Программа внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса», направленная на формирование экологической культуры, патриотизма и гражданской позиции обучающихся 5-9 классов
статья по биологии

Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 5-9 классов и включает в себя разделы, связанные с такими науками как биология, география и химия. Изучение данного курса способствует не только формированию более полного представления о родном крае, но и появлению чувства патриотизма и активной гражданской позиции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса», направленная на формирование экологической культуры, патриотизма и гражданской позиции обучающихся 5-9 классов

Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 5-9 классов и включает в себя разделы, связанные с такими науками как биология, география и химия. Изучение данного курса способствует не только формированию более полного представления о родном крае, но и появлению чувства патриотизма и активной гражданской позиции.

The program of extracurricular activities is designed for students of grades 5-9 and includes sections related to such sciences as biology, geography and chemistry. The study of this course contributes not only to the formation of a more complete picture of the native land, but also to the emergence of a sense of patriotism and active citizenship.

Экологическая культура, гражданская позиция, патриотизм, исследование, природа.

Ecological culture, citizenship, patriotism, research, nature.

Вопросы изучения родного края становятся все более актуальными для современного образования. Изучение природного и культурного наследия обеспечивает диалог культур — настоящего с прошлым и будущим на конкретной территории, а значит, выполняет важную функцию воспитания духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Уникальная природа Кузбасса, культура наших предков приобретают особую ценность и значимость для детей и подростков, способствуя становлению у них патриотизма и гражданской позиции. В настоящее время особенно остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы образования обучающихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой [1, 9].

Программа внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса» рассчитана на период обучения с 5 по 9 класс. Она делится на следующие разделы: 5 класс - «Мой край родной – Кузбасс могучий», 6 класс – «Растительный мир Кузбасса», 7 класс – «Животный мир Кузбасса», 8, 9 класс – «Химия в природе Кузбасса».

5 классы – это возраст, когда расширяется кругозор обучающихся, и, конечно, воспитывается и укрепляется чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала в рамках внеурочной программы «Мой край родной – Кузбасс могучий» развиваются интересы обучающихся, определяющие впоследствии выбор профессии. Содержание начального курса краеведения позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности обучающегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности, состояние природы и местных экологических проблем. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания [10]. У детей формируется чувство любви к малой Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории.

Жизнь школьника является частью жизни нашего народа. Необходимо также отметить эстетическую направленность краеведения и воспитание патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед обучающимися величия и красоты родной природы. Именно учитель пробуждает восхищение, глубокую гордость и искреннюю любовь к своему родному краю, Родине.

В 6 классе в рамках программы «Я – юный исследователь природы Кузбасса» предусмотрено изучение раздела «Растительный мир Кузбасса». Актуальность программы обусловлена противоречием между растущим интересом обучающихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно-ориентированного подхода в преподавании биологии. Реализуя в 6 классе предлагаемое программой внеурочной деятельности «Растительный мир Кузбасса» содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно «переходить» от более простых результатов к более сложным, а также способствует самоопределению личности ребёнка, создаёт условия для её самореализации. Отличительная особенность данной программы в том, что разнообразие изучаемых объектов и тем работы способствует выявлению наклонностей и интересов школьников и позволяет по окончании курса выбрать по своему желанию элективный курс или профиль с углубленным изучением экологии и биологии, а так же поможет в выборе будущей профессии [6].

Фауна Кузбасса очень разнообразна. Изучение в 7 классе предмета биологии построено на эколого-эволюционном и функциональном подходе, в ходе которых акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В процессе реализации раздела «Животный мир Кузбасса» программы внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса» появляется возможность более углубленно остановиться на таких вопросах как воздействие человека и его деятельности на животных, промыслы, одомашненные животные, разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. А также уделить внимание важности охраны животного мира, системы мониторинга, охраняемых территорий. Поработать над проектом «Моя Красная книга» и «Кузбассовец! Будь рационален во всем!» [4].

Кузбасс одна из крупнейших топливно–энергетических баз страны. Большая концентрация предприятий угледобычи и углепереработки, черной и цветной металлургии, химии и углехимии, строительной индустрии и машиностроения, объектов теплоэнергетики, железнодорожного и автомобильного транспорта обусловила чрезвычайно высокие техногенные нагрузки в регионе, что привело к загрязнению атмосферы, почв, поверхностных и подземных вод, нарушению ландшафта, скоплению большого количества промышленных, в том числе и токсичных отходов, истреблению на больших площадях лесов, деградации фауны и флоры, к высоким уровням заболеваемости и смертности населения [2, 11].

