Формирование навыков работы с текстом.
статья по биологии

Игошина Юлия Геннадьевна

Небольшая статья о том какие бывают тексты и какими приёмами можно пользоваться при работе с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков работы с текстом на уроках биологии.

Игошина Ю.Г., учитель биологии

МБОУ СОШ № 22-ЦО

В наш век глобальной информатизации актуальным становится не обладание совокупностью знаний, а способность быстро находить необходимую информацию, использовать любые источники знаний, навыки систематизировать и анализировать текстовую информацию.

Результаты проведенного исследования PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.         

Сегодня считается важным формирование умений работать с различными источниками информации, в том числе формирование навыков работы с текстом.

Виды текстов и приёмы работы с текстами, используемые на уроках биологии.

1.1. Виды текстов, используемых в практике обучения школьников биологии.

  1. Текст как основа для формулирования заданий в тестовой форме (по требованиям ГИА и ЕГЭ) с созданием эталонов ответов.
  2. Текст как основа для заполнения или составления схемы, таблицы, конспекта. Таблица, схема, конспект, кластер как результат работы учащихся с тематическим текстом, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).
  3. Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является “печатное ученическое издание”, новый текст (например, информационный лист, “книжка-малышка”, электронная презентация, стихотворение).
  4. Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста – носителя информации по определённой теме, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).
  5. Текст как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика или группы, учащихся на уроке, как пример “маршрутной карты виртуального путешествия по стране знаний”.
  6. Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения химической или биологической информации и оценки её истинности.

1.2. Приёмы работы с текстом, используемые в практике обучения школьников биологии.

1. Приём постановки вопросов к тексту и ответов на них («диалог с текстом») в сочетании с чтением с остановками.

Этот прием является основным в процессе уяснения содержания, ведет к всестороннему пониманию учебного текста. Понимание текста складывается из понимания отдельных слов, предложений, параграфов, логической структуры всего текста, его основной идеи и смысла, а также подтекста и общего замысла автора.

Поэтому вопросы могут возникать к разным аспектам текста: к непонятным словам и предложениям, к непонятным логическим связям между предложениями и абзацами текста, к связям содержания читаемого текста с другими текстами на эту тему.

Главное, чему учит этот прием – не пропускать ни одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать на него ответ. В этом большой развивающий эффект данного приема.

Вопросы могут возникать примерно таких типов:

  • О чем здесь говорится?
  • Что мне уже известно об этом?
  • Что именно об этом сообщается?
  • Чем это можно объяснить?
  • Как это соотносится с тем, что я уже знаю?
  • Для чего это делается?

2. Постановка вопроса-предположения. 

Это вопросы типа: «А не потому ли.., что?», «Может быть, это объясняется тем, что…?» и т. п. Вопросы-предположения – это такой прием осмысления, в котором сочетаются обычный вопрос и предположительный ответ на него. Они ставятся обычно в случае, если на возникший вопрос читатель не нашел готового ответа, но уловил в тексте намек или косвенное указание на возможный ответ.

3. Реципация – мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли.

4. Критический анализ – самая высокая ступень осмысления текста, которая находит выражение в дополнениях к прочитанному, выражении сомнения или несогласия и отстаивании своей точки зрения.

5. Приём составления плана (в том числе – вопросного) или тезисов текста

План есть перечисление всех текстовых субъектов текста (т. е. тем). Для того, чтобы составить план, надо последовательно задавать себе в процессе чтения вопрос «о чем здесь говорится?», вычленять с помощью этого вопроса субъекты высказывания и записывать их в виде пунктов плана. Процесс тезирования состоит в формулировании основных тезисов (положений, утверждений, выводов) изучаемого текста.

6. Прием составления граф-схемы, опорного сигнала (перекодировка информации на язык образов, более доступный детскому).

Граф-схема – это графическое изображение логических связей между основными субъектами текста. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники и др.) и их соединения (линии, стрелки), а также символические изображения и рисунки предметов. Строгая логическая граф-схема строится в виде линейной или разветвленной блок-схемы, графа, дерева и т. п.

Граф-схема отличается от плана наличием связей между элементами. Связи придают картине целостность и наглядность.

7. Прием составления сводных таблиц. Этот прием используется для обобщения и систематизации учебной информации, извлеченной из текста. Для составления сводной таблицы используются сводные граф-схемы, предварительно составленные по тексту, и выписки наиболее существенных утверждений.

8. Приём комментирования представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение, и выводы по тексту.

