методические материалы для подготовки к урокам экологии и биологии
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Тихонова Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа   №3 корпус 1 города Рассказова Тамбовской области»

Экология растений Тамбовской области

Раздел «Сообщества живых организмов»

Растительные

 сообщества

(Методические рекомендации к проведению урока)

2012 год

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок беседа с использованием мультимедийной презентации и элементами игры

Цели урока

Знать:

- определение понятия «фитоценоз»;

- жизненные формы растений в местных фитоценозах;

- основные экологические группы растений по отношению к произрастанию в растительном сообществе;

- основные формы взаимоотношений растений в сообществе;

- приспособления растений к произрастанию в фитоценозе;

Уметь:

- классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков;

- объяснять связи между особенностями внешнего строения и особенностями  среды, в которой произрастает растения;

- описывать ярусную структуру фитоценоза.

Владеть:

- приёмами работы с учебником и биологическими коллекциями;

- приёмами анализа и синтеза;

- умением формулировать выводы.

Задачи урока

Образовательные:

- познакомить учащихся с экологическими группами растений по отношению к произрастанию в фитоценнозе;

- определить основные формы взаимоотношения растений в фитоценозе.

Воспитательные:

- продолжить формирование навыков работать в коллективе, паре;

- формирование бережного отношения к растениям, школьному оборудованию.

Развивающие:

- развивать мыслительную активность учащихся;

- продолжить формирование стойкого интереса к предмету.

Дидактические условия проведения урока

К моменту проведения урока у учащихся в ходе изучения курсов «Природоведение 5 класс» и «Биология 6 класс» сформулированы следующие понятия:

- жизненные формы растений;        

- ярусы леса;

- растительное сообщество                 «Природоведение 5 класс»

- видоизменения корней;

- видоизменения побегов;                    «Биология 6 класс»

- лишайники

- мхи

Эти понятия являются необходимой базой для формирования новых, изучаемых в данной теме понятий:

- фитоценоз;

- эфемер;

- эфемероид;

- доминант;

- сопутствующий вид;

- паразитизм;

- комменсализм;

- конкуренция.

Оборудование:

- ноутбук;

- мультимедийный проектор;

- экран,

- коллекция «Растительное сообщество дубравы»

План урока.

Этап 1. Оргмомент

Цель: знакомство с новой темой. Целеполагание.

Этап 2. Восстановление опорных знаний о растительных сообществах и жизненных формах растений. Введение нового понятия «фитоценоз»

Цель: подготовить базу для восприятия нового материала.

Этап 3. Экологические группы растений в фитоценозе.

Цель: познакомить учащихся с понятием «эфемер» и «эфемероид» их экологическими  особенностями и отличительными чертами.

Этап 4. Формы взаимоотношений растений в сообществе.

Цель: познакомить учащихся с основными формами взаимоотношения растений в фитоценозе. Закрепить умение работать с биологическими коллекциями и таблицами.

Этап 5. Подведение итогов уроков, закрепление полученных знаний.

Цель: рефлексия и коррекция знаний.

Результативность урока

В ходе поэтапной работы на уроке «Растительные сообщества»

- закреплены приёмы работы со схемами;

- закреплены приёмы работы с учебником: нахождение и выделение главного из общего объёма информации;

- закреплены приёмы работы с рисунками и фотографиями, биологическими коллекциями;

- получены знания об основных экологических группах растений в фитоценозе.

