Программа индивидуально-групповых занятий по биологии в 11 классе
рабочая программа по биологии (11 класс)

Судоль Елена Владимировна

 

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013)
  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089)
  • Приказа Минобразования России от 09.03. 2004 г. №1312 « Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  • Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Федерального перечня учебников (Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 г. № 08-548)

 

  • Школьного учебного плана на 2019-2020 учебный год

Цели индивидуально-групповых занятий:

-повышение качества знаний обучающихся по биологии;

-предупреждение неуспеваемости;

-развитие мотивации обучающихся;

-удовлетворение интереса обучающихся с повышенной мотивацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igz_10kl-2020.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Школа № 76»

Программа

 индивидуально-групповых занятий по биологии

в 11  классе

на 2018-2019 учебный год

Учитель биологии:  Судоль Елена Владимировна

Всего 34 часа (1 час в неделю)

г. Нижний Новгород, 2018

Индивидуально - групповые занятия по биологии. 10 класс.

Пояснительная записка.

    Рабочая программа индивидуально-групповых занятий составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013)
  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089)
  • Приказа Минобразования России от 09.03. 2004 г. №1312 « Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  • Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Федерального перечня учебников (Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 г. № 08-548)
  • Школьного учебного плана на 2019-2020 учебный год

Изучение биологии в 6-11 класс направленно на:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях: строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни; заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим

Цели индивидуально-групповых занятий:

-повышение качества знаний обучающихся по биологии;

-предупреждение неуспеваемости;

-развитие мотивации обучающихся;

-удовлетворение интереса обучающихся с повышенной мотивацией.

Методы итогового контроля.

       С целью организации текущего контроля за успеваемость используются

  • наблюдение активности на занятии;
  • беседа с учащимися, тесты.

       В ходе выполнения тестов проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения основных разделов биологии «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье». Тесты направлены на проверку следующих видов деятельности:

  1. Владение основным понятийным аппаратом курса биологии (понимание смысла понятий, биологических явлений, биологических величин, биологических законов).
  2. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.
  3. Понимание текстов биологического содержания.

     Индивидуально - групповые занятия по биологии рассчитаны на 35 часов (1 час в неделю).

Содержание программы:

  Тема 1. Введение. Биология как наука.

  Строение и жизнедеятельность клеток. Клеточная теория, ее развитие и роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Химическая организация клетки. Метаболизм. Пластический и энергетический обмен. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

  Строение и жизнедеятельность растений. Классификация растений.

  Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе.

  Мхи, папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе.

  Голосеменные растения. Строение, значение, многообразие.

  Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Охрана растений. Растения Красной книги Нижегородской области.

  Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности.

  Грибы, особенности строения и жизнедеятельности.

  Лишайники. Строение, значение, многообразие. Особенности лишайников как симбиотических организмов Охрана.

  Тема 2. Животные. Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

  Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда и места обитания. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

  Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

  Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

  Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенное. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

  Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человек Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

  Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человек Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

  Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие охраняемые виды.

  Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенное. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

  Тема 3. Человек и его здоровье. Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования

   Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Соматический и автономный отделы нервной системы.  Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

   Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

    Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полу подвижные, подвижные (суставы).  Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Приемы оказание  первой помощи  себе  и окружающим при травмах  опорно-двигательной системы. Предупреждение  травматизма.

     Внутренняя среда организма. Транспорт веществ. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

    Дыхательная система. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь при отравлении  угарным газом, утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

    Пищеварительная система. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

    Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.   Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Требования к уровню подготовки учащихся

    В результате реализации индивидуально-групповых занятий по биологии в 10 классе ученик должен знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем; животных своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;
  • распознавать и описывать: на таблицах, рисунках основные части и органоиды клетки; органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
  • оказания первой помощи при отравлении грибами;
  • оказания первой помощи при ушибах вывихах;
  • оказания первой помощи при укусах животных;
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения комнатных растений, ухода за ними. 

Календарно - тематическое планирование.

