№ п/п |
|
Наименование разделов и тем урока, используемые ресурсы* | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) | Домашнее задание** |
Дата |
1 триместр: |
1 |
| Земля – планета жизни | Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой.
Работать с рисунками учебника как источником информации, шрифтовыми выделениями в тексте учебника.
Осуществлять приёмы самоконтроля при выполнении домашнего задания.
Фиксировать в рабочей тетради основные положения урока.
Давать определение науки биологии | *1 |
2 |
| Как отличить живое от неживого? Демонстрационный опыт «Обугливание при горении — признак органического вещества».
| Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы.
Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу.
Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации.
Анализировать содержание демонстрационного опыта, иллюстрирующего признак органического вещества — обугливание при горении.
Выделять в тексте необходимые для формирования системного мышления базовые понятия «живые организмы», «органические вещества», «неорганические вещества».
Давать определение отражающих общие свойства живого понятий «рост», «развитие», «обмен веществ» и др.
Сравнивать объекты живой и неживой природы.
Наблюдать за живыми организмами, выделяя свойства живого.
Делать выводы о различиях тел живой и неживой природы.
*Оформлять отчёт о своих наблюдениях в ходе экскурсии | *2 |
3 |
| Клеточное строение — общий признак живых организмов | Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки.
Сравнивать строение растительной и животной клеток.
Выделять в тексте базовые понятия, объяснять их содержание.
Устанавливать взаимосвязь строения растительной и животной клеток и разных способов питания растений и животных | *3 |
4 |
| Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов) | Объяснять значение понятий «систематика», «вид», «царство».
Называть царства живой природы.
Выделять общие признаки организмов, объединённых в родственную группу.
Давать определение понятия «эволюция» | *4 |
5 |
|
Как человек изучает живую природу? Посмотри вокруг и подумай Опыт, проводимый в домашних условиях «Выращивание плесени на хлебе» (опыт закладывается заранее для проведения собственных исследований при работе с микроскопом в ходе лабораторной работы № 2) | Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.
Соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Проводить самостоятельно опыт и анализировать его по предложенному в данной линии учебников плану.
Воспитывать в себе качества, необходимые исследователю природы: терпение, наблюдательность, умение планировать исследовательскую работу | *5 |
6 |
| Прибор, открывающий «невидимое» Лабораторная работа № 1 «Знакомство с микроскопом» | Научиться работать с микроскопом, знать его устройство.
Соблюдать правила работы с микроскопом.
Проверять правильность подготовки микроскопа к работе.
Проводить самооценку правильности настройки микроскопа Проводить самостоятельно опыт и анализировать его по предложенному в данной линии учебников плану.
Воспитывать в себе качества, необходимые исследователю природы: терпение, наблюдательность, умение планировать исследовательскую работу | *6 |
7 |
| Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени» | Научиться готовить микропрепарат.
Соблюдать правила приготовления микропрепарата.
Проводить взаимооценку правильности его приготовления.
Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
| *7 |
8 |
| Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом Лабораторная работа № 3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов» | Сравнивать функции клеток одноклеточного и многоклеточного организмов.
Доказывать, что клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо.
Называть признаки живого.
Доказывать взаимосвязь строения клеток и тканей с выполняемой ими функцией, используя рисунки учебника и собственные исследования.
Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы.
Использовать биологические знания в повседневной жизни | *8 повторить п.1-7 |
9 |
| Обобщающий урок «Что ты узнал о строении и свойствах живых организмов?» | Доказывать, что клеточное строение — общий признак живых организмов.
Использовать для аргументации ответа результаты собственных исследований.
Применять ранее полученные знания в новой ситуации.
Проверять свои знания, вписывая пропущенные слова.
Оценивать результаты опыта, проведённого одноклассниками в домашних условиях.
Проводить совместное обсуждение правильности приведённых ответов | *9 |
10 |
| Как размножаются живые организмы? * Практическая работа «Уход за аквариумными рыбками» (проводится в группах как внеклассная работа по усмотрению учителя) | Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию.
Давать определение базовых понятий «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш».
Использовать символические обозначения мужских (♂) и женских (♀) гамет.
Проверять свои знания при поиске «запланированной» ошибки в рисунке учебника | *10 |
11 |
| Как размножаются животные? | Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни (в том числе при уходе за аквариумом).
Развивать общеучебные навыки, используя таблицы и рисунки учебника для проверки своих знаний о различиях полового и бесполого размножения.
Пополнять свой словарный запас, работая с новыми терминами | *11 |
12 |
| Как размножаются растения? Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени».
Опыт, проводимый в домашних условиях «Наблюдение за прорастанием семян» | Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке.
Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.
Научиться работать с лупой.
Находить части зародыша семени.
