Техника безопасности и организация рабочего места учащегося в кабинете биологии
статья по биологии (5, 6, 7, 8 класс)
Тема: «Техника безопасности и организация рабочего места учащегося
в кабинете биологии» (используемые приемы на уроке).
ЗСБ компетенция: 1.Знание и соблюдение правил личной безопасности.
2. Владение способами оказания первой медицинской помощи.
Знать: правила личной безопасности в кабинете биологии, приемы первой доврачебной помощи.
Уметь: соблюдать правила поведения в кабинете биологии, уметь заботиться о собственном здоровье, владеть способами первой доврачебной помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_po_tema_tb_v_kabinete_biologii.docx | 994.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Техника безопасности и организация рабочего места учащегося
в кабинете биологии».
ЗСБ компетенция: 1.Знание и соблюдение правил личной безопасности.
2. Владение способами оказания первой медицинской помощи.
Знать: правила личной безопасности в кабинете биологии, приемы первой доврачебной помощи.
Уметь: соблюдать правила поведения в кабинете биологии, уметь заботиться о собственном здоровье, владеть способами первой доврачебной помощи.
Используемые приемы на уроке.
- Прием «Самый внимательный».
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание для обсуждения. Свои ответы учащиеся фиксируют на бумаге, затем их зачитывают.
1 группа: перечислите, что нравится в кабинете биологии.
2 группа: назовите опасности для здоровья, которые могут скрываться в кабинете биологии.
3 группа: перечислите запрещающие действия для учащихся, находящихся в кабинете биологии.
4 группа: перечислите разрешающие действия для учащихся, находящихся в кабинете биологии.
- Прием «смайлики».
Класс делится на 4 группы. На столах каждой группы лежит соответствующий «Смайлик» или 4 ватмана с нарисованным смайликом. Каждая группа получает задание. Задания для групп смотри прием «Самый внимательный».
Смайлики:
Позитивный | Задумчивый | Строгий | Одобряющий |
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
- Прием «Светофор».
Класс делится на 4 группы – цветовая ячейка светофора. Каждая группа получает задание. Задания для групп смотри прием «Самый внимательный». 1 группа – ячейка с «плюсом»; 2 группа – ячейка с желтым цветом; 3 группа – ячейка с красным цветом; 4 группа- ячейка с зеленым цветом. |
4.Прием «Фишбоун» или «Рыбный скелет» (Диаграмма Каору Ишивы (Исикавы)).
(Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке.)
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
- Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
- Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
- Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
- Прием «Ассоциации».
Учащимся предлагается ответить на вопрос. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «Техника безопасности»?
Ассоциация — это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним.
2) Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите «Знаки безопасности»? Назовите, какие «Знаки безопасности» вы знаете? Где встречали?
Задание. Подумайте, где бы вы разместили предложенные «Знаки безопасности» в кабинете биологии?
«Знаки безопасности» | Место размещения в кабинете биологии (например) |
Запрещающие знаки | Демонстрационный стол учителя, рабочий стол ученика с лабораторным оборудованием, электрические розетки, подоконники, и т.д. |
Предупреждающие знаки | При входе в кабинет (с соответствующей картинкой!), Около комнатного растения (герани…) и т.д. |
Знаки сервиса = Указательные знаки | Медицинская аптечка, огнетушитель, противопожарные средства, Водоснабжение кабинета для мытья лабораторной посуды, рук, Компьютерная зона, Электрические розетки и т.д. |
Информационные знаки | Стенды, памятки эвакуации на дверях и т.д. |
Знаки приоритета | При входе в кабинет |
- Прием «Лови ошибку».
