реальность [Текст] /А.В. Хуторской // Народное образование. - 1999. - № 9. - С.120-126.
    5.   Коммонер Б. Замыкающийся круг. - Л., 1974. - С.32.
    6.  Дмитриенко П.К. Природа знает лучше // Химия и жизнь-21 век. - №8. - 1999. - С.27-30.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Все повторится вновь» Краснокутская Анна Валерьевна с Красногвардейское МКОУ «Гимназия №1»

    Слайд 3

    Синектика Синектика — ( Synectics ) метод стимулирования творческой активности, в котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче. Автор У. Гордон. Литература. Gordon W. Synectics . N.Y … Психологический словарь

    Слайд 4

    Придумайте цикл с этими предметами

    Слайд 5

    Бельгия в Европе славится своими колоколами. В старину во время отливки колокола горожанам запрещалось выходить из домов, хлопать дверьми, чтобы в колоколе не получилось трещинки и не было искажения звука... Но в последние годы колокола что-то стали дребезжать, издавать неверные звуки. Великие певчие охрипли! Что-то сломалось в механизме звучания необратимо, непоправимо. Хаос звуков — вместо стройного ансамбля.

    Слайд 7

    Колокола умолкли по экологической причине. Вредные выбросы заводов сделали воздух ядовитым, часто выпадают кислотные дожди — вот медь и окислилась, появились трещины, колокол стал дребезжать. Просто старение металлов 2 изменение климатических условий 3 воздействие электро-магнитных полей 4 действие солнечного излучения (озоновая дыра) 5 изменение окружающей аккустики из-за изменения ланшафта и постройки новых зданий и сооружений

    Слайд 11

    Среди первых широко применявшихся пестицидов после Второй мировой войны был ДДТ. В середине 60-х гг. появилось сообщение о том, что ДДТ обнаружен в печени пингвинов в Антарктиде - месте, весьма удаленном от районов применения ДДТ. Какими путями ДДТ мог попасть в печень пингвинов?

    Слайд 12

    В природе все взаимосвязано

    Слайд 13

    Ничто не исчезает бесследно

    Слайд 14

    ПРИРОДА «ЗНАЕТ» ЛУЧШЕ

    Слайд 15

    НИЧТО НЕ ДАЁТСЯ ДАРОМ

    Слайд 16

    Все связано со всем Ничто не исчезает бесследно Законы Коммонера Ничто не дается даром Природа знает лучше


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

    Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

    Применение элементов игровых и проективных технологий на уроках обобщения и систематизации знаний в преподавании биологии и экологии

    Разработанная мной форма проведения урока может быть применена на любом занятии, предполагающем обобщение и систематизацию знаний по объемной теме (блоку тем). Разработана и апробирована данная форма ...

    мастер -класс Ивановой М.В."Исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии, экологии и во внеурочное время"

    Мастер – класс Ивановой М.В.Исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии, экологии и во внеурочное время....

    О возможностях использования инновационных методов на уроках биологии в 10 классе

    Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и тесней...

    «Использование психологических методов в преподавании биологии».

    Работа «Использование психологических методов в преподавании биологии» показывает возможность использования психологических методов при изучении биологии.Психологические методы эмпатии , идентификации...

    Использование психологических методов в преподавании биологии

    В статье рассматриваются психологические методы: идентификации, эмпатии и рефлексии, направленные на восприятие и отношение к природным объектам....