Использованная литература

  1. Соколов А.С., Соколова Л.А. Экология растений (региональный компонент), Тамбов, 2006
  2. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений 6 класс, М.: Вентана-Граф, 2008
  3. Селиванова О.В., Черникова С.В., Тихонова Е.Н. Экология растений. Контрольные  измерительные материалы (региональный компонент), Тамбов, 2008

© Тихонова Е.Н. учитель МБОУСОШ № 3 г. Рассказово


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Растительные сообщества Цель урока Познакомиться с особенностями организации растительного сообщества Новые понятия Фитоценоз Жизненная форма Эфемеры Эфемероиды Паразитизм Комменсализм

Слайд 2

Фитоценоз

Слайд 3

Жизненные формы Дерево Кустарник Кустарничек Трава Лиана

Слайд 4

Экологические группы Эфемеры Эфемероиды Ветроопыляемые Насекомоопыляемые

Слайд 5

Мышехвостник маленький

Слайд 6

Хохлатка плотная Спит в землянке Круглый год, Лишь весну Встречать встаёт, А проводит весну – И опять ко сну

Слайд 7

Хохлатка Маршалла

Слайд 8

Пролеска лесная С первых дней в апреле Из дубовой прели Выглянул цветочек: Синенький глазочек, Зелена одёжка, Луковая ножка

Слайд 9

Гусиный лук

Слайд 10

Чистяк весенний Сквозь сыпучий снег Он пустил побег – Золото – цветочки, Ласковые щечки. А под стеблем кулачок – Клубеньков тугой пучок

Слайд 11

Ветренница лютиковидная

Слайд 12

Формы взаимоотношений растений Конкуренция Паразитизм Комменсализм И меж растений царствует война – Деревья, травы вверх растут задорно, За свет и воздух борются упорно, А корни их в земле, неся свой труд, За почву и за влажность спор ведут

Слайд 13

Сосна, выросшая на открытом пространстве Сосна, выросшая в лесу

Слайд 14

Ярусы

Слайд 15

Доминанты I II III

Слайд 16

Работайте с раздаточным материалом, заполните таблицу Ярус Встречающиеся растения

Слайд 17

Заразиха белая Подъельник

Слайд 18

Петров крест чешуйчатый

Слайд 19

Повилика

Слайд 20

Погремок малый

Слайд 21

Марьянник дубравный (Иван –да- Марья)

Слайд 22

Марьянник луговой

Слайд 23

Пармелия Эверния сливовая

Слайд 24

Мох Водоросли

Слайд 25

Хмель вьющийся

Слайд 26

Проверим знания Фитоценоз Жизненная форма Эфемеры Эфемероиды Паразитизм Комменсализм

Слайд 27

Соедините стрелками названия растений и группы, к которым они относятся 1. Марьянник дубравный, Погремок малый, Марьянник луговой 2. Заразиха белая, Повилика, Петров крест чешуйчатый 3. Повой заборный, Вьюнок полевой, Горошек мышиный А. Полупаразиты Б. Паразиты В. Комменсалы

Слайд 28

Соедините стрелками названия растений и группы, к которым они относятся 1. Марьянник дубравный, Погремок малый, Марьянник луговой 2. Заразиха белая, Повилика, Петров крест чешуйчатый 3. Повой заборный, Вьюнок полевой, Горошек мышиный А. Полупаразиты Б. Паразиты В. Комменсалы

Слайд 29

Для эфемероидов характерно (выберите несколько ответов) Однолетние растения Многолетние растения Встречаются древесные формы Непродолжительный вегетационный период Зимуют в виде корневищ, луковиц, клубней Длительный период вегетации

Слайд 30

Установите соответствие между примером растений и параметром сравнения Примеры растений А) веснянка весенняя, мышехвостник маленький, рогоглавник серповидный Б) деревья, кустарники, кустарнички, травы В) ветренница лютиковидная , хохлатка плотная, пролеска лесная Г) ветроопыляемые, насекомоопыляемые , многолетние, однолетние Параметры Жизненные формы Экологическая группа Эфемеры Эфемероиды А – 3 Б – 1 В – 4 Г – 2



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Рассказово

Экология растений Тамбовской области

Раздел «Абиотические факторы в жизни растений»

Абиотический фактор –

солнечная радиация

(Методические рекомендации к уроку)

20012 год

  Форма урока: урок-тренинг с использованием мультимедийной презентации.

 Цели урока: 

Знать:

радиация, гелиофиты, сциофиты, кутикула, облигатный.

