Активизация познавательной деятельности на уроках биологии
статья по биологии

Алипова Елена Александровна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_aktivizatsiya.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами»
Ш.А. Амонашвили

Наше время – время перемен. Ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% прикладных знаний. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество, семья, помимо приобретения современных знаний и умений, является раскрытие и развитие потенциала ребёнка, создание условий для формирования самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.

Активизация познавательной деятельности на уроках это один из главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки зрения активизации мышления обучающихся имеет: программированное и проблемное обучение, практическая направленность обучения, игровое действие и творческий характер обучения, разнообразие коммуникаций, использование знаний и опыта обучающихся, групповая форма организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностный подход к обучению, движение и рефлексия. Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Происходящие в сфере образования изменения заставляют учителя самостоятельно расставлять акценты в методике преподавания, искать новые эффективные приемы обучения, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к школе и результатам образования.

Одним из новых подходов к обучению, достаточно резко отличающемуся от сложившихся школьных традиций прошлых десятилетий, является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  1. Вовлечение обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность;
  2. Формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  3. Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

При организации учебного процесса, с точки зрения системно-деятельностного подхода, главное место отводится активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Образовательный стандарт требует от учителя (в том числе учителя биологии) постепенного ухода от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Способствуя формированию логического мышления учащихся, деятельностный подход позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в системе развивающего обучения.

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода

  1. Принцип деятельности.
  2. Принцип непрерывности.
  3. Принцип целостности.
  4. Принцип минимакса.
  5. Принцип психологической комфортности.
  6. Принцип вариативности.
  7. Принцип творчества.

Системно-деятельнотстный подход обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

       Понятие системно-деятельностный подход введено в 1985г. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов) и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Ф.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Н.Ананьев)

          В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: “деятельность – личность”, т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.

        Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов есть пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации обучающегося, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.

Технология деятельностного метода, используемого мною на уроках, включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также осуществляется через развитие творческой активности обучающихся.

Применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности.

  • Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
  • Обучающийся должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.
  • Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
  • Однако преимущества проблемного подхода очевидны.
  • У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.
  • Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
  • При реализации проблемного подхода большинство обучающихся начинают положительно относиться к учёбе.

Интерес к предмету заставляет обучающихсятол больше читать биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии.

Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы.

Примеры уроков в 5 классе по биологии.

Уроки «Увеличительные приборы». Как создается проблемная ситуация: обучающимся выдаются микропрепараты, коллекции насекомых и предлагается им рассмотреть глаза, крылья, лапки. Обучающимся сталкиваются с проблемой: это трудно сделать из-за мелкого размера объектов. У: что нужно сделать? Решение: необходимо их увеличить с помощью увеличительных приборов. У: какая тема урока, задачи и так далее.

Самый первый урок «Живой организм» - на данном уроке изучается новое содержание ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО. Перед обучающимися слайд с различными живыми организмами и телами неживой природы. Обучающимся предлагает разделить их, например на 2 группы. А после выяснить на основании чего они сделали такое разделение. Обычно я провожу показ с мелом, чтоб всем было видно использую документ – камеру. Мел перемещаю (ДВИЖЕНИЕ), крошу (РАЗМНОЖЕНИЕ), смачиваю водой и макаю в раскрошенный заранее мел – он его обволакивает и мой кусочек мела становится больше (РОСТ) и так далее.

Некоторые обучающиеся пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая требует не только базовых знаний, но и дополнительных.

МЫ ВИДИМ Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а обучающихся.

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция обучающегося: за познание мира в специально организованных условиях.

Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована. Компоненты овладения знаниями при системно-деятельностом подходе:

  • Восприятие информации.
  • Анализ полученной информации.
  • Запоминание (создание образа).
  • Самооценка.

Согласно системно - деятельностному подходу, обучающиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.

Базовыми понятиями данного подхода являются воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, такими как гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность. Достижение оптимального результата возможно через включение в деятельность.

В результате этой деятельности обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии.

Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым ...

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии.

Наличие познавательного интереса определяет качество усвоения знаний и способов деятельности.Предлагаю два урока,где я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся....

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время

Одной из актуальных задач на уроке биологии является активизация познавательной деятельности школьников. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешно...

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Задача образования не может сводиться только к вооружению учащихся суммой определенных знаний. Необходимо сформировать умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делат...

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

Материалы к урокам для активизации познавательной деятельности учащихся...

Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии.

Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики: как сделать так, чтоб ребенок захотел учиться? В современных условиях сама социальная динамика ди...

Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках биологии и во внеклассной работе.

Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...