(1 час в неделю; всего 35 часов)

Дата

Название темы

Практическая часть

Контроль

Корректировка

Растения

1

сентябрь

Введение. Биология как наука. Строение и жизнедеятельность клеток

Тест №1 «Основы цитологии»

2

сентябрь

Корень. Особенности анатомического строения, Связанные с функцией

Просмотр видеоролика «Внутреннее строение

корня»

3

сентябрь

Побег и его системы

4

сентябрь

Репродуктивные органы растения

5

октябрь

Бесполое размножение растений разных жизненных форм

6

октябрь

Биология семенного размножения

Просмотр видеоролика «Строение семени»

7

октябрь

Водоросли - самые простые растения

Работа с таблицами по определению строения водорослей

8

октябрь

Морфологические особенности плаунов хвощей, папоротников и голосеменных

9

ноябрь

Разнообразие покрытосеменных растений

10

ноябрь

Царство грибы: организмы, растущие в одном измерении: Симбиотические организмы - лишайники

Работа с таблицами «Строение одноклеточных, плесневых.шляпочных

грибов и лишайника»

Животные

11

ноябрь

Животные, состоящие из одной клетки

12

декабрь

Двухслойные многоклеточные животные- кишечнополостные

13

декабрь

Самые простые трехслойные животные: Плоские черви, Сосальщики

14

декабрь

Кольчатые черви и их многообразие

15

декабрь

Многоножки и насекомые

16

декабрь

Наши отдалённые родственники - вторичноротые

17

январь

Рыбы- жители воды

18

январь

Вышедшие на сушу - амфибии

19

январь

Рептилии - предки птиц

20

февраль

Покорители воздуха- птицы

Демонстрация чучел птиц

21

февраль

Цари природы - млекопитающие

Тест№2 «Позвоночные животные»

Человек и его здоровье

22

февраль

Место человека в системе органического мира

23

февраль

Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

24

март

Нервная регуляция

25

март

Органы чувств. Анализаторы

26

март

Система опоры и движения

27

апрель

Внутренняя среда организма

28

апрель

Иммунитет. Профилактика ВИЧ-инфекции

29

апрель

Строение и функции дыхательной системы

30

апрель

Органы пищеварения и их функции

31

апрель

Особенности строения мочевыделительных систем

32

май

Рекомендации по выполнению практических заданий в процессе сдачи экзамена по биологии

Ознакомление с рекомендациями по выполнению практических заданий

33

май

Рекомендации по выполнению практических заданий в процессе сдачи экзамена по биологии

«Решение практических заданий встречающихся в процессе сдачи экзамена»

34

май

Выполнение практических заданий встречающихся в процессе сдачи экзамена по биологии

«Решение практических заданий встречающихся в процессе сдачи экзамена»

35

май

Выполнение практических заданий встречающихся в процессе сдачи экзамена по биологии

«Решение практических заданий встречающихся в процессе сдачи экзамена»

Итоговый тест

Учебники и учебные пособия для учащихся

1. Т.А. Исаева и Н.И. Романова, учебник Биология. 6 кл.  3-е издание, М. «Русское слово» 2016г.

2.Е.Т.Тихонова и Н.И. Романова, учебник Биология. 7 класс, 4-е издание, М. «Русское слово», 2017г.

3. М.Б.Жемчугова и Н.И.Романова, учебник Биология. 8 кл. 5-е издание, М. «Русское слово», 2018г.

4. В.И.Сивоглазов, А.А.Каменский, Е.С.Касперская, О.С.Габриелян, учебник Биология. 9 класс, М. «Просвещение», 2019г.

Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/search  - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  2. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
  3. http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 11класс.

В основу рабочей программы положены идеи и принципы действую­щей ныне программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой....

Рабочая программа по биологии 11класс. Пояснительная записка и КТП

В основу        В основу рабочей программы положены идеи и принципы действую­щей ныне программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой. Программа профил...

План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».

Пояснительная записка.      В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....

План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».

Пояснительная записка.      В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....

Программа факультативных занятий по биологии на английском языке:"Возможности формирования терминологического аппарата в курсе биологии на английском языке " .

Программа факультативных занятий по биологии на английском языке может стать серьёзным подспорьем в работе учителей средних общеобразовательных школ, переходящих к работе по программе полиязычия, а та...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по биологии в 6 классе «Биология покрытосеменных растений Ярославской области"

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по биологии в 6 классе "Биология покрытосеменных растений Ярославской области"...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по биологии в 7 классе «Биология животных Ярославской области»

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по биологии в 7 классе "Биология животных Ярославской области"...