Материалы для подготовки к урокам биологии
материал по биологии

Конон Валентина Алексеевна

Данный раздел содержит материалы, необходимые при подготовке к урокам географии, не только для учителей, но и для учащихся средней  школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznourovnevye_testy.docx18.18 КБ
Файл samostoyatelnye_raboty.docx87.02 КБ
Файл spravochnik_priroda_hmao.docx1.5 МБ
Файл test_po_teme_lipidy.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Разноуровневые тесты

Укажите правильные варианты ответа:

Строение и функции кожи.

Тест 1. Какова общая поверхность кожи взрослого человека?

  1. Около 1 м2.
  2. Около 2 м2.

Тест 2. Сколько слоев различают в коже?

  1. Один — кожа.
  2. Два: эпидермис и собственно кожа.
  3. Три: эпидермис, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка.

Тест 3. Какое происхождение имеют волосы и ногти?

  1. Произошли из клеток эпидермиса кожи.
  2. Произошли из клеток собственно кожи.
  3. Имеют подкожное происхождение.

Тест 4. Где располагаются рецепторы, кровеносные и лимфатические сосуды?

  1. В эпидермисе кожи.
  2. В собственно коже.
  3. И в эпидермисе, и в собственно коже.

Тест 5. Как происходит усиление теплоотдачи через кожу при повышении температуры окружающей среды?

  1. Только за счет расширения капилляров кожи.
  2. Только за счет сужения капилляров кожи.
  3. Только за счет усиления работы потовых желез.
  4. За счет расширения капилляров и усиления потоотделения.

Тест 6. Какие функции выполняет кожа?

  1. Образует витамин В.
  2. Образует витамин D.
  3. Участвует в терморегуляции.
  4. Является депо крови.
  5. Защитные функции.
  6. Орган чувств.
  7. Эндокринная функция.
  8. Участвует в закаливании организма.
  9. Выделительные функции.
  10. Запасающие функции.

Тест 7. При понижении температуры окружающей среды:

  1. Усиливается обмен веществ.
  2. Уменьшается интенсивность обмена веществ.
  3. Усиливается потоотделение.
  4. Ослабляется интенсивность потоотделения.
  5. Расширяются капилляры кожи.
  6. Сужаются капилляры кожи.

Тест 8. Почему летом человек загорает?

  1. Загорелая кожа лучше поглощает ультрафиолетовые лучи, необходимые для образования витаминов в коже.
  2. Загорелая кожа образуется в результате интенсивной гибели клеток под действием избытка ультрафиолетовых лучей.
  3. Загорелая кожа меньше нагревается.
  4. Загорелая кожа защищает от проникновения избытка ультрафиолетовых лучей в глубь кожи.

**Тест 9. Известно, что витамин D, образующийся в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей, сохраняет соли кальция в костях организма. Можно ли утверждать, что темный цвет кожи у людей, живущих ближе к экватору необходим для того, чтобы кости их скелета не были хрупкими?

  1. Да.
  2. Нет, темный цвет кожи защищает от теплового удара.

**Тест 10. Известно, что волосы периодически выпадают и заменяются новыми. Как это происходит?

  1. Выпадает часть волоса, волосяная луковица образует новый волос.
  2. Атрофируется нижняя часть волосяной луковицы и волос выпадает. Внутреннее корневое влагалище волоса образует новую волосяную сумку.

**Тест 11. Что произойдет с человеком, находящимся в ванне при температуре воды 45 градусов через 15 минут? (На поверхности воды находится только голова.)

  1. Умрет от теплового удара.
  2. Перегреется, будет плохо себя чувствовать.
  3. За то время ничего страшного не произойдет.

Селекция растений

Укажите правильные варианты ответов:

Тест 1. Какой вид отбора нужно применять при селекции пшеницы?

  1. Индивидуальный.
  2. Массовый.
  3. Отбор при селекции пшеницы не применятся.

