Элективный курс по биологии
элективный курс по биологии (10 класс)

Элективный курс рассматривает углубленные вопросы по биолгии 10-11 класса. Предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx42.62 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты  элективного  курса.

Личностные:

10 класс: формировать способности к самостоятельному процессу познания и

мониторингу знаний, Развивать интеллектуальные и психоэмоциональные  черты личности, воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственному отношению к своему здоровью, осознания достижения личного успеха в трудовой деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением достижений науки биологии и биологического производства для развития современного общества. Опыт эмоционально-ценностных отношений, который учащиеся получают при изучении курса биологии в старшей школе, способствует выстраиванию ими своей жизненной позиции.

11 класс: представлять понимание  жизни как высшей ценности во всех ее проявлениях; осознание собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, осознание необходимости самосовершенствования; помощи  другим людям (гуманизм, взаимное уважение между людьми, товарищеская взаимопомощь и требовательность, коллективизм, забота о других людях, выполнение общественных поручений, формирование собственной позиции по отношению к событиям мирового, федерального, регионального, муниципального уровней, уважение, принятие и правильное понимание других культур, расовая и национальная толерантность; проявление правильного отношения к  природе :бережное отношение к ее богатству, нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное отношение к сохранению всех компонентов биосферы; понимания необходимости уважительного отношения к достижениям отечественной науки, исследовательской деятельности российских биологов, формирование негативного отношения к нарушению норм языка (обычного и специального) в различных источниках информации (литература, СМИ, Интернет и др.).

Метапредметные:

10 класс: формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения. Понимание необходимости:  получать информацию из различных источников, при этом аргументировано и критически оценивать полученную информацию;  грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой;  вести диалог для выявления разных точек зрения, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения; уважать, принимать, поддерживать существующие традиции и общие нормы языка. Развивать эстетическое отношение человека к действительности, творчество и сотворчество при восприятии природы в целом и отдельных ее объектов, в том числе человека. Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают:

11 класс:  овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;  способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих  умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные:

10 класс: знать: анатомические, физиологические особенности организма, понимать место человека в природе, взаимодействия между живыми организмами, экологические знания, законы наследования признаков, основы селекции,

закономерности эволюции.

Уметь: соблюдать правила гигиены, сохранять свое здоровье, работать с наглядным материалом, с техническими средствами обучения, с микроскопом, решать биологические задачи, работать с материалами ЕГЭ. Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

11 класс: выпускник научится: объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; решать задачи разной сложности по биологии;  составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети); описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

Выпускник получит возможность научиться: 

∙ выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

∙ аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

∙ грамотно оформлять результаты биологических исследований;

∙ обосновывать и соблюдать правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)

 ∙ оказывать первую помощь при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

 ∙ оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание элективного курса.

Тема 1 «Многообразие организмов» (17 ч.)
Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии.
Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни.
Компоненты биосферы: живое и неживое вещество. Функции живого вещества планеты

Многообразие форм жизни.
Критерии классификации организмов. Стратегии выживания представителей разных сред обитания. Жизненные формы. Экологические группы организмов.
Многообразие классификаций. Научная классификация организмов. Научная классификация. Систематические категории и таксоны. Систематическое положение организмов.
Клеточная и неклеточная формы жизни: их организация, роль и место в биосфере; значение для человека, роль и место в биосфере; значение для человека. Прокариоты и эукариоты.

 Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли.
Низшие жизненные формы – нетканевые формы жизни. Протисты. Грибы, лишайники, водоросли - организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.

Растения.
Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

Беспозвоночные животные.
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика двухслойных и трехслойных беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие.

Позвоночные животные.
Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Тема 2 «Клетка как биологическая система» (18 ч)
Клеточная теория. Химический состав клеток.
Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.

Клеточный уровень организации жизни 
Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке.

Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации.
Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.

Способы передачи генетической информации.
Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса.

Реализация генетической информации.
Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы.

Клеточный метаболизм.
Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания.

Тема 3 «Человек и его здоровье» (15 ч)
Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы
Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов. Опорно-двигательный аппарат человека.

Внутренняя среда организма человека.
Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.

Метаболические системы организма человека
Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы. Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение. Структурно-функциональные единицы органов.

Репродуктивный аппарат человека
Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.

Системы регуляции функций организма
Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Органы чувств. Анализаторы.

ВНД человека. Организм человека как единое целое.
Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность.

