Статья. Одаренные дети
статья по биологии

Система работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-odrennye_ideti.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми.

Учитель высшей категории МБОУ СШ№ 3 г. Смоленска

Ракитская Н.А.

В поддержку Президентской программы «Дети России» и с целью оказания содействия оптимальных условий для развития и реализации способностей детей в нашей школе реализуется программа «Одаренные дети». Выявление, поддержка, развитие  и социализация одаренных детей  становится одной из приоритетных задач современного образования. Способный, одаренный ученик - это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную,  творческую. Каждый  человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить- это не талант, а умение, которое можно в себе выработать. Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в нашей школе в различных областях науки, в том числе и  в рамках дисциплины «Биология».

В каждой школе есть достаточное количество учащихся, которых интересует биология, но необходимо так увлечь, заинтересовать ребенка, чтобы в дальнейшем он пошел именно по этому направлению. Как пишет Анатолий Гин - «Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное». 

В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:

1. Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся  трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач. В нашей школе создан банк данных «Одаренные дети школы», включающий в себя сведения о детях с различными типами одаренности.

2. Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах.

3. Разработка  личностно -ориентированного  подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других учащихся. С ними необходимо проводить дополнительные занятия в рамках элективных курсов, организовывать проектно-исследовательскую деятельность, позволяющую выйти за рамки школьной программы.

4. Создание детских портфолио.

Приоритетная функция учителя биологии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Процесс сопровождения одаренных детей в течение всего периода становления их личности требует применения инновационных технологий обучения, основанных на личностно-ориентированном и компетентностно-деятельностном подходах в образовании, с использованием современных организационных форм, средств и методов обучения. Для успешного развития одаренности в области биологии применяются универсальные педагогические технологии:

1) личностно-ориентированного обучения;

2) информационно – коммуникационные технологии;

3) технология исследовательской деятельности;

4) проблемного обучения.

Основные направления в работе с одарёнными детьми:

-   исследовательская деятельность;

-   проектная деятельность;

-   элективные курсы;

-   подготовка учащихся к олимпиадам.

1. Исследовательская деятельность учащихся.

    Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:

·- автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;

·- коммуникативную - умение вступить в общение;

·- информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

·- продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.

Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках биологии. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале обучающиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Поэтому  такие формы урока как  творческая лаборатория, урок-исследование, урок-поиск, применяемые мною в своей практике наиболее органично интегрируют в себе все составляющие методы исследовательской технологии и позволяют отойти от стереотипного изучения учебного материала, тем самым, активизируя творческую активность обучающихся.

Научно-исследовательская работа в школе многоэтапна, содержит много компонентов, составляющих частей. На протяжении 10 лет в стенах нашей школы успешно работает научное общество учащихся  «Эрудит», воспитанники которого создают под руководством педагогов исследовательские проекты и проводят научные изыскания. Члены НОУ выступают  со своими работами на научно- практических конференциях в школе, городе, области. Для обучающихся младших классов старшеклассниками проводятся уроки занимательной биологии «Малая академия чудес». Занимательные эксперименты, вопросы  истории биологических открытий, оригинальные проблемные задачи развивают познавательную деятельность обучающихся.  Для освоения навыков исследовательской работы на уроках биологии основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием работы с натуральными природными объектами, муляжами, коллекциями, гербариями и теоретической работы в виде формирования научных гипотез. Обучающиеся учатся правильно делать выводы,  отражать основные этапы своей научно-исследовательской деятельности.  

2. Проектная деятельность учащихся.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, где они могут быть  самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.

В ходе работы над проектом обучающиеся  определяют тему, цель, проводят сбор информации, выполняют практический эксперимент, анализируют собранную теоретическую и экспериментальную информацию, оформляют результаты, формулируют выводы.

Обучающимися 9-11 классов были представлены проекты:

- «Влияние городской среды на Солдатское озеро в микрорайоне Покровка города Смоленска»;

- «Оценка загрязнения атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки»;

- «Рациональное использование водных ресурсов»;

-  «Металлы в биологических системах».

С этими проектами обучающиеся нашей школы выступали на конкурсах природоохранной работы на различных уровнях (школьном, муниципальном, региональном, всероссийском).

При выполнении проектов учащиеся широко используют современные источники информации: Интернет – ресурсы, ЦОРы, кроме того, они готовят электронные презентации своих работ.  Для этого необходимо научиться  выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером.  

3.  Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений подготовки учащихся профильное обучение. Ключевым элементом профилизации школы признана стать система элективных курсов для обучающихся 9 – 11 классов, формирование в старшей школе профильных классов.

    Для учащихся 9 – 11-х классов предлагаем и проводим следующие предметно - ориентированные курсы:  

- «Клетки и ткани»;

- «Регуляция физиологических функций человека»;

- «Биология растений, грибов, лишайников»;

- «Решение генетических задач и составление родословных».

Целью таких курсов является углубление и расширение знаний обучающихся по биологии, развитие их познавательных интересов, целенаправленная профильная ориентация. В  нашей школе организуются профильные химико-биологические классы в свете реализации ФГОС. Выпускники успешно сдают ЕГЭ по биологии и поступают в профильные ВУЗы страны.

4. Необходимой составляющей методической системы педагогической поддержки одаренных по биологии детей является активное вовлечение таких обучающихся в олимпиадное движение всех уровней, начиная со школьного.

Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников. Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Последнее особенно важно.

Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными приемами рассуждений, которые применяются при выполнении олимпиадных задач.

Олимпиадные задачи можно классифицировать  по форме построения самой задачи: задачи и вопросы тестового характера, расчетные задачи с «неполным усвоением», задачи-головоломки, задачи-ловушки, задачи-кроссворды, творческие задачи.   Это необходимо для того, чтобы учащиеся не терялись в многообразии олимпиадных заданий, не имея никаких начальных ориентиров, и в итоге не оказывались  в состоянии решить даже такие задачи, которые являются для них вполне посильными. Такие типы задач мною собраны из различных сборников повышенной сложности, из пособий для подготовки к ЕГЭ, журнальных публикаций, ЦОР. Обучающиеся успешно выступают на олимпиадах различного уровня, принимают участие в дистанционных олимпиадах по биологии.

В современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого заключается в том, чтобы сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - вот ключевая цель педагога в работе с учениками.

Знаю→могу применить→владею способами применения (знаю как применить)→имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие детей.  Выстраивая систему работы  с одаренными детьми, я опираюсь именно на эти принципы. Она не позволяет мне как учителю стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед, а это способствует саморазвитию, самореализации, освоению новых технологий.

 Литература.

1.Гузеев В.В. Поколение образовательных технологий: интегральные технологии. // Химия в школе. - №10. – 2003. – с.22

2.Загорский В.В. Олимпиада: «На старт! Внимание! Марш!» // Химия в школе. - №2. – 1998. – с. 2 -3

3.Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. - №4. – 2007. – с. 106


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Поддержка творчества и одаренности детей в отделении дополнительного образования»

Педагог должен хорошо знать природу ребенка, все нюансы его физиологического и психического развития в любой период его жизни, чтобы не причинять вреда своему воспитаннику. Необходимо следовать,...

Статья "Одаренные дети"

В статье описана работа с одарёнными детьми в условиях сельской школы....

Статья: " Как сохранить познавательную мотивацию, и удержать интерес одаренных детей и детей с ОВЗ на уроках"

В современной школе вопрос о мотивации учения можно назвать центральным, так как мотив   является   источником   деятельности   и   выполняет...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Статья "Одаренные дети"

Методическая работа....

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...