Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
методическая разработка по биологии

Екатерина Анатольевна Мархаева

Одаренность- есть сочетание трех основных характеристик:

• интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

• креативности;

• настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №63»

        

Работа по выявлению и развитию способностей

 учащихся на уроках биологии

        

 

Составитель: Мархаева Е.А.,

учитель биологии и географии

 г. Улан-Удэ

2020 г.

Одаренность- есть сочетание трех основных характеристик:

• интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

• креативности;

• настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу.

Одной из форм, направленных на повышение одаренности учащихся, являются олимпиады и конкурсы.

Школьная олимпиада позволяет улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала определенной группой школьников. Олимпиада дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризовать биологические знания.

Олимпиада является одной из форм внеклассной работы.

В последние годы внимание к предметным олимпиадам возросло. В статье 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» отмечается, что победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников принимаются без вступительных испытаний в средние и высшие учебные заведения по направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады. Результаты выступления школьников на олимпиадах являются важной составляющей портфеля учебных достижений учащихся (портфолио), который в настоящее время достаточно широко используется в педагогической практике. Участие в олимпиаде помогает школьникам лучше подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.

Не секрет, каждому педагогу хочется, чтобы именно его ученики занимали призовые места на олимпиадах и конкурсах. И всегда есть мучительные раздумья – а как этого достичь? Точного рецепта никто не знает. Но можно попробовать.

Итак, для начала я должна поставить перед собой цель. Чего я хочу? Если только того, чтобы мой одиннадцатиклассник подготовился к олимпиаде за пару месяцев, то из этого ничего не выйдет. Если же я хочу помочь своему ученику приобрести в процессе развития необходимые для дальнейшей профессиональной подготовки знания, умения и навыки, то планомерная работа по подготовке учащегося должна начинаться в VI – VII классах, максимум в девятом. И тогда есть шанс, что ученики, не только займут призовые места в олимпиадах разного уровня, но и добьются хороших профессиональных результатов.

Уже в VI - VII классе я определяю, чьи способности превышают среднестатистические. Для этого всему классу предлагаю выполнить определенного типа задания:

● «Биологи пишут правильно» - ученику предлагаю термин с пропущенными буквами, которые необходимо вставить. Его можно использовать следующими способами: как одно из заданий при проверке знаний, более сложный вариант – самостоятельно найти в предложенном справочнике написание слова по его определению. Третий вариант для высокомотивированных и заинтересованных детей – найти не только правильное написание, но и определение слова и поделиться результатом с классом. Использую это задание во всех классах.

● «Угадай кто?» - учащиеся по предложенному описанию определяют о каком растении, животном идет речь или же о каком органе человека и т. д. Например: Это животное умеет избавляться от блох совершенно изумительным образом: возьмет в зубы клочок шерсти и входит в воду, но не сразу, а осторожно и постепенно, шаг за шагом. Блохи воду не любят, перебираются с лап на живот, спину, голову. Животное уже погрузилось в воду, только клочок шерсти в зубах над водой торчит. Блохи перебираются на него. Животное выпускает шерсть из зубов, и она со всем «блошиным народом» уплывает. Что это за хитрое млекопитающее?

● «Найди ошибку» - найти в тексте ошибки и исправить их.

● «Заполни пропуски» - в тексте пропущены слова. Они даются после текста, их необходимо поставить в логическом порядке.

● «Сказочник» - предлагаю ребятам написать небольшую сказку. Тема: «Чудесное превращение бабочки». Используйте следующие понятия: яйцо, личинка (гусеница), куколка, взрослое насекомое и знания по биологии о непрямом развитии насекомых.

Так же начинаю развивать у учащихся VI – VII классов интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укреплять в них уверенность в своих силах.

На первом этапе моей работы я ставила перед собой задачу – развития познавательного мотива: интереcа к предмету и любознательности. Строя учебный план, я столкнулась с необходимостью согласования его с интересами учащихся, мой учебный план должен включать в себя “картину мира” ученика, связываться с его повседневным жизненным опытом. Существует множество способов узнать интересы школьников, я выбрала наиболее простой: напрямую спросить самих учеников, как они проводят свое свободное время, в какие моменты урока у них возникает повышенный интерес, внимание.

Зная интересы своих учеников, я применяю их в учебном процессе. Преподаватель обязан знать интересы учеников, чтобы дополнять свою учебную программу. Все, что повышает любознательность, может быть включено в мое занятие: новые необычные факты, которые ученики находят самостоятельно. Их собственные взгляды на события, яркие наглядные пособия и изготовление поделок. Вот так я работала с одаренными детьми на первом этапе своей деятельности.