Уметь:

классифицировать растения по экологическим группам на основании внешней морфологии, объяснять связи между особенностями внешней морфологии и условиями в которых они произрастают, применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений, работать с учебником: находить главные мысли, работать с рисунками, вопросами, заданиями.

Владеть:

приёмами анализа, синтеза.

Образовательные:

  раскрыть значение солнечного света для планеты и растений;

  сформировать представление о неоднородности света и различном влиянии лучей на жизнь организмов;
 

 познакомить учащихся с разнообразием пигментов у растений и их ролью в жизни растений;

 познакомить учащихся с экологическими группами растений по отношению к свету;

  • определить приспособления растений разных экологических групп к жизни в условиях разной освещённости.

Воспитательные:

  • продолжить формирование навыков работы в коллективе;

Развивающие:

  развивать мыслительную активность учащихся;

  • продолжить формирование стойкого интереса к предмету.  

Дидактические условия проведения урока:

  У учащихся 6 класса к моменту изучения темы «Абиотический фактор – солнечная радиация» сформированы следующие понятия:

- Фотосинтез;

- Солнечный свет и его неоднородность (эффект радуги);

- Различия у растений в окраске, форме и размерах листьев.

Эти знания являются необходимыми для реализации поставленных задач.

  Оборудование:

  •  компьютер
  • мультимедийный проектор
  •  диск с мультимедийной презентацией «Солнце»;

Проблемные вопросы:

  • Какое значение имеют зелёные растения для жизни на Земле?
     

План урока:

I. Актуализация опорных знаний (беседа по вопросам)

Фронтальный опрос, работа с дидактическими карточками (12 мин.)

Цель: проверить качество усвоения знаний по теме «Ведение», выявить и ликвидировать пробелы в знаниях.

II. Оргмомент.

Цель: знакомство с новой темой. Целеполагание.  (2 мин.)

III. Изучение нового материала (30 мин.)

I

  1. Солнечная радиация и её значение для жизни на Земле
  2. Состав солнечного света
  3. Пигменты растений и их роль в жизни растений

II

  1. Основные экологические группы растений по отношению к уровню освещённости.

Цель: познакомить учащихся с экологическими группами растений по отношению к уровню освещённости: гелиофиты, сциофиты, а также с группой гетеротрофных растений и их основными экологическими особенностями, опираясь на знания учащихся, полученных ранее.

IV. Подведение итогов урока, закрепление полученных знаний

Цель: рефлексия и коррекция знаний. (3 мин.)

Результативность урока

В ходе поэтапной работы на уроке «Абиотический фактор – солнечная радиация»

- закреплены приёмы работы со схемами;

- закреплены приёмы работы с учебником: нахождение и выделение главного из общего объёма информации;

- закреплены приёмы работы с рисунками и фотографиями;

- получены знания об основных экологических группах растений по отношению к уровню освещённости.

© Тихонова Е.Н. учитель биологии МБОУСОШ № 3 г. Рассказово



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Абиотический фактор – солнечная радиация»

 (на конкурс представлена сокращённая версия презентации с целью уменьшения объёма, отчего качество материалов пострадало)

Этап урока

Методические рекомендации

Средства обучения

Действия учащихся

I

Проверка знаний

10 минут

  1. Фронтальный опрос
  1. Что изучает наука экология?
  2. Когда и как зародились основы экологии растений?
  3. Назовите основные направления экологических исследований.
  4. На какие группы можно разделить факторы окружающей среды?
  5. Каково значение экологических знаний в хозяйственной деятельности человека?
  6. По тексту учебника на стр. 3 определите о каких разделах экологии идёт речь?

