доклад "Демонстрационный эксперимент как условие для реализации личностно ориентированного подхода на уроке биология"
учебно-методический материал

Васькина Татьяна Михайловна

Одним из важнейших показателей умственного развития обучающихся является наличие у них пространственных представлений. Сформированные пространственные представления помогают мысленно осуществлять актуализацию прошлого опыта, воссоздавать в воображении образ объекта, в том числе и в случае, если воздействие его на органы чувств невозможно, сохранять в памяти большие объемы различной информации и т.д.

Умение оперировать пространственными представлениями является одним из самых важных мыслительных процессов, с помощью которого человеку удается ориентироваться в окружающем мире. Пространственные представления являются основной и для биологического мышления.

Особенность пространственных представлений состоит в том, что умение ими оперировать позволяет человеку представлять то, что он никогда не видел. С их помощью удается помещать знакомые предметы в несвойственное им окружение и тем самым осуществлять моделирование и прогнозирование.

Для эффективного изучения биологии, географии на уроках в школе пространственные представления приобретают повышенное значение, так как большинство тем касается процессов, явлений и объектов, с которыми обучающиеся ни разу не сталкивались в обычной жизни. Поэтому крайне важно сформировать у них полновесное и объективное представление об изучаемых объектах и явлениях. В настоящее время на уроках биологии, географии применяют различные средства обучения – карты, таблицы, схемы, фото- и видеоматериалы, картины и т.д. Но не всякую информацию обучающиеся воспринимают легко, и не всякая понятна и доступна им.

Для формирования биологических  пространственных представлений наиболее эффективным считается применение различных наглядных методов, из которых одним из основных является метод использования демонстрационных экспериментов. Этот метод активно применяется для преподавания таких предметов, как биология, химия, физика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_konferentsii.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Васькина Татьяна Михайловна,

учитель биологии,

МБОУ СОШ с. Романово

Демонстрационный эксперимент как условие для реализации личностно ориентированного подхода на уроке биология.

Одним из важнейших показателей умственного развития обучающихся является наличие у них пространственных представлений. Сформированные пространственные представления помогают мысленно осуществлять актуализацию прошлого опыта, воссоздавать в воображении образ объекта, в том числе и в случае, если воздействие его на органы чувств невозможно, сохранять в памяти большие объемы различной информации и т.д.

Умение оперировать пространственными представлениями является одним из самых важных мыслительных процессов, с помощью которого человеку удается ориентироваться в окружающем мире. Пространственные представления являются основной и для биологического мышления.

Особенность пространственных представлений состоит в том, что умение ими оперировать позволяет человеку представлять то, что он никогда не видел. С их помощью удается помещать знакомые предметы в несвойственное им окружение и тем самым осуществлять моделирование и прогнозирование.

Для эффективного изучения биологии, географии на уроках в школе пространственные представления приобретают повышенное значение, так как большинство тем касается процессов, явлений и объектов, с которыми обучающиеся ни разу не сталкивались в обычной жизни. Поэтому крайне важно сформировать у них полновесное и объективное представление об изучаемых объектах и явлениях. В настоящее время на уроках биологии, географии применяют различные средства обучения – карты, таблицы, схемы, фото- и видеоматериалы, картины и т.д. Но не всякую информацию обучающиеся воспринимают легко, и не всякая понятна и доступна им.

Для формирования биологических  пространственных представлений наиболее эффективным считается применение различных наглядных методов, из которых одним из основных является метод использования демонстрационных экспериментов. Этот метод активно применяется для преподавания таких предметов, как биология, химия, физика.

В то же время именно метод использования демонстрационных экспериментов в биология  позволяет сделать процесс обучения максимально практико-ориентированным, а также достичь запланированного образовательного эффекта – сформировать у обучающихся пространственные представления. Кроме этого, демонстрационный эксперимент позволяет создать условия для реализации личностно ориентированного подхода, формирования проектных метакомпетенций и лично-значимых достижений

С латинского «эксперимент» - это опыт, поэтому под ним понимается такой метод исследования, при котором получение знаний осуществляется в процессе непосредственного практического действия. С помощью демонстрационного эксперимента каждый обучающийся может принять участие в процессе получения знаний практическим путем.

