Рабочая программа учебной дисциплины "Биология"
методическая разработка по биологии (10, 11 класс)

Полищук Анастасия Олеговна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ), в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.02 «Акушерское дело».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа104.07 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  БИОЛОГИЯ

                

                

2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ), в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.02 «Акушерское дело».

Организация - разработчик: ГБПОУ «Златоустовский медицинский техникум».

Составитель: Полищук А.О., преподаватель ГБПОУ «ЗМТ»

Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин.

Утверждена: протокол № 1 от «16»сентября 2019 года.

Председатель ЦМК: _________________(Полищук А.О.)

                                              (подпись)


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………..6

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЛЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………...7

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………29

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………31


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.02 «Акушерское дело».

1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающиеся должны: 

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;

вклад биологических теорий в формирование современной естественно -научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.3.  Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка - 220 часов, в том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузка - 147 часов;
  • самостоятельная работа обучающегося - 73 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

220

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

147

в том числе:

 лекции

123

     лабораторные работы

-

     практические занятия

24

     контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

73

в том числе:

  1. Индивидуальная работа (подготовка рефератов, докладов, составление опорных конспектов);
  2. Работа со справочной литературой;
  3. Составление таблиц, схем.

Итоговая аттестация в форме экзамена.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

Наименование разделов, глав и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Введение в биологию.

Содержание учебного материала:

1

Биология, как наука.

1

2

Основные свойства живого.

3

Уровни организации жизни.

4

Методы изучения биологии.

5

Значение биологии.

Лекции

4

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление опорного конспекта по теме:

«Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки».

1

РАЗДЕЛ I.

КЛЕТКА – ЕДИНИЦА ЖИВОГО.

42

Глава 1.

Химический состав клетки.

13

Тема 1.1.

Неорганические соединения клетки.

Содержание учебного материала:

1

Химический состав клетки.

1

2

Неорганические соединения клетки: вода, соли.

3

Биологически важные химические элементы клетки.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление таблицы: «Неорганические компоненты клетки».

1

Тема 1.2.

Органические соединения клетки.

Содержание учебного материала:

1

Основные классы органических соединений, их химический состав.

1

2

Биологические полимеры (биополимеры).

3

Строение и функции углеводов и липидов.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.3.

Белки, их строение и функции.

Содержание учебного материала:

1

Состав белков.

1

2

Строение белков.

3

Функции белков.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление таблицы: «Органические компоненты клетки».

2

Тема 1.4.

Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения.

Содержание учебного материала:

1

Характеристика нуклеиновых кислот.

1

2

Характеристика ДНК.

3

Характеристика РНК. Виды РНК.

4

Конечные органические соединения.

Лекции

4

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление таблицы: «Сравнительная характеристика ДНК и РНК».

2

Глава 2.

Структура и функции клетки.  

20

Тема 2.1.

Клеточная теория.

Содержание учебного материала:

1

Клетка – элементарная единица живой системы.

1

2

Краткая история изучения клетки. Клеточная теория.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление опорного конспекта по теме:

«Основные этапы развития знаний о клетке».

2

Тема 2.2.

Органоиды клетки.

Содержание учебного материала:

1

Органоиды клетки.

1

2

Органоиды клетки, их строение и функции.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление таблицы: «Органоиды клетки, их строение и функции».

2

Тема 2.3.

Ядро. Прокариоты и эукариоты.

Содержание учебного материала:

1

Строение ядра.

1

2

Хромосомный набор клетки.

3

Роль ядра.

4

Прокариоты и эукариоты.

5

Сравнительная характеристика клеток эукариот.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление таблицы «Сравнительная характеристика прокариот и эукариот».

2

Тема 2.4.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Содержание учебного материала:

1

Вирусы.

2

2

Бактериофаги.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

Практическое занятие № 1 «Строение и функции клетки».

1. Изучить строение и функции растительной клетки;

2. Изучить строение и функции животной клетки;

3. Заполнение таблиц.

4. Оформить вывод;

5. Ответить на контрольные вопросы.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа со справочной литературой.

2

Глава 3.

Обеспечение клеток энергией.

7

Тема 3.1.

Обмен веществ и превращение энергии.

Содержание учебного материала:

1

Понятие об обмене веществ: катаболизм и анаболизм.

1

2

Энергетический обмен в клетке. Синтез АТФ.

3

Питание организмов.

4

Фотосинтез.

5

Хемосинтез.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.2.