  1. Работа с дидактическими карточками

ДК № 1

ДК № 2 – 5

Отвечают на поставленные вопросы

Готовят на доске схему и по ней выстраивают свой ответ

5 человек  работают с карточками

II

Оргмомент

2 минуты

Целеполагание

Слайд № 1 МП

«Абиотический фактор – солнечная радиация»

Записывают тему урока в тетради

III

Изучение нового  материала

30 минуты

I

 1) Солнечная радиация и её значение для жизни на Земле

- Определите по учебнику, что такое солнечная радиация? Приведите примеры её воздействия на природу.

2)  Состав солнечного света

Работа с изображением на фото

- Вспомните, используя известное стихотворение порядок расположения лучей солнечного спектра в радуге.

 - Найдите в тексте учебника, какие лучи солнечного спектра обладают наименьшей и наибольшей энергией.

ПВ – Почему большинство растений, произрастающих на Земле, зелёного цвета?

(С помощью наводящих вопросов учащиеся приходят к выводу о том, что зелёные и жёлтые лучи солнечного спектра отражаются, не проходят в растение и поэтому мы воспринимаем растения зелёными).

3) - Какой важный процесс происходит в листьях и молодых стеблях растений?

ЛКМ – слайд № 4

С помощью схемы, изображённой на слайде, вспоминаем основные процессы, происходящие в ходе фотосинтеза.

4) - Как называются красящие вещества?

ЛКМ слайд № 5

Организуется работа с понятиями, приведёнными на слайде: хлорофилл и каротиноиды, их роль в фотосинтезе.

-  Найдите в тексте учебника ответ на вопрос: Какие пигменты наиболее и наименее чувствительны к низким температурам.

- Сделайте вывод о том, почему осенью происходит изменение окраски листьев?

- Рассмотрите на фотографиях, какую окраску имеют молодые листья растений ранней весной.

- Объясните данное явление на основе уже имеющихся у вас знаний об отношении пигментов к низким температурам.

Слайд № 2

Фото с изображением радуги

Слайд № 3

Проникновение УФ лучей на поверхность Земли

Слайд № 4

Схема фотосинтеза

Слайд № 5

Фотосинтезирующие пигменты

Слайд № 6

Окраска листьев растений ранней весной

С фото Дуб ГПС на слайд № 7

Молодые листья Дуба черешчатого

И скаждой фотографии ГПС на крупную фотографию

Содержание слайда: молодые листья дуба, бузина, клёна, листья мирта болотного весной и летом

Работают с учебником

Определяют понятие радиации, приводят примеры её воздействия.

Внимательно слушают, отвечают на поставленные вопросы, делают выводы

Фотосинтез

Пигменты

Работают с учебником

Рассматривают фото растений и делают выводы

II. Основные экологические группы растений по отношению к освещённости

Степень освещения в природе не везде одинакова. Растениям (этим солнцепоклонникам) приходится приспосабливаться к различному уровню освещения.

В связи с этими приспособлениями выделяется несколько экологических групп растений.

Работа со слайдом:

 ЛКМ 1 – растения автотрофы (найдите определение этого понятия в учебнике на стр.  10)

ЛКМ 2 – ФИТЫ (найдите в учебнике перевод с греческого)

ЛКМ 3 – ГЕЛИО

ЛКМ 4 – СЦИО

ЛКМ 5 – ОБЛИГАТНЫЕ

ЛКМ 6 – «+»

Задание: Найдите в учебнике и выпишите в тетрадь определения понятий: гелиофиты, сцитофиты, облигатный

- Объясните появление на схеме знака «+»

ЛКМ 7 – РАСТЕНИЯ – ГЕТЕРОТРОФЫ

- найдите в учебнике определение этого понятия (стр. 10 - 11)

Слайд № 12

Схема «Экологические группы растений»

Внимательно слушают, отвечают на поставленные вопросы.

Находят определение и выписывают его в тетрадь

Работают с учебником и тетрадью

Слайд № 14 ПРИЗНАКИ ГЕЛИОФИТОВ

- Внимательно рассмотрите фотографии растений этой экологической группы и определите общие черты гелиофитов.

