Комплекс материалов для подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии
материал по биологии (11 класс) по теме
материал поможет в подготовке к экзамену по наиболее сложным темам курса биология
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 801 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс справочных материалов
для подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии
(различные темы курса)
Пищеварительная система
Отделы пищева- рительного тракта | Строение | Функции | |
Ротовая полость | зубы | Всего 32 зуба: по четыре плоских резца, по два клыка, по четыре малых и шесть боль ших коренных зубов на верх ней и нижней челюстях. Зуб состоит из корня, шейки и коронки. Зубная ткань — дентин. Коронка покрыта прочной эмалью. Полость зуба заполнена пульпой, несу щей нервные окончания и кровеносные сосуды | Откусывание и пережевыва ние пищи. Механическая об работка пищи необходима для ее последующего перева ривания. Измельченная пища доступна действию пищева рительных соков. |
язык | Мышечный орган, покры тый слизистой оболочкой. Задняя часть языка — ко рень, передняя свободная - тело, заканчивающееся за кругленной верхушкой, верхняя сторона языка -спинка, на ней находятся вкусовые рецепторы | Орган вкуса и речи. Тело язы ка формирует пищевой ко мок, корень языка участвует в глотательном движении, которое осуществляется рефлекторно. Слизистая обо лочка снабжена вкусовыми рецепторами | |
Слюн ные же лезы | Три пары слюнных желез, образованных железистым эпителием. Пара желез - околоушные, пара - подъ язычные, пара - подчелюст ные. Протоки желез откры ваются в ротовую полость. рН слюны = 6,5-7,5. Слюна содержит слизь (муцин), обеззараживающее вещество лизоцим и прозрачный секрет с ферментами. | Выделяют слюну рефлекторно. Слюна смачивает пищу во время ее пережевывания, спо собствуя образованию пищево го комка для проглатывания пищи. Содержит пищевари тельный фермент птиалин, расщепляющий крахмал до мальтозы, и небольшое количество фермента мальтазы, расщепляющего мальтозу до глюкозы. | |
Глотка, пищевод | Верхняя часть пищевари тельного канала, представ ляющая собой трубку дли ной 25 см. Выстлана плос ким эпителием. | Проглатывание пищи. Во вре мя глотания пищевой комок проходит в глотку, при этом мягкое нёбо приподнимается и загораживает вход в носо глотку, а надгортанник за крывает вход в гортань. Глотание рефлекторное | |
желудок | Расширенная часть пищева рительного канала грушевид ной формы объемом до 3 л; имеются входное и выходное отверстия. Стенки состоят из гладкой мышечной ткани, выстланы железистым эпите лием и покрыты серозной обо лочкой. Железы вырабатыва ют желудочный сок (содер жащий фермент пепсин), со ляную кислоту и слизь. Кро ме того, содержатся фермен ты химозин (створаживаю щий молоко) и лактаза (расщепляющая молочный сахар — лактозу). рН желудочного сока = 1, рН с пищей = 3 | переваривание пищи. Сокра щения стенок желудка спо собствуют перемешиванию пищи с желудочным соком, который выделяется рефлекторно. В кислой среде фер мент пепсин расщепляет сложные белки до более про стых. Фермент слюны птиа лин продолжает расщеплять крахмал до тех пор, пока пи щевой комок не пропитается желудочным соком и не про изойдет нейтрализация фер мента. У входа и выхода из желудка соляная кислота не вырабатывается. Образование новых порций желудочного сока происходит под действи ем гормона гастрина. | |
Пищеварительные железы | печень | Самая крупная пищевари тельная железа массой до 1,5 кг. Желчные протоки впадают в желчный пузырь, где соби рается желчь (горькая, слабо щелочная прозрачная жид кость желтоватого или зеленовато-бурого цвета - окраску придают пигменты, образующиеся при расщепле нии гемоглобина). Желчь со держит продукты обезврежи вания ядовитых и вредных веществ. | Вырабатывается желчь, кото рая скапливается в желчном пузыре и по протоку во время пищеварения поступает в ки шечник. Желчные кислоты эмульгируют жиры (превра щают их в эмульсию, которая подвергается расщеплению пи щеварительными соками), что способствует активизации поджелудочного сока. Барьерная роль печени заключается в обезвреживании вредных и ядовитых веществ. В печени происходят следующие про цессы: образование гликогена из глюкозы под воздействием гормона инсулина, разложе ние гликогена на глюкозу (под воздействием глюкагона), дезаминирование аминокислот, выработка белков-ферментов протромбина, фибриногена, образование солей мочевой кислоты из аммиака, синтез холестерина и витамина А. |
