Тема урока: «Строение и функции цветка» 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Методическая разработка урока по биологии (6 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biologii_v_6_klasse_na_temu.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Строение и функции цветка»

6 класс

Цель урока: сформировать у учащихся знания о строении и функциях цветка как о генеративном органе покрытосеменных растений.

Задачи: 
Развивающие: 
• формирование умений анализировать, выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развивать логическое мышление;
• продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
• развитие познавательного интереса.

Образовательные: 
• обеспечить усвоение учащимися знаний о строении цветка;
• сформировать понятия «обоеполые» и «однополые» цветки;
• продолжить умение работать с учебником, рисунками;
• формировать навыки работы с раздаточным материалом;

Воспитательные: 
• воспитывать позитивное отношение к живой природе;
• прививать навыки коммуникативного общения, развитие чувства прекрасного.

Используемые технологии: проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии, технология  развития критического мышления.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации учебной деятельности: комбинированный.

Оборудование:

 разборные модели: «цветок вишни», «цветок картофеля»,

схемы,

таблицы,

натуральные объекты,

 фотографии,

справочники.

Приемы и методы работы:

– работа в малых группах;

– прием «Таблица ЗХУ» (Технология развития критического мышления);

– диалог и обсуждение;

– самостоятельная работа с информацией ( чтение с пометками);

– обращение к опыту учащихся;

– взаимопроверка.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех сегодня! Проверьте вашу готовность к уроку. Сегодня нам предстоит работа в группах. Вспомните правила успешной работы в группе.

II. Актуализация знаний.

Прошу вас прочитать текст, который  вы найдете в конверте.

 «Однажды маленькое семечко упало на землю. Как это случилось? Быть может, его обронила птица? А может, его принесло ветром… или его мог бросить какой – нибудь зверёк. Прошло немного времени и случилось чудо: из семени появился росток с крошечными листьями и маленькими корешками. Но благодаря солнцу росток становился все больше и больше, сильнее и сильнее. Наконец, росток превращается в настоящее растение со множеством листьев…

 -А как вы думаете, что  произойдет дальше?

-Чего ещё не хватает в растении?

-Нарисуйте свой любимый цветок.

-Как вы думаете, для чего растению нужен цветок?

-Подумайте, у всех ли растений образуются цветки?

-Цветки образуются только у цветковых растений.

-Попробуйте обсудить в группе и дать определение понятию «цветок»

Работа в группах.

Учащиеся дают свои определения.

Давайте сравним ваши определения с определениями, записанными в биологических справочниках . Найдите определение в словаре и сравните оба определения.

-Посмотрите на свои рисунки и вспомните, что вы уже знаете о цветке?

Прошу вас поработать с таблицей « Знаю-  узнал - хочу узнать»

Таблица « ЗХУ»

Знаю

Узнал

Хочу узнать

состоит из лепестков, у него есть ножка….

Учащиеся записывают свои личные знания о цветке в первую колонку. Обмениваются информацией и обсуждают её.

-Ребята, у меня на доске точно такая же таблица и я предлагаю вам поделиться своими знаниями о цветке, а  наш товарищ  занесет  их в общую таблицу.

Оформление доски (таблица).

III. Постановка целей и задач урока.

- На основе выполненных заданий давайте попробуем сформулировать тему и цели урока.

- Обсудите в  группе задачи, которые вы хотите решить на уроке.

Представители от групп транслируют   свой ответ.

Тема урока записывается на доске.

IV. Осмысление знаний.

-Внимательно посмотрите еще раз  на свою таблицу и попробуйте соотнести  свои записи с  предложенными биологическими понятиями: строение, функции, многообразие.

Работа в группах.

Строение Функции Многообразие

Пестик, защита, одиночные, соцветия, размножение,

образование плодов, цветоножка, образует пыльцу (и т.д.)

-Как вы  в группе распределили эти понятия и почему?

Трансляция ответов представителями от групп.

-Ребята, а как вы думаете, вам достаточно этих знаний о цветке?

-Почему?

Работа с текстом. Чтение с пометками.

 У вас на столах лежат тексты для чтения. Я вам предлагаю прочитать текст и  сделать пометки о том, что вам уже известно, что узнали и что хотите еще узнать о цветке, используя следующие символы.

Цветок — это видоизмененный укороченный побег, приспособленный для размножения покрытосеменных (цветковых) растений.

Цветки отличаются большим разнообразием в деталях строения, окраске и размерах. Самые крошечные цветки у рясковых (диаметр около 1 мм), а самые крупные (диаметром от 60 см до 1 м и массой около 6 кг) — у тропического растения-паразита раффлезии Арнольди.

Центральной частью цветка, его осью является цветоложе, к которому прикрепляются все другие его части (см. рисунок). Цветки прикрепляются к стеблю при помощи цветоножки.

Цветки, не имеющие цветоножки, называются сидячими (кофейное дерево, волчье лыко). У некоторых растений на цветоножке имеются один или два маленьких листочка, именуемых прицветничками.

Наружными частями цветка являются зеленые чашелистики, образующие чашечку. За чашечкой располагаются лепестки, в совокупности составляющие венчик.

И чашелистики, и лепестки могут быть свободными  (у яблони, вишни, груши, лютика) или сросшимися (у картофеля, колокольчика, тыквы). Чашечка и венчик составляют вместе околоцветник. Околоцветник бывает двойным (имеется чашечка и венчик), простым венчикоковидным (имеется только венчик — у тюльпана, ландыша, лилии), простым чашечковидным (имеется только чашечка — у свеклы, конопли, крапивы). Существуют цветки и без околоцветника (у осоки, ивы, ясеня). Околоцветник защищает внутренние части цветка от неблагоприятных условий, а также привлекает своей яркой окраской насекомых-опылителей.