ЛКМ 1 фото АДОНИС  и  КОВЫЛЬ

С фотографий ГПС на более увеличенные фотографии для подробного рассматривания деталей строения растений.

(общие признаки – рассечение листовых пластинок  и узкие листья)

- Как вы считаете, почему возникли такие приспособления?

ЛКМ 2 – признаки появляются на слайде.

ЛКМ 3 – фото ЛОМОНОСА цельнолистного ГПС на более крупное изображение растения

(листовая пластинка широкая, но имеется густая сеть жилок, что создаёт впечатление складчатости и тени в изгибах)

ЛКМ 4 – признак появляется на слайде

ЛКМ 5 – фото листовой пластинки ВИШНИ  степной

(работаем по той же схеме)

ЛКМ 6 – признак (кутикула)

ЛКМ 7 – фото НАГОЛОВАТКИ васильковой

ЛКМ 8 – признак (опушение)

ЛКМ 9 – фото ЛАТУК компасный и ПШЕНИЦА

- Найдите в учебнике, какую особенность характеризуют данные изображения.

ЛКМ 10 – признак (компасность)

ГПС слайд № 13

Признаки сциофитов ГПС слайд № 22

Задание: - Обратите внимание на окраску и расположение листовых пластинок у растений этой экологической группы, представленных на фотографиях.

С каждой фотографии ГПС на крупное изображение и ГПС на слайд № 22

ЛКМ 1 – ЛАНДЫШ МАЙСКИЙ, ВОРОНИЙ ГЛАЗ ОБЫКНОВЕННЫЙ, МАЙНИК ДВУЛИСТНЫЙ

ЛКМ 2 – КОПЫТЕНЬ ЕВРОПЕЙСКИЙ

ЛКМ 3 – КУПЕНА ЛЕКАРСТВЕННАЯ

ЛКМ 4 – ПАПОРОТНИК

ЛКМ 5 – ПРИЗНАК – листья тёмно-зелёные

ЛКМ 6 – ПРИЗНАК – листовые пластинки расположены горизонтально.

-  Найдите признаки, дополнительно характеризующие эту экологическую группу растений, в тексте параграфа на стр. 10

ЛКМ 7 – признаки на слайде

Слайд № 13

Общая схема «Экологические группы растений»

с фотографий или слов на схеме ГПС на соответствующие слайды

со слов ПРИЗНАКИ ГЕЛИОФИТОВ ГПС

на слайд № 14

ГПС слайд № 13

ГПС слайд № 22

Рассматривают фотографии

Находят общие признаки

Выписывают их в тетрадь

Работают с учебником

Рассматривают фотографии, находят особенности окраски и расположения листовых пластинок

Работают с учебником

Выписывают признаки в тетрадь

На слайде № 29 представлены фотографии растений:

Вишня степная, прострел раскрытый, ракитник русский,  ластовень ласточкин.

С каждой фотографии ГПС на более крупное изображение растения.

- Вопрос: - Что можно сказать о приспособленности этих растений к условиям освещения?

С крупной фотографии ластовня ласточкина (слайд № 34) ЛКМ на слайд № 35

ЛКМ 8 слайд № 29

Растения, произрастающие в условиях разной  освещённости

Знакомятся с представителями данной экологической группы, выписывают названия растений в тетрадь

III. Особенности гетеротрофных растений

Задание:

- Внимательно рассмотрите фотографии гетеротрофных растений, представленных на слайдах. Определите общие черты растений этой экологической группы.

На слайде схема «Типы побегов Хвоща полевого»

Со слов ВЕСЕННИЙ побег ГПС на крупное изображение.

- Вспомните, за счёт чего питается весенний побег хвоща полевого?

Со слов ПЕТРОВ крест ГПС на крупное изображение растения

Со слов ПОДЪЕЛЬНИК обыкновенный ГПС на крупное изображение растения

Со слов ЗАРАЗИХА белая ГПС на крупное изображение растения

Со слов ПОВИЛИКА  ГПС на крупное изображение растения

Выводы: растения гетеротрофы лишены хлорофилла, получают органические вещества за чужой счёт -  т.е. являются паразитами или питаются сапрофитно, как грибы.