Поджелудочная железа | Железа гроздевидной формы длиной 10-12 см. Под желудочный сок содержит пищеварительные ферменты. Деятельность железы регули руется вегетативной нервной системой (блуждающий нерв), гуморально (соляной кислотой желудочного сока и гормоном секретином) | Выработка поджелудочного сока, который по протоку впа дает в кишечник во время пи щеварения. Реакция сока ще лочная. В нем содержатся следующие ферменты: трип син (расщепляет белки до пеп тидов), химотрипсин (расщеп ляет белки до аминокислот), липаза (расщепляет жиры на глицерин и жирные кислоты), амилаза (расщепляет углеводы до глюкозы), рибонуклеаза и дезоксирибонуклеаза (расщеп ляющие до нуклеотидов РНК и ДНК соответственно). Кроме выполнения пищеварительной функции железа вырабатывает гормоны инсулин и глюкагон, которые поступают в кровь, а затем в печени уча ствуют в преобразованиях глюкозы и гликогена | |
кишечник | Двенадцатиперстная кишка ( начальный отдел тонкого кишечника) | Начальный отдел тонкого кишечника длиной до 30 см. В него открываются общим устьем протоки поджелудоч ной железы и желчного пу зыря. Стенки кишки состоят из гладких мышц, сокраща ются непроизвольно. Желе зистый эпителий вырабаты вает кишечный сок. Снаружи кишка покрыта серозной оболочкой | Переваривание пищи. Пище вая кашица (химус) порциями поступает из желудка и под вергается действию трех фер ментов: трипсина, амилазы и липазы, а также кишечного сока и желчи. Среда щелоч ная. Белки расщепляются до аминокислот, углеводы — до глюкозы, жиры — до глицери на и жирных кислот, чему спо собствует также фермент ки шечника энтерокиназа |
Тонкий кишечник | Самая длинная часть пище варительной системы — дли на 5-6 м. Включает в себя тощую и подвздошную киш ку. Стенки состоят из глад ких мышц, способных к пе ристальтическим движе ниям. Слизистая оболочка образует ворсинки, к кото рым подходят кровеносные и лимфатические капилля ры. Снаружи кишки покры ты серозной оболочкой. Переваривание пищи про должается около 8 ч | Переваривание пищи, разжи жение пищевой кашицы пи щеварительными соками, перемещение ее посредством перистальтических движе ний. Всасывание через вор синки в кровь аминокислот и глюкозы. Глицерин и омы ленные жирные кислоты вса сываются в клетки эпителия, где из них синтезируются соб ственные жиры организма, которые поступают сначала в лимфу, а затем в кровь, ко торая по воротной системе по ступает в печень. | |
Толстый кишечник, прямая кишка | Имеет длину до 1,5 м, диа метр в 2-3 раза больше, чем у тонкого кишечника. Выраба тывает только слизь. Здесь обитают симбиотические бак терии, расщепляющие клет чатку и синтезирующие вита мины К и В12, которые ис пользуются организмом. По толстому кишечнику пи ща проходит 12-24 ч. Пря мая кишка - конечный от дел тракта, заканчивается заднепроходным отверстием, которое замыкает анальный сфинктер. | Всасывание воды. Расщепле ние клетчатки симбиотическими бактериями (в основном кишечной палочкой), извле кающими из нее энергию. Об разующиеся в процессе пище варения ядовитые вещества всасываются в кровь, по во ротной вене поступают в печень, где обезвреживаются. Образование каловых масс. Рефлекторное выведение кала наружу. |
Витамины (лат. «вита» — жизнь) - вещества, жизненно необходимые для всех организмов животных, человека и растений. Их огромная биологическая роль определяется тем, что они являются коферментами, т. е. веществами, входящими в состав ферментов. Поэтому витамины играют большую роль в обмене веществ и других процессах жизнедеятельности организма, витамины названы буквами латинского алфавита (А, В, С, D, Е, К, РР, U). Всего известно около 30 витаминов, из них 20 поступает с пищей, а остальные частично вырабатываются самим ор ганизмом (витамины D, К, витамины группы В). Недостаток ви таминов вызывает болезнь авитаминоз.