Внутри располагаются тычинки (от двух до нескольких десятков). Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца.

В самом центре цветка находится один или несколько пестиков. Пестик состоит из завязи (нижняя расширенная часть), столбика и рыльца, расположенного на верхушке столбика. У некоторых растений (например, у мака) столбик отсутствует; тогда рыльце размещается на завязи и называется сидячим. Рыльце служит для улавливания пыльцы, столбик приподнимает рыльце над завязью, что облегчает улавливание пыльцы, а в завязи расположены семязачатки.

Цветки, имеющие тычинки и пестики, называются обоеполыми (у картофеля, тюльпана, лютика, яблони, груши). Некоторые цветки имеют только тычинки — их называют тычиночными (или мужскими) или только пестики, их называют пестичными (или женскими). Такие однополые, или раздельнополые, цветки — у конопли, тополя, ивы, кукурузы, огурца и др.

Растения с раздельнополыми цветками могут быть однодомными и двудомными. У однодомных растений мужские и женские цветки размещаются на одном и том же растении (у кукурузы, тыквы, огурца), у двудомных — на разных особях (у облепихи, ивы, тополя, конопли).

Цветки располагаются поодиночке или группами. Однако немногие растения имеют одиночно расположенные на концах побегов (маки, тюльпаны, пионы, магнолии) или на стволах и ветвях (гледичия каспийская) крупные ярко окрашенные цветки. У подавляющего большинства растений мелкие цветки собраны в группы, называемые соцветиями.

Самостоятельно прочитайте текст, делайте пометки в процессе чтения:

() - знаю

(+) - это для меня новое

(?) - хочу узнать

V.  Физкультминутка. 

Музыкальная пауза.

VI. Продолжение работы по теме урока.

Все справились с работой? А теперь выпишите биологические понятия, которые вы узнали в ходе чтения текста во 2 графу.

Ребята работают с текстами и схемами, заносят данные во 2 колонку таблицы

(узнал новое).

Давайте обсудим, что же было новым для вас?

После обсуждения, ученик  заносит данные в таблицу на доске. Уточняются понятия, конкретизируется строение цветка, дают ответ на вопрос о роли цветка.

-Внимательно посмотрите на понятия в 2 колонке и дополните схему: строение, функции, многообразие.

VII.  Закрепление знаний. Развития познавательного интереса.

Выберите в тексте информацию, которая вызывает у  вас, потребность узнать, дополнить знания об изучаемом цветке в большем объеме.

Ребята работают с третьей колонкой (хочу узнать), заполняют её, а учитель, обобщив их,  просит занести в таблицу на доске полученную информацию.. В конце работы таблица на доске становиться заполненной.

-Кто из вас хочет поделиться впечатлениями о проделанной работе?

VIII. Домашнее задание.

Скажите ребята, на все ли вопросы мы получили ответы?

Предлагаю вам записать домашнее задание:

Д/З – 1. § 44;

2. Творческое задание - составить эссе «Путешествие по цветку».

IX. Итог урока.

Проверим как успешно вы работали на уроке.

Выполните небольшую проверочную работу. Закончите предложения.

Цветок – орган…

Цветок состоит из:

Околоцветник бывает:

Лепестки цветка образуют венчик, а чашелистики –

Цветки бывают:

Растения на которых развиваются и тычиночные, и

пестичные цветки, называются…

Растения на которых цветут только пестичные или только

тычиночные цветы, называются….

Взаимопроверка.

-Чему мы учились на уроке? Что нового для себя узнали? Выполнили ли мы на уроке поставленные задачи?

X. Рефлексия.

 Наш урок подходит к концу, но изучение темы на этом не заканчивается, это только первые шаги в познании удивительного чуда природы - цветка. Нам еще многое предстоит узнать о многообразии цветка, его роли в природе и жизни всего живого на земле.

Прием « Незаконченные предложения»:

1. Сегодня на уроке мне было интересно узнать о …

2. Если бы не было цветов, то…

3. Мне понравилось работать в  группе, потому что…

4. Знания о строении цветка мне пригодятся в жизни…

5. Я был удивлен, узнав о том, что…

6. Заполните схему о строении цветка.

Опишите свое настроение, какое оно у вас после урока?

-Кто хочет поделиться своими впечатлениями об уроке?

Дайте оценку работы вашей группы.

XI.Организованное окончание урока.

- Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!

- Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 классе по теме: "Цветок. Строение и значение цветка"

Большое внимание на уроке уделено развитию коммуникативных навыков, культуре межличностных отношений. Оптимальная работоспособность учащихся достигается путём чередования разных видов деятельности на ...

презентация к уроку по теме: "Цветок. Строение и значение цветка"

Презентация является дополнением к уроку в 6 классе по теме: "Цветок. Строение и значение цветка"....

Тема урока: «Строение и функции кожи»

Тема урока: «Строение и функции кожи»Цель урока: 1) Сформировать у учащихся знания о функциях кожи в связи с ее структурой; знать о роли кожи в регуляции постоянства температуры тела.2) Подвести к пон...

Урок "Цветок. Строение и функции цветка"

Технологическая карта урока...

Тема урока: Строение и функции ядра клетки.

Цель урока: продолжить изучение клеточного уровня организации жизни; рассмотреть особенности строения и выполняемые функции ядра.Задачи:Образовательные:1.     Продолжить изучение к...

Урок по теме: «Белки, строение и функции» 10 класс

Цель урока заключается в развитии и систематизации знаний о природных высокомолекулярных веществах – белках, их строении, свойствах, функциях, изучении  особенностей  строения белковых...