Статья "Одаренные дети в музыке"
статья

Дрынкина Наталья Владимировна

Статья посвящена анализу музыкальной одарённости у детей. Рассмотрены основные методы развития музыкальных способностей. Проанализирована специфика работы с музыкально-одарёнными детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti_v_muzyke.docx25.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Одаренные дети в музыке 

Дрынкина Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования,

ЦВР «Академический, Санкт-Петербург

Аннотация. Статья посвящена анализу музыкальной одарённости у детей. Рассмотрены основные методы развития музыкальных способностей. Проанализирована специфика работы с музыкально-одарёнными детьми.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Проблема одаренности многогранна и остается еще во многом нераскрытой, многие аспекты представляют собой предмет дискуссии вплоть до нашего времени.

Занимаясь проблемой музыкальной одаренности, исследователи А. О. Гетманенко и А. В. Серый считают, что музыкальная одаренность представляет собой личностное образование, несводимое к сумме обусловливающих его функционирование факторов, но предусматривающее их комплексную организацию и наличие имманентных ресурсов развития, обеспечивающих направленность самореализации личности в сфере музыкальной деятельности, в частности вокально-исполнительской как одного из ее видов. При этом системообразующим компонетом музыкальной одаренности являются специальный, включающий в себя ряд музыкальных способностей (чувство ритма, музыкальный слух, гармонический слух, музыкальная память) и узкоспецефических качеств, определяющих возможность проявления одаренности в конкретном виде музыкальной деятельности (например, диапазон голоса, динаика, дикция и артикуляция, тембровые характеристики звучания) [1. С. 130].

Разгадку тайны одаренности к искусству, в частности, следует искать не в том, что музыканту дано нечто такое, чем обделены другие люди, а в том, каким образом он раскрывает невероятные возможности человеческих способностей.

Поэтому чрезвычайно важно знать об особенностях развития одаренных детей, специфических истоках их творческого ума. Задача педагогов дополнительного образования - создать методику работы с ярко заявляющими о себе талантами, и с опорой на эту методику обеспечить всем детям поле деятельности для актуализации заложенного природой потенциала, творческого проявления и самовыражения.

Раскроем понятие «музыкальные способности» как одного из вариантов проявления детской одаренности. Музыкальные способности – индивидуальные психологические свойства человека, обуславливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В разной степени данные способности есть у каждого человека. Если способности выражены ярко и самобытно, – их называют музыкальной одаренностью.

Принято считать, что музыкальность находится в пропорциональной зависимости от сенсорных способностей, например, музыкального слуха. Но сенсорных способностей недостаточно, нужен комплекс способностей ребенка, при наличии которого возможна диагностика музыкальности. Достаточно просто продиагностировать музыкальные способности, но точно ответить на вопрос об особенностях формирования и развития музыкальных способностей, даже при учете сложной диагностики не удается. 

Музыкальная одаренность не сводится к сумме способностей, и её составляющих, а представляет новое качество, включающее, например, общие творческие способности личности. Её невозможно понять без учета целого ряда психологических качеств более общего характера, относящихся к интеллектуальной, эмоциональной, характерологическим сферам и т.п.

В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями обычно подразумевают музыкальный слух, чувство ритма и музыкальную память.

Обобщая результаты наблюдений, можно сказать, что музыкальные способности проявляются вне связи с общим интеллектуальным уровнем, как его оценивают стандартные тесты. Начинать исследование способностей стоит с задатков, которые можно определить как анатомо-физиологические, особенности человека, имеющие важное значение для развития способностей.

 Задатки многогранны, на основе одних и тех же могут строиться различные способности. Задатки являются естественной основой различия людей по их способностям реализовать себя в определенных видах деятельности. В задатках всегда присутствуют следующие основания [3]:

Многолетний педагогический опыт работы в дополнительном образовании  позволяет сделать следующие выводы, касающиеся особенностей музыкальной одаренности:

- Одаренные дети, как правило, не имеют узкой направленности. Им тесно в рамках одного направления, поэтому они проявляют незаурядные способности  не только в сольном пении,  но и в таких дисциплинах как, сольфеджио, фортепиано, хор, хореография, живопись и пр. Например, наши учащиеся, помимо вокала, с большим успехом занимаются в театральной студии «Балагуры». Таким образом, их одаренность складывается из целого комплекса талантов.