Жирорастворимые витамины | |||
Название витимина | Химическое наименование | Болезнь авитаминоза | Источник поступления |
А | Ретинол | Куриная слепота, на рушение минерально го и общего обмена ве ществ, ороговение кожи | Зеленые растения (зе лень) в виде провитамина А, в организме при учас тии фермента каротиназы и холина каротин пре вращается в витамин А. Жир печени морских жи вотных и рыб |
D | Кациферол | Рахит у детей. Наруше ние кальце-фосфорного обмена с нарушением костеобразования, функций нервно-мы шечного аппарата и расстройств центральной нервной системы | Рыбий жир; солнечный свет, под действием ко торого провитамин D, вырабатывающийся в коже человека, преоб разуется в витамин D |
Е | Токоферол | Нарушение процесса оплодотворения, вы кидыши, мышечная дистрофия | Зеленые растения (зе лень), молодые пророст ки злаков. Животные витамин Е не синтези руют, но он содержится в мясе, печени, масле, молоке. |
К | Филлохинон Фарнохинон Викасол | Кровоточивость - не свертываемость крови, незаживление ран, от сутствие иммунитета к инфекциям | Зеленые растения (зе лень), синтезируются кишечными бактерия ми самого человека |
Водорастворимые витамины | |||
В1 | Тимин | Бери-бери (недоста точность сердечно-со судистой системы и поражение нервной системы), нарушение углеводного и белко вого обмена | Зеленые растения (зе лень), зародыши и обо лочки зерновок злаков (хлеб, мука грубого по мола, отруби), дрожжи |
В2 | Рибофлавин | Поражение слизистой оболочки рта, шелу шение кожи, заеды, трещины губ, слезото чивость, светобоязнь | Дрожжи, яичный бе лок, молоко, печень, мясо, рыба, птица. В растениях встречает ся мало |
В5 | Пантотеновая кислота | Угнетенное состояние, апатия, неустойчи вость сердечно-сосуди стой системы, синд ром «жжения ног» | Синтезируется кишеч ными бактериями и со держится во всех про дуктах |
В6 | Пиридоксин | Снижение аппетита, тошнота, стоматит, дерматит, психичес кое расстройство. У детей судороги и анемия | Синтезируется кишеч ными бактериями и содержится во всех продуктах. В мясных изделиях при тепловой обработке теряется 20-50% |
В12 | Цианокобаламин | Анемия, возникаю щая из-за не усвоения в желудке кобаламина | Продукты животного происхождения |
ВС | Фолиевая кислота | Анемия, лейконемия, гастрит, стоматит | Дрожжи, печень, грибы, шпинат, цветная капуста, зелень. Молочнокислые бакте рии синтезируют Вс |
Н | Биотин | Поражение кожи, потеря аппетита, тошно та, отечность языка, вялость, депрессия. Наступает часто от употребления сырого белка яиц | Синтезируется кишеч ными бактериями. По ступает с пищей: пе чень, почки, содержится в тех же продуктах, что и вита мины группы В |
- | Холин | Жировая дистрофия печени, нарушение кроветворения и син теза нейрогормона ацетилхолина | Печень, мозг, белая му ка, яйца, мясо, злаки, овощи. В организме хо лин синтезируется из метионина |
N | Липоевая кислота | Нарушение жирового обмена и как следст вие поражение печени и сосудов (атероскле роз) | Мясо (говядина), моло ко, рис и немного в ово щах |
U | Улькус (лат. «язва») | Эррозивные процессы в слизистой оболочке желудка и двенадца типерстной кишки | Капустный сок и сок свежих овощей |
C | Аскорбиновая кислота | Цинга (кровоточи вость десен, кровоиз лияния в мышцах, под кожу, в суставы). Анемия | Продукты растительного происхождения: ши повник, репа, черная смородина, цитрусо вые, помидоры, капус та, картофель, болгар ский перец. |
P | Рутин Каиехин | Подкожные кровоизлияния в волосяные сумки, нарушение проницаемости капил ляров, а следователь но, клеточного дыха ния | Цитрусовые, черная смородина, шиповник, листья чая |
Энергетический обмен в клетке
Диссимиляция. Универсальным источником энергии во всех клетках служит АТФ (аденозинтрифосфат). Это вещество синтезируется в результате реакции фосфорилирования, т. е. присоединения одного остатка фосфорной кислоты к молекуле АДФ (аденозиндифосфата):
АДФ + Н3Р04 + 40 кДж = АТФ + Н20.
На эту реакцию затрачивается энергия, и теперь эта энергия находится в форме энергии химических связей АТФ. При распаде АТФ до АДФ клетка за счет макроэргической связи в молекуле АТФ получит приблизительно 40 кДж энергии.
Откуда же берется энергия для синтеза АТФ из АДФ? Она выде ляется в процессе диссимиляции, т. е. в реакциях расщепления органических веществ в клетке. В зависимости от специфики организма : условий его обитания диссимиляция может проходить в два или три тапа.
Этапы энергетического обмена. Большинство живых существ, обитающих на Земле, относятся к аэробам, т. е. используют в процессах обмена веществ кислород из окружающей среды. У аэробов энергетический обмен происходит в три этапа:
подготовительный, бескислородный и кислородный. В результате этого органические ве щества распадаются до простейших неорганических соединений.