Тема 4.  «Надорганизменные системы.  Эволюция органического мира» (15 ч)

Закономерности наследственности  (популяционно-видовой уровень жизни) (4 ч). Генетика как наука. Законы Г. Менделя. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. Полное и неполное доминирование. Чистые линии. Анализирующие скрещивания. Сцепленное наследование. Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Генные карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.  

Закономерности изменчивости
Изменчивость. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организмов. Мутационная и комбинативная изменчивость. Мутации, их виды, причины и последствия. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда. Причины модификационной, мутационной, комбинативной изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы. Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции. Генетика человека. Методы изучения генетики человека.

Основы селекции и биотехнологии.

Сорта растений, причины их разнообразия. Селекция растений. Биологические основы выращивания культурных растений. Породы животных, причины их многообразия. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, закон гомологических рядов и наследственной изменчивости. Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы  

Развитие эволюционных представлений в биологии.
Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы.

Синтетическая теория эволюции.
Современное понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция – форма существования вида. Основные характеристики популяции. Микроэволюция.
Макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез.

Тема 5 «Экосистемы и присущие им закономерности» (4 ч)
Экология организмов. Сообщества живых организмов.
Экологические факторы. Организм и среда: адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз, его структура и свойства.

Экосистемы. Основа охраны природы.
Биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии в природных экосистемах. Биосфера. Биогеохимические циклы. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы

Тематическое планирование.

10 класс.

Содержание учебного предмета

Тема раздела (кол-во часов)

Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии. Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Критерии классификации организмов. Жизненные формы. Экологические группы организмов. Низшие жизненные формы – нетканевые формы жизни. Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

Многообразие организмов (17 ч.)

Клетка как биологическая система. Неорганические и органические вещества. Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка.

Клетка как биологическая система» (18 ч)

11 касс.

Содержание учебного предмета

Тема раздела (кол-во часов)

Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов. Опорно-двигательный аппарат человека. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность.

Человек и его здоровье» (15 ч)

Генетика как наука. Законы Г. Менделя. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. Полное и неполное доминирование. Чистые линии. Изменчивость. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организмов. Мутационная и комбинативная изменчивость. Мутации, их виды, причины и последствия. Сорта растений, причины их разнообразия. Селекция растений. Биологические основы выращивания культурных растений. Породы животных, причины их многообразия. Учение Н.И. Вавилова. Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Современное понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция – форма существования вида. Основные характеристики популяции. Микроэволюция. Макроэволюция

Надорганизменные системы.  Эволюция органического мира» (15 ч)

Экологические факторы. Организм и среда: адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз, его структура и свойства. Биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии в природных экосистемах. Биосфера. Биогеохимические циклы. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы

Экосистемы и присущие им закономерности» (4 ч)

Календарно-тематическое планирование 10 класс.

Тема, кол-во часов

Тема урока

Дата проведения

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей.

Корректировка

план

факт

Многообразие организмов (17)

1.Биология-наука о законах жизни.

Личностные: формирование истинного отношения к трудовой деятельности как естественной физической и интеллектуальной потребности; полной реализации физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности; соблюдения гигиенических норм и правил; сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья окружающих, в том числе путем организации правильного питания с учетом знаний основ обмена веществ и энергии; к труду как творческой деятельности.

Метапредметные: понимание необходимости: получать информацию из различных источников, при этом аргументировано и критически оценивать полученную информацию;  грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой; вести диалог для выявления разных точек зрения, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения;

Предметные: понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера.

2.Описательный период в развитии биологии.

3.Классификация.

4.Признаки живых систем.

5.Жизненные формы организмов.

6.Экологические группы организмов.

Экологические группы организмов на территории Челябинской области.

7.Низшие жизненные формы растений водоросли.

8.Низшие жизненные формы животных.

9.Царство бактерий.

10. Бактерии-возбудители заболеваний человека.

Профилактика бактериальных инфекций.

11. Общая характеристика царства Грибы.

12. Строение и жизнедеятельность лишайников.

13. Вегетативные органы растений.

14. Вегетативные органы растений.

15.генеративные органы растений.

16.Основные семейства класса Двудольные.

Представители семейств на территории Кыштымского ГО.

17. Основные семейства класса Однодольные.

Клетка как биологическая система» (18 ч)

18. Основные этапы развития знаний о клетке.

Личностные: осознания достижения личного успеха в трудовой деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением достижений науки биологии и биологического производства для развития современного общества. Приобретают опыт эмоционально-ценностных отношений, который учащиеся получают при изучении курса биологии в старшей школе, способствует выстраиванию ими своей жизненной позиции. Метапредметные: обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости; проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу.