Фотосинтез.

Содержание учебного материала:

1

Определение фотосинтеза.

1

2

Фазы фотосинтеза.

3

Продуктивность фотосинтеза.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление схемы фотосинтеза.

1

Тема 3.3.

Биосинтез белков.

Содержание учебного материала:

1

Определение биосинтеза белка.

1

2

Этапы биосинтеза белка.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Глава 4.

Наследственная информация и её реализация в клетке.

2

Тема 4.1.

Наследственная информация и её реализация в клетке.

Содержание учебного материала:

1

Наследственная информация.

1

2

Генетический код.

3

ДНК – матрица для синтеза белков.

4

Удвоение ДНК.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

РАЗДЕЛ II.

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.

31

Глава 5.

Размножение организмов.

20

Тема 5.1.

Деление клетки.

Митоз.

Содержание учебного материала:

1

Подготовка к делению. Жизненный цикл клетки.

2

2

Фазы митоза.

3

Биологическое значение митоза.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

Практическое занятие № 2 «Деление клетки. Митоз».

1. Изучить устройство микроскопа и правила работы с ним;

2. Рассмотреть и зарисовать готовый микропрепарат: деление растительной клетки - на клетках зоны роста в молодом корешке лука, самостоятельно обозначив стадии митоза;

3. Рассмотреть и зарисовать готовый микропрепарат: стадии митоза в дробящихся клетках аскариды лошадиной, обозначив стадии митоза;

4. Оформить вывод;

5. Ответить на контрольные вопросы.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление схемы митоза.

2

Тема 5.2.

Мейоз.

Содержание учебного материала:

1

Определение мейоза.

2

2

Фазы мейоза.

3

Биологическое значение мейоза.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

Практическое занятие № 3 «Мейоз».

1. Рассмотреть и зарисовать стадии мейоза;

2. Оформить таблицу: «Сравнительная характеристика митоза и мейоза»;

3. Оформить вывод;

4. Ответить на контрольные вопросы.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление схемы мейоза.

2

Тема 5.3.

Образование половых клеток. Оплодотворение.

Содержание учебного материала:

1

Сперматогенез и овогенез.

1

2

Строение половых клеток.

3

Оплодотворение у животных.

4

Биологическое значение оплодотворения.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление схем сперматогенеза и овогенеза.

2

Тема 5.4.

Размножение организмов.

Бесполое и половое размножение.

Содержание учебного материала:

1

Размножение организмов.

1

2

Бесполое размножение.

3

Половое размножение.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление схемы: «Формы размножения организмов».

2

Глава 6.

Индивидуальное развитие организмов.

11

Тема 6.1.

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

Содержание учебного материала:

1

Онтогенез.

2

2

Дробление зиготы.

3

Гаструла. Образование трёх зародышевых слоёв.

4

Образование органов.

5

Влияние внешних условий на ранее развитие организмов.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка рефератов и докладов к практическому занятию № 4. Индивидуальная работа.

2

Тема 6.2.

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

Содержание учебного материала:

1

Постэмбриональное развитие и его периоды.

2

2

Саморегуляция.

3

Анабиоз.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

Практическое занятие №4 «Индивидуальное развитие человека».

1. Сдача рефератов и докладов;

2. Зарисовка иллюстраций;

3. Заполнение таблицы: «Дифференцировка зародышевых листков, образование органов и тканей»;

4. Оформление вывода.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление опорного конспекта по теме:

«Развитие организмов и окружающая среда».

2

Тема 6.3.

Итоговое занятие.

Содержание учебного материала:

Итоговое занятие за I семестр.

2

Лекции

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

РАЗДЕЛ III.

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ.

40

Глава 7.

Основные закономерности явлений наследственности.

24

Тема 7.1.

Генетика как наука.

Основные генетические понятия.

Содержание учебного материала:

1

Предмет генетики.

1

2

Терминология и символика.

3

Достижения генетики, значение.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление опорного конспекта по теме:

«История генетики человека».

2

Тема 7.2.

Моногибридное скрещивание.

Первый и второй законы Менделя.

Содержание учебного материала:

1

Гибридологический метод.

2

2

Единообразие первого поколения. Первый закон Менделя.

3

Расщепление признаков у гибридов второго поколения. Второй закон Менделя.

4

Гомозиготные и гетерозиготные особи.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

Практическое занятие № 5. «Решение задач на моногибридное скрещивание».