- Одаренные дети быстро усваивают информацию, запоминают и усваивают информацию, но не могут долго «сидеть» на одном и том же материале, и теряют интерес  к занятиям. Их необходимо постоянно «подогревать» новыми идеями,  расширять и обновлять  репертуар, ставить более сложные задачи на перспективу творческого  роста, искать нестандартные решения.

- Такие дети без особых усилий преодолевают трудности.

- Они обладают высокой  работоспособностью и физической выносливостью: могут часами заниматься любимым делом, не чувствуя усталости  и не замечая времени.

- Учащиеся отличаются широким охватом и высокой продуктивностью своей деятельности, владеют огромным репертуаром: от  народной песни  -  до оперной арии.

- Такие дети нацелены на успех. Имеют мышление победителя. У них огромная мотивация и большое желание добиваться цели. Всегда «в боевой готовности». Эти качества позволяют им даже после длительного перерыва быстро вспомнить пройденный в прошлом материал и за минимум репетиций быть готовыми к выступлению.

- Психологически устойчивы, уверены в себе, в своих силах. Не боятся сцены и с  удовольствием демонстрируют на публику свои таланты, получая от этого большое удовлетворение.

- Их отличает высокая результативность. Без их участия, как правило,  не обходится ни одно мероприятие и конкурс на уровне учреждения, района, города. - Обладают яркими лидерскими качествами, высокой коммуникабельностью.

- Умеют работать в команде. Для одаренных детей не составляет никакого труда совместное исполнение в дуэте, трио, квартете; c вокальным  ансамблем, хоровым коллективом, камерным  ансамблем; с ансамблем баянистов и даже с симфоническим  оркестром.

- Одаренные отличаются повышенным чувством ответственности за порученное дело.

Музыкально одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся на занятии. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения и приоритеты: некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны.

Одним из методов выявления в коллективе одарённых детей является наблюдение. Чтобы судить об одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно этому ребенку, то есть нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на занятии организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают.

Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии.

На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально одарёнными детьми?

Прежде всего, надо постараться создать благоприятную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на занятиях, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок одаренному ребенку предлагается придумать своё упражнение и исполнить его всей группе.

Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей.

Учащиеся, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Участвуя во многих профессиональных мероприятиях, дети создают свои авторские работы: мультимедийные презентации, коллективные проекты, музыкальные аранжировки. К примеру, для учащихся оказался эмоционально привлекательным проект создания собственного музыкального клипа. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и, оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем развивать свою одаренность.

Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую и неординарную личность. Педагогу приходится оценивать, как положительные, так и отрицательные стороны личности ребёнка, его отношения к музыке, его исполнительские качества. Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок.

В своей практике мы часто сталкиваемся с такими детьми, но если найти к ним правильный подход и выстроить индивидуальную траекторию творческого развития, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с педагогами, однако вскоре они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты.

Большое значение при работе с одаренными детьми имеет воспитательная работа. Она должна быть направлена на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей. Педагог не только учит петь, играть, но и помогает формированию личности, опираясь на нравственные основные критерии добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность, открытость, в сочетании с мастерством сопровождают личность на протяжении всей его жизни. Чистая душа рождает чистый голос. Эту мысль следует внушать учащимся на протяжении всех лет обучения. Необходимо, чтобы дети проявляли самостоятельность, творческую активность, желание оценить творческие находки друг друга.

Педагогу для работы с музыкально одаренными детьми нужно обладать следующим комплексом качеств:

- личностные (позитивная «Я-концепция», целеустремленность, зрелость, эмоциональность, артистичность, доброжелательность, общительность, тактичность);

- профессиональные (знания и умения, помогающие развитию одаренности каждого учащегося с учетом индивидуальной психолого-педагогической характеристики); разработка индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, оценка результатов обучения, консультативное обучение детей и родителей);

- поведенческие (умение создать творческую атмосферу, педагогическая техника, форма поведения педагога).

