Рабочая программа по биологии. 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)

Стародубова Надежда Ефимовна

Титульный лист, планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные), содержание учебного процесса, календарно-тематическое планирование, содержание учебного предмета, учебно-методический комплект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елизовская районная вечерняя (сменная) школа»

    Принято на                                                               «Согласовано»                                                                  «Утверждаю»

  заседании МО                                                    Заместитель директора                                                Директор

 «__» ________ 2019 г.                                       ___________________                                                  __________________                         ___________________                                                                      

Рабочая программа

по биологии в 8 классе

Разработчик программы: Стародубова Надежда Ефимовна, учитель биологии, химии; I категория

г. Елизово

Камчатский край

2019 -2020 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Требования ФГОС

Личностные результаты освоения основной образовательной программы

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы

1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2)  умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4)  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы

Учащиеся должны знать:

— признаки, доказывающие родство человека и животных.

— вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека.

— основные признаки организма человека.

— роль регуляторных систем;

— механизм действия гормонов.

— части скелета человека;

— химический состав и строение костей;

— основные скелетные мышцы человека.

— признаки внутренней среды организма;

— признаки иммунитета;

— сущность прививок и их значение.

— существенные признаки транспорта веществ в организме.

— органы дыхания, их строение и функции;

— гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний

— органы пищеварительной системы;

— гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы.

— особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;

— роль витаминов.

— органы мочевыделительной системы;

— меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

— строение и функции кожи;

— гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.

— строение и функции органов половой системы человека;

— основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.

— особенности высшей нервной деятельности человека;

— отрицательное влияние вредных привычек.

Содержание учебного процесса. Биология 8класс

п/п

Название  разделов и тем

Кол-во

часов

Теоретические

Практические

Лабораторные

8класс. Человек

1.

Место человека в системе органического мира

1

1

2.

Общий обзор строения и функций организма человека

2

1

1

1

3.

Координация и регуляция

4

4

4.

Анализаторы

2

2

2

5.

Опора и движение

3

3

2

6.

Внутренняя среда организма

4

4

7.

Транспорт веществ

3

3

2

8.

Дыхание

2

2

9.

Пищеварение

2

2

1

10.

Обмен веществ и энергии

2

2

11.

Выделение

2

2

12.

Покровы тела

2

2

13.

Размножение и развитие

2

2

14.

Высшая нервная деятельность

3

2

1

15.

Человек и его здоровье

1

1

Итого:

35

30

2

8

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс.  Человек.

п/п

Название разделов, тем

Кол-во час

Стр.

Требование к уроку

Контроль

Коррекционная работа

Дата

план

факт

Темы 1. Место человека в системе органического мира (1ч)

1.

Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.  

Систематическое положение человека

5-8

Дать понятие о науках и их значении в жизни человека

Выяснить положение человека в систематике

Устно

                                                                                     Тема 2. Общий обзор строения и функций организма человека (2)

1.

Клеточное строение организма человека
Ткани и органы

34-40

Расширить знания о клеточном строении организма, закрепить понятия тканей и органов

П.Р « Строение клетки»

Устно, тест

Строение клетки

2.

Системы органов
Функции систем органов

40-45

Выяснить системы органов человека и их функции

Заполнение таблицы, лаб.раб

Тема 2. Координация и регуляция (4ч)

1.

Гуморальная регуляция

Нервная система. Отделы нервной системы

46

Ознакомить с эндокринными железами и их ролью в обмене веществ

Ознакомить со строением нейрона, нервной системы

Устно , диктант

Строение клетки

Рефлекс и рефлекторная дуга

2.

Отделы нервной системы

54-60

Отделы нервной системы. Дать понятие о строении и функциях спинного мозга

Устно

Строение нейрона

3.

Головной мозг, строение и функции
Большие полушария головного мозга

70-72

Головной мозг Изучить строение и функции больших полушарий

Устно

Строение больших полушарий

Строение больших полушарий

Рефлекторная дуга

4.

Периферическая нервная система

73-76

Устно

Тема3. Анализаторы(2ч)

1.

Анализаторы. Зрительный анализатор.

76-77

Изучить зрительный анализатор

Изучить  слуховой анализатор

Познакомить с органом вкуса, обоняния и др.

Устно

Лаб.опыт

Кора больших полушарий

Рефлекторная дуга

2.

Слуховой анализатор

Другие органы чувств и их роль в жизни человека

84-91

Изучить  слуховой анализатор

Познакомить с органом вкуса, обоняния и др.

Устно

Лаб.опыт

Кора больших полушарий

Рефлекторная дуга

Тема 4. Опора и движение (3ч)

1.

Скелет человека.

100-106

Выучить названия крупных костей скелета человека

Устно

Лаб.опыт

Строение сустава

2.

 Мышцы. Строение и работа мышц.

116-122

Изучить строение и названия крупных мышц

Дать понятие о работе мышц

Устно

Лаб.работа

3.

Обобщение темы: «Опора и движение»

100-122

Обобщить и закрепить знания уч-ся по теме

Устно, тест

Тема 5.  Внутренняя среда организма (4ч)

1.

Внутренняя среда организма.

127

Дать понятие о внутренней среде организма

Устно

Соединительн. ткань

2.

Иммунитет

136

Защитные свойства организма

Устно, таблица

Соединительн. ткань

3.

Тканевая совместимость и переливание крови

140

Рассказать о переливании крови

Устно, таблица

4.

Обобщение темы «Внутренняя среда организма»

127-140

Закрепить и проверить знания о внутренней среде организма

Тест

Тема 6. Транспорт веществ (2ч)

1.

Транспорт веществ. Кровеносная система

144-153

Изучить строение сердца и его работу

Устно

Сосуды

2.