1. Символы, применяемые в генетике.

2. Алгоритм решения задач по генетике.

3.Решение задач на моногибридное скрещивание.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа со справочной литературой.

2

Тема 7.3.

Генотип и фенотип.

Аллельные гены.

Содержание учебного материала:

1

Аллельные гены.

1

2

Фенотип и генотип.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 7.5.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Содержание учебного материала:

1

Определение дигибридное скрещивание.

2

2

Независимое наследование. Третий закон Менделя.

3

Решетка Пеннета.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

Практическое занятие № 6. «Решение задач на дигибридное скрещивание».

1. Символы, применяемые в генетике.

2. Решение задач на дигибридное скрещивание.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа со справочной литературой.

1

Тема 7.6.

Сцепленное наследование генов.

Содержание учебного материала:

1

Группы сцепления.

1

2

Сцепленное наследование и явление перекреста.

3

Хромосомная теория наследственности.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа со справочной литературой.

1

Тема 7.7.

Генетика пола.

Содержание учебного материала:

1

Хромосомное определение пола.

1

2

Наследование, сцепленное с полом.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 7.8.

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.

Содержание учебного материала:

1

Качественные и количественные признаки.

1

2

Влияние условий среды на качественные признаки.

3

Влияние условий среды на количественные признаки.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Глава 8.

Закономерности изменчивости.

10

Тема 8.1.

Изменчивость. Виды изменчивости.

Содержание учебного материала:

1

Определение изменчивости.

1

2

Виды изменчивости.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление схемы: «Изменчивость. Виды изменчивости».

2

Тема 8.2.

Генетика и медицина.

Содержание учебного материала:

1

Наследственность человека.

2

2

Методы изучения наследственности человека.

3

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

Лекции

4

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

Практическое занятие № 7. «Генетика и медицина».

1. Генетика человека. Основные этапы развития генетики человека;

2. История и роль отечественных ученых в развитии генетики;

3. Предмет и задачи медицинской генетики;

4. Значимость медико – генетических знаний в работе медицинского работника;

5. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

6. Наследственные заболевания человека.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Глава 9.

Генетика и селекция.

6

Тема 9.1.

Селекция как наука. Этапы селекции.

Содержание учебного материала:

1

Селекция как наука.

1

2

Этапы селекции.

3

Центры происхождения культурных растений и одомашнивания животных.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 9.2.

Методы современной селекции. Новейшие методы селекции. Успехи селекции.

Содержание учебного материала:

1

Методы современной селекции.

1

2

Новейшие методы селекции.

3

Успехи селекции.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа со справочной литературой.

2

РАЗДЕЛ IV.

ЭВОЛЮЦИЯ.

66

Глава 10.

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

18

Тема 10.1.

Возникновение и развитие эволюционных представлений.

Содержание учебного материала:

1

Предпосылки эволюционизма.

1

2

Эволюционная теория Ламарка.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление опорного конспекта по теме:

«Развитие биологии в додарвиновский период».

2

Тема 10.2.

Ч. Дарвин и его теория происхождения видов.

Содержание учебного материала:

1

Жизнь и труды Ч. Дарвина.

1

2

Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление опорного конспекта по теме:

«Естественнонаучные предпосылки теории Ч.Дарвина».

2

Тема 10.3.

Доказательства эволюции.

Содержание учебного материала:

1

Доказательства единства происхождения органического мира.

1

2

Эмбриологические доказательства эволюции.

3

Морфологические доказательства эволюции.

4

Палеонтологические доказательства эволюции.

5

Молекулярные доказательства эволюции.

Лекции

4

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов к Практическому занятию № 8. Индивидуальная работа.

2

Тема 10.4.

Вид. Критерии вида. Видообразование.

Содержание учебного материала:

1

Понятие о видообразование и виде.

2

2

Критерии вида.

3

Механизм видообразования.

4

Популяционная структура вида.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

Практическое занятие № 8. «Развитие эволюционных идей».

1. Развитие эволюционных представлений в античные времена.

2. Эволюционные учения Средневековья и Возрождения.

3. Эволюционные идеи Нового времени.

4. Жизнь и труды Ч.Дарвина.

5. Эволюционные учения Ч.Дарвина.

6. Эволюционные учения Ламарка.

7. Эволюционные идеи ХХ века.

8. Синтетическая теория эволюции.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Глава 11.

Механизмы эволюционного процесса.

18

Тема 11.1.