Тест 2. Какой вид отбора нужно применять при селекции ржи?

  1. Индивидуальный.
  2. Массовый.
  3. Отбор при селекции ржи не применятся.

Тест 3. Как называется самоопыление перекрестноопыляющихся растений?

  1. Полиплоидия.
  2. Аутбридинг.
  3. Инбридинг.
  4. Отдаленная гибридизация.

Тест 4. Что такое "чистая линия"?

  1. Потомство от самоопыляющегося растения.
  2. Потомство от перекрестноопыляющегося растения.
  3. Потомство от любого растения.
  4. Сорт культурных растений.

Тест 5. Что такое гетерозис?

  1. Кратное геному увеличение хромосомного набора.
  2. Отдаленная гибридизация.
  3. Депрессия, которая происходит при самоопылении перекрестноопыляемых растений.
  4. Повышенная урожайность и жизнестойкость гибридов между разными чистыми линиями.

Тест 6. Для чего применяют перекрестное опыление самоопыляемых растений?

  1. Для получения эффекта гетерозиса.
  2. Для получения чистых линий.
  3. Для получения отдаленных гибридов.
  4. Для сочетания свойств различных сортов.

Тест 7. Для чего проводят самоопыление перекрестноопыляемых растений?

  1. Для получения чистых линий.
  2. Для получения эффекта гетерозиса.
  3. Для получения отдаленных гибридов.
  4. Для сочетания свойств различных сортов.

Тест 8. Как преодолеть бесплодие отдаленных гибридов?

  1. На сегодняшний день преодолеть бесплодие отдаленных гибридов нельзя.
  2. С помощью полиплоидии.
  3. С помощью самоопыления.
  4. С помощью индивидуального отбора.

**Тест 9. Какие растения относятся к самоопылителям?

  1. Горох.
  2. Рожь.
  3. Пшеница.
  4. Подсолнечник.

Тест 10. Кто из ученых создал плодовитый капустно-редечный гибрид?

  1. Н.И.Вавилов.
  2. Б.Л.Астауров.
  3. И.В.Мичурин.
  4. Г.Д.Карпеченко.

Дайте положительный (+) или отрицательный (–) ответ на данные утверждения:

Оплодотворение и развитие эмбриона.

  1. Бесполое размножение приводит к образованию генетически идентичных потомков.
  2. У человека в клетках тела 23 хромосомы отцовские, 23 хромосомы материнские.
  3. У мужчины в клетках тела две половые хромосомы — Х и У.
  4. У человека Y-хромосома передается от отца к дочери.
  5. Яйцеклетка в фолликуле развивается около 14 дней.
  6. Выход яйцеклетки из яичника (овуляция) происходит на 14-е сутки после начала месячных.
  7. Овуляция яйцеклеток происходит сразу после месячных, каждый день до следующих месячных овулирует одна яйцеклетка.
  8. Способность к оплодотворению яйцеклетка сохраняет после овуляции около семи дней.
  9. После оплодотворения зигота подвергается дроблению и в полость матки попадает зародыш, состоящий из 30 — 32 клеток.
  10. Эмбрион получает из материнского организма кислород и питательные вещества через плаценту.
  11. В плаценте кровь матери и эмбриона смешивается.



Предварительный просмотр:

  1. Заполните в тетради таблицу:

Таблица. Периоды онтогенеза человека.

Название периода

Возраст

Характерные признаки

  1. Новорожденный
  2. Грудной
  3. Детский: девочки — мальчики
  4. Подростковый: девочки — мальчики
  5. Юношеский: девушки — юноши
  6. Зрелый возраст: женщины — мужчины
  7. Пожилой возраст: женщины — мужчины
  8. Старческий
  9. Долгожители

1 — 10 дней

11 дней — 1 год

1 год — 11 лет

1 год — 12 лет

12 — 15 лет

13 — 16 лет

16 — 20 лет

17 — 21 год

21 — 55 лет

22 — 60 лет

56 — 74 года

61 — 74 года

75 — 90 лет свыше 90 лет

  1. Заполните таблицу:

Таблица . Значение кожи.