При этом на уроках для проведения экспериментов практически не требуется применение сложного оборудования, какой-либо дополнительной подготовки обучающихся. Для проведения большинства экспериментов требуется всего до 5-10 минут учебного времени.

Включение в образовательный процесс экспериментов делает его более ярким и запоминающимся, соответственно, дети лучше усваивают новый материал, так как он становится им интересным.

Проводить демонстрационные эксперименты можно абсолютно на любом этапе урока и на всех его типах: при изучении нового материала, при закреплении пройденных тем, при отработке практических умений, при организации проверочных работ.

Во многих случаях в ходе проведения эксперимента воспроизводятся явления, которые дети могут наблюдать в природе. Сущность явления при этом хорошо выявляется и затем поясняется. Эксперимент и его результаты приводят к формированию у обучающихся образов того или иного явления. Также при пояснении явлений большое внимание уделяется единству окружающего мира и выявляются межпредметные связи естественных наук.

Также демонстрационный эксперимент рекомендуется использовать для создания проблемной ситуации, что также повышает интерес к теме со стороны обучающихся.

Примеры экспериментов (опытов) на уроках биологии. 

Опыт №1 носит демонстрационный характер, является длительным, используется при изучении тем: «Особенности строения растительной клетки», «Ткани растительного организма» – 6 класс.

Опыт №2 длительный. Можно использовать при изучении темы

Опыт №3 длительный. Используется при изучении темы «Регуляция функций организма» – 6 класс. Во время опыта требуется наличие контрольного растения.

Опыт №4 краткосрочный. Можно использовать при изучении темы «Свойства живых организмов. Раздражимость.» Чем нюхает дождевой червь?

Эксперимент помогает учащимся не только разобраться в изучаемых биологических явлениях, получить ответы на возникающие вопросы, но и быстрее запомнить те биологические термины, которыми изобилует наука, так как осмысленное запоминание продуктивнее механического. Особенно быстро запоминаются эмоционально окрашенные термины, включенные в процесс исследовательской деятельности. Вот некоторые примеры.

-В стакан насыпаем сухой изюм и наливаем воду. За ночь изюм набухнет и станет гладким.

-На лист растения надеваем полиэтиленовый пакет. Через несколько часов внутри пакета будут видны капельки воды.

При использовании метода демонстрационных экспериментов обучающиеся осваивают и различные экспериментальные умения:

  • наблюдение;
  • выдвижение собственной гипотезы;
  • проведение анализа полученных результатов;
  •  описание и объяснение увиденного;
  •  поиск причин и установление причинно-следственных связей.

Кроме того, проведение экспериментов выступает в качестве мощного стимула активизации и формирования познавательного интереса к биологии и развивает у учеников стремление к творчеству и самостоятельности.

Список литературы

  1. Андруз Дж. и Найтон К. 100 занимательных экспериментов/ С.Э. Шафрановского - М.: ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС», 2008. -88 с.
  2. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.
  3. Семенов А.А., Боброва Н.Г., Глазкова Л.М. и др. Лабораторный практикум по теории и методике обучения биологии: Учебно-метод. Пособие для студентов заочников - Самара: Сам ГПУ, 2003.-197с.
  4. Сикорук Л.Л. Физика для малышей. – Петрозаводск: издательство «Кругозор», «БНП», 1996 – 1288 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности

применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...

Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.

В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:через гуманизацию и гуманитаризацию;через дифференциацию и индивидуализацию;через введения в учебный процес учебно...

Личностно -ориентированные подходы на уроках биологии.

Статья посвящается использованию технологии дифференцированного подхода в обучении биологии....

Реализация личностно ориентированного подхода на уроках географии при использовании тематических текстов

Подборка тематических текстов: по темам “План или карта”, “Топографические знаки”, “Географические координаты”, “Движения земной коры”, “Формы рельефа земной коры”,  “Части Мирового океана”, “Атм...

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении биологии

Из опыта работы учителя сельской школы по внедрению личностно-ориентированного подхода на уроках биологии....

Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках географии

Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках географии...

Реализация личностно ориентированного подхода на уроках английского языка при обучении детей с ОВЗ (ЗПР)

В статье раскрыты основные принципы личностно ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ (ЗПР), какие технологии обучения использует автор статьи при практической реализации этого подхода....