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

Содержание учебного материала:

1

Мутационная изменчивость.

1

2

Комбинативная изменчивость.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 11.2.

Борьба за существование.

Естественный отбор.

Содержание учебного материала:

1

Борьба за существование.

1

2

Межвидовая борьба.

3

Внутривидовая борьба.

4

Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды.

5

Естественный отбор. Формы естественного отбора.

Лекции

4

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление таблицы: «Формы борьбы за существование»;

Составление таблицы: «Формы естественного отбора».

2

Тема 11.3.

Изоляция.

Содержание учебного материала:

1

Определение изоляции.

1

2

Географическая изоляция.

3

Биологическая изоляция.

4

Генетическая (репродуктивная) изоляция.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить таблицу: «Виды изоляции, их характеристика».

1

Тема 11.4.

Основные направления эволюционного процесса.

Содержание учебного материала:

1

Прогресс и регресс в эволюции.

1

2

Ароморфоз.

3

Идиоадаптация.

4

Общая дегенерация.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление таблицы: «Направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация».

1

Тема 11.5.

Приспособленность – результат действия факторов эволюции.

Содержание учебного материала:

1

Приспособленность.

1

2

Покровительственная окраска.

3

Маскировка.

4

Мимикрия.

5

Предупреждающая окраска.

6

Совершенство приспособлений и их относительный характер.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа со справочной литературой.

2

Глава 12.

Возникновение жизни на Земле.

16

Тема 12.1.

Гипотезы возникновения жизни на Земле.

Содержание учебного материала:

1

Креационизм.

1

2

Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни.

3

Гипотеза стационарного состояния.

4

Гипотеза панспермии.

5

Гипотеза биохимической эволюции.

6

Гипотеза абиогенного зарождения жизни.

Лекции

4

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа со справочной литературой.

2

Тема 12.2.

История развития жизни на Земле.

Содержание учебного материала:

1

Палеонтология как наука.

1

2

Развитие жизни на Земле.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов к практическому занятию № 9. Индивидуальная работа.

2

Тема 12.3.

Основные этапы развития жизни на Земле.

Содержание учебного материала:

1

Гипотеза биопоэза.

2

2

Этап химической эволюции.

3

Этап предбиологической эволюции.

4

Биологический этап эволюции.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

Практическое занятие № 9. «Возникновение жизни на Земле».

1. Современные представления о зарождении жизни.

2. Различные гипотезы происхождения жизни.

3. Принципы  и закономерности развития жизни на Земле.

4. Ранние этапы развития жизни на Земле.

5. Девять недарвиновских теорий происхождения жизни.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление опорного конспекта по теме:

«Многообразие органического мира. Принципы систематики и классификации».

2

Глава 13.

Происхождение человека.

14

Тема 13.1.

Положение человека в системе животного мира.

Содержание учебного материала:

1

Систематическое положение современного человека.

1

2

Доказательства происхождения человека от животных.

3

Отличия человека от животных.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление опорного конспекта по теме:

«Ближайшие «родственники» человека среди животных».

2

Тема 13.2.

Антропогенез. Этапы антропогенеза.

Содержание учебного материала:

1

Определение антропогенеза.

1

2

Этапы антропогенеза.

3

Стадии эволюции человека.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов к Практическому занятию № 10. Индивидуальная работа.

2

Тема 13.3.

Факторы эволюции человека.

Содержание учебного материала:

1

Биологические факторы эволюции человека.

2

2

Социальные факторы эволюции человека.

3

Роль биологических и социальных факторов в антропогенезе.

4

Человеческие расы.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

Практическое занятие № 10. «Происхождение человека».

1. Эволюция приматов.

2. Этапы эволюции человека.

3. Современные этапы развития человечества.

4. Человеческие расы. Опасность расизма.

5. Гипотезы и теории происхождения человека.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа со справочной литературой.

2

РАЗДЕЛ V.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ.

36

Глава 14.

Экосистемы.

20

Тема 14.1.

Предмет экологии. Экологические факторы среды.

Содержание учебного материала:

1

Предмет экологии.

1

2

Экологические факторы среды.

Лекции

4

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление таблицы: «Экологические факторы среды».

2

Тема 14.2.

Взаимодействие популяций разных видов.

Содержание учебного материала:

1

Конкуренция.

1

2

Хищничество.

3

Паразитизм.

4

Симбиотические связи организмов.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 14.3.

Сообщество. Экосистемы.

