Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
статья
Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным. А для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
Тема: Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным. А для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.
Одной из задачей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основной школы является: вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию.
Исходя из этого, считаю, что необходимо поставить обучающегося в центр учебного процесса, создать такие условия для воспитания и развития, когда обучающиеся будут активно познавать мир, знания применять на практике, реально ощущая результат своей деятельности.
В своей работе с обучающимися, я придерживаюсь определенной системы, целью которой является: развитие у них познавательного и творческого интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных проблемных и биологических заданий, системного мышления, способности мыслить творчески, а также воспитать в них уверенность в своих силах.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- выявить одаренных обучающихся, проявляющих интерес к биологии;
- при изучении основного и дополнительного материала по предмету развить творческие способности и гибкость мышления;
- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными обучающимися уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- стимулировать проявления учебно- познавательной деятельности;
- применять в своей работе различные приёмы и методы обучения, способствовать реализации познавательного, исследовательского и мотивационного потенциала обучающихся.
Методы работы с одаренными обучающимися:
Анкетирование, опрос, тестирование, творческие работы и др.
Формы работы:
- урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
- индивидуальные консультации;
- кружковая работа;
- проведение предметных недель;
- научно-практические конференции;
- олимпиады;
- экскурсии и походы;
- летний экологический лагерь;
- опытническая работа на учебно-опытном участке.
Работа организована по двум направлениям: урочная и внеурочная.
Урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности, способствующих развитию функциональной грамотности обучающихся;
Внеурочная работа обучения: проведение факультативных и дополнительные занятий с одарёнными обучающимися по предмету; проведение предметных недель; научно-практические конференции; участие в Интернет - олимпиадах, интеллектуальных марафонах.
Для работы с одаренными обучающимися можно использовать задания разного характера, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний, например:
- задания на развитие логического мышления:
нахождение общего, частного, промежуточного понятий;
Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное.
Например, «бактерия - болезнетворная бактерия – палочка Коха» или «растение – розоцветные - роза».
1. Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные.
2. Лесное растение, дуб, дерево.
3. Куриные, птицы, глухарь.
- расположение понятий от более частных к более общим;
Например, если даны понятия «гусь», «животное», «птица», «домашние птицы», то их следует расположить так: «гусь –птица – домашние птицы – животное».
1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные.
2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб.
3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие. [1, с.38]
- нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых;
Назовите обобщающее (родовое) понятие к данным видовым.
Например, «черешковый – сидячий» (лист)
1. Дерево – кустарник
2. Вены – артерии
3. Корзинка – колос
4. Белок – крахмал
5. Кокки – бациллы.
Генеральная задача педагога как раз и заключается в том, чтобы научить детей приемам и методам анализа теории в сравнении с фактами и гипотезами.
Исходя из этих целей стараюсь апробировать современные педагогические технологии, как условие формирования активной учебной деятельности учащихся, направленной на развитие творческих способностей учащихся.
1. Дифференцированное обучение
С целью создания оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей использую метод индивидуального обучения. Например, рабочие тетради, тетради на печатной основе, дифференцированные задания и тесты и т.д.
Ученики усваивают знания программного материала на различных уровнях не ниже обязательного. Доказательство- 100% успеваемость.
2. Проблемное обучение
Применяю проблемные, частично-поисковые и практические методы; на всех этапах урока решение познавательных биологических задач, опорного конспекта.
Ученики пишут исследовательские работы по различным темам.
3. Игровое обучение
С целью обеспечения личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений использую игровые методы, вовлекаю детей в творческую деятельность
Такие уроки прививают интерес к предмету. Мною разработана система повторительно-обобщающих уроков-6-9 кл. с использованием игровых методов
4.Информационно-коммуникационная технология
Способствует развитию интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей, самостоятельности. Создает принципиально новые возможности получения человеком знаний, позволяет сделать занятия интересными и наглядными.
Применяю на всех этапах урока:
- показ презентаций, слайдов, видео-фрагментов, таблиц,
- выделение ключевых моментов темы,
- проверочные работы.
Учащиеся самостоятельно создают презентации по различным темам.
5. Здоровьесберегающее обучение
С целью развития здоровой личности
При планировании урока использую различные способы
коллективной и групповой работы учащихся.