Говоря о развитии и обучении музыкально одаренных детей, нельзя не остановиться на вопросе исполнительского репертуара. Он должен быть интересен, ярок и соответствовать возрасту и вокальным данным ребенка, а также отвечать высоким нравственным идеалам.

Предлагая юному таланту произведения гораздо сложнее его уровня исполнительства, мы предоставляем ему возможность добиться результата очень усердным трудом. «Если не прикладывать никаких усилий, данные тебе от природы способности просто закончатся, как конфеты в коробке»,- говорим мы маленьким «ленивцам».   Поэтому  с огромным желанием и удовольствием талантливые дети принимают участие в концертах и различных конкурсах. Порой стремление к победе оказывается настолько сильным, что даже ленивый обычно ребенок демонстрирует небывалое вдохновение. Чувство победы позволяет ребенку пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои еще большие возможности.

Необходимо хвалить детей, даже самые незначительные достижения, если они требовали времени и усердия принимаются всерьез. Похвала – витамин роста!

Подготовка и участие в художественном конкурсе интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, обогащают сферу эмоциональных переживаний, помогает конкурсантам через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества.

 Поэтому конкурс, как одна из форм соревнований, содержит в себе потенциальные возможности для саморазвития и качественного совершенствования личности. И, прежде всего, конкурс призван открыть талант и дать ему дорогу в жизнь.

В заключении подведем итоги всему вышесказанному.
Музыкальная одаренность, являясь одним из видов художественной одаренности, представляет собой комплекс качеств, необходимых для успешного выполнения музыкальной деятельности. В ее структуре можно выделить общие музыкально-эстетические и специальные способности, которые развиваются в онтогенезе. Каждая музыкальная способность представляет собой системное образование, состоящее из компонентов различной сложности, и характеризуется синтезом слуховых и эмоциональных компонентов. В современном понимании музыкальной одаренности особое значение приобретает понятие музыкальности как особого психического качества личности, определяющегося субъективным отношением ее к музыкальной действительности, выражающемся в повышенной впечатлительности от музыки и способности передавать свой жизненный опыт и эмоции внутреннего мира в музыкальных образах.

Список литературы

  1. Гетманенко, А. О. Роль развития музыкальной памяти в становлении музыкальной одаренности Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Д. Б. Богоявленской. / А. О., Гетманенко, А. В., Серый. – М.: МПГУ, 2018. – 130 с.
  2. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. / А.М. Матюшкин. – М.: Директ-Медиа, 2014.
  3. Савенков, А.И. Психология детской одаренности. / А.И. Савенков. – М.: Генезис, 2010.
  4. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. / Н.Б. Шумакова. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сайт Детям о музыке

www.muz-urok.ru Кремлин оркестр приглашает на концерты http://www.chamberorchestrakremlin.ru/"СМОТРИ И СЛУШАЙ!"Концерты для детей в Центре-музее "Преодоление" им. Н.A. ОстровскогоТверская 14...

Научите детей полюбить музыку

Музыка прособна воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию,формирует стремление к преобразованию окружающего.Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством...

Консультация для родителей "Дети и музыка"

Использование игровых приемов в процессе слушания музыки, пения, ритмических движений....

«Духовно-нравственное воспитание детей посредством музыки в современном обществе»

1. Роль педагога дополнительного образования в воспитании духовно-нравственных ценностей у детей.2. Влияние современных технологий на воспитание подрастающего поколения.3. Роль искусства в воспи...

Статья "Как научить детей воспринимать музыку?"

В статье раскрываюся такие  понятия, как  "восприятие музыки", "любовь к музыке", "понимание музыки". Даются методические рекомендации по формированию умения слушать и вопринимать классическ...

Лекция для родителей "Дети и музыка"

        В дружной семье искусств музыка занимает особое место. Оно определяется тем, что развитие музыкальных образов, происходящее во времени, позволяет предельно выразител...

Презентация к песне "Дети войны" музыка Ольги Юдахиной, слова Ильи Резника.

Презентация содержит стихотворение "Они с детьми погнали матерей" Мусы Джалиля, текст песни....