Содержание учебного материала:

1

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

1

2

Функциональные группы организмов в сообществе.

3

Свойства экосистем.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа со справочной литературой.

1

Тема 14.4.

Поток энергии и цепи питания. Круговорот химических элементов.

Содержание учебного материала:

1

Поток энергии.

1

2

Цепи питания.

3

Круговорот воды.

4

Круговорот углерода.

5

Круговорот азота.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов к практическому занятию № 11. Индивидуальная работа.

2

Тема 14.5.

Агроценозы.

Содержание учебного материала:

1

Структура агроценоза.

2

2

Сравнительная характеристика биогеоценоза и агроценоза.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

Практическое занятие № 11. «Основы экологии».

1. Экология как наука.

2. Основные экологические понятия.

3. Круговорот химических элементов в природе (круговорот углерода, азота, воды, серы и фосфора).

4. Цепи питания.

5. Основные законы экологии.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление таблицы: «Сравнительная характеристика биогеоценоза и агроценоза».

1

Глава 15.

Биосфера. Охрана биосферы.

16

Тема 15.1.

Состав и функции биосферы.

Содержание учебного материала:

1

Биосфера. Структура биосферы.

1

2

Косное вещество биосферы.

3

Живое вещество биосферы.

3

Функции живого вещества.

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление опорного конспекта по теме:

«Учение В.И. Вернадского о биосфере».

Подготовка докладов к практическому занятию №12. Индивидуальная работа.

4

Тема 15.2.

Влияние деятельности человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы.

Содержание учебного материала:

1

Человек – элемент биосферы.

2

2

Климатические изменения.

3

Нарушения озонового слоя.

4

Загрязнение атмосферы.

5

Загрязнение водных систем.

6

Рост численности населения.

Лекции

4

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

Практическое занятие № 12. «Биосфера. Охрана биосферы».

  1. Человек и биосфера.
  2. Губительное влияние деятельности человека на биосферу. Загрязнение биосферы.
  3. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
  4. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
  5. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
  6. Экология города Златоуста.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа со справочной литературой.

2

Тема 15.3.

Итоговое занятие.

Содержание учебного материала:

Итоговый контроль за II семестр.

2

Лекции

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Всего:

220

Для характеристики уровня усвоения учебного материала используют следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Самостоятельная работа при изучении учебной дисциплины «Биология»