Учащимся предлагается небольшой текст «Правила поведения в кабинете биологии». Они должны прочитать текст и найти номера предложений, в которых допущены ошибки, исправить их.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ БИОЛОГИИ
1. Приходить на урок со звонком. 2. Входить и выходить из кабинета спокойно, согласно правилам внутреннего распорядка. 3. Садиться на свободное место в кабинете. 4. Приготовить к уроку своё рабочее место, проверить тетради, ручки, карандаши, линейки, сотовый телефон и др. необходимые на урок принадлежности. 5. Во время работы соблюдать тишину, быть внимательным и дисциплинированным на уроке, точно выполнять указания учителя. 6. Соблюдать порядок на своём рабочем месте. 7. Если во время урока, вы обнаружили, что забыли ручку дома, то спросить у одноклассников. 8. На перемене активно перемещаться по кабинету. 9. Использовать игры, например, «Поймай предмет». 10. Не играть колющими и режущими предметами. 11. Не пользоваться посторонними предметами, представляющими опасность для жизни детей. 12. Рисовать на партах. 13. Крутить, смотреть без разрешения учителя оборудование для лабораторных работ на рабочих столах. 14. При выявлении неисправностей в оборудовании кабинета, а также при выявлении пожара, травмировании учащихся немедленно сообщить об этом учителю. 15. Не устранять неисправности самостоятельно. 16. При выходе из класса во время эвакуации соблюдать спокойствие, организованность и порядок, слушать своего товарища.
Ответы.
1.За 10 минут до звонка.
3.Садиться на своё место, согласно схеме посадки, установленной классным руководителем или учителем.
4.На урок нельзя приносить сотовый телефон и другие посторонние предметы.
7.Нельзя брать письменные принадлежности у одноклассников во время урока, отвлекать других учащихся.
8. На перемене соблюдать дисциплину и порядок.
9. Не бросать предметы друг в друга.
12. Бережно относиться к имуществу, находящемуся в кабинете, не рисовать на партах.
13. Без разрешения учителя нельзя трогать лабораторное оборудование на рабочих столах учащихся.
16. При выходе из класса во время эвакуации соблюдать спокойствие, организованность и порядок, слушать учителя.
- Прием «Проблемный вопрос».
К чему может привести несоблюдение правил техники безопасности в кабинете биологии?
Отличаются ли правила ТБ в кабинете биологии и в кабинете (математики, информатики и т.д.)?
- Прием « Высказывания великих людей».
Обсуждение. Высказывание своего мнения учащимися
.
Все бедствия людей происходят не столько от того, что они не сделали того, что нужно, сколько от того, что они делают то, чего не нужно делать. – Л.Н. Толстой.
Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется. – Л.Н. Толстой.
Радость превыше безопасности, наши близкие не должны сидеть взаперти только потому, что мы за них боимся. Макс Фрай, "Сказки старого Вильнюса".
Свобода опасна, но только она обеспечивает нам безопасность. -Гарри Эмерсон Фосдик.
Учиться всегда безопасно, даже у врагов; рискнуть учить кого то, даже друзей – занятие зачастую небезопасное. -Чарльз Колтон.
Тот, кто уверен в собственной безопасности — абсолютно беззащитен. - Макс Фрай, "Тихий Город".
Ощущение безопасности делает человека неосторожным.-Александр Дюма, "Графиня де Монсоро".
Трусость спрашивает — безопасно ли это? Целесообразность спрашивает — благоразумно ли это? Тщеславие спрашивает — популярно ли это? Но совесть спрашивает — правильно ли это? И приходит время, когда нужно занять позицию, которая не является ни безопасной, ни благоразумной, ни популярной, но ее нужно занять, потому что она правильная. - Мартин Лютер Кинг.
Источник:https://quote-citation.com/topic/bezopasnost/page/3
- Прием «Пазлы- ситуация».
Класс делится на группы. Каждая группа получает задание: собрать предложенные пазлы, подготовить рассказ по плану: изображенная ситуация; причины возникновения данной ситуации; признаки; первая доврачебная помощь.
- Прием «Инструктивная карта».
Вариант 1. Учащиеся должны выполнить задание цветными карандашами.
Закрасьте зеленым цветом то, что делать МОЖНО, и красным то, чего делать НЕЛЬЗЯ в кабинете биологии (или выписать номера).