Слайд № 35

Гетеротрофные растения

Внимательно рассматривают фотографии

Слушают рассказ учителя

Находят общие черты гетеротрофных растений

Работают с тетрадью

IV

Подведение итогов урока

Рефлексия

3 мин

Дайте определения новым понятиям (слайд № 41)

Выставление оценок за работу на уроке

        

Урок закончен. Спасибо за работу.

Слайды № 41

               

Отвечают на поставленные вопросы.

Записывают Д/З

© Тихонова Е.Н. учитель  биологии МБОУСОШ № 3 г. Рассказово


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Абиотический фактор – солнечная радиация Новые термины: радиация гелиофиты сциофиты кутикула облигатный Цель урока: познакомиться с приспособлениями растений к разному уровню освещения

Слайд 2

Солнечный или видимый свет

Слайд 3

Проникновение ультрафиолетовых лучей к поверхности Земли

Слайд 5

Фотосинтезирующие пигменты Вспомогательная роль

Слайд 6

Молодые листья Дуба черешчатого Молодые листья Бузины красной Мирт болотный ранней весной Мирт болотный в конце весны Молодые листья Клёна остролистного

Слайд 10

Экологические группы растений гелио сцио фиты + Растения - гетеротрофы Растения - автотрофы облигатные

Слайд 11

Экологические группы растений Гелиофиты Сциофиты Растения, произрастающие в условиях разной освещённости Признаки Примеры Признаки Примеры Признаки Примеры

Слайд 12

Признаки гелиофитов Листья обычно мелкие, узкие или листовые пластинки сильно рассечены Если листовые пластинки широкие, у них густая сеть жилок и много устьиц Кутикула Опушение Компасность

Слайд 13

Адонис весенний

Слайд 14

Ковыль перистый

Слайд 15

Ломонос цельнолистный

Слайд 16

Вишня степная

Слайд 17

Латук компасный

Слайд 18

Признаки сциофитов Листья тёмно – зелёные Листья располагаются горизонтально Число устьиц на единицу площади меньше Больше воды в теле Концентрация клеточного сока меньше

Слайд 19

Ландыш майский

Слайд 20

Вороний глаз

Слайд 21

Копытень европейский

Слайд 22

Купена лекарственная

Слайд 23

Растения, произрастающие в условиях разной освещённости

Слайд 24

Степная вишная

Слайд 25

Прострел раскрытый

Слайд 26

Ластовень ласточкин

Слайд 27

Гетеротрофные растения Петров крест Подъельник Заразиха Повилика европейская

Слайд 30

Повилика европейская

Слайд 31

Подъельник обыкновенный

Слайд 32

Объясните значение терминов: радиация гелиофиты сциофиты кутикула облигатный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс материалов для подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии

материал поможет в подготовке к экзамену по наиболее сложным темам курса биология...

методические материалы для подготовки уроков о Лихачеве

методические материалы для подготовки уроков о Лихачеве...

методические материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе

таблицы и теоретический материал по литературе для самоподготовки учащихся к экзамену...

Методические материалы для подготовки к экзамену по учебнику Верещагиной в 4 классе

Данное пособие представляет собой список тем и лексических единиц для подготовки и успешной здачи экзамена по английскому языку в 4 классе. Здесь также содержатся вопросы для устной беседы по темам....

Сопроводительные материалы для подготовки выпускников к экзамену по биологии

Методические разработки в помощь учителю для подготовки выпускников к экзамену по биологии в 2017г....

Методические материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии

В данном разлеле представлен методический материал, который можно использовать для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам по биологии....

Материалы для подготовки к урокам биологии

Данный раздел содержит материалы, необходимые при подготовке к урокам географии, не только для учителей, но и для учащихся средней  школы...