Летние задания по биологии 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс)

Здесь представлены задания на лето по биологии  для учеников 6 класса. Самостоятельная  работа поможет учащимся больше узнать о  живой  природе, ближе познакомится с природой родного края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letnie_zadaniya_po_biologii_6_kl.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Дорогие ребята!

Для закрепления знаний по биологии Вам необходимо выполнить летние практические задания.      В учебном году вы в основном изучали биологию по учебнику и наглядным пособиям. Летом же вы можете применить знания, полученные на уроках, на практике, провести наблюдения над растениями в их естественной среде.

Отметки, полученные за них, начинают ваш новый учебный год!

Не упустите шанс получить «5»!

Выберите любую интересную для вас тему (всего их -11). Наблюдайте за выбранными  растениями. Для определения растений воспользуйтесь определителем растений по фото в интернете.

Далее оформите свои наблюдения в виде дневника наблюдений или компьютерной презентации. Рекомендуется использовать свои фотографии, а не из интернета. Оформите гербарий исследуемых  объектов, используя листы А-4 или коллекцию исследуемых объектов.  С технологией изготовления гербария  ознакомьтесь  по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=Bc28qmLIXh0.

Проводя наблюдения в природе, вы увидите, как много в ней интересного и удивительного! И для этого совсем не надо ехать куда-то далеко!

Желаю удачи!

Темы летних заданий:

1. Изучение приспособлений растений к перекрестному опылению

1. Определите способы опыления у различных видов растений с помощью простых визуальных наблюдений.

 2. Установите вблизи цветка предметные стекла, смазанные вазелином. Рассмотрите под лупой прилипшую к стеклу пыльцу исследуемых видов растений, опишите и зарисуйте ее.

3. Внимательно рассмотрите строение цветков разных растений. Выясните, как они приспособлены к определенному типу опыления. Опишите и зарисуйте цветки и имеющиеся у них приспособления.

 4. Проведите наблюдения за «поведением» цветков. Выясните время их раскрывания, опишите и зарисуйте последовательность отгибания, раскручивания лепестков, вытягивания тычинок, изменения положения цветка и т.д. Определите продолжительность жизни цветка.

 5. Проследите за «поведением» соцветий, расположением в них цветков. Выясните, одинаковы ли цветки в соцветии, одновременно ли они раскрываются.

 6. Пронаблюдайте за поведением насекомых на исследуемых растениях: какие насекомые посещают цветки, как насекомое садится на цветок, как долго на нем находится. Проследите за движениями ног и ротового аппарата насекомого. Подсчитайте частоту посещения насекомыми цветка за один час в разное время суток.

7. Установите связь строения и «поведения» цветков и соцветий растений, насекомых.

8. Изготовьте гербарий цветков и соцветий исследуемых растений.

2.  Изучение видового состава древесных и кустарниковых насаждений в городских или сельских поселениях.

1. Выясните, какие деревья и кустарники растут в нашем селе.

2. Перечислите их в дневнике наблюдений, указав их жизненную форму: название растения - дерево или кустарник.

3. Какие из них хорошо растут, а какие находятся в угнетенном состоянии, какие из них наиболее декоративны.

2. Соберите по одному листу (или побегу с двумя тремя листьями) с каждого вида дерева и кустарника, расправьте их и изготовьте гербарий.

 3. Изучение видового состава травянистых растений, произрастающих в городских или других поселениях.

1. Установите, к каким видам (или родам) относятся травы, растущие вблизи вашего дома.

2.  Какие приспособления развились у них к выживанию в условиях вытаптывания и других воздействий человека?

3.  Какие из них преобладают по численности, а какие встречаются довольно редко?

4.  В каком состоянии (цветение, плодоношение) они находятся в летнее время?

5.  Сравните их между собой и выясните, чем они различаются по форме побегов, листьев, строению цветков или плодов.

6. Выкопайте по одному растению каждого вида, промойте их в воде, немного подсушите на свежем воздухе, расправьте и высушите между листами газетной бумаги, а затем изготовьте гербарные листы с подписями названий размещенных на них растений.

4. Выяснение влияния на внешний вид деревьев условий его жизни.

1. Выберите для наблюдений деревья одного вида и примерно одного возраста, растущие на открытом месте, на опушке леса и в его глубине.

2. Установите, чем они различаются по расположению ветвей на их стволах, форме крон, по высоте и толщине стволов. Подумайте, какие условия произрастания оказывают влияние на внешний облик деревьев.

3. Сделайте фотографии или схематический рисунок наблюдаемых деревьев с подписями их мест произрастания.

5. Изучение видового состава растений, растущих на пустырях.

1. Выберите какой либо неиспользованный участок между постройками, вдоль заборов или на других местах, называемых пустырями.

2. Выясните, какие из растений — репейник, бодяк, чертополох, крапива, полынь, дурман, белена — произрастают на выбранном участке, какие признаки характерны для этой группы травянистых растений и почему человек и животные обычно обходят места их произрастания, какие из них имеют колючки, жгучие волоски или другие приспособления к защите от поедания животными, какие из них являются сложноцветными, а какие — пасленовыми.