Делать выводы из полученных результатов исследований | *12 |
13 |
| Могут ли растения производить потомство без помощи семян? * Практическая работа «Уход за комнатными растениями» (проводится в группах как внеклассная работа по усмотрению учителя) | Объяснять особенности размножения растений частями тела.
Приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе своей местности, размножающихся частями тела.
* Вырастить растение для кабинета биологии без помощи семян.
Использовать на практике полученные знания при уходе за комнатными растениями | *13 |
14 |
| Почему всем хватает места на Земле?
Опыты, проводимые в домашних условиях (по выбору обучающихся) «Влияние температуры на скорость прорастания семян». «Условия, необходимые для прорастания семян» | Высказывать собственное суждение при объяснении предложенной ситуации.
Давать оценку ответам одноклассников, учиться уважать иное мнение и обосновывать свою точку зрения.
Фиксировать в рабочей тетради результаты проведённого в классе обсуждения поисковой задачи.
Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы при проведении опыта в домашних условиях.
Проводить самоанализ своей готовности к проведению опыта, требующего терпения, аккуратности в оценке результатов (порой отрицательных) опыта | *14 |
15
|
| Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? Экскурсия «Живые организмы зимой» | Давать определение понятия «экология».
Приводить примеры благоприятных и неблагоприятных для жизни условий, в том числе своей жизни.
Приводить свою схему для доказательства влияния на жизнь человека других живых организмов.
Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства | *15 повторить п.10-14 |
16 |
| Обобщающий урок «Размножение — общее свойство всех живых | Доказывать, что размножение — общее свойство живого.
Давать определение понятий «размножение», «гамета», «зигота».
Строить схему, поясняющую образование зиготы.
Объяснять значение символов ♂ и ♀.
Приводить примеры полового и бесполого размножения растений и животных.
Приводить примеры приспособлений, обеспечивающих выживание потомства в неблагоприятных условиях | *16 |
17 |
| Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?
| Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковые задачи.
Выделять в тексте необходимые для формирования системного мышления базовые понятия («пищевая цепь», «хищник», «паразит», «фотосинтез», «хлорофилл»).
Давать определение процесса фотосинтеза, подтверждать определение схемой.
Использовать полученную ранее (в § 3) информацию.
Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты и наблюдения по единому предложенному плану: цель, ход исследования, результаты, вывод.
Знакомиться с вкладом отечественных учёных в развитие биологии.
Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника | *17 |
18 |
| Как питаются разные животные? * Практическая работа «Подкармливание птиц зимой» (проводится как внеклассная работа по усмотрению учителя) | Определять по рисунку, кто чем питается. Объяснять значение понятий «хищник», «паразит», «растительноядное животное».
Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими веществами.
Проводить наблюдение за объектами живой природы.
Высказывать свою точку зрения, комментируя результаты наблюдений.
Оказывать практическую помощь животным, подкармливая птиц зимой.
Соблюдать правила поведения в природе | *18 |
19 |
| Как питается растение? Лабораторная работа № 5 «Рассматривание под микроскопом клеток зелёного листа»
| Применять ранее полученные знания в новой ситуации.
Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений.
Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле.
Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.
Обсуждать с одноклассниками результаты собственных исследований, вести диалог, уважая иное мнение
| *19 |
20 |
| Только ли лист кормит растение? Демонстрационный опыт «Обнаружение минеральных солей в почве».
Лабораторная работа № 6 «Рассматривание корней растения» (проводится как внеклассная работа по усмотрению учителя) |
Объяснять значение корней в жизни растений.
Фиксировать результаты своих исследований.
Использовать результаты собственных исследований для аргументированного ответа.
Развивать навыки работы с источниками дополнительной информации.
Воспитывать в себе чувство бережного отношения к природе | *20 |
21 |
| Как питаются паразиты? | Давать определение понятий «паразит», «паразит — хозяин».
Работать с рисунком как источником информации о многообразии паразитов.
Выделять общие признаки паразитов.
Развивать умение анализировать примеры, приведённые из дополнительных источников | *21 повторить п.17-21 |
22 |
| Обобщающий урок «Одинаково ли питаются разные живые организмы?»
| Объяснять значение пищи как источника энергии.
Давать определение базовых понятий «фотосинтез», «хлоропласты», «хлорофилл».
Доказывать взаимосвязи живых организмов через цепи питания.
Составлять цепь питания, в том числе с участием живых организмов своей местности.
Объяснять роль зелёного листа и корня в питании растений.
Называть способы питания животных.
Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле.
Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений | *22 |
23 |
|
Нужны ли минеральные соли животным и человеку? | Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений.
Доказывать зависимость жизни живых организмов от состояния окружающей среды.
Применять знания о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу.
Развивать общеучебные навыки, работая с текстом учебника.
Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека |
*23 |
24 |
| Можно ли жить без воды? Демонстрационный опыт «Обнаружение воды в сухих семенах, стебле и клубне картофеля». «Доказательства защитной роли процесса испарения от перегрева».