Примерная тематика домашних заданий

  1. Составление опорного конспекта по теме: «Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки».
  2. Составление таблицы: «Неорганические компоненты клетки».
  3. Составление таблицы: «Органические компоненты клетки».
  4. Составление таблицы: «Сравнительная характеристика ДНК и РНК».
  5. Составление опорного конспекта по теме: «Основные этапы развития знаний о клетке».
  6. Составление таблицы: «Органоиды клетки, их строение и функции».
  7. Составление таблицы «Сравнительная характеристика прокариот и эукариот».
  8. Составление схемы фотосинтеза.
  9. Составление схемы митоза.
  10. Составление схемы мейоза.
  11. Составление схем сперматогенеза и овогенеза.
  12. Составление схемы: «Формы размножения организмов».
  13. Подготовка доклада на тему: «Внутриутробное развитие ребенка от зачатия до рождения (по месяцам)».
  14. Подготовка доклада на тему: «Постэмбриональное развитие человека. Периоды».
  15. Подготовка доклада на тему: «Влияние употребления  алкоголя родителями  на эмбриональное развитие ребенка».
  16. Подготовка доклада на тему: «Влияние табакокурения родителями на эмбриональное развитие ребенка».
  17. Подготовка доклада на тему: «Влияние употребления наркотических веществ родителями  на эмбриональное развитие ребенка».
  18. Подготовка доклада на тему: «Влияние некоторых лекарственных веществ на эмбриональное развитие ребенка».
  19. Составление опорного конспекта по теме: «Развитие организмов и окружающая среда».
  20. Составление опорного конспекта по теме: «История генетики человека».
  21. Подготовка доклада на тему: «Генетика человека. Основные этапы развития генетики человека».
  22. Подготовка доклада на тему: «История и роль отечественных ученых в развитии генетики».
  23. Подготовка доклада на тему: «Предмет и задачи медицинской генетики».
  24. Подготовка доклада на тему: «Значимость медико – генетических знаний в работе медицинского работника».
  25. Подготовка доклада на тему: «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении».
  26. Составление опорного конспекта по теме: «Развитие биологии в додарвиновский период».
  27. Составление опорного конспекта по теме: «Естественнонаучные предпосылки теории Ч.Дарвина».
  28. Подготовка доклада на тему: «Развитие эволюционных представлений в античные времена».
  29. Подготовка сообщения на тему: «Эволюционные учения Средневековья и Возрождения».
  30. Подготовка доклада на тему: «Эволюционные идеи Нового времени».
  31. Подготовка сообщения на тему: «Жизнь и труды Ч. Дарвина».
  32. Подготовка доклада на тему: «Эволюционные учения Ч. Дарвина».
  33. Подготовка доклада на тему: «Эволюционные учения Ламарка».
  34. Подготовка доклада на тему: «Эволюционные идеи XX века».
  35. Составление таблицы: «Формы борьбы за существование».
  36. Составление таблицы: «Формы естественного отбора».
  37. Составить таблицу: «Виды изоляции, их характеристика».
  38. Составление таблицы: «Направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация».
  39. Подготовка доклада на тему: «Современные представления о зарождении жизни».
  40. Подготовка доклада на тему: «Различные гипотезы происхождения жизни».
  41. Подготовка доклада на тему: «Принципы и закономерности развития жизни на Земле».
  42. Подготовка доклада на тему: «Ранние этапы развития жизни на Земле».
  43. Составление опорного конспекта по теме: «Ближайшие «родственники» человека среди животных».
  44. Подготовка доклада на тему: «Эволюция приматов».
  45. Подготовка доклада на тему: «Этапы эволюции человека».
  46. Подготовка доклада на тему: «Современные этапы развития человечества».
  47. Подготовка доклада на тему: «Человеческие расы. Опасность расизма».
  48. Гипотезы и теории происхождения человека.
  49. Составление таблицы: «Экологические факторы среды».
  50. Подготовка сообщения на тему: «Экология как наука».
  51. Подготовка сообщения на тему: «Основные экологические понятия».
  52. Подготовка сообщения на тему: «Круговорот химических элементов в природе (круговорот углерода, азота, воды, серы и фосфора)».
  53. Подготовка сообщения на тему: «Цепи питания».
  54. Поиск информации по теме: «Основные законы экологии».
  55. Составление опорного конспекта по теме: «Учение В.И. Вернадского о биосфере».
  56. Подготовка доклада на тему: «Человек и биосфера».
  57. Подготовка доклада на тему: «Губительное влияние деятельности человека на биосферу. Загрязнение биосферы».
  58. Подготовка доклада на тему: «Влияние окружающей среды и её загрязнения на развитие организмов».
  59. Подготовка доклада на тему: «Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей».
  60. Подготовка доклада на тему: «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предупреждение».
  61. Подготовка доклада по теме: «Экология города Златоуста».

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

4.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной дисциплины «Биология» предполагает наличие учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • 25 посадочных мест;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно – наглядных пособий по предмету «Биология»;
  • шкаф для хранения учебно-наглядных пособий, приборов.

Технические средства обучения:

- компьютер с программным обеспечением;

- электронные учебники и методический материал.

4.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Общая биология. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2012
  2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. – Дрофа, 2012

Дополнительная литература:

1. Андреева Н.Д.Биология. 10-11 класс. – М.: Мнемозина, ИОЦ, 2012.

2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология. 10-11 класс.

М.: Баласс, 2012.

3. Вертьянов С.Ю. Общая биология. 10-11 класс. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012.

  1. Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. Общая биология. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. 10-11 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В.Биология. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Онищенко А.В. Биология в таблицах и схемах. – М.: Виктория, 2010.
  5. Богданова Т.Л., Солодова Е.А., Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М: АСТ, 2012.           

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.medcollegelib.ru/
  2. http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass
  3. http://www.tepka.ru/biologia10-11/index.html

             

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устных опросов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результат обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов

Умения:

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.

Устный опрос.

Письменный опрос.

Практическая работа.

Выполнение творческих работ.

Экспертная оценка на экзамене.

Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания).

Описывать особенности видов по морфологическому критерию.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

Сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа.

Анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.

Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

Знания:

Основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности.

Устный опрос.

Письменный опрос.

Выполнение творческих работ.

Практическая работа.

Устный опрос.

Самостоятельная работа.

Экспертная оценка на экзамене.

Строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем.

Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере.

Вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки.

Биологическую терминологию и символику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...