3. Соберите и засушите боковые побеги пустырных растений и сделайте затем гербарные листы с названиями группы растений и ее представителей.

6.  Изучение состава придорожного сообщества растений.

1. Выберите какой-либо участок прохожей дороги и установите, какие из растений — подорожники, одуванчик лекарственный, клевер ползучий, ромашка пахучая, гусиная лапка, спорыш (птичья гречиха, трава мурава), гусиная лапка — произрастают по ее сторонам.

2.  Выясните, какие из придорожный растений имеют укороченный стебель, а какие — ползучий или невысоко приподнимающийся, у каких растений листья с сильно развитыми упругими жилками, а у каких они — небольшие или сильно рассеченные.

3. Подумайте, какое значение в жизни придорожных растений имеют такие особенности строения.

4. Установите, в каком состоянии (цветения или плодоношения) находятся летом те или иные придорожные растения, какие из них преобладают по численности, а какие встречаются довольно редко.

5. Соберите материал для гербария 7-8 видов растений придорожного сообщества.

7. Наблюдения за состоянием растений барометров.

1. Проведите наблюдения состоянием цветков желтой акации, мальвы, вьюнка полевого, мокрицы и соцветий одуванчика, ноготков (календулы).

2.  Выясните, что происходит с их цветками или соцветиями в ненастную погоду перед наступлением дождя.

3. Подумайте, в связи, с чем возникли у них такие приспособления?

4. Выясните, какие другие растения и, каким образом, могут предсказать приближение дождя.

5. Соберите по одному растению барометру, засушите их между листьями газетной бумаги и смонтируйте гербарные листы с подписями названий растений.

8. Наблюдения над растениями цветочными часами.

1. Проведите наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков или соцветий некоторых дикорастущих и садовых цветковых растений, например, одуванчика, ноготков, садового вьюнка -ипомеи.

2. Выясните, в какое время раскрываются и закрываются цветки каких либо других наиболее известных вам цветковых растений.

3. Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений.

4.  Соберите для засушивания и изготовления гербария несколько растений (5-6), открывающих цветки или соцветия в строго определенное время суток.

 9. Изучение приспособлений сорняков к условиям жизни. 

1. Найдите на полях культурных злаковых растений сходные с ними по внешнему строению сорняки: у ржи, пшеницы и ячменя, овса — костер ржаной, костер полевой, овсюг; у проса — ежовник, куриное просо.

2. Установите, чем названные сорняки сходны с культурными злаками.

3.  Подумайте, каково значение для сорных злаков имеет сходство с культурными растениями, которым они сопутствуют?

4.  Соберите и изготовьте гербарий культурных злаковых растений и сопутствующих им сорняков.

10. Изучение способов распространения растениями плодов и семян. 

1. Выявите время образования плодов и семян у некоторых растений, например, у осота, бодяка, череды, репейника, бальзамина, одуванчика.

2. Соберите их плоды и семена и установите, у каких из них развились приспособления к распространению ветром или животными, саморазбрасыванием и в чем проявляется та или иная приспособленность.

3. Сделайте коллекцию плодов и семян, распространяемых растениями с помощью ветра (3-4), животных (3-4) и саморазбрасыванием (3-4).

 11.  Изучение состава растений хвойного, лиственного или смешанного леса.

1. Выберите для наблюдений определённый вид леса: хвойный, лиственный или смешанный лес.

2. Выявите, какие деревья наиболее обычны в  выбранном вами лесу, какие из них образуют первый (верхний), а какие — второй ярусы, чем различаются между собой деревья, образующие первый и второй ярусы.

2.  Какие растения образуют третий и четвертый ярусы выбранного вами леса? Чем условия жизни растений этих ярусов отличаются от условий жизни растений первого и второго ярусов?

3.Соберите и изготовьте гербарий  листьев деревьев с подписями названий исследуемых объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тетрадь летних заданий "Мамина школа", переход в 3 класс

За летние каникулы чтение ухудшается более чем у 50% учеников, письмо – у 67%, а вычислительные навыки – у 75% учеников.   Для того, чтобы сохранить уровень учебных умений и навыков, ...

Летние задания для самостоятельной работы. 6 кл.

Здесь представлены задания на лето для учеников 6 класса, задания, эта работа поможет учащимся больше узнать о  живой  природе, ближе познакомится с природой родного края....

Комбинированные летние задания за курс 6 класса (рабочая тетрадь)

Данная тетрадь предназначена для повторения и закрепления в летний период материала по русскому языку и математике за курс 6 класса....

Комбинированные летние задания по математике за курс 5 класса

Данная тетрадь предназначена для повторения и закрепления в летний период материала по математике за курс 5 класса....

Летние задания по биологии 7 класс

Знания и умения, приобретённые обучающимися в ходе выполнения летнего задания по зоологии, станут достоянием их личного опыта, фундаментом понимания сложного и хрупкого животного мира....

Задание по математике на летние каникулы после 6 класса

Задание на закрепление знаний по математике после окончания 6 класса. Материал разбит по темам, создан для самостоятельной работы....

Летние задания для обучающихся при переходе в 5 класс

Данные задания позволят обучающимся систематически повторять учебный материал во время летних каникул...