Презентация по биологии на тему ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (9 класс)
презентация к уроку по биологии (9 класс)

Кисакова Ольга Александровна

Презентация по биологии на тему ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (9 класс)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

учитель биологии и химии Кисакова Ольга Александровна, первой квалификационной категории ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ /обобщающий урок 9 класс/ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. ПЫТЬ-ЯХ, ХМАО - ЮГРА

Слайд 2

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: Эволюционное учение. Задачи урока : обучающие: закрепить знания учащихся о наследственности, изменчивости, естественном отборе, борьбе за существование, результатах эволюционного процесса; расширить и углубить знания о макроэволюции, способах её достижения, направлениях и путях развития; продолжить обучение навыкам работы с текстом, ЭОР; развивающие: продолжить формирование навыков сравнения; продолжить формирование основных компетенций, в том числе информационной; создать условия для развития форм сотрудничества «учитель-ученик»; продолжить формирование умения применять свои знания на практике; воспитательные: формирование интереса к интеллектуальному труду; воспитание потребности самоорганизации собственной познавательной деятельности

Слайд 3

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Методы: репродуктивные, словесные (беседа), наглядные (использование презентации Power Point), частично-поисковые, работа в группах.

Слайд 4

Жан-Батист Ламарк (1744-1829) признавал факт эволюции; доказывал изменчивость видов. движущая сила эволюционного процесса: стремление организма к совершенствованию. причины возникновения приспособленности: влияние внешней среды и наследование признаков, приобретённых в течении жизни

Слайд 5

Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) «Происхождение видов путём естественного отбора» 1859 г.

Слайд 6

Какова цель нашего последнего урока в теме? На листе бумаги запишите все термины и понятия по теме «Эволюция», установите между ними смысловые связи

Слайд 7

Получилось ли выстроить много связей?

Слайд 8

Почему в природе так много видов, а в сельском хозяйстве пород и сортов?

Слайд 9

Работа по выведению нового сорта растений (породы животных) М ат ериал- Отбирающий фактор - Результат- Искусственный отбор - процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем систематического отбора и размножения особей с определёнными ценными для человека признаками и свойствами. наследственная изменчивость (мутации) потребности человека новые породы животных и сорта растений

Слайд 10

Почему же многим особям не удаётся выжить и оставить потомство?

Слайд 11

Наблюдение 1. В природе любой вид растений и животных стремится к размножению в геометрической прогрессии Наблюдение 2. Число взрослых особей каждого вида остаётся относительно постоянным Многим особям не удаётся выжить и оставить потомство ВЫВОД: в природе происходит борьба за существование

Слайд 12

Что такое борьба за существование? Виды борьбы за существование? Внутривидовая Межвидовая Борьба с неблаго- приятными условиями внешней среды

Слайд 13

Задание 1. Определите «Виды борьбы за существование» Виды борьбы за существование Пример А. межвидовая борьба Б. внутривидовая борьба В. борьба с неблагоприятными условиями жизни токование тетеревов гибель рыбы в зимнем водоёме. конкуренция скворцов за скворечник паразитизм лямблий и трипаносом в кишечнике и крови человека горностай и ласка охотятся за полевой мышь молодые побеги тополя прорастают через трещины в асфальте. стрекозы и пауки поедают мух и комаров. турнирные бои самцов зебры семя календулы попало в болото А Б В А. 4,5,7 Б. 1,3,8 В. 2,6,9

Слайд 14

Виды изменяются в процессе приспособления к условиям внешней среды Направляющим фактором эволюции является Естественный отбор Стабилизирующий Половой Движущий Что такое «естественный отбор»?

Слайд 15

Механизм образования новых видов (по Ч. Дарвину) Исходный вид Наследственная изменчивость Борьба за существование (сложные, многообразные взаимоотношения) Естественный отбор (выживание наиболее приспособленных) Приспособленность- результат действия естественного отбора Образование новых видов. Многообразие видов

Слайд 16

«Эволюционный процесс - это прежде всего образование новых адаптаций, их накопление и координация» К.М. Завадский Какие формы приспособленности изображены на слайде?

Слайд 17

Задание 2. Определите формы приспосабливаемости у животных Кузнечик; Белая сова; Камбала; Осьминог; Насекомое палочник Осы, шмели; Божья коровка; Гремучие змеи Жук-бомбардир; Скунс, или американская вонючка Муха- журчалка похожа на пчелу; Безобидные тропические ужи похожи на ядовитых змей Покровительственные окраска и формы тела (маскировка) Предостерега-ющая окраска Отпугивающее поведение Мимикрия (внешнее сходство незащищённых животных с защищёнными)

Слайд 18

Задание 3. Определите формы приспосабливаемости у растений Опушенность цветка; Накопление влаги в стебле (кактус); Превращение листьев в иголки Большая поверхность листа; Много устьиц; Повышение интенсивности испарения Яркая, привлекающая окраска цветка; Наличие нектара Мелкая, лёгкая пыльца; Пестик сильно опушен; Лепестки и чашелистики не развиты; не мешают опылению других частей цветка Приспособления к повышенной сухости Приспособления к повышенной влажности Приспособления к опылению насекомыми Приспособления к опылению ветром

Слайд 19

Микроэволюция (видообразование) Вид – Критерии вида – Ареал – Популяция – Почему популяция - элементарная единица эволюции?