Таким образом, является актуальным реализация раздела «Химия в природе Кузбасса» на протяжении обучения в 8 и 9 классах [7]. Данный раздел позволяет расширить кругозор обучающихся об окружающих нас химических веществах, о тех экологических проблемах, которые существуют в настоящее время. Проблема охраны окружающей среды – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому обучающихся необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Обучающиеся должны знать о химических веществах в природе, о видах химического загрязнения окружающей среды и способах борьбы с ними, об основных загрязнителях атмосферы, воды, почвы; знать современные способы очистки от вредных веществ; пропагандировать идеи и приёмы рационального природопользования [5, 8]. В результате реализации данной программы станет возможным более подробно остановиться на следующих вопросах:

  • знакомство обучающихся с химическими веществами и химическими явлениями в природе и быту;
  • формирование представления об устройстве окружающего мира, о процессах, протекающих в нем, и о путях сохранения богатства и разнообразия природы Кузбасса.

При этом происходит достижение следующих задач в рамках программы внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса»:

  • формировать систему экологических понятий, законов и закономерностей;
  • развивать творческие задатки и практические умения;
  • воспитывать у обучающихся любовь и бережное отношение к природе Кузбасса.

Программа внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса» является междисциплинарной программой, с помощью которой легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на занятиях то, с чем они постоянно сталкиваются с детства, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача программы заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы. При непрерывном изучении таких предметов как география, биология, экология, химия и ОБЖ, обучающиеся постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь, каждый раз, качественно и количественно на более высокий уровень [3]. Таким образом, реализация данной программы становится своеобразной подготовкой к изучению предметов естественно-научного цикла в профильном классе, оставаясь при этом самодостаточным направлением. Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Но следует не забывать о том, что, отбирая информацию из других учебных предметов, дополнительные сведения не должны перегружать урок и не заслонять содержание учебного материала.

Литература

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии: Учебное пособие [Текст] / С.В. Алексеев, Н.В. Груздева и др. - М: АО МДС, 1996 – 38 с.
  2. Архандеева Г.А. Программа дополнительного образования «Живи, Кузнецкая Земля!» Кемерово [Текст] / Г.А. Архандеева. - Кузбассвузиздат,1999. - 24 с.
  3. Архандеева Г.А. Учебно-исследовательская краеведческая деятельность в дополнительном образовании: теория и практика. Методическое пособие [Текст] / Г.А. Архандеева.- Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 1999 – 111 с.
  4. Воронцов А. И., Харитонова Н. 3. Охрана природы [Текст] / А.И. Воронцов, Н.З. Харитонова. - М.: Высшая школа, 1979 – 59 с.
  5. Енгельфрид Ю. Как защитить себя от опасных веществ в быту [Текст] / Ю. Енгельфельд. – М.: Изд-во МГУ, 1994 – 96 с.
  6. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения  биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Пособие для учителя [Текст] / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. - М.: Просвещение, 1999 – 152 с.
  7. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас [Текст] / Ю.Н. Кукушкин. – М.: «Высшая школа»,1992 – 76 с.
  8. Пичугина Г. В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни [Текст] / Г.В. Пичугина. – М.: Аркти, 2000 – 49 с.
  9. Природа и экологические проблемы Кузбасса [Текст] / учебное пособие. - Кемерово ГОИУУ, 1993 – 35 с.
  10. Сафиуллин А. 3. Географическое краеведение в общеобразовательной школе [Текст] / А.З. Сафиулина: Пособие для учителей,— М.: Просвещение, 1979. – 127 с.
  11. Черепенникова А. А. Химия воздушной среды [Текст] / А.А. Черепенникова . - Л.:Стройиздат, 1971. – 127 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследование условий, необходимых для прорастания семян". Технологическая карта занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"

Материал  "Исследование условий, необходимых  для прорастания семян"представляет собой технологическую карту открытого занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"...

Опыт работы «Школьное лесничество, как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности обучающихся по изучению природы родного края»

Опыт возник и развивался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа». Школа расположена  в центре села,  в благоприя...

Формирование экологической культуры, патриотизма и гражданской позиции обучающихся 5-9 классов

Вопросы изучения родного края становятся все более актуальными для современного образования. Изучение природного и культурного наследия обеспечивает диалог культур — настоящего с прошлым и...

Программа внеурочной деятельности клуб «Юный патриот» Духовно –нравственное направление

Данная программа патриотического воспитания старших школьников используется в нашей школе для подготовки ребят к участию в военно-спортивной игре "Зарница - Победа"...

Программа внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"...

Экспертное заключение на программу внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"

Экспертное заключение на программу внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя", подготовленной кафедрой специальных исторических дисциплин и методики преподавания исто...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» «Решение сложных задач по физике» для обучающихся 9х классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностиЦентра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»«Решение сложных задач по физике»для обучающихся 9х классов...