У организмов, обитающих в бескислородной среде и не нуждающихся кислороде, - анаэробов, а также у аэробов при недостатке кислорода диссимиляция происходит в два этапа: подготовительный и бесислородный.
В двухэтапном варианте энергетического обмена энергии запасается гораздо меньше, чем в трехэтапном.
Три этапа энергетического обмена
Первый этап называется подготовительным и заключается в распаде крупных органических молекул до более простых: полисахаридов - до моно сахаридов, липидов - до глицерина и жирных кис лот, белков - до аминокис лот. Внутри клетки распад органических веществ про исходит в лизосомах под действием целого ряда фер ментов. В ходе этих реак ций энергии выделяется мало, при этом она не запа сается в виде АТФ, а рассе ивается в виде тепла. Обра зующиеся в ходе подготови тельного этапа соединения (моносахариды, жирные кис лоты, аминокислоты и др.) могут использоваться клет кой в реакциях пластиче ского обмена, а также для дальнейшего расщепления с целью получения энергии.
Второй этап энергетиче ского обмена, называемый бескислородным, заключается в фермен тативном расщеплении органических веществ, которые были получе ны в ходе подготовительного этапа. Кислород в реакциях этого этапа не участвует.
Так как наиболее доступным источником энергии в клетке являет ся продукт распада полисахаридов - глюкоза, то второй этап мы рас смотрим на примере именно ее бескислородного расщепления - гли колиза.
Гликолиз - это многоступенчатый процесс бескислородного рас щепления молекулы глюкозы, содержащей 6 атомов углерода (С6Н12Об), до двух молекул трехуглеродной пировиноградной кислоты, или ПВК (С3Н403). Реакции гликолиза катализируются многими ферментами, и протекают они в цитоплазме клеток. В ходе гликолиза при расщеп лении 1 М глюкозы выделяется 200 кДж энергии, но 60% ее рассеива ется в виде тепла. Оставшихся 40% энергии оказывается достаточно для синтеза из двух молекул АДФ двух молекул АТФ.
Получившаяся пировиноградная кислота в клетках животных, а также клетках многих грибов и микроорганизмов превращается в молочную кислоту
С6Н12Об + 2Н3РО4 + 2АДФ 2С3Н6О3 + 2АТФ + 2Н2О
В большинстве растительных клеток, а также в клетках некоторых грибов (например, дрожжей) вместо гликолиза происходит спиртовое брожение: молекула глюкозы в анаэробных условиях превращается в этиловый спирт и СО2:
С6Н12О6 + 2Н3РО4 + 2АДФ 2С2Н5ОН + 2СО2 + 2АТФ + 2Н2О
Во всех случаях распад одной молекулы глюкозы, так же как и в случае гликолиза, приводит к запасанию двух молекул АТФ. В результате ферментативного бескислородного расщепления глюкоза распадается не до конечных продуктов (СО2 и Н2О), а до соединений, которые еще богаты энергией и, окисляясь далее, могут дать ее в больших количествах (молочная кислота, этиловый спирт и др.)
Поэтому в аэробных организмах после гликолиза (или спиртового брожения) следует завершающий (третий) этап энергетического обмена - полное кислородное расщепление, или клеточное дыхание. В процессе этого третьего этапа органические вещества, образовавшиеся в ходе второго этапа при бескислородном расщеплении и содержащие большие запасы химической энергии, окисляются до конечных продуктов СО2 и Н2О. Этот процесс, так же как и гликолиз, является многостадийным, но происходит не в цитоплазме, а в митохондриях. В результате клеточного дыхания при распаде двух молекул молочной кислоты синтезируются 36 молекул АТФ:
2 С3Н6О3 + 6О2 + 36АДФ + 36Н3РО4 6СО2 + 42Н2О + 36АТФ.
Кроме того, нужно помнить, что две молекулы АТФ запасаются в ходе бескислородного расщепления каждой молекулы глюкозы. Таким образом , суммарно энергетический обмен клетки в случае распада глюкозы можно представить следующим образом:
С6Н12О6 + 6О2 + 38АДФ + 38Н3РО4 6СО2 + 44Н2О + 38АТФ.
Для энергетического обмена, т. е. для получения энергии в виде АТФ большинство организмов использует углеводы, но для этих целей может быть использовано окисление и липидов, и белков. Однако мономеры белков, т. е. аминокислоты, слишком нужны клетке для синтеза собственных белковых структур. Поэтому белки обычно пред ставляют собой «неприкосновенный запас» клетки и редко расходу ются для получения энергии.