Функции кожи

В чем проявляется функция

1. Защита от микробов

2. Механическая защита

3. Защита от переохлаждения

4. Защита от ультрафиолета

5. Рецепторная

6. Орган теплоотдачи

7. Запас питательных веществ

8. Образование витаминов

9. Депо крови

10. Орган выделения

  1. Основные методы селекции растений

Заполните таблицу

Метод

Сущность и значение метода

  1. Массовый отбор.
  2. Индивидуальный отбор.
  3. Получение эффекта гетерозиса
  4. Перекрестное опыление самоопылителей.
  5. Полиплоидия.
  6. Отдаленная гибридизация.
  7. Использование соматических мутаций.
  8. Экспериментальный мутагенез.
  9. Клеточная инженерия.
  10. Хромосомная инженерия.
  11. Генная инженерия.

4.Свет как важнейший абиотический фактор

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

  1. Какие длины волн видимого света наиболее интенсивно поглощаются хлорофиллом а, b и каротиноидами при фотосинтезе?
  2. Свет с какой длиной волны несет больше энергии?
  3. Свет с какой длиной волны является важным источником тепловой энергии?
  4. Почему ультрафиолетовый свет вызывает образование пигмента в коже, а инфракрасное излучение — нет?
  5. Почему белену относят к длиннодневным, а дурнишник к короткодневным растениям?
  6. Приведите примеры длиннодневных и короткодневных растений, произрастающих в вашей местности.
  7. Что такое фотопериодизм?

5.Важнейшие абиотические факторы и приспособленность к ним

Заполните таблицу:

Абиотические факторы

Проявление приспособленности к фактору

Свет

Фотопериодизм —

Длиннодневные растения —

Короткодневные растения —

Биологические часы —

Температура

Гомойотермность —

Пойкилотермность —

**Правило Аллена —

**Правило Бергмана —

**Правило Глогера —

Влажность

Ксерофиты –

Склерофиты –  

Суккуленты –

Эфемеры –

Эфемероиды –

Гигрофиты –

Гидрофиты –

Гидатофиты –

6.Эффект гетерозиса

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Инбредные линии (слева и справа), при гибридизации которых

получен эффект гетерозиса (в центре)

  1. Как получить инбредные линии кукурузы?
  2. Как получить максимальный эффект гетерозиса?
  3. Почему эффект гетерозиса затухает начиная со второго поколения?
  4. ***Какие основные гипотезы объясняют эффект гетерозиса?

7.Межвидовые вщзаимоотношения

Заполните таблицу:

Различают несколько форм межвидовых взаимодействий, они могут быть безразличными (0), полезными (+) или вредными (-) для партнеров.

  1. Дайте определение и приведите примеры для каждого типа взаимодействий.
  2. **В 1932 г. советский ученый Г.Ф.Гаузе предложил принцип исключения. К какому типу взаимодействий он относится? Сформулируйте принцип Гаузе.

Тип взаимодействия

Виды

Общий характер взаимодействия

1

2

**1. Нейтрализм

2. Конкуренция

**3. Аменсализм

4. Паразитизм

5. Хищничество

**6. Комменсализм

**7. Протокооперация

**8. Мутуализм

0

-

-

+

+

+

+

+

0

-

0

-

-

0

+

+


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тест по теме: Характеристика углеводов и липидов

Укажите правильные варианты ответов:

**Тест 1. Какие из перечисленных веществ относятся к моносахаридам?

  1. Крахмал.                        5. Свекловичный сахар (сахароза).
  2. Гликоген.                        6. Мальтоза.
  3. Глюкоза.                        7. Молочный сахар (лактоза).
  4. Дезоксирибоза.                        8. Рибоза.