Слайд 20

Способы осуществления макроэволюции ДИВЕРГЕНЦИЯ ? ГОМОЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ УСЛОВИЯ Освоение новых территорий представителями одной систематической группы

Слайд 21

Способы осуществления макроэволюции КОНВЕРГЕНЦИЯ АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ УСЛОВИЯ Освоение сходных условий обитания представителями разных систематических групп ?

Слайд 22

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС АРОМОРФОЗ ИДИОАДАПТАЦИЯ ДЕГЕНЕРАЦИЯ Увеличение численности Расширение ареала Увеличение числа популяций

Слайд 23

Термин Латинское название Содержание 1 . Ароморфоз А . «Прилаживание», «приноравливание» Б. Упрощение общей организации организма 2. Дегенерация В. «Вырождаться» Г . Совершенствование форм организма, способствующее повышению общей организации, обеспечивающее преимущества в разной среде обитания 3. Идиоадаптация Д . «Поднимаю» + «форма» Е. Приспособления к специальным условиям, но не изменяющие уровень организации 1-Д-Г; 2-В-Б; 3-А-Е. Задание 4. Пути достижения прогрессивной эволюции

Слайд 24

Главные направления эволюции БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС Уменьшение численности Сужение ареала Уменьшение числа популяций Снижение адаптации к новым условиям Уничтожение мест обитания Истребление человеком АРОМОРФОЗ ИДИОАДАПТАЦИЯ ДЕГЕНЕРАЦИЯ

Слайд 25

Задание 5. Каковы результаты и причины биологического регресса? Приспособительные признаки, возникшие в ходе эволюции Направления эволюции 1. Возникновение полового процесса. 2.Образование позвоночника. 3.Образование пятипалых конечностей. 4.Возникновение теплокровности. 5.Образование хобота у слона. 6.Утрата органов пищеварения и кровообращения (у цепня) 7.Утрата конечностей у китов. 8. Усложнение головного мозга 9. Возникновение фотосинтеза. 10.Дифференциация тела растения на органы. 11.Возникновение ползучего стебля у земляники. 12.Утрата листьев и превращение их в колючки у кактуса. 13.Появление цветка у покрытосеменных. 14.Появление зацепок на плодах лопуха и череды. 15. Утрата листьев и стебля у повилики. 16.Появление семян у голосеменных. А А А А И Д И А А А И И А И Д А

Слайд 26

Соотношение главных направлений прогрессивной эволюции Какие примеры путей достижения прогрессивной эволюции вы видите на экране?

Слайд 28

микроэволюция макроэволюция Биологический регресс Биологический прогресс Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация Борьба за существование Естественный отбор Наследственная изменчивость Приспособленность; Многообразие видов результат уровень уровень Главные направления пути Закономерности : Конвергенция ( аналог. органы) Дивергенция (гомол. органы) ЭВОЛЮЦИЯ

Слайд 29

Рефлексивный момент Оцените своё настроение и степень удовлетворённости работой на уроке. На схеме «Соотношение путей эволюции»: при помощи символа (красный круг) отметьте своё местонахождение.

Слайд 30

Домашнее задание. Творческая работа составить кроссворд по теме «Эволюционное учение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме"Эволюционное учение" 11 класс

Контрольная работа по теме"Эволюционное учение" 11 класс для базового уровня, составлена по 2образу" материалов КИМов ЕГЭ....

контрольная работа по теме "Эволюционное учение" 11 класс

Контрольная работа по теме "Эволюционное учение" для 11 класса. Предложены два варианта разноуровневых заданий типа АВС. Ответы прилагаются....

тест по теме "Эволюционное учение" 11 класс

тест по теме "Эволюционное учение 11 класс...

Презентация по биологии на тему "Отдел Моховидные" 6 класс

Презентация разработана по теме "Отдел Моховидные" по учебнику Пономаревой И.Н....

Презентация по биологии на тему; "Ненаследственная изменчивость" (11 класс).

Презентация предназначена для сопровождения урока по биологии в 11 классе.  Презентация формирует умения самостоятельно пополнять свои знания, выделять основные понятия, работать с текстом, испол...

Презентация по биологии на тему: "Черви - паразиты" (7 класс).

Презентация "Черви - паразиты" предназначена для сопровождения урока биологии в 7 классе. Слайды презентации содержат материал о плоских и круглых червях - паразитах, их особеноостях строени...

Презентация по биологии на тему: "Функции белков" (10 класс).

Функции белков в клетке более разнообразны, чем функции других биополимеров — полисахаридов и ДНК. Так, белки-ферменты катализируют протекание биохимических реакций и играют важную роль в обмене...