Применение ИКТ-технологий на уроках биологии
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Зайцева Рита Викторовна

Современные дети редко обращаются за информацией к книгам, чаще обращаются к компьютеру. Применение ИКТ-технологий на уроках значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации обучающихся. С помощью компьютера можно объяснить и закрепить новый материал, организовать самостоятельную работу и провести контроль знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_tehnologii.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

_____________________________________________________________________________

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                   8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02        

        

Выступление на ШМО учителей-предметников

 по теме: «Применение ИКТ-технологий на уроках биологии»

Выполнила: учитель Зайцева Р.В.

Клин – 2020

Информационно – коммуникационные  технологии на уроках биологии. 

Сегодня использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить эффективность образования. Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств  обучающихся, а не только передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как способ, средство развития личности.  

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

С помощью компьютера можно объяснить и закрепить новый материал, организовать самостоятельную работу и провести контроль знаний учащихся. 

Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы обучающихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. 

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника, повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные  характеристики  изучаемых объектов  и явлений  природы. 

Применение  информационных технологий позволило подойти к вопросу  обучения биологии   с качественно новой стороны. 

  • Использование компьютерных программ решает ряд важных задач: 
  • делает процесс обучения наглядным; 
  • повышает объективность оценки ответов; 
  • позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению; 
  • сокращает время проверки знаний учащихся. 

На уроках  биологии и во внеурочное  время можно  использовать электронные учебники, которые помогают решить следующие дидактические задачи: 

  • усвоить базовые знания по предмету, 
  • систематизировать усвоенные знания, 
  • сформировать навыки самостоятельной работы  с учебным материалом с  использованием  компьютера, 
  • оказать учебно – методическую помощь обучающимся в самостоятельной работе над учебным материалом, 
  • обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске  и использовании источников  информации. 

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести  мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить  учебный материал как систему ярких опорных образов. Использование  мультимедийных  презентаций  целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. 

Новые информационные технологии активно внедряются и в  исследовательскую деятельность учащихся. Многие  обучающиеся  с удовольствием выполняют доклады. 

Кроме проведения  уроков, использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить необходимый дидактический материал: варианты контрольных, самостоятельных работ, тестов. 

Применяя информационные технологии в своей работе, необходимо помнить, что более эффективное применение на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов. Использование мультимедиа в течении всего урока неэффективно. 

Компьютерные уроки также эффективны   в использовании обобщающих уроков, уроков – зачетов, а также уроков – семинаров, игр. 

Использование традиционных технологий  урока в сочетании с компьютерными технологиями повышает работоспособность обучающихся, особенности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения), когда можно вернуться к любому вопросу и повторить его снова. 

Информационные технологии позволяют:  

  •  изменить организацию процесса обучения обучающихся, формируя у них системное мышление; 
  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе   учебно-воспитательного процесса; 
  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Таким образом, при изучении биологии роль информатизации состоит в повышении качества образования через интеграцию информационных и педагогических технологий. Информационными технологиями в практике обучения называют все технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств.  

Исходя из вышеизложенного, на уроках  биологии необходимо применять разные педагогические технологии в сочетании с другими современными технологиями: игровые технологии, проблемное обучение и другие. Уроки (особенно уроки биологии), которые проводятся с ИКТ, запоминаются ребятам. На уроках биологии  ИКТ помогает мне не только объяснять новый материал, но и закреплять, обобщать, контролировать.  Использовать ИКТ можно на всех этапах урока, но,  не нарушая норм, прописанных  санитарно - гигиеническими требованиями.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии"

Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, на мой взгляд, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодейс...

"Применение информационных технологий на уроках биологии и при подготовке учащихся к ЕГЭ"

В презентации затрагиваются вопросы использования НИТ на уроках биологии и при подготовке учащихся к ЕГЭ. ЦОРы помогут ученикам лучше разобраться в сложных биологических процессах, происходящих на раз...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.

Что такое здоровье? Как и когда следует обращать внимание на здоровье ребёнка? Я обращаю внимание на школьные факторы риска и силу их влияния на здоровье учащихся. И на основе знаний о здоровьесбереже...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считается...

Применение игровых технологий на уроках биологии

Презентация "Применение игровых технологий на уроках биологии"...

Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как  реализация личностно-ориентированного подхода к обучению».В новых социально-экономическ...