**Тест 2. Какие из перечисленных веществ относятся к полисахаридам?

  1. Крахмал.                        5. Рибоза.
  2. Гликоген.                        6. Мальтоза.
  3. Глюкоза.                        7. Молочный сахар (лактоза).
  4. Дезоксирибоза.                        8. Целлюлоза.

**Тест 3. Какие из перечисленных веществ относятся к дисахаридам?

  1. Крахмал.                        5. Хитин.
  2. Свекловичный сахар (сахароза).        6. Мальтоза.
  3. Глюкоза.                        7. Молочный сахар (лактоза).
  4. Дезоксирибоза.                        8. Целлюлоза.

Тест 4. Остатки какого моносахарида входят в состав молекулы ДНК?

  1. Рибозы.
  2. Дезоксирибозы.
  3. Глюкозы.
  4. Фруктозы.

Тест 5. Из остатков какого вещества состоит молекула крахмала?

  1. Из остатков рибозы.
  2. Из остатков α-глюкозы.
  3. Из остатков и β-глюкозы.
  4. Из остатков дезоксирибозы.

Тест 6. Какие функции выполняют углеводы?

  1. Структурную.                        5. Обеспечивают взаимодействие клеток, узнавание.
  2. Энергетическую.                6. Источник метаболической воды (образуется при окислении).
  3. Каталитическую.                7. Запасающую.
  4. Многие являются гормонами.

Тест 7. При полном сгорании 1 г. вещества выделилось 38,9 кДж энергии. Какое вещество сгорело?

  1. Углеводы.
  2. Жиры.
  3. Или углеводы, или липиды. При их полном окислении выделяется 38,9 кДж энергии.
  4. Не углеводы и не липиды. При их полном окислении выделяется 17,6 кДж энергии.

Тест 8. Какие вещества образуют основу клеточных мембран?

  1. Жиры.
  2. Фосфолипиды.
  3. Воска.
  4. Липиды.

Тест 9. Верно ли утверждение: "Фосфолипиды — сложные эфиры глицерина (глицерола) и жирных кислот".

  1. Верно.
  2. Ошибочно.

**Тест 10. Какие функции выполняют липиды?

  1. Структурную.                        5. Некоторые являются ферментами.
  2. Энергетическую.                6. Источник метаболической воды (образуется при окислении).
  3. Теплоизолирующую.                7. Запасающую.
  4. Некоторые являются гормонами.        8. Витамины A, D, E, K — входят в состав некоторых ферментов.

Углеводы, липиды

Какие утверждения верны:

  1. В состав углеводов входят углерод, водород, кислород, азот и сера.
  2. Формула дезоксирибозы С5Н10О5.
  3. Мономерами крахмала являются остатки α-глюкозы.
  4. Олигосахаридами называют углеводы, содержащие от 2 до 10 моносахаридных остатков.
  5. Полисахариды образуются в результате реакции поликонденсации.
  6. Углеводы — основные источники для получения энергии в животном организме.
  7. Жиры — это сложные эфиры высших жирных кислот и трехатомного спирта глицерина.
  8. Плотность жиров выше, чем у воды.
  9. Жиры присутствуют во всех клетках живых существ, участвуя главным образом в формировании клеточных мембран.
  10. Каталитическая функция жиров связана с жирорастворимыми витаминами (А, D, E, K).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к урокам

Презентации  и текстовые  материалы, которые помогут начать работу над темой исследования и проектом в 8-9 классах...

Материалы для подготовки к уроку

Для преподавателей ОБЖ...

Материалы для подготовки к уроку

Для преподавателей ОБЖ...

Материалы для подготовки к уроку

Для преподавателей ОБЖ...

Материалы для подготовки к уроку

Для преподавателей ОБЖ...

методические материалы для подготовки к урокам экологии и биологии

методические рекомендации к урокам экологии 6 класстехнологические карты уроков экологии 6 класс...

Материалы для подготовки к ГИА (биология человека)

Материалы для подготовки к ГИА (биология человека). Цветные таблицы...