Предметные: формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез; сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);  решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;  решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять  схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и биологическую терминологию и символику.

19. Основные положения клеточной теории.

20.Многообразие клеток.

21. Характерные признаки клеток прокариот и эукариот.

22. Особенности клеток эукариот.

23. Неорганические вещества клетки.

24. Органические вещества клетки.

25. Органические вещества клетки.

26. Биологические мембраны.

27. Нуклеиновые кислоты. Их роль в клетке.

28. Жизненный цикл клетки.

29. Способы передачи генетической информации. Оплодотворение.

30. Механизм биосинтеза белка.

31.Автотрофы. Гетеротрофы. Хемосинтез. Фотосинтез.

33.Энергетический обмен. Классификация организмов по способам питания.

34. Роль АТФ.

35. Кислородный этап метаболизма глюкозы.

Календарно-тематическое планирование 11 класс.

Тема, кол-во часов

Тема урока

Дата проведения

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей.

Корректировка

план

факт

Человек и его здоровье» (15 ч)

1. Тканевой уровень организации жизни. Системы и аппараты органов.

Личностные: знать основы здорового образа жизни, уметь оказать первую помощь при различных травмах; знать способы предупреждения болезней; уметь составлять режим питания; определять особенности правильного питания; реализовать установку здорового образа жизни при гормональной деятельности.

Метапредметные: уметь работать с источниками биологической информации, оценивать и преобразовывать её; объяснять возрастные изменения организма человека; уметь аргументировать свою позицию при определении норм питания в  зависимости от физической нагрузки человека, приводить примеры эмоциональных реакций, состояний и отношений; называть причины рассеянности.

Предметные: знать принцип строения и работы систем внутренних органов; объяснять механизмы нервной и гуморальной регуляции; доказывать необходимость здорового образа жизни при формировании и развитии зародыша.

 

2. Опорно-двигательная система человека.

3. Внутренняя среда. Строение и функции крови.

4.Виды иммунитета. Кровеносная система.

Способы укрепления иммунитета.

5. Дыхательная и пищеварительная системы.

6.Выделительная система. Образование мочи.

Предотвращение заболевания почек.

7.Система размножения. Индивидуальное развитие.

8.Эмбриональный и постэмбриональный периоды.

9. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат.

10. ЦНС человека.

11.Вегетативная НС.

12.Строение головного и спинного мозга.

13.Анализаторы: органы зрения и слуха.

14.Органы осязания. Обоняния. Вкуса.

15 ВНД. Организм как единое целое.

Надорганизменные системы.  Эволюция органического мира» (15 ч)

16.Генетика как наука. Моно-и дигибридное скрещивание.

Личностные: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

Метапредметные:  умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные: знать биологический смысл мейоза, объяснять поведение хромосом при кроссинговере. Решать генетические задачи на моно-и дигибридное скрещивание; составлять схемы скрещивания.

Характеризовать ненаследственную изменчивость в жизни организмов. Различать методы селекции разных организмов.

17.Полное и неполное доминирование. Чистые линии.

18.Сцепленное наследование. Закон Моргана.

19.Генетика пола.

20.Изменчивость и её виды. Модификационная.

21.Наследственная изменчивость.

22.Генетика человека; методы её изучения.

23.Селекция растений.

24.Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения.

25.Селекция животных. Биотехнология.

26. Представления К.Линнея; теория эволюции Ж.Б.Ламарка.

27.Основные положения теории Ч.Дарвина.

28.СТЭ; критерии вида; микроэволюция.

29.Макроэволюция. Результаты эволюции. Антропогенез.

30. Экологические факторы. Организм и среда: адаптации живых форм к условиям обитания.

Экосистемы и присущие им закономерности. (4 ч.)

31. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз, его структура и свойства.

Личностные: воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры.

Метапредметные: уметь отстаивать свою позицию при объяснении значения различных связей между организмами в природе, называть значение конкуренции, умение работать с источниками биологической информации. Выстраивать связь между понятиями «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз», представлять биосферу как глобальную экосистему.

Предметные: сравнивать, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке.

32. Биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии в природных экосистемах

БГЦ соснового леса; типы пищевых связей. В нём.

33.Биосфера. Биогеохимические циклы.

34 Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...

Программа учебного элективного курса по биологии . "Биологические задачи . Подготовка ЕГЭ по биологии."

Курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Решение задач по биологии даёт возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражажающие строение и функционирование б...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»

Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...

Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"

Программа элективного курса по биологии для 9 класса....

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...