9. Использование в работе с текстом приёмов технологий критического мышления.

При сформированных приемах осмысления текста учащиеся становятся способными оценить эффективность своей работы с текстом, отмечая про себя факты непонятности той или иной части текста, отсутствия в тексте объяснения или ответа на возникший вопрос, контролируют себя. У них лучше работают память, воображение. Интересно и то, что в этом случае обнаруживаются кроме познавательных и мотивационные (т. е. побудительные) компоненты: переживаемое читателями желание найти решение вопроса; намерение читать более внимательно, чтобы выяснить непонятное; чувство удовлетворенности или неудовлетворенности от своей работы над текстом; уверенность, сомнение и пр.

Среди приемов технологий критического мышления работы с текстом на уроках биологии выделяются следующие:

1. Кластер (пучок, созвездие) – прием, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Пример. Биология 5 класс тема «Вещества клетки»

Техническое задание обучающимся:

1.        Прочитайте текст учебника

2.        Составьте кластер по теме «Вещества клетки».

2. Инсерт (пометки на полях) – это интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

Пример. Урок в 5 классе по теме «Царство Грибы».

Организуя работу учащихся на этапе закрепления изученного материала, предлагается текст «Царство Грибы» учебника. Учащимся необходимо прочитать текст, и поставить на полях специальные пометки.

•        «v» – это я знаю;

•        «+» – новая информация;

•        «-» – информация, противоречащая моим знаниям;

•        «?» – хотел бы узнать об этом побольше.

3. Заполнение таблицы «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Этот прием поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.

Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста и последующее подведение итогов, сопоставление содержания граф.

4. «Тонкие» и «толстые вопросы»

Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любом этапе урока.

Пример. Урок в 6 классе по теме «Минеральное питание растений»,

Работа с текстом учебника. Класс делится на группы. Одна группа готовит «толстые» вопросы, другая – «тонкие». Вопросы задаются по очереди.

Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов 

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звали…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Дайте объяснение, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предложите, что будет, если…?

Что, если…?

5. Приём «Перепутанные логические цепи». Выбираются несколько событий (либо из хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи) и распределяются в произвольном порядке (напечатаны на отдельном листе). Учащимся предлагается восстановить правильный порядок. После чего обращается внимание на правильный порядок событий и проверяется истинность или ошибочность собственных предположений.

Используя разные приемы работы с текстом у ученика формируются универсальные учебные действия:

  • Коммуникативные – умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника.
  • Познавательные – умение извлекать, преобразовывать и оценивать информацию из прочитанного текста.
  • Личностные – в случае, если анализ текста порождает личностные суждения.
  • Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму).

В результате применения описываемых приёмов у учеников закладываются основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована потребность в нём как средству познания мира и самопознания.

Уделяя внимание работе с текстами, не стоит забывать о канонах здоровьесберегающей педагогики. Необходимо научить учащихся создавать благоприятные условия для чтения, разучить простые и эффективные упражнения для глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка чтения нотного текста в рамках развития индивидуальных музыкальных способностей учащихся

Методическая разработка и нотное пособие по чтению с листа, построенное таким образом, чтобы максимально развивать те стороны процесса чтения нотного текста, которые слабо развиты у конкретного ученик...

Презентация " Формирование навыков работы с текстом в рамках спецкурса "Основы смыслового чтения"

Навык чтения-- явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая-- понимание содержания  и смысла читаемого. Техническая-- способ чтения, темп чтения, правильнос...

Формирование навыков работы с текстом как составляющая информационной компетентности

Формирование навыков работы с текстом как составляющая информационной компетентности...

Выступление на методическом объединении на тему: «Формирование навыков анализа художественного текста на уроках чтения в коррекционной школе».

Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с детьми школьного возраста по литературе.Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ ра...

Формирование навыка чтения художественного текста

 Формирование навыка чтения художественного произведения, воспитание чуткого к поэтическому слову читателя - важнейшая задача современной школы. Выполнение этой задачи значительно усложняе...

Материал для формирования навыков работы с текстом для учащихся 2 класса

Данный материал содержит небольшой текст для чтения и ряд заданий к тексту. Данная работа направлена на формирования навыков работы с текстовым материалом....

«Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления при формировании навыков работы с художественным текстом»

1.Мотивация осознанной деятельности учителей, принимающих участие в работе. Совместное построение кластера – предположения слушателей, какие вопросы, по их мнению, будут  рассмотрены.2.През...