Назва ние этапа | В каком месте клетки идут реакции | Что происходит | Какие вещества образуются | Что происходит с АТФ ( источник энергии в клетке) |
1 этап - подготовительный | В лизосомах | распад крупных органических молекул до более простых: полисахаридов - до моно сахаридов, липидов - до глицерина и жирных кис лот, белков - до аминокис лот. | Глюкоза, глицерин и жирные кис лоты, аминокис лоты | АТФ образуется мало, не запасается клеткой. Энергия рассеивается в виде тепла |
2 этап - бескислородный (гликолиз) | В цитоплазме | фермен тативное расщепление органических веществ, которые были получе ны в ходе подготовительного этапа – чаще всего это глюкоза. | ПВК (прировиноградная кислота), затем она превращается в молочную кислоту С3Н6О3 | 60% образовавшейся энергии рассеивается в виде тепла, 40 % используется на синтез 2-х молекул АТФ – запасаются клеткой |
3 этап -заключительный | В митохонд- риях | органические вещества, которые были получе ны в ходе бескислородногого 2 этапа (чаще всего это молочная кислота) окисляются до конечных продуктов СО2 и Н2О. | СО2 и Н2О. | При распаде двух молекул молочной кислоты синтезируются 36 молекул АТФ: |
Суммарно в результате процесса образуется 38 молекул АТФ , которые запасаются клеткой и используются по мере надобности |
Внутреннее строение листа.
Проводящий пучок
Кожица (эпидерма)
Столбчатый слой
Губчатый слой
Воздушная камера
сосуды
волокна
Ситовидные трубки
жилка
устьице
Основная ткань (паренхима)
Кожица (эпидерма)
Кожица – защищает поверхность листа от повреждений и высыхания внутренних слоёв клеток.
Основная ткань – обеспечивает процесс фотосинтеза.
Устьице – обеспечивает процессы дыхания и контролирует выделение влаги (пар, капли).
Жилка – обеспечивает прочность листа (скелетная функция).
Проводящий пучок:
- сосуды – проводят воду и растворённые минеральные вещества (это мёртвые клетки).
- ситовидные трубки – проводят воду и растворённые питательные (органические) вещества
( это живые клетки).
Волокна - обеспечивают прочность, упругость листовой пластинки.
Гаметофит – клетки с гаплоидным набором хромосом – 1n
Спорофит – клетки с диплоидным набором хромосом – 2n
Функции крови.
1. Транспортная функция.
Циркулируя по сосудам, кровь транспортирует множество соединений — среди них газы, питательные вещества и др.
2. Дыхательная функция.
Эта функция заключается в связывании и переносе кислорода и углекислого газа. Кровь переносит кислород от органов дыхания к тканям и углекислый газ от тканей к органам дыхания.
3. Трофическая (питательная) функция.
Кровь доставляет питательные вещества из органов пищеварения к тканям, а продукты обмена к органам выделения. Таким образом, она обеспечивает все клетки организма питательными веществами: глюкозой, аминокислотами, жирами, витаминами, минеральными веществами.
4. Экскреторная функция.
Кровь уносит из тканей конечные продукты метаболизма: мочевину, мочевую кислоту и другие вещества, удаляемые из организма органами выделения.
5. Терморегуляторная функция.
Кровь охлаждает внутренние органы и переносит тепло к органам теплоотдачи. А также способствует поддержанию постоянства внутренней среды. Кровь поддерживает стабильность ряда констант организма.
6. Обеспечение водно-солевого обмена.
Кровь обеспечивает водно-солевой обмен между кровью и тканями. В артериальной части капилляров жидкость и соли поступают в ткани, а в венозной части капилляра возвращаются в кровь.
7. Защитная функция.
Благодаря наличию в крови антител, антитоксинов и лизинов, а также способности лейкоцитов поглощать микроорганизмы и инородные тела, кровь выполняет защитную функцию, являясь важнейшим фактором иммунитета, или защиты организма от живых тел и генетически чуждых веществ.
8. Гуморальная регуляция.
Благодаря своей транспортной функции кровь обеспечивает химическое взаимодействие между всеми частями организма, т.е. гуморальную регуляцию. Кровь переносит гормоны и другие физиологически активные вещества.