Движение крови по сосудам.

153

Выявить особенности сосудов и движение крови

Устно, схема кругов кровообращения

Сосуды

2.

Обобщение темы: «Транспорт веществ»

144-153

Закрепить знания учащихся

Устно, схема кругов кровообращения

Строение органов кровообращения

Тема 7. Дыхание (3ч)

1.

Органы дыхания.

Заболевания органов дыхания и их профилактика

158-163

Изучить строение органов дыхания

Устно,

Органы,ткани

2.

Дыхательные движения

167

Механизм дыхательных движений, регуляция

Устно, схема

Опорно-двигательный аппарат, нервная система

3.

Обобщение темы «Дыхание»

158-170

Закрепить и проверить знания

Тест

Опорно-двигательный аппарат, нервная система, органы дыхания

Тема 8. Пищеварение (2ч)

1.

Пища и питательные вещества

171

Дать понятие о питательных веществах

Устно, таблица

Лаб. расчет калорийности питания

Химический состав клетки

2.

Строение и функции пищеварительной системы

180

Изучить органы пищеварения. Выяснить процессы пищеварения

Нервная и гуморальная регуляция

Тема 11.  Обмен веществ и энергии (2ч)

1.

Пластический и энергетический обмен.

187

Сформировать понятие об обмене веществ

Устно, схема

Питательные вещества

Химический состав клетки

2.

Витамины

194

Выяснить значение витаминов

Устно, таблица

Тема 12.  Выделение (2ч)

1.

Органы выделения. Строение и функции почек

199

Ознакомить со строением и функцией органов выделения

Устно, схема

Системы органов

2.

Образование мочи.

203

Функции почек

Устно

Строение нефрона

Тема 13. Покровы тела(2ч)

1.

Покровы тела. Строение и функции кожи

205

Дать понятие о строении и функциях кожи

Устно, таблица

Типы тканей

2.

Терморегуляция, закаливание организма

209,

274

Принципы закаливания

Рефлексы

Тема 14.  Размножение и  развитие (2ч)

1.

Система органов размножения.

212

Ознакомить с системой органов размножения

Устно, таблица

Системы органов

2.

Рост и развитие организма

220

Эмбриональное и постэмбриональное развитие

Тема 15.  Высшая нервная деятельность  (3ч)

1.

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности

Врожденные и приобретенные формы поведение

225

Выяснить роль рефлексов в  поведении человека

Дать понятие о формах поведения

Устно, схема

Рефлекс  и рефлекторная дуга

Рефлекс и рефлекторная дуга

2.

Особенности высшей нервной деятельности.

238-242

Дать понятие о высшей нервной деятельности

Устно

Практ.работа "Особенности В.Н.Д."

Строение коры больших полушарий

3.

Речь, мышление.

Память, эмоции

246-250

Дать понятие о видах памяти, мышлении и эмоциях

Строение коры больших полушарий

Тема 16.  Человек и его здоровье (1ч)

1.

Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека

254

Выяснить влияние факторов окружающей среды на здоровье человека

Сообщения уч-ся

Содержание учебного предмета. Биология 8класс

Человек

Место человека в системе органического мира(1ч)

   Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Человек разумный.

   Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы, их происхождение и единство. 

Общий обзор строения и функций организма человека (2ч)

    Клеточное строение организма человека. Ткани и органы. Системы органов. Функции систем органов

Координация и регуляция(4ч)

   Гуморальная  регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

   Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

   Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение.

Анализаторы(2ч)

   Органы чувств, их строение, функции, гигиена.

Опора и движение (3ч)

   Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета  в связи с трудовой деятельностью и  прямохождением. Состав и строение костей. Рост костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и профилактика.

   Мышечная система. Строение и развитие мышц. Группы мышц. Работа мышц. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении  активности  мышечной ткани. Значение физкультуры, режима труда в формировании опорно-двигательной системы.

Внутренняя среда организма (4ч)

   Понятие « внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание. Группы. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Прививки. Переливание крови. Донорство.

Транспорт веществ (3ч)

   Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление.

Дыхание (2ч)

   Потребность организма  человека в кислороде  воздуха.  Органы дыхания, их строение.  Дыхательные движения.  Газообмен  в легких и тканях. Регуляция дыхания.  Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Пищеварение (2ч)

   Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы. Исследования в области пищеварения И.П. Павлова.

Обмен веществ и энергии (2ч)

   Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.  Витамины.  Их роль в обмене  веществ.

Выделение (2ч)

   Конечные  продукты обмена веществ.  Органы выделения, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении  из организма продуктов обмена веществ.

Покровы тела (2ч)

   Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Заболевания кожи и их профилактика.  Гигиенические требования к одежде,  обуви.

Размножение и развитие (2ч)

   Система органов размножения; строение  и  гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Высшая нервная деятельность (3ч)

   Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения.  Особенности  высшей нервной деятельности  и  поведения человека.  Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биоритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики 

Человек и его здоровье (1ч)

Влияние окружающей среды на здоровье человека

 

 Учебно–методический  комплект:

1. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Сонин Н.И., Сапин М.Р.- М.: Дрофа, 2018

2.Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11классы – М.: Дрофа,2018

3. Тетрадь. Биология. Человек.8класс.-М.: Дрофа, 2018

4. Биология. 8 класс. Человек.  Ренева Н.Б., Сивоглазов В.И.  Методическое пособие М.: Дрофа,2018


1. Биология. Интерактивные задания 7-9. 1С

2.Биология. Взаимное влияние живых организмов. Электронные уроки и тесты.

3.Биология. Влияние человека на природу. Электронные  уроки  и тесты.

4.Биология. Уровни организации жизни. Электронные  уроки  и тесты.

5. Занимательная экология.

6.Биология. Человек. 8 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...