На втором этапе работы со своими учениками я заметила их способность легко приспособиться к новым требованиям при различных условиях и в различных областях наук. Если талант можно назвать материальной способностью, то умственная одаренность будет тогда формальной способностью. Наблюдая за успехами своих учеников, я познакомилась с трудом Вильяма Штерна “Умственная одаренность”. Этот автор перевернул мое отношение к работе с детьми. В. Штерн утверждает: “Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования. Есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни”. С этим утверждением я вполне согласна, ведь с практической точки зрения весьма важно, чтобы учитель, который привык оценивать своих учеников преимущественно по их внешним успехам, совершенно уяснил для себя, насколько эти успехи обусловлены участием определенной способности, а именно, общей умственной одаренности. Такая задача заставила меня пристальней присмотреться к своим ученикам, проанализировать их индивидуальные особенности. Таким образом, может быть, я приду к более правильной оценке успехов своих учеников и буду в состоянии дать им добрый совет при выборе профессии.

Третий этап работы – это вынос занятий за пределы школьного кабинета, и наши встречи стали носить характер дружественных бесед, с чередующимися творческими встречами, защитой творческих проектов, обменом опытом, поиском и работой с источниками информации.

Особое внимание уделяю творческим заданиям. И может сложится так, что ученик, обладающий образным мышлением, высоким уровнем знаний и хорошо развитой письменной речью добьется неплохих результатов на олимпиаде.

Выполнение вышеуказанных заданий и наблюдение за работой учеников в классе позволяет мне уже в середине учебного года выявить группу одаренных детей, которым требуется особый подход и отдельные типы заданий. С этого момента все задания дифференцированы. Например, при выполнении задания «Заполни пропуски» даю усложненный текст или указываю количество слов, больше, чем пропусков или же вообще не указываю слова.

С одаренными детьми провожу индивидуальные занятия. Работаем не только с заданиями, но и с другими учебниками, дополнительной литературой, словарями, справочниками. На наших встречах я создавала проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет учитель. Вместо объяснения как решить проблему, я или творческая группа учеников представляют необходимые материалы, поощряя учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление. На этом этапе я задаю наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем мы вместе помогаем подтвердить или опровергнуть эти догадки при систематическом анализе проблемы. Так как все мои ученики в конечном итоге пишут рефераты или научно-исследовательские труды, этот этап работы обращен к написанию введения, экспериментирования, обдумывания, применения и проверки. Этот этап работы называется “метод проектов”. В моем случае “Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально или группами учащихся в течение заданного времени, и является итогом работы члена НОУ.

Работая с дополнительной литературой рассматриваем занимательные вопросы и факты, которые раскрывают неожиданные, новые аспекты жизни растений, животных, человека. Занимательные вопросы и факты рассказывают ребятам не только о малоизвестных организмах, но и отражают новые, необычные факты биологии и экологии даже хорошо известных животных, растений и др. Используемый дополнительный материал при изучении основных разделов программы, а также вопросы проблемного характера, позволяют по новому взглянуть на уже известные явления и законы, создают мотивацию к изучению биологии. Использую проблемные вопросы и задания непосредственно на уроках при изучении программного материала в 6 классе, по темам «Прорастание семян», «Корень» и др., в 7 классе «Простейшие», «Цепи питания», в 8 классе – «Пищеварительная система», «Анализаторы. Органы чувств». В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация.

Использование проблемных биологических задач позволяет существенно повысить интерес школьников к биологии и максимально способствует раскрытию творческого потенциала личности ребенка.

Каждый год в школе проходит неделя биологии. Проведение недели повышает интерес учащихся к предмету, стимулирует их к поиску дополнительных материалов по изучаемым темам, привлекает талантливых детей к проведению биологических исследований и участию в олимпиадах.

Исследовательские работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных и городских, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые мета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках английского языка

 В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. Формы и методы работы с одаренными детьми...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физкультуры

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по  выявлению и развитию ...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках ОБЖ

Поэтому изучение закономерностей формирования и развития   личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка ...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Цель работы:   - создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся. Задачи: - изучить данные о психологических особенностях детей с творч...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

 Для каждого учителя главным вопросом является вопрос о том, как пробудить интерес к своему предмету, как выявить и помочь детям развить их способности. Согласно ФГОС целью обучения...