1.Входить в кабинет биологии без разрешения учителя. | 2.Заходить в кабинет биологии спокойно, соблюдая дисциплину и порядок. | 3.Находиться в кабинете биологии в верхней одежде. |
4.Во время работы соблюдать тишину, быть внимательным и дисциплинированным на уроке, точно выполнять указания учителя. | 5.Бегать вокруг парт на перемене. | 6.Приступать к выполнению лабораторной работы только после разрешения учителя. |
7.Трогать демонстрационное оборудование на столе учителя. | 8.Садиться на своё место, согласно схеме посадки, установленной классным руководителем или учителем | 9.Вставать с места и ходить по классу во время урока. |
10.Соблюдать требования и инструкции к лабораторным работам. | 11.Загромождать проходы портфелями, сумками и т.п | 12.При обнаружении видимых неисправностей лабораторной посуды и оборудования сообщить учителю. |
13.Толкаться в дверях при входе в кабинет биологии. | 14.По окончании работы привести рабочее место в порядок. | 15.Приносить в класс еду. |
16.При выходе из класса во время эвакуации соблюдать спокойствие, организованность и порядок. | 17.Самостоятельно открывать форточки, окна для проветривания кабинета. | 18.Бережно относиться к имуществу, находящемуся в кабинете, не рисовать на партах. |
19.Заходить в лаборантскую без разрешения учителя. | 20.Передвигать учебные столы и стулья. | 21.Не устранять неисправности в оборудовании самостоятельно. |
22.Прослушать инструктаж по ТБ труда при выполнении лабораторно-практической работы. | 23.Проводить самостоятельно опытов, не предусмотренных заданиями работы | 24.Приходить на урок за 10 минут до звонка. |
.
- Прием «Верно-неверно».
На верный ответ – «дети встали» или подняли руки (наклон головой вперед), на неверный ответ – «дети сидят» или положили на пояс (наклоны головой влево- вправо).
Вопросы можно использовать из приема «Инструктивная карта».
ТБ при работе с лабораторной посудой, оборудованием.
- Прием «Угадай».
Дается описание лабораторной посуды или прибора. Назвать посуду или прибор. Перечислить правила обращения с ним. Последствия в случае неправильного обращения.
Это прибор. Имеет стеклянный сосуд, заполненный жидкостью, фитиль и колпачок. (спиртовка).
Пластмассовая пластинка: на одном конце имеется углубление в виде совка, на другом – «весло» (ложечка для химических веществ).
Если у вас глазки слабоваты,
Плохо видят в книжке буквы,
Значит, срочно надо взять
очки или (лупу).
Прибор для изучения невидимых простым глазом существ (микроскоп).
В руках у нас посуда.
На уроке – без нее никак!
В ней мы смешиваем растворы-
Опыты проводя!
Подскажите, как ее назвать? (пробирка).
- Прием «Найди опасность».
При выполнении лабораторной работы, учащиеся называют опасности, которые могут возникнуть, при обращении с предложенными лабораторной посудой и приборами. Называют пути избегания опасностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по информатике в 5 классе и презентация "Информация. Информатика. Компьютер.Техника безопасности и организация рабочего места".
Цель данного урока:1.познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;2. дать представление о понятии "информация",её видах, о предмете "Информатика"....
Техника безопасности и организация рабочего места
Техника безопасности и организация рабочего места. В презентации необходимый для учителя материал для инструктажа по технике безопасности....
Конспект урока по информатике для 7 класса по теме: "Техника безопасности и организация рабочего места"
Цели урока:· повторение и обобщение знаний учащихся о технике безопасности и правилах поведения в компьютерном классе;·...
"Техника безопасности и организация рабочего места"на уроке информатики
Методическая разработка ( план-конспект) урока .Базовый учебник: Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ» 5 класс...
Технологическая карта.Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира
Технологическая карта для 6 класса .Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира...
План-конспект урока "Объекты и их имена. Техника безопасности и организация рабочего места"
Конспект урока, презентация, тест...
Техника безопасности и организация рабочего места
Памятка по ТБ в кабинете информатики1.Не размещайте на рабочем столе посторонние вещи2. Не включайте и не выключайте компьютер без разрешения учителя3. Не прикасайтесь к экрану монитора4. Работайте на...