Комфортность детей на уроке
6.Модульная технология
Ориентирована прежде всего на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению учебного материала и развитию у учащихся всех «само»: самопланирование, самоанализ, самоконтроль, рефлексия.
Организую работу учащихся на уроке по модулю, методическому средству, в котором указаны цели учебной деятельности школьника на каждом уроке, а также учебные задания и методы их выполнения.
На модульных уроках учащиеся работают индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава.
Четко выделяется учебная деятельность ребенка как системное свойство.
Считаю необходимым научить ученика мыслить теоретическими категориями.
Урок в современной школе по-прежнему остается важнейшим компонентом образовательного процесса. Все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Как сделать, чтобы каждый новый урок для ученика стал ступенькой нового знания и развития? В связи с этим считаю, что необходимо шире использовать такие формы работы, которые позволили бы учащимся проявить собственную активность, наиболее полно реализовать свои знания и умения, побуждали к старательному учению.
Главными приемами считаю:
Приемы критического мышления, решение проблемных биологических задач, составление таблиц, схем, опорных конспектов, ключевых слов, формирование биологических понятий. Использование этих приемов позволяет перевести ученика из пассивного объекта обучения к деятельной личности.
Знание биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому уделяю большое внимание их осознанному формированию. Для этого использую следующие приемы:
А) закрытые задания, в которых ученик выбирает 1 или несколько правильных ответов из предложенных 4-5 вариантов. При этом каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основанным на типичных ошибках учащихся.
Б) задания на соответствие (установление соответствия между понятием-термином и его содержанием).
В) задания на установление правильной последовательности (стадии развития, процессы)
Г) задания, в которых ответ конструирует сам ученик (вставьте пропущенные термины)
Д) задания с исключением лишнего понятия (из 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню и объяснить свой выбор)
Эритроциты, лейкоциты, тканевая жидкость, тромбоциты, кровь, плазма (8 класс); ядро, митохондрии, комплекс Гольджи, пластиды (Цитология 8-10 класс)
Е) задания на выявление общих закономерностей например, аксон - дендриты (отростки нейронов), митохондрии - рибосомы (органоиды клетки), лист - хлорофилл (процесс фотосинтеза).
Ж) терминологический диктант, где учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию – сформулировать определение и записать его или задать вопрос, если осуществляется устный опрос.
З) задания на поиск и исправления биологических ошибок. Данный прием состоит в том, что учащимся предлагается текст, cодержащий биологические ошибки и предлагается их исправить.
1.Например (9-10 класс): Найдите ошибки в молекуле ДНК:
А-Г-Т-Т-А-Г-Ц-Т-Т-Г-
Т-Т-Г-А-Т-Ц-Г-А-Т-Ц-
Выполняя эти задания, ученики не только применяют полученные на уроках знания в новых условиях, но и используют свой жизненный опыт.
И) задания на определения верного и неверного суждения (блеф-клуб)
В работе с учащимися на уроке использую проблемно-поисковый метод обучения.
Основой метода является создание проблемных ситуаций, которые включают эмоциональную, поисковую и волевую стороны. Мышление начинается с проблемы (вопроса, удивления, противоречия), разрешение которой ведет к мыслительному процессу.
Формируя «учебную проблему» на уроке, задаю вопрос, для ответа на который не хватает знаний у учеников. С таким вопросом обращаюсь к классу до объяснения материала и, выслушав гипотезы учеников, мы вместе разрешаем проблемную ситуацию методом проблемного изложения и активного поиска информации учащимися, побуждая при этом учащихся к активной познавательной деятельности. Дети самостоятельно формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответ, ставят цели и задачи урока, прошу ребят поставить собственную цель, имеющую практическую направленность изучаемого материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках английского языка
В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. Формы и методы работы с одаренными детьми...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физкультуры
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию ...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках ОБЖ
Поэтому изучение закономерностей формирования и развития личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка ...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Цель работы: - создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся. Задачи: - изучить данные о психологических особенностях детей с творч...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Одаренность- есть сочетание трех основных характеристик:• интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);• креативности;• настойчивости (мотивация, ориентированная на задач...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Для каждого учителя главным вопросом является вопрос о том, как пробудить интерес к своему предмету, как выявить и помочь детям развить их способности. Согласно ФГОС целью обучения...