Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности
статья по обж на тему

применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических умений и навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichn-orient.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций,

 направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности

В решении проблемы повышения уровня безопасности человека в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной), вопросов социальной адаптации школьников, формирования их нравственных основ, получения практических навыков в области поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях надо активно использовать возможности образовательной деятельности.

Одна из таких возможностей-использование личностно ориентированного обучения на уроках ОБЖ не только для создания учащимся оптимальных условий для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, но и одновременно как средство адаптации школьников к реалиям окружающей действительности, привития им практических навыков в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Опираясь на личностные качества обучающегося, его моральные ценности и жизненные приоритеты можно добиться того, чтобы главным для ученика стали не знания как самоцель учения, а процесс применения этих знаний к реальным ситуациям, способность адаптировать полученные навыки к окружающим человека условиям.

Основными условиями реализации этой задачи являются методическая компетентность учителя, учет образовательных интересов обучающихся, демократический стиль общения педагога с учениками. Учебный процесс должен строиться через субъектно-субъектные отношения (технологии личностно ориентированного обучения) и принципы развивающего обучения. Немаловажную роль играет и наличие необходимой материально-технической базы, учебно-методического обеспечения преподавания предмета.

В связи с этим встает вопрос об организации на уроках ОБЖ активной познавательной и созидательной деятельности обучающихся, способствующей накоплению опыта школьников как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного самообразования становится малоэффективной.

В решении этой задачи можно выделить следующие этапы:

- урочная учебная деятельность обучающихся;

- внеурочные занятия по предмету;

- индивидуальная самостоятельная работа обучающихся.

Данные направления позволяют вовлечь ученика в активный, осознанный познавательный процесс, который направлен как на конкретный ближайший результат учебной деятельности, так и на формирование определенного банка знаний, умений, опыта, необходимого в дальнейшей жизни.

В урочной учебной деятельности обучающихся могут применяться проблемно-поисковые методы, рассматриваться альтернативные решения ситуаций, использоваться самостоятельные творческие задания, исследовательская деятельность, приемы опережающего обучения. Для активизации познавательных интересов учащихся необходимо применять различные формы работы, например, такие как школьные туры олимпиад, конкурсы творческих работ (газеты, кроссворды, плакаты, рефераты, сочинения).

Большую значимость на всех ступенях обучения ОБЖ приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся. В её рамках развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа (текст, таблица, график, диаграмма и др.), отделение основной информации от второстепенной, критической оценки достоверности её источников, передачи их содержания адекватно поставленной цели. Обучающиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, иллюстрировать их примерами.

Активизации информационно-коммуникативной деятельности, развитию личности ребенка, его креативных возможностей способствует выполнение творческих работ на уроках ОБЖ. Необходимо предлагать обучающимся выражать свое видение экстремальных и чрезвычайных ситуаций в виде рисунков, выполнять групповые проекты по темам курса, раскрывать собственное отношение к явлениям путем написания мини-сочинений или сочинений-рассуждений, разрабатывать и осуществлять исследовательские проекты

Повышению качества творческих работ в большой степени способствует использование инновационных технологий и в частности, проектного метода.

Внеурочные занятия направлены на формирование у обучающихся не узкопредметных ключевых компетентностей или поведенческих навыков в определении конкретной ситуации, а способности к осознанному выбору способа действия, самостоятельному определению жизненных целей, саморазвитию. Внеурочная деятельность должна реализовываться в неразрывной связи с учебной деятельностью. Она призвана углублять знания учащихся в области программного материала, развитию их мышления, исследовательских навыков, смекалки, развитию практических умений и навыков поведения в различных экстремальных ситуациях, формированию основных понятий в области безопасности человека, патриотизма, чувства ответственности и долга.

Задача такой работы состоит в воспитании интереса к предмету, развития креативных способностей средствами поисково-исследовательской деятельности, путем формирования практических умений и навыков.

В процессе ведения внеурочной работы могут использоваться различные формы деятельности: викторины, конкурсы, соревнования, месячники, экскурсии, выставки творческих работ учащихся, клубы и кружки.

Индивидуальная самостоятельная работа обучающихся это, прежде всего, исследовательская деятельность. Она может включать в себя подготовку докладов по изучаемым темам, выполнение и защиту проектов, выполнение творческих работ по предмету, написание рефератов. Очень важно использовать такие формы изучения материала как семинары и дискуссии, которые предполагают самостоятельное исследование предложенных к рассмотрению вопросов, формирование собственного мнения о затрагиваемых проблемах.

К возможным результатам использования современных личностно ориентированных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности можно отнести:

- позитивную динамику уровня обученности школьников;

- рост мотивации к изучению предмета;

- активное участие школьников в конкурсах и соревнованиях;

- активизация самостоятельной деятельности обучающихся в

образовательном процессе;

- развитие творческих способностей обучающихся.

Таким образом, применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических умений и навыков.