«Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления при формировании навыков работы с художественным текстом»
методическая разработка (8 класс)

Ольга Георгиевна Кайдаракова

1.Мотивация осознанной деятельности учителей, принимающих участие в работе. Совместное построение кластера – предположения слушателей, какие вопросы, по их мнению, будут  рассмотрены.

2.Презентация педагогического опыта: обоснование основных идей

3.Описание основных приёмов работы по ТРКМЧП.

4. Совместная работа слушателей с раздаточным материалом (имитационная игра)

5. Рефлексия. Составление синквейна о ТРКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_master.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мастер - класса

Тема: «Использование  методов и приёмов технологии развития критического мышления при формировании навыков работы с художественным текстом»

1.Мотивация осознанной деятельности учителей, принимающих участие в работе. Совместное построение кластера – предположения слушателей, какие вопросы, по их мнению, будут  рассмотрены.

2.Презентация педагогического опыта: обоснование основных идей

3.Описание основных приёмов работы по ТРКМЧП.

4. Совместная работа слушателей с раздаточным материалом (имитационная игра)

5. Рефлексия. Составление синквейна о ТРКМЧП

 

-Прежде, чем приступить к рассмотрению приёмов и методов технологии критического мышления, я хочу ответить на вопрос: «Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?»

Технология развития критического мышления разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики, в настоящее время реализуется в 29 странах.

Что же такое критическое мышление?

      Словосочетание "критическое мышление " в русском языке подразумевает некую сосредоточенность на недостатках.

 В английском языке понятие "критическое мышление" означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Ученики задаются вопросами: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Подтверждаются ли эти знания другими фактами?", "Как я могу использовать эту информацию?". Этот осмысленный подход к обучению важен для жизни в современном мире.

Технология критического мышления посредством чтения и письма является личностно-ориентированной технологией.

Данная технология известна в России с 1997г. Её авторы – американские педагоги.

Урок, построенный  по данной технологии,  содержит три фазы, каждая из которых имеет свои задачи. (таблица)

Так что же принципиально нового несёт технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Каждый приём и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретённой информации.

Модель урока в технологии развития критического мышления представлена в таблице.

А сейчас я хочу поделиться своими наработками исследования методов и приёмов критического мышления на уроках литературного чтения с текстами художественного произведения, которые помогают глубже понимать прочитанное, формируют активную личность, эстетическое развитие, культуру речи. Критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами.

Итак, первый приём - это кластер  «гроздь».

Кластер (пучок) – это схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом равнозначных признаков.

а) Выделение учителем ключевого понятия

б) Составление кластера, отражающего знание школьника об изучаемой теме

в) Изучение нового материала

г) Исправление кластера в соответствии с новыми знаниями

На фазе Вызова это: рассказ- предположение по ключевым словам, по заголовку;  графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций. Информация, полученная в ходе совместной работы, выслушивается, записывается, обсуждается. Все высказывания располагаются в определённом порядке в виде грозди. Работа с кластером «гроздь» очень проста и доступна всем детям.

Как работать с «гроздьями» - советы:

  • Посмотрите на текст, с которым будете работать, оцените текст.
  • Нужно ли разбивать на  «грозди»?
  • Можно ли выделить большие и малые смысловые единицы (это могут быть вопросы, ключевые слова по всему  тексту).
  • Озвучьте грозди» - т.е. смысловые единицы.
  • Установите связь между «гроздью» и «веточками» кластера и объясните возникшие связи.

На начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний, я использую приём «Корзина».

В «Корзину» идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано всё, что ученики знают об изучаемой теме.

Вторая фаза – Реализация смысла (или осмысление).

Стадия осмысления помогает воспринимать изучаемый материал и переходить от знания «старого» к «новому».

Здесь я использую методы активного чтения: «Чтение с остановками» и «Чтение с разметкой»

            Схема реализации приёма «Чтение с остановками» выглядит следующим образом:

  • рассказ учителя о своём личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут);
  • обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?

основной этап: учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок  задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения. В работе с вопросами использую классификацию американского психолога Бенджамина Блума.

После первой или второй остановки при работе с сюжетными текстами я использую приём «Дерево предсказаний». Правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева – тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Всего отводится  10-15 минут, чтение индивидуальное. Здесь можно использовать приём «Инсерт».

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

В технологии РКМЧП используются несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица ЗХУ.

Линии сравнения выделяю сама. Данная работа позволяет развивать у ребят помимо работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию, развитие монологической речи. У детей возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с текстом. Для работы с художественным текстом  в 4 классе, когда учащиеся уже многое умеют, использую интересный приём  «Таблица-синтез».

На стадии вызова предлагаю учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы. Которые, как им кажется, могут быть опорными в  предлагаемом тексте. Учащиеся  самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью. Если я хочу на обобщающем уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда использую таблицу «Знаю – Хочу знать - Узнал».

На любой из трёх фаз урока я использую один из простых приёмов: это - Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.В ходе работы над художественным произведением интересна стратегия «РАФТ»: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).

Начинать надо, конечно, с темы. Теперь можно перейти к выбору роли. Учащимся объясняю, что это  очень важный этап:  они не просто выбирают   роль, а пробуют  перевоплотиться в персонажа, почувствовать его. Детям придётся искать тот способ словесного воздействия, который позволяет воплотить заданный характер, сделать его узнаваемым. Речь у каждого героя особенная, имеющая свою лексику, свою конструкцию. Подумайте, к кому бы  мог обратиться этот герой? То есть,  выберете аудиторию (адресат) и подумайте, в какой форме герой  мог бы обратиться к выбранной аудитории. На уроке литературного чтения при разговоре о каком-либо писателе, поэте, художнике я использую приём «Создание «личностного» чтения». Этот приём  может научить «включать» воображение, высвечивать в нём отдельные детали по собственному выбору, чётко, неспешно изучать эти детали, а затем передавать их словами.

Как мы знаем, жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение – рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных по правилам, очень нравится моим детям приём «Написания синквейн».

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определённым правилам.

В чём смысл этого методического приёма?

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:

  • на 1-ой строчке - одно слово - существительное – это и есть тема синквейна
  •  на 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
  •  на 3-ей - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  •  на 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает

           своё личное отношение к теме синквейна. Это может быть даже крылатое выражение,  цитата или составленная учеником фраза.

          Последняя фраза – это слово, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна.

 V. Составление синквейна  о ТРКМЧП

Мышление

Критическое, оценивающее.

Организует, направляет, развивает.

Учит думать, осмысливать, действовать.