Опыт, проводимый в домашних условиях «Испарение воды листьями».
* Практическая работа «Наблюдение за расходом воды в школе и в семье» (проводится в группах как внеклассная работа по усмотрению учителя) | Находить нужную информацию, работая с «немым» рисунком.
Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов.
Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы.
Планировать и проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований.
Оценивать отчёты одноклассников о проведённом опыте.
Объяснять необходимость охраны воды, используя полученные на уроке доказательства | *24 |
25 |
| Можно ли жить не питаясь? | Использовать ранее полученные знания понятий «хищник», «паразит», «растительноядный».
Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля — космос».
Устанавливать пищевые связи между живыми организмами.
Использовать полученные знания в новой ситуации, применимой к повседневной жизни | *25 |
26 |
| Как можно добыть энергию для жизни? Демонстрационный опыт «Движение растения к свету».
*Опыт, проводимый в домашних условиях «Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян».
Наблюдение за движением домашних животных | Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места».
Использовать рисунок учебника как источник информации.
Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные знания.
Проводить наблюдение за движением домашних животных.
Планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в домашних условиях.
Фиксировать результаты эксперимента.
Делать выводы.
Воспитывать в себе качества, необходимые для исследователя: терпение, аккуратность, объективность в оценке полученных результатов | *26 |
27 |
| Зачем живые организмы запасают питательные вещества? | Объяснять значение пищи как источника энергии.
Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.
Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.
Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации | *27 |
28 |
| Можно ли жить и не дышать? | Давать определение понятия «газообмен».
Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена.
Комментировать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Приводить примеры приспособлений живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии.
Проверять правильность теоретических выводов приёмами самоанализа и самоконтроля | *28 |
29 |
| Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?
Демонстрационный опыт «Выделение кислорода листьями на свету» | Использовать ранее полученные знания для аргументированного ответа.
Работать с рисунками учебника как источниками информации.
Приводить доказательства единства природы.
Анализировать демонстрационные опыты, определив цель, ход, результат каждого опыта.
Формулировать выводы.
Определять методы биологических исследований. | *29 |
30 |
| Является ли человек частью живой природы? * Экскурсия «Красота и гармония в природе» (по усмотрению учителя).
* Практическая работа «Наблюдение за расходом электроэнергии в школе и в семье» (проводится в течение года как внеклассная работа по усмотрению учителя) | Называть свойства человека как живого организма.
Выделять признаки отличия человека от животных.
Называть факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека, используя текст и рисунки учебника.
Разрабатывать проект улучшения экологической обстановки в своём городе (посёлке).
* Соблюдать правила поведения в природе.
* Оценивать расход электроэнергии в школе и в семье | *30 повторить п.23-30 |
31 |
| Обобщающий урок «Какие условия необходимы для жизни?» | Использовать всё разнообразие видов деятельности, которое было предложено при изучении темы: - подтверждать свою точку зрения авторским рисунком (схемой);
- определять методы биологических исследований;
- использовать знания, полученные ранее, при изучении предыдущих тем;
- выделять базовые общебиологические понятия, что способствует формированию системного мышления;
- завершать предлагаемый текст, вписывая в него соответствующие понятия.
Называть общие свойства живых организмов.
Объяснять значение биологического разнообразия на Земле.
Доказывать необходимость пищи, воды, кислорода для поддержания жизни.
Называть экологические факторы, влияющие на здоровье человека
| *31 |
32 |
| Земля — наш общий дом Экскурсия «Живые организмы весной. Звуки в живой природе» | Приводить доказательства единства живого и неживого, природы как единого целого, которые необходимы для формирования мировоззренческих позиций. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в устную речь при обсуждении вопроса о круговороте веществ.
Давать определение понятий «природное сообщество», «экосистема», «биосфера».
Приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе в своей местности | *32 |
33 |
| Всё ли мы знаем о жизни на Земле?
| Приводить доказательства единства живой и неживой природы.
Называть свойства живого.
Использовать личный опыт исследований объектов живой и неживой природы в ходе лабораторных, практических работ и опытов, проведённых самостоятельно в домашних условиях.
Оценивать результаты своей исследовательской работы и работы одноклассников.
Обсуждать материалы, собранные в ходе экскурсий в природу.
Находить с помощью аппарата ориентировки рисунки для приведения доказательств.
Давать определение базовых понятий, необходимых для изучения целостного школьного курса биологии | *33 |
34 |
| Проектно-исследовательская работа учащихся в летний период | Планировать собственную деятельность, выбрав любую из предлагаемых работ.
Проводить самостоятельные исследования, фиксировать их результаты.
Воспитывать в себе качества, необходимые исследователю природы: наблюдательность, терпение, настойчивость, объективность в оценке своей работы | Задание в тетр. |