1
2
Отделы голов ного мозга: 1 - большие полушария головного
мозга:правое (левое удалено);
2 и 3 - промежуточный мозг:
2 - таламус (зрительный бугор);
3 - гипоталамус;
4 - средний мозг;
9
5 -мост;3
6 - мозжечок; 7 - продолговатый мозг
8
6
8_- гипофиз 9- мозолистое тело
Большие полушария головного мозга:
доли (А): 1 - лобная; 2 - теменная; 3 - затылочная; 4 - височная;
зоны коры левого (Б) и правого (В, продольный разрез) полушарий: 1 - двигательная;
2- кожно-мышечная; 3 - зрительная; 4- слуховая; 5-обонятельная и вкусовая
(Зона - участок мозга, принимающий информацию от тех или иных органов чувств)
Спинной мозг
Схема строения нервной системы
Нервная система
Парасимпати-
ческая
(«я отдыхаю»)
Симпатическая
(«я испугался»)
черепно-мозговые
нервы
Спинно-мозговые
нервы
соматическая
Вегетативная (автономная)
Спинной мозг
Головной мозг
периферическая
центральная
Рефлекторная дуга – путь, который проходят нервные импульсы от рецептора к мышце, выполняющей рефлекторные действия.
Дуга состоит из 5 частей ( чаще всего):
1 - внешний рецептор (в коже, например) – принимает раздражение и превращает его в нервный импульс.
2 – чувствительный нейрон – передаёт импульс в ЦНС (чаще всего это спинной мозг)
3 – участок ЦНС ( здесь располагаются вставочные нейроны) – анализируется полученная информация, принимается «решение», вставочные нейроны передают информацию в виде импульса на двигательные нейроны.
4 – двигательный нейрон – передаёт нервные импульсы к рабочим мышцам.
5 – рабочая мышца – выполняет какое-то определённое действие (ответная рефлекторная реакция)
Расположение жизненно важных нервных центров в головном мозге
Отдел головного мозга | Нервные центры |
Продолговатый мозг | Центры, регулирующие ритм сердца, кровяное дав ление, частоту и глубину дыхания, центры безус ловных пищевых рефлексов: сосания, глотания, слюноотделения; центры защитных рефлексов: чихания, рвоты, кашля, мигания, слезоотделения. |
Варолиев мост | Центры, регулирующие работу слюнных и слезных желез, жевательных и мимических мышц, вкусовой чувствительности. |
Мозжечок | Осуществляет поддержание равновесия или опреде ленной позы, координацию быстрых и точных дви жений. |
Средний мозг | Центры ориентировочных рефлексов зрения (рас ширение и сужение зрачка, зажмуривание и движе ние глаза), слуха, центры поддержания тонуса ске летных мышц, центры бессознательных стереотипных движений. |
Промежуточный мозг | Таламус (зрительный бугор) — центр всех видов чувствительности (за исключением обонятельных вкусовых и слуховых); центры, регулирующие и ко ординирующие внешние проявления эмоций, цент ры, поддерживающие состояние внимания, центры боли и удовольствия. Гипоталамус (подбугорье). 1. Главный координиру ющий и регулирующий центр вегетативной нервной системы — здесь находятся высшие центры, участ вующие в регуляции сердечного ритма, кровяного давления, дыхания и перистальтики. 2. Включает в себя зри тельный перекрест, передающий нервный импульс зрительного анализатора из левого глаза в правое полушарие переднего мозга, а из правого глаза — в левое полушарие. 3. Центры голода, жажды и сна; центры поведенческих реакций, связанных с агрес сивностью и размножением. 4. Вырабатывает нейрогормоны — вазопрессин и окситоцин. 5. Контролирует работу гипо физа |
Передний мозг (кора больших полушарий) | 1. Кора больших полушарий: - чувствительные зоны (зрительная, слуховая, кожно-мышечная, центры обоняния и вкуса) - двигательные зоны -В них возникают двигательные импульсы, идущие затем по нисходящим путям к скелетным мышцам. - ассоциативные зоны связывают различные обла сти коры, интегрируют все импульсы, поступающие в мозг. Деятельность этих зон связана со сложными формами поведения и высшей нервной деятельнос тью (условные и безусловные рефлексы, вторая сигнальная система) и лежит в основе высших психических функций и высших эмоций. 2. Подкорковые ядра (базальные ядра, базальные ганглии) - регулируют инстинктивное поведение и двигательную активность (вместе с промежуточным и средним мозгом) |
Нуклеиновые кислоты.
Нуклеиновые кислоты – ДНК , РНК – состоят из нуклеотидов (мономеры). Каждый нуклеотид состоит из остатка фосфорной кислоты
( фосфатная группа), углевода (пятиуглеродный сахар пентоза) и азотистого основания (А – аденин, Т - тимин, У – урацил, Г – гуанин,
Ц – цитозин).
Тип нуклеиновой кислоты | Кол-во цепей в молекуле | Мономеры (нукле отиды) | Способ ность к само- удвоению | Где в клетке синтезируется | Где в клетке находится | функции |
ДНК – дезокси- рибонуклеиновая кислота | 2 | А Т Г Ц | да | В ядре клетки, в митохондриях, в пластидах | В ядре клетки (большинство) в митохондриях (не много) в пластидах (не много) | Хранение генетической информации |
РНК - рибонуклеиновая кислота | 1 (2 цепи могут иметь некоторые вирусы – редко) | А У Г Ц | нет | Различно в зависимости от типа РНК | ||
Типы РНК | ||||||
Рибосомная РНК, р-РНК | 1 | А У Г Ц | нет | В ядрышке ( в ядре клетки) | В рибосомах (около 85 % от всех РНК клетки) | Входит в состав рибосом и участвует в формировании активного центра рибосомы, где осуществляется процесс биосинтеза белка. |
Транспортная РНК, т-РНК | 1 , упакована в виде «листочка клевера» | А У Г Ц | нет | На ДНК (в ядре клетки), самые маленькие по размеру | В цитоплазме (около 10 % от всех РНК клетки) | Способна присоединять 1 определённый тип аминокислоты (а/к) и доставлять его к месту синтеза белка в рибосоме. В цитоплазме клетки находится 20 разновидностей т-РНК (по количеству типов а/к) |
Информационная РНК (матричная), и-РНК | 1 | А У Г Ц | нет | На определённом участке одной из цепей ДНК, который содержит информацию о первичной структуре одного белка – ген. Процесс образования и-РНК называется транскрипция. | Цитоплазма (около 5 % от всех РНК клетки), в рибосомах в момент синтеза белка (процесс называется трансляция), митохондриях и пластидах клетки. | Передача информации о структуре белка из ядра ( от ДНК) к рибосомам |
Фотосинтез – процесс образования органических соединений из углекислого газа и воды с использованием лучистой энергии Солнца.
Необходимые условия:
- энергия солнечного излучения
- вода и углекислый газ
- специализированные органоиды ( должны содержать пигменты, способные поглощать свет – хлорофилл, например) – пластиды растений.
Особенности строения хлоропласта – двойная мембрана: наружная – гладкая, внутренняя образует особые плоские выросты - тилакоиды, которые располагаются группами, которые называются гранами. В мембраны тилакоидов встроены молекулы пигментов (хлорофилл) и белков, участвующих в процессе фотосинтеза.
Внутренняя полость хлоропласта – строма.
Этапы фотосинтеза.
Этапы синтеза | Место осуществления | Участники процесса | Функции (что происходит) | Результат этапа (что получается) |
Световая фаза – осуществляется только при участии света | ||||
Начало | Хлоропласт, мембрана тилакоида | Хлорофилл, молекулы переносчики электронов (акцепторы) | Молекула хлорофилла поглощает квант световой энергии (солнечной), энергия передаётся электрону, он приходит в возбуждённое состояние и переходит на более высокий энергетический уровень. Молекула хлорофилла делается не стабильной, теряет электроны (проникают за пределы мембраны тилакоида и формируют отрицательный электрический заряд) | Хлорофилл теряет электрон, формируется отрицательный электрический заряд на внешней стороне мембраны тилакоида |
Фотолиз | тилакоиды | Н2О, молекулы переносчики | Н2О Н+ + ОН- (под действием солнечного света) ОН- - теряет электроны , превращается в ОН и используется при образовании новых молекул воды, электроны идут на восстановление молекул хлорофилла, кислород выделяется в атмосферу (как побочный продукт синтеза) 4ОН 2 Н2О + О2 Протоны Н+ остаются внутри тилакоида, накапливаются и формируют положительный электрический заряд | Хлорофилл восстанавливается, образуется кислород, формируется положительный электрический заряд на внутренней стороне мембраны тилакоида. |
Окончание фазы | тилакоиды | Возникает разница электрических потенциалов + -. Под действием этой разницы начинает работать фермент АТФ – синтетаза, который пропускает Н+ в строму хлоропласта, протоны водорода Н+ соединяются с электронами, которые формировали отрицательный электрический заряд. 4Н+ + 4е- 4Н Н - будет использован в темновой фазе Во время прохода Н+ через фермент создаётся высокий уровень энергии, которая используется для синтеза молекул АТФ. | Протоны водорода Н+ восстанавливаются до Н, объединяясь с молекулой- переносчиком НАДФ, образуют комплекс НАДФ · Н2 (используется в темновой фазе). Синтезируются АТФ (накапливаются для синтеза глюкозы в темновую стадию) | |
Темновая фаза – осуществляется независимо от света | ||||
Цикл Кельвина | Строма хлоропласта | СО2, , АТФ НАДФ · Н2 | Углекислый газ (из атмосферы) вступает в реакцию с комплексом НАДФ · Н2 (несколько последовательных реакций) , используется энергия АТФ (из световой фазы), происходит образование молекул глюкозы. 6СО2+ 12 НАДФ · Н2 С6 Н12 О6 + 6Н2О (побочный продукт) | Образуются глюкоза и вода |
Суммарное уравнение - 6СО2, + 6Н2О + энергия солнечного света С6 Н12 О6 + 6О2 |
Синтез белка.
Белок – полимер, мономерами которого являются аминокислоты (а/к), в клетке присутствует 20 разновидностей а/к.
Необходимые условия для синтеза белка:
– генетический код (1 а/к соответствует 1 триплет (кодон) в ДНК или и-РНК).
- присутствие рибосом в цитоплазме клетки
- наличие свободных а/к в цитоплазме клетки (из процессов пищеварения и распада белков)
- наличие т-РНК для доставки а/к к месту синтеза белка
- наличие матрицы для синтеза (и-РНК, содержащая информацию о первичной структуре белка, которая переписана с ДНК)
- ферменты (всегда есть в клетке)
Этапы синтеза | Место осуществления | Участники процесса | Функции (что происходит) | Результат этапа (что получается) |
Транскрипция | Ядро клетки | ДНК, ферменты, свободные нуклеотиды | Участок двуцепочечной ДНК раскручивается (временно разрываются связи между цепями), на участке одной из цепей ДНК (ген – содержащий информацию о первичной структуре 1 белка) идёт синтез (построение) и-РНК по принципу комплементарности. Все реакции идут при участии ферментов. | и- РНК |
Перенос и-РНК из ядра в цитоплазму | Ядро клетки - цитоплазма | и-РНК и специальные ядерные белки | Перенос и-РНК через мембрану ядра | и-РНК попадает в цитоплазму клетки |
Трансляция | цитоплазма | и-РНК , рибосомы, т-РНК, свободные а/к, специальные ферменты | и-РНК находит свободную рибосому и взаимодействует с ней (проникает в активный центр). Одновременно в рибосоме находятся 2 ,стоящих рядом ,триплета (кодона) | Начинается процесс синтеза |
Рибосома анализирует кодоны и-РНК и сопоставляет их с антикодонами т-РНК (по принципу комплементарности), которые приносят к месту синтеза а/к из цитоплазмы. | Начало формирования первичной структуры белка | |||
Рибосома двигается по и-РНК («шаг» рибосомы равен 1 кодону - в активном центре рибосомы постоянно находятся 2 кодона – один анализируется (подбирается т-РНК с подходящей а/к), второй (его проанализировали раньше!) – участвует в синтезе белка (а/к связывается с предыдущей а/к). Освободившиеся от а/к т-РНК идут за новыми а/к (то го же типа) | Увеличение белковой цепочки в размерах (увеличивается количество а/к с каждым «шагом» рибосомы по и- РНК) | |||
Процесс повторяется многократно | Формируется белок | |||
Конец синтеза | цитоплазма | и-РНК , рибосомы | Рибосома, дойдя до последнего кодона и-РНК ( так называемый стоп-кодон), заканчивает синтез. Отделяется от и-РНК. С этого момента рибосома способна синтезировать новый белок. | Необходимый клетке белок. |
ПРИМЕЧАНИЕ: На одной и-РНК одновременно могут работать несколько рибосом. Такой комплекс (временный) называется полисомой. Все рибосомы одной полисомы синтезируют один и тот же белок. Рибосома способна синтезировать любой белок, его вид зависит от и-РНК.
Транскрипция – перенос информации о первичной структуре 1 белка с ДНК на и - РНК.
Трансляция – перевод последовательности нуклеотидов молекулы и – РНК в последовательность аминокислот молекулы белка.
После окончания работы полисомы ставшая ненужной и-РНК разбирается на отдельные нуклеотиды, которые клетка использует для синтеза новых РНК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом семинаре учителей биологии на тему: « Система подготовки к сдаче ГИА по биологии».
Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий ГИА по биол...

методические материалы для подготовки к урокам экологии и биологии
методические рекомендации к урокам экологии 6 класстехнологические карты уроков экологии 6 класс...

Комплекс ГТО. Методика подготовки к сдаче норм ГТО
ВВедение комплекса ГТО и рекомендации подготовки к сдаче ГТО...
Сопроводительные материалы для подготовки выпускников к экзамену по биологии
Методические разработки в помощь учителю для подготовки выпускников к экзамену по биологии в 2017г....
Комплекс упражнений для подготовки к сдаче ГТО
Подтягивание из виса на высокой перекладинеУпражнения, развивающие силу